Автор: Капустина Ольга Яновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Рябинушка"
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Из опыта работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад «Рябинушка»
пгт Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДОУ.
Ольга Яновна Капустина, воспитатель
Первая квалификационная категория
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации
требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические
затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение,
известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода
перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не
найти поддержки и др.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих
психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано
с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и
агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное
творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого
личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления,
излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность
пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и
воспитания появляются какие - либо инновации, они направлены в основном
на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со
своими проблемами. А проблемы педагога — это проблемы всего общества.
Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия,
т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику
самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие
возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт - терапия
создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения,
творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для
коррекции черт личности
человека. По заключениям
ученых, после занятий арт -
терапией позитивно
изменяются состав крови,
общее состояние организма
и психики взрослого,
загруженного бременем
проблем. Все просто,
доступно и не требует от
вас особенных затрат
времени или денег. Но при
этом практика работает!
Арт - терапия может быть как
основным, так и вспомогательным
методом терапии. Она основана на
следующих механизмах воздей-
ствия: искусство позволяет в
скрытой символической форме
реконструировать травмирующую
ситуацию и найти ее разрешение
через повторное моделирование.
Творчество всегда было сред-
ством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним
конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она
позволяет «выпустить пар» - дать социально приемлемый выход агрессии и
другим негативным чувствам.
В основном арт - терапия базируется на изобразительном искусстве, но
существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно
ориентированная терапия и многие другие. В нашем коллективе мы
применяем технологии «Квилинг» и «Канзаши».
Цель работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние
педагога, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную
опустошенность, открыть творческий потенциал, повысить
работоспособность и укрепить позитивное отношение к своей профессии.
Арт - терапия — один из грамотно организованных методов методической
работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического
коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и
интересных форм, таких как «Мастерская». Мастерские представляют собой
небольшие группы (6—8 чел.), где педагоги настраиваются друг на друга и
получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также
служит терапевтическим моментом.
Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент
педагогов будет присутствовать, в работе мастерской могут принимать
участие не только педагоги, но и младшие воспитатели. Во время работы в
арт - терапевтических группах или по другим формам работы по арт -
терапии с педагогами происходят только позитивные трансформации.
Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и
передавать свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная
форма оздоровления души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и
познать себя; провести более точную расстановку кадров, снять напряжение,
чувство страха, придает чувство уверенности в себе, свои силы, т.е. педагоги
могут самостоятельно реабилитировать свое физическое и психическое здо-
ровье.
Работы педагогов украшают помещения детского сада, служат сувенирами
и подарками на праздниках, являются предметами эстетического
удовольствия.