Напоминание

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Из опыта работы ДОУ


Автор: Капустина Ольга Яновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Рябинушка"
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Из опыта работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ детский сад «Рябинушка»

пгт Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ПЕДАГОГОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДОУ.

Ольга Яновна Капустина, воспитатель

Первая квалификационная категория

Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации

требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические

затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение,

известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода

перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не

найти поддержки и др.

Синдром хронической усталости лежит в основе многих

психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано

с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и

агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное

творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого

личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления,

излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность

пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.

Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и

воспитания появляются какие - либо инновации, они направлены в основном

на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со

своими проблемами. А проблемы педагога — это проблемы всего общества.

Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия,

т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику

самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие

возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт - терапия

создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения,

творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для

коррекции черт личности

человека. По заключениям

ученых, после занятий арт -

терапией позитивно

изменяются состав крови,

общее состояние организма

и психики взрослого,

загруженного бременем

проблем. Все просто,

доступно и не требует от

вас особенных затрат

времени или денег. Но при

этом практика работает!

Арт - терапия может быть как

основным, так и вспомогательным

методом терапии. Она основана на

следующих механизмах воздей-

ствия: искусство позволяет в

скрытой символической форме

реконструировать травмирующую

ситуацию и найти ее разрешение

через повторное моделирование.

Творчество всегда было сред-

ством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним

конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она

позволяет «выпустить пар» - дать социально приемлемый выход агрессии и

другим негативным чувствам.

В основном арт - терапия базируется на изобразительном искусстве, но

существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно

ориентированная терапия и многие другие. В нашем коллективе мы

применяем технологии «Квилинг» и «Канзаши».

Цель работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние

педагога, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную

опустошенность, открыть творческий потенциал, повысить

работоспособность и укрепить позитивное отношение к своей профессии.

Арт - терапия — один из грамотно организованных методов методической

работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического

коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и

интересных форм, таких как «Мастерская». Мастерские представляют собой

небольшие группы (6—8 чел.), где педагоги настраиваются друг на друга и

получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также

служит терапевтическим моментом.

Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент

педагогов будет присутствовать, в работе мастерской могут принимать

участие не только педагоги, но и младшие воспитатели. Во время работы в

арт - терапевтических группах или по другим формам работы по арт -

терапии с педагогами происходят только позитивные трансформации.

Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и

передавать свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная

форма оздоровления души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и

познать себя; провести более точную расстановку кадров, снять напряжение,

чувство страха, придает чувство уверенности в себе, свои силы, т.е. педагоги

могут самостоятельно реабилитировать свое физическое и психическое здо-

ровье.

Работы педагогов украшают помещения детского сада, служат сувенирами

и подарками на праздниках, являются предметами эстетического

удовольствия.



В раздел образования