Напоминание

воспитательная программа "Мы в ответе за..."


Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 80 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: воспитательная программа "Мы в ответе за..."
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 80 с углубленным изучением английского языка»

Рассмотрено и согласовано на заседании

МО Протокол № 1 от «29» августа 2018 г.

Руководитель МО__________

(И.Ю.Кулаковская)

Утверждаю Приказ по школе № __ от

«_»___2018 г. Директор

________________Хитрова Г.В

Воспитательная программа

«Мы в ответе за…»

учителя русского языка и литературы

СОШ №80 г. Ярославля

с углублённым изучением

английского языка

Ивановой Елены Валерьевны

2018

2

Пояснительная записка

Цель

воспитательной

работы

школы

создание

условий

для

формирования

у

обучающихся

духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной

индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитание гражданственности, патриотизма

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный

мир,

свобода

личная

и

национальная,

доверие

к

людям,

институтам

государства

и

гражданского

общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.

Задачи:

1.Дать общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах,

их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-

культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России.

2.Обеспечить системные представления об институтах гражданского общества, их истории и

современном

состоянии

в

России

и

мире,

о

возможностях

участия

граждан

в

общественном

управлении.

3.Обеспечить понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц,

охраняющих общественный порядок, осознание конституционного долга и обязанностей гражданина

своей Родины.

4.Дать системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве

народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории.

5.Сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных

местах,

к

невыполнению

человеком

своих

общественных

обязанностей,

к

антиобщественным

действиям, поступкам.

«Гражданственность» предполагает освоение и реализацию учениками своих прав и обязанностей

по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, к Отечеству, к планете Земля.

Это

и

педагогические

проблемы.

Важно

воспитать

деятельного

гражданина

своей

Родины,

а

не

стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека.

Поэтому

гражданин

с

педагогической

точки

зрения

это

самобытная

индивидуальная

личность,

обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе – систематический подход к формированию гражданской позиции ученика,

создание

условий

для

его

самопознания

и

самовоспитания.

При

этом

важно

использовать

педагогический

потенциал

социального

окружения,

помочь

ученику

освоить

общественно-

исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт

жизнедеятельности.

Планируемые результаты:

1.Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому

наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и

языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.

2.Знание

основных

положений

Конституции

Российской

Федерации,

символов

государства,

субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и

обязанностей граждан России.

3.Системные

представления

о

народах

России,

понимание

их

общей

исторической

судьбы,

единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации.

4.Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в

России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт

участия в гражданской жизни.

5.Понимание

защиты

Отечества

как

конституционного

долга

и

священной

обязанности

гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.

6.Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.

7.Знание национальных героев и важнейших событий истории России.

8.Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание культуры здорового образа жизни

Ценности:

физическое,

физиологическое,

репродуктивное,

психическое,

социально-

психологическое, духовное здоровье.

Задачи:

3

1.Обеспечить

осознание

единства

и

взаимовлияния

различных

видов

здоровья

человека:

физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к

заболеваниям),

психического

(умственная

работоспособность,

эмоциональное

благополучие),

социально-психологического

(способность

справиться

со

стрессом,

качество

отношений

с

окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного

(иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного

образа жизни человека.

2.Сформировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных

соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.

3.Развивать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и

санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом,

туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации.

4.Сформировать

опыт

участия

в

физкультурно-оздоровительных,

санитарно-гигиенических

мероприятиях, экологическом туризме.

5.Сформировать резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков,

наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).

6.Сформировать отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и

пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Планируемые результаты

1.Знание

единства

и

взаимовлияния

различных

видов

здоровья

человека:

физического,

физиологического,

психического,

социально-психологического,

духовного,

репродуктивного,

их

обусловленности внутренними и внешними факторами.

2.Знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни.

3.Знание законодательства в области здоровья.

4.Знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов России.

5.Умение

выделять

ценность

здоровья,

здорового

и

безопасного

образа

жизни

как

целевой

приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно

использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека.

6.Умение

анализировать

изменения

в

окружающей

среде

и

прогнозировать

последствия

этих

изменений для природы и здоровья человека.

7.Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности.

8.Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье

человека. 9.Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и

других

психоактивных

веществ

(ПАВ);

отрицательное

отношение

к

лицам

и

организациям,

пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

10.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,

труда и творчества, всестороннего развития личности.

11.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего

режима дня.

12.Умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально

сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и

социально-психологического здоровья.

13.Проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных

соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.

14.Формирование опыта участия в общественно значимых делах по заботе о личном здоровье и

здоровье окружающих людей.

15.Овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного со здоровьем людей.

16.Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с

выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.

4

Рабочая программа рассчитана на работу в течение 7 лет, участники программы - уч-ся с 5 по 11

класс.

Основа воспитательной работы:

Системный подход к формированию гражданской позиции школьника

Личностно-ориентированный подход к созданию условий его самопознания и воспитания

Деятельностный подход к использованию педагогического потенциала социального окружения

Классное самоуправление

Президент класса

Премьер

Медицинская служба

Библиотечная служба

Пресс-центр класса

Хозяйственная служба

Ответственные дежурные по столовой

Служба здоровья и спорта

«Союз увлечённых»

Служба удовольствий

Постоянная агитбригада

Родительский комитет

Основные ориентиры воспитательной работы

Приоритетные направления воспитательной работы:

Гражданско-патриотическое воспитание, военнопатриотическое

Нравственно-эстетическое воспитание

Экологическое

Социально-педагогическое

Физкультурно-оздоровительное воспитание

Самоуправление в школе и в классе

Гражданственность и патриотизм – стержень развития личности

Функции классного руководителя

стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы уч-ся

формирование классного коллектива

анализ результативности работы классного актива

поддержка инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятия

воспитание ответственности за порученное дело

через сотрудничество, соуправление, сотворчество

Анализ (примерный) воспитательной работы за ? учебный год

5

Вопросы для

анализа

Анализ работы

Как реализованы

задачи прошлого

года?

Задачи:

на уровне коллектива

совершенствовать культуру межличностного общения;

познакомить уч-ся с особенностями проектной деятельности;

раскрыть роль семейных отношений в здоровом образе жизни;

определить роль правильного выбора профессии;

на уровне группы

совершенствовать формы работы микроколлективов;

продолжать

вырабатывать

умения

работать

в

команде,

решать

коллективные творческие задачи;

на индивидуальном уровне

совершенствовать

и

углублять

индивидуальные

программы

здорового образа жизни уч-ся;

помочь каждому осознать свою роль в преобразовании жизни класса,

школы,

в

осознании

сущности

слов

«Прежде

чем

стать

гражданином

Родины, стань гражданином своего класса»;

воспитывать

сознательное

отношение

к

учению,

развивать

познавательные интересы уч-ся.

успешно реализованы

Какие результаты

получены по

каждой из задач?

Продолжается формирование сплочённого коллектива. К работе по успешному

выполнению

задач

развития

коммуникативных

способностей,

культуры

общения, определению особенностей личности уч-ся был привлечён школьный

психолог. Коллектив класса принимал участие во всех традиционных школьных

КТД, отстаивал честь школы в различных творческих конкурсах. Особенно

проявили себя уч-ся актива класса. Для организации и проведения классных дел

хорошо

отлажена

работа

групп

по

интересам.

Уч-ся

ознакомлены

с

особенностями

проектной

деятельности,

принимали

участие

в

разработке

предметных

школьных

проектов,

создавали

ЦОРы,

отрабатывали

умения

работать в команде.

Что

способствовало

успешной

реализации задач?

Успешному

решению

задач

способствовали

активное

взаимодействие

с

родительским комитетом класса, вовлечение в работу школьного психолога,

участие в школьной жизни и сотрудничество с родителями.

Какие из задач не

были реализованы

и почему?

На индивидуальном уровне - воспитывать сознательное отношение к

учению, развивать познавательные интересы у уч-ся, имеющих проблемы с

обучением.

Самой

трудной

задачей

оказалось

развитие

умения

планировать

деятельность,

анализировать

её

результаты,

так

как

уч-ся

привлекают

интерактивные формы воспитательной работы.

Какие проблемы в

работе с классным

коллективом

возникли при

решении

поставленных

задач?

Возникали проблемы по формированию межличностных отношений

между

учащимися, по координации единых педагогических позиций и требований

школы и семьи среди родителей.

6

Особенности реализуемой воспитательной программы

Воспитательная концепция программы «Мы в ответе за…»

Через вхождение в социальную среду формирование

гражданского отношения к себе – «Я и я»

Девиз: Великая должность – быть на Земле

человеком!

Социальные роли:

материально-потребительская

духовно-потребительская

психосаморегулятивная

целеутверждающая

субъект учения

субъект самовоспитания

Цели:

формировать правосознание и

гражданскую ответственность

воспитывать у детей понимание

сущности сознательной дисциплины и

культуры поведения, ответственности и

исполнительности, точности при

соблюдении правил поведения в школе,

дома, общественных местах

формировать потребность к

самообразованию, воспитанию морально-

волевых качеств

гражданского отношения к своей семье – «Я и

семья»

Девиз: В дружбе взрослых и детей – сила школы

и семей.

Социальные роли:

сыновне-дочерняя

супружеская

отцовско-материнская

Цели:

формировать уважение к членам своей

семьи

воспитывать будущего семьянина,

любящего своих родителей

формировать понимание сущности

основных социальных ролей: дочери,

сына, мужа, жены, отца, матери

гражданского отношения к школе – «Я и

школа»

Девиз: Честь школы - моя честь!

Социальные роли:

учебная

нравственная

коммуникативная

организаторско-управленческая

профессионально-трудовая

интерсоциальная

Цели:

формировать осознание

принадлежности к школьному

коллективу

воспитывать стремление к сочетанию

личных и общественных интересов

формировать атмосферу творчества и

дружбы в школьном и классном

сообществе

гражданского отношения к Отечеству – «Я и моё

Отечество»

Девиз: Россия – Родина моя!

Социальные роли:

патриотическая

национально-интернациональная

правовая

нравственная

экологическая

интерсоциальная

Цели:

развивать общественную активность уч-

ся,

воспитывать осознанное отношение к

народному достоянию, верность боевым

и трудовым традициям старшего

поколения, преданность Отчизне,

готовность к защите её свободы и

независимости

воспитывать политическую культуру,

чувство ответственности и гордости за

страну

формировать потребность изучать

историко-культурное наследие

Воспитывать понимание взаимосвязей

между человеком, обществом и природой

7

Реализация программы «Мы в ответе за…»

Этапы развития

программы

Принципы

жизнедеятельности

классного

сообщества

Проектирование –

определение

перспектив развития

Познай себя – это

интересно!

Становление

системы –

определение круга дел

Сотвори себя – это

необходимо!

Стабильное

функционирование

системы –

формирование

традиций

Утверди себя – это

возможно!

Завершение

функционирования

системы или её

качественное

обновление

Прояви себя – это

реально!

8

Воспитательная работа в 5-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

оказывать

помощь

в

адаптации

к

новым

условиям

обучения,

помогать

строить

доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;

через

организацию

дел

способствовать

созданию

в

классе

атмосферы

дружбы,

взаимопонимания;

раскрыть понятие здорового образа жизни и довести до сознания учеников;

на уровне группы

организовать деятельность микроколлективов в классе, помочь с определением направления

деятельности;

помочь в освоении дел, распределении и чередовании творческих поручений;

учить умению работать в группе, команде, коллективно решать творческие задачи, уважать

мнение каждого, вести спор;

на индивидуальном уровне

учить умению организовывать учебный труд дома и в школе;

через участие в делах учить умению командовать и подчиняться, адекватно себя вести;

помогать

в

организации

выполнения

поручения,

в

построении

отношений

с

одноклассниками, с учителями;

обратить особое внимание на уч-ся, имеющих проблемы в обучении и воспитании.

9

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Мир моих увлечений:

«Спорт

любить

сильным и здоровым

быть»

Раскрыть роль спорта и

т у р и з м а

в

формировании

здорового образа жизни

«5

класс

встречает

нас».

Ф е с т и ва л ь

подвижных игр

Возрастные

особенности

пятиклассников,

особенности

работы с ними.

октябрь

«Я и я»

Мой режим: «Хочу» и

«надо»

П о ка з ат ь

з н а ч е н и е

р е ж и м а

д н я

д л я

адаптации

к

новым

условиям обучения

Заочная

экскурсия

«Кто я? Какой я?»

ноябрь

«Я и семья»

Родительский

дом

начало начал

В ы я в и т ь

в е д у щ е е

з н а ч е н и е

с е м ь и

в

формировании

здорового образа жизни

Праздник

« Д е н ь

матери»

Организация

жизни

пятиклассника.

Атмосфера

общей

заботы

дома

и

в

детском

коллективе.

декабрь

«Я и семья»

Вся семья вместе - и

душа на месте

П о к а з а т ь

т о ,

ч т о

и м е н н о

в

с е м ь е

рождается

здоровый

образ жизни

О г о н ё к

у

ё л к и

«Папа,

мама,

я

дружная семья!»

январь

«Я и школа»

В

крепкой

дружбе

наша сила

Р аскры ть

з н ач е н и е

дружбы для укрепления

принципов

здорового

образа жизни

Интеллектуально-

познавательная игра

«Я

и

мы

вместе

сила!»

февраль

«Я и школа»

Честь

школы

моя

честь

О п р е д е л и т ь

р о л ь

школы в формировании

гражданских

качеств

личности,

принципов

здорового образа жизни

Интеллектуальный

марафон

«Потенциал

завтрашнего дня»

Нравственное

воспитание

пятиклассника.

Отношения

з а б о т ы .

С т и л ь

отношений.

март

«Я и школа»

Школа и семья

Р аскры ть

з н ач е н и е

сотрудничества

школы

и

с е м ь и

д л я

формирования

гражданских

качеств

личности,

принципов

здорового образа жизни

Вечер

альтернатив

«Традиции школы и

семьи»

апрель

«Я и Отечество»

Я

г р а ж д а н и н

Р о с с и и .

М ы

россияне.

П о ка з ат ь

з н а ч е н и е

здорового образа жизни

д л я

ф о р м и р о в а н и я

г р а ж д а н и н а

и

обновления России

Познавательно-

д е л о в а я

и г р а

«Откуда есть пошла

Русская земля»

Эстетическое

воспитание

пятиклассника

в

семье.

Ребёнок

и

книга.

май

«Я и Отечество»

С и м в о л ы

м о е й

страны

Представить

величие

символики

России,

её

славную историю

Игра-путешествие

« П о

с т р а н и ц а м

нашей истории»

10

Воспитательная работа в 6-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

продолжать развивать в коллективе культуру межличностных отношений;

через организацию КТД показать значение норм, правил, традиций в жизни семьи, класса,

школы, родного края;

формировать у уч-ся представления об основах самовоспитания и саморазвития;

раскрывать роль самоуправления в классном коллективе;

на уровне группы

организовать деятельность микроколлективов в классе;

учить вести обсуждение о роли норм и правил в жизни человека и общества;

развивать умения организовать свою деятельность по участию в КТД;

продолжать развивать умения работать в команде, коллективно решать творческие задачи;

способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;

на индивидуальном уровне

продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа

жизни;

активизировать участие каждого в КТД, выполнении поручений;

разъяснять важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить

по правилам;

способствовать развитию культуры общения.

11

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Нам

жизнь

дана

на

добрые дела

О п р е д е л и т ь

р о л ь

п р а в и л

и

н о р м

поведения

в

жизни

человека

Я р м а р к а

д е л

«Быстрее

и

легче

п о д н я т ь с я

н а

вершину»

Физиологические

и психологические

особенности

подростков.

Домашняя работа.

октябрь

«Я и я»

П р и у ч и

с е б я

к

порядку

Р аскры ть

з н ач е н и е

организованности

и

порядка

для

развития

здорового образа жизни

Экспресс-конкурс

«Человек

организованный»

ноябрь

«Я и семья»

Всё начинается с…

П р е д с т а в и т ь

р о л ь

матери

в

семье

п о

формированию

семейных

традиций

и

принципов

здорового

образа жизни

Концерт

«Славим

руки матери»

Формирование

гуманистического

поведения

подростка.

Семейные

традиции.

декабрь

«Я и семья»

Твоя родословная

П о ка з ат ь

з н а ч е н и е

семейных

традиций,

з н а н и я

с в о е й

р о д о с л о в н о й

в

формировании

здорового образа жизни

Конкурс-выставка

«Моя родословная»

январь

«Я и школа»

Наш класс

В ы я в и т ь

р о л ь

школьного коллектива в

формировании

гражданских

качеств

личности,

принципов

здорового образа жизни

В е ч е р

о б щ е н и я

«Классный альбом»

февраль

«Я и школа»

Наши традиции

О п р е д е л и т ь значение

норм, правил, традиций

в

жизни

к л а с с н о го

к о л л е к т и в а

д л я

укрепления

принципов

здорового образа жизни

Ч а с

о б щ е н и я

«Кодекс чести»

Ценностные

ориентации

подростка.

Социальное

ядро

личности и три её

стороны (я хочу, я

могу, мне надо).

март

«Я и школа»

Правила

простые

и

важные

П о ка з ат ь

з н а ч е н и е

норм,

правил,

законов

о

б щ е

с

т

в

а для

укрепления

принципов

здорового образа жизни

Праздник-игра «Мы

ж и в ё м

п о

правилам»

апрель

«Я и Отечество»

Мой

край

родной

моя история живая

Раскрыть роль любви к

р од н ом у

к р а ю

к а к

основу

гражданственности

и

патриотизма

Заочная

экспедиция

« И х

и м е н а м и

названы улицы»

Формирование

правосознания

подростка. «Хочу»

и «надо» в его

жизни.

май

«Я и Отечество»

Моя малая родина

Передать

красоту

и

богатства родного края,

подчеркнуть

необходимость каждого

з а б о т и т ь с я

о

сохранении

р од н о й

природы

Автобусная

экскурсия.

Конкурс

« А

в о к р у г

т е б я

Ярославия»

12

Воспитательная работа в 7-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

развивать коммуникативные способности в коллективе, культуру общения;

работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

через организацию КТД показать значение природы для каждого человека по принципу:

охранять природу – значить охранять родину;

на уровне группы

совершенствовать правила и законы микроколлективов;

организовать деятельность микроколлективов в классе, учить культуре межличностного

общения процессе КТД;

развивать умение планировать деятельность, анализировать её результаты;

продолжать развивать умения работать в команде, коллективно решать творческие задачи;

способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;

на индивидуальном уровне

продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа

жизни;

убеждать в необходимости КТД и участия в ней;

способствовать развитию толерантных отношений.

13

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Познай себя

П о к а з а т ь

р о л ь

основных потенциалов

личности в воспитании

з д о р о в о г о

о б р а з а

жизни

Творческий конкурс

«Мои возможности»

Д у х о в н ы й

м и р

подростков.

октябрь

«Я и я»

Человек и природа

Раскрыть неразрывную

связь здорового образа

жизни с природой

К р у г л ы й

с т о л ,

д е б а т ы

« З а ч е м

н уж н о

о х р а н я т ь

природу?»

ноябрь

«Я и семья»

Древо жизни

О п р е д е л и т ь

р о л ь

сближения

семьи

и

школы в формировании

з д о р о в о г о

о б р а з а

жизни

Агитспектакль

«Мамин день»

Участие подростка

в домашнем

хозяйстве.

Атмосфера общей

заботы в семье.

декабрь

«Я и семья»

Ч е л о в е к

и

е г о

жилище

Представить

тесную

с в я з ь

к у л ь т у р ы ,

жилища

и

здорового

образа жизни

П р о е к т

« Г о р о д

будущего». Конкурс

дизайнеров

«Здесь

живёт моя семья»

январь

«Я и школа»

В о л ш е б н ы й

м и р

руками детей

В ы я в и т ь

з н а ч е н и е

основных потенциалов

личности в воспитании

з д о р о в о г о

о б р а з а

жизни

З а щ и т а

п р о е к т а

«Город будущего»

февраль

«Я и школа»

В е л и ч и е

и

с л а в а

России

О п р е д е л и т ь

р о л ь

гражданских

качеств

л и ч н о с т и

в

формировании

з д о р о в о г о

о б р а з а

жизни и для будущего

страны

Игра-путешествие

«Защитник

Отечества.

Какой

он?»

Возрастные

особенности

подростка и учёт их

в

с е м е й н о м

воспитании.

март

«Я и школа»

С о з в е з д и е

ю н ы х

дарований

Показать

з н ач е н и е

связи между школой и

семьёй

в

р а з в и т и и

творческих

способностей уч-ся

Семейный праздник

«В дружбе взрослых

и

д е т е й

с и л а

школы и семей»

апрель

«Я и Отечество»

Они

сражались

за

Родину

Р а с к р ы т ь

в е л и ч и е

подвига в бою и труде

во славу России

Экскурсия

в

музей

боевой

и

трудовой

с л а в ы

г о р о д а

«Подвигу

жить

в

веках»

Роль семьи в

воспитании

подростка.

Нетерпимость к

хулиганству и

уважение к

законопослушанию.

май

«Я и Отечество»

Обычаи и законы

Разъяснить

необходимость

подчиняться

закону,

ч т о

я в л я е т с я

важнейшим

условием

з д о р о в о г о

о б р а з а

жизни

Диспут «адвокатов»

«Защита

законопослушания»

14

Воспитательная работа в 8-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

совершенствовать культуру межличностного общения;

работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

раскрыть роль семейных отношений в здоровом образе жизни;

определить роль правильного выбора профессии;

на уровне группы

совершенствовать формы работы микроколлективов;

продолжить

развивать

умение

планировать

работу

микроколлективов,

анализировать

результаты деятельности;

продолжать вырабатывать умения работать в команде, решать коллективные творческие

задачи;

способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;

на индивидуальном уровне

совершенствовать и углублять индивидуальные программы здорового образа жизни уч-ся;

помочь каждому осознать свою роль в преобразовании жизни класса, школы, в осознании

сущности слов «Прежде чем стать гражданином Родины, стань гражданином своего класса»;

совершенствовать систему самообразования и самовоспитания.

15

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Сотвори себя сам

П о к а з а т ь

р о л ь

основных

потенциалов

личности в воспитании

здорового образа жизни

Игровое

состязание

« П р о в е р ь

с в о и

способности»

Старший

подросток в семье.

Физиологические

и

п с и х и ч е с к и е

особенности.

Половое

воспитание.

Учебная работа 8-

классников.

октябрь

«Я и я»

Кем

быть

и

каким

быть?

Раскрыть нравственную

с у щ н о с т ь

в ы б о р а

профе ссии,

ум е н и я

любить то, что делаешь

Конкурс

проектов

«Защита

профессий»

ноябрь

«Я и семья»

Восславим

женщину-

мать

Показать

роль

матери,

семьи в формировании

здорового образа жизни

В е ч е р

о б щ е н и я

«М ат е ри н с т во

священный

д о л г

женщины»

Родительский

авторитет.

Руководство

самовоспитанием

подростка.

декабрь

«Я и семья»

Профе ссии

наших

родителей

Представить

тесную

с в я з ь

в ы б о р а

п р о ф е с с и и

с о

сложившимися

традициями в семье

Э к с к у р с и я

н а

предприятие

«Формула

профессии»

январь

«Я и школа»

Го р д о с т ь

н а ш е г о

спорта

В ы я в и т ь

з н а ч е н и е

спортивных

занятий

в

воспитании

здорового

образа жизни

Спортивный

хит-

парад «У нас всегда

в

почёте

спорт!»

Э к с к у р с и я

в

спорткомплекс

февраль

«Я и школа»

Ж и з н ь

н а ш е г о

Классного городка

О п р е д е л и т ь

р о л ь

гражданских

качеств

л и ч н о с т и

в

формировании

здорового образа жизни

и для будущего страны

Капустник

« Н а с т р о й

с в о ю

волну»

Трудовое

в о с п и т а н и е

в

семье.

Подготовка

к

в ы б о р у

профессии.

март

«Я и школа»

Искусство спора

П о ка з ат ь

з н а ч е н и е

умения

общаться

в

профессиональной

д е я т е л ь н о с т и ,

в

карьерном

росте,

в

успехе дела

В е ч е р

о б щ е н и я

«Как говорим – так

и живём»

апрель

«Я и Отечество»

Человек и общество

Представить

взаимосвязь человека и

общества,

раскрыть

понятия

свободы

и

ответственности

Праздник паспорта

Государство и

дети. Права детей

в государстве.

май

«Я и Отечество»

Ничто

не

з а б ы то ,

никто не забыт

Р а с к р ы т ь

в е л и ч и е

подвига в бою и труде

во славу России героев

Великой Отечественной

войны

А к ц и я

« П о к л о н

т е б е ,

с о л д а т

России!»

16

Воспитательная работа в 9-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

показать роль здорового образа жизни в организации жизнедеятельности;

раскрыть понятие «нравственная культура личности», помочь уч-ся осмыслить самих себя;

объединить

уч-ся

вокруг

идея

создания

в

классе

оптимальных

условий

для

жизнедеятельности;

подготовить уч-ся к выбору пути дальнейшего образования;

на уровне группы

изучить уровень нравственной культуры уч-ся, их коммуникативных способностей;

разъяснить

роль

каждого

микроколлектива

в

создании

оптимальных

условий

для

жизнедеятельности;

на индивидуальном уровне

разъяснить уч-ся мысль о необходимости самовоспитания и самообразования;

помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;

через индивидуальную работу нацелить уч-ся на преобразование жизни класса.

17

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Что такое личность?

Показать роль основных

потенциалов личности в

процессе

с а м о в о с п и т а н и я

и

саморазвития

Игровой

тренинг

«По

лабиринт ам

души»

Особенности

о б у ч е н и я

9 -

классников.

Домашняя работа.

октябрь

«Я и я»

Твоя

нравственная

красота

Р а с к р ы т ь

п о н я т и е

«нравственной

культуры

личности»

как

основы

здорового образа жизни

Литературный

п р а з д н и к

« В

ч е л о в е к е

в с ё

д о л ж н о

б ы т ь

прекрасно!»

ноябрь

«Я и семья»

Любви все возрасты

покорны

Показать роль здорового

о б р а з а

ж и з н и

в

нравственной

красоте

любви

Литературная

гостиная

«Пятое

время года»

Итоги 1-ой

четверти. Этика

поведения

старшеклассника.

декабрь

«Я и семья»

Школа безопасности

Представить

т е с н у ю

связь культуры, жилища

и

зд о р о в о го

о б р а з а

жизни

Экскурсия в Центр

здоровья

январь

«Я и школа»

Б л е с к

и

с л а в а

олимпиад

Показать объединяющую

с и л у

о л и м п и а д ,

способствующих

п р о п а г а н д е

и

утверждающих здоровый

образ жизни

Зимняя

эст афет а

олимпийского огня

февраль

«Я и школа»

Деловой этикет

П о к а з а т ь

з н а ч е н и е

у м е н и я

о б щ ат ь с я

в

профессиональной

д е я т е л ь н о с т и ,

в

ка р ь е р н ом

р о с т е ,

в

успехе дела

«Слово

о

словах».

Ролевой

диалог

по

книге Д. Карнеги

И т о г и

2 - о й

четверти.

Правовое

в о с п и т а н и е

9 -

классника.

П о д г о т о в к а

к

экзаменам.

март

«Я и школа»

Самовоспитание

и

проблема выбора

П о к а з а т ь

з н а ч е н и е

выбора

положительного

и д е а л а

н а

п у т и

к

самосовершенствованию

,

ж и з н е н н о

ва ж н у ю

ценно сть

п р а в и л ь н о

сделанного выбора

Вечер

альтернатив

«Найди себя»

апрель

«Я и Отечество»

Великая

должность

б ы т ь

н а

З е м л е

человеком

Р а с к р ы т ь

р о л ь

самовоспитания

ч е л о в е к а

д л я

формирования

активной

гражданской позиции

Экологический

р и н г

« К т о

в

ответе?»

Итоги 3-ой

четверти.

Нравственное

воспитание

старшеклассника.

май

«Я

и

Отечество»

Спасём

и

украсим

нашу Землю!

Показать

необходимость

решения

вопроса

об

экологической

обстановке для здорового

образа жизни

П р о е к т

п о

благоустройству

р а й о н а

ш к о л ы

« З е м л я

н а ш а

общая забота»

18

Воспитательная работа в 10-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

помочь уч-ся адаптироваться в новом коллективе;

наметить и обсудить программу развития коллектива на два года;

объединить

уч-ся

вокруг

идея

создания

в

классе

оптимальных

условий

для

жизнедеятельности;

подготовить уч-ся к участию в городских гражданско-патриотических акциях;

на уровне группы

совершенствовать деятельность Советов дела, инициативных групп, микроколлективов на

основе культуры межличностных отношений (дружбы, заботы, сотрудничества);

развивать умения и навыки КТД, коллективной организаторской деятельности;

разъяснить или определить роль каждого микроколлектива в создании оптимальных условий

для жизнедеятельности;

на индивидуальном уровне

помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;

развивать умения анализировать свою деятельность и строить планы;

помочь уч-ся в самоопределении, в выборе профессии;

через индивидуальную работу нацелить уч-ся на преобразование жизни класса.

19

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Всё начинается с тебя

Показать роль основных

потенциалов личности в

с а м о в о с п и т а н и и

и

саморазвитии

Аукцион идей «Я и

мы»

Старшеклассники.

Юношеский

в о з р а с т

и

е г о

особенности.

октябрь

«Я и я»

Т в о я

ж и з н е н н а я

позиция

Р а с к р ы т ь

з н а ч е н и е

навыков

самоанализа

в

воспитании

здорового

образа жизни

Проект «В здоровом

теле

здоровый

дух»

ноябрь

«Я и семья»

Твой родной дом

Определить

важность

серьёзного отношения к

созданию семьи, своего

дома

как

фундамента

здорового образа жизни

Конкурсная

игра

«Моя семья»

Роль родителей в

подготовке

старшеклассника к

семейной жизни.

Культура внешнего

облика.

декабрь

«Я и семья»

Вредные

привычки

наших родителей

Выявить роль здорового

о б р а з а

ж и з н и

к а к

основы

для

создания

семьи

К р у г л ы й

с т о л

«Каким

ты

будешь

родителем?»

январь

«Я и школа»

С в о б о д а

и

ответственность

Определить

значение

понятий

«свобода»

и

«ответственность»

в

жизни человека

Дискуссия

«Можно

ли быть свободным

без

ответственности»

февраль

«Я и школа»

Красота коллектива

Определить

значение

п о н я т и я

« к р а с и в ы й

коллектив»

и

показать,

что именно в красивом

коллективе

рождается

здоровый образ жизни

Диспут

«Ты

для

к о л л е к т и в а

коллектив для тебя»

Коллективный

творческий труд –

источник

интеллектуальной,

п р а в о в о й

и

политической

культуры

личности.

март

«Я и школа»

Как изменить себя

П о к а з а т ь

з н а ч е н и е

умения

анализировать

ч е р т ы

х а р а к т е р а

и

важность

работы

по

самосовершенствовани

ю

Я р м а р к а

и д е й

«Жизненный

цейтнот»

апрель

«Я и Отечество»

Я

г р а ж д а н и н

России

Р а с к р ы т ь

ш и р о т у

понятия

«Гражданин»,

е г о

н р а в с т в е н н у ю

сущность

Ур о к

м у ж е с т в а

«Ро ссии

в е р н ы е

сыны»

Гражданская

зрелость и

общественная

активность

старшеклассника.

Ценностные

ориентации.

май

«Я и Отечество»

Россия – Родина моя

В ы я в и т ь

з н а ч е н и е

уважения

к

культуре

и

и с т о р и и

с т р а н ы ,

о п р е д е л и т ь

р о л ь

навыков

гражданского

поведения

Праздник-встреча

с

главой

района,

г о р о д а

и

т .

п .

«Гражданином быть

обязан!»

20

Воспитательная работа в 11-ом классе

Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и

утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

на уровне коллектива

довести до сознания уч-ся важность последнего года обучения в школе;

создать в коллективе радостную атмосферу прощания с детством;

подготовить уч-ся к участию в городских гражданско-патриотических акциях;

на уровне группы

дать оценку уровня развития классного коллектива к окончанию школы: какими мы стали,

что получили за годы учёбы в школе;

показать важность умения работать в команде, коллективно решать творческие проблемы;

на индивидуальном уровне

помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;

поддержать уч-ся в самоопределении, в выборе профессии;

показать важность умения делать самооценку и анализировать свою деятельность.

21

Примерное календарно-тематическое планирование

работы

Дата

Тема

Идея

КТД

Родительское

собрание

сентябрь

«Я и я»

Физиче ское

и

нравственное

совершенствова

ние – результата

здорового образа

жизни

Показать

роль

здорового

образа жизни в физическом

и

н р а в с т в е н н о м

совершенствовании

личности

А у к ц и о н

и д е й

«Какой он? Человек

будущего»

Выбор

профессии

и

профессиональные

ориентиры

старшеклассников.

октябрь

«Я и я»

Профессиональн

ое соответствие

Раскрыть

значение

навыков

с а м о а н а л и з а

в

в ы б о р е

профессии

В е ч е р

о б щ е н и я

«Профессии,

которые

выбирают

н а с ,

п р о ф е с с и и ,

которые

выбираем

мы»

ноябрь

«Я и семья»

Пути

физического

и

нравственного

совершенствова

ния

Определить

значение

семьи

в

ф и з и ч е с к о м

и

нравственном

совершенствовании человека

К р у г л ы й

с т о л

«Физическое

и

нравственное

совершенствование»

Подготовка

старшеклассников

к самостоятельной

жизни. Этика

отношений

юношей и

девушек.

декабрь

«Я и семья»

Этика

отношений

ю н о ш е й

и

девушек

В ы я в и т ь

э т и ч е с к и е

и

п р а в о в ы е

о с н о в ы

д л я

создания семьи

Экскурсия в ЗАГС

Конкурс возле ёлки

« Л е д и

и

джентльмены»

январь

«Я и школа»

Мы и школа

Раскрыть

роль

классного

коллектива в формировании

г р а ж д а н с к и х

к а ч е с т в

л и ч н о с т и ,

п р и н ц и п о в

здорового образа жизни

К а п у с т н и к

« У

школьной доски»

февраль

«Я и школа»

Интеллектуальн

ый

пот енциа л

России

завтрашнего дня

П о к а з а т ь ,

ч т о

интеллектуальный

п о т е н ц и а л

Р о с с и и

з а в т р а ш н е г о

д н я

формируется в стенах школы

Д е н ь

о т к р ы т ы х

д в е р е й

в

в у з а х

города

«дорога

в

будущее»

Интеллектуальная

культура

старшеклассника.

март

«Я и школа»

Музей класса

Показать

значение

связи

между

школой

и

семьёй

в

самосовершенствовании

личности

Проект

«Достижения

ж и т е ле й

н а ш е г о

Классного городка»

апрель

« Я

и

Отечество»

Земля без войны

О п р е д е л и т ь

з н а ч е н и е

п р и ч а с т н о с т и

к а ж д о г о

ч е л о в е к а

к

р е ш е н и ю

г л о б а л ь н ы х

п р о б л е м

современности

Парад

возможностей

«Что

н уж н о

т е бе

д л я

счастья? -

Мир,

мне

нужен

мир!»

Благоприятные

условия для

подготовки к

итоговой

аттестации. Наши

дети выходят в

большую жизнь.

май

« Я

и

Отечество»

С е г о д н я

м ы

дети, а завтра –

народ России

Выявить значение уважения

к культуре и истории страны,

определить

роль

навыков

гражданского поведения

Подготовка

выпускному

вечеру,

к

сбору

«100

дней

после детства»

22

Критерии эффективности воспитательной работы

Уровень воспитанности уч-ся

Защищённость и комфортность ребёнка в классе

Удовлетворённость уч-ся и их родителей жизнедеятельностью в классе

Сформированность классного коллектива

Рейтинг класса в школе, проявление «лица» класса

Памятка классному руководителю

Руководствуйтесь правилом: чтобы быть интересным, надо иметь интересным.

Не будьте назойливыми, помните: у каждого свой мир интересов и увлечений,

печалей и радостей.

Сохраняйте спокойствие, пока не найдёте правду!

Войдите в ситуацию, попробуйте понять, что чувствует ученик. Решите, что

делать дальше.

Совершайте добрые и хорошие поступки: дети учатся у нас!

Доставьте ученику радость общения! Похвалите! Укажите на успехи!

Воодушевите!

Дайте ученику больше самостоятельности и права выбора.

Будьте внимательны! Умерьте свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые.

Избегайте обвинений.

Покорите в себе гордыню. Признайтесь, что и Вы чего-то не знаете.

Развивайте в себе незаурядность! Импровизируйте!

Не сравнивайте себя с другими педагогами. Сравните себя сегодняшнего с собой

вчерашним.

23



В раздел образования