Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 80 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: воспитательная программа "Мы в ответе за..."
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 80 с углубленным изучением английского языка»
Рассмотрено и согласовано на заседании
МО Протокол № 1 от «29» августа 2018 г.
Руководитель МО__________
(И.Ю.Кулаковская)
Утверждаю Приказ по школе № __ от
«_»___2018 г. Директор
________________Хитрова Г.В
Воспитательная программа
«Мы в ответе за…»
учителя русского языка и литературы
СОШ №80 г. Ярославля
с углублённым изучением
английского языка
Ивановой Елены Валерьевны
2018
2
Пояснительная записка
Цель
воспитательной
работы
школы
–
создание
условий
для
формирования
у
обучающихся
духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной
индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Воспитание гражданственности, патриотизма
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный
мир,
свобода
личная
и
национальная,
доверие
к
людям,
институтам
государства
и
гражданского
общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.
Задачи:
1.Дать общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах,
их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-
культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России.
2.Обеспечить системные представления об институтах гражданского общества, их истории и
современном
состоянии
в
России
и
мире,
о
возможностях
участия
граждан
в
общественном
управлении.
3.Обеспечить понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц,
охраняющих общественный порядок, осознание конституционного долга и обязанностей гражданина
своей Родины.
4.Дать системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории.
5.Сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных
местах,
к
невыполнению
человеком
своих
общественных
обязанностей,
к
антиобщественным
действиям, поступкам.
«Гражданственность» предполагает освоение и реализацию учениками своих прав и обязанностей
по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, к Отечеству, к планете Земля.
Это
и
педагогические
проблемы.
Важно
воспитать
деятельного
гражданина
своей
Родины,
а
не
стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека.
Поэтому
гражданин
с
педагогической
точки
зрения
–
это
самобытная
индивидуальная
личность,
обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе – систематический подход к формированию гражданской позиции ученика,
создание
условий
для
его
самопознания
и
самовоспитания.
При
этом
важно
использовать
педагогический
потенциал
социального
окружения,
помочь
ученику
освоить
общественно-
исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности.
Планируемые результаты:
1.Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и
языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.
2.Знание
основных
положений
Конституции
Российской
Федерации,
символов
государства,
субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и
обязанностей граждан России.
3.Системные
представления
о
народах
России,
понимание
их
общей
исторической
судьбы,
единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации.
4.Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в
России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт
участия в гражданской жизни.
5.Понимание
защиты
Отечества
как
конституционного
долга
и
священной
обязанности
гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.
6.Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.
7.Знание национальных героев и важнейших событий истории России.
8.Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание культуры здорового образа жизни
Ценности:
физическое,
физиологическое,
репродуктивное,
психическое,
социально-
психологическое, духовное здоровье.
Задачи:
3
1.Обеспечить
осознание
единства
и
взаимовлияния
различных
видов
здоровья
человека:
физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к
заболеваниям),
психического
(умственная
работоспособность,
эмоциональное
благополучие),
социально-психологического
(способность
справиться
со
стрессом,
качество
отношений
с
окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного
(иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни человека.
2.Сформировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных
соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.
3.Развивать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и
санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом,
туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации.
4.Сформировать
опыт
участия
в
физкультурно-оздоровительных,
санитарно-гигиенических
мероприятиях, экологическом туризме.
5.Сформировать резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков,
наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
6.Сформировать отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и
пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Планируемые результаты
1.Знание
единства
и
взаимовлияния
различных
видов
здоровья
человека:
физического,
физиологического,
психического,
социально-психологического,
духовного,
репродуктивного,
их
обусловленности внутренними и внешними факторами.
2.Знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни.
3.Знание законодательства в области здоровья.
4.Знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов России.
5.Умение
выделять
ценность
здоровья,
здорового
и
безопасного
образа
жизни
как
целевой
приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно
использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека.
6.Умение
анализировать
изменения
в
окружающей
среде
и
прогнозировать
последствия
этих
изменений для природы и здоровья человека.
7.Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности.
8.Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека. 9.Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и
других
психоактивных
веществ
(ПАВ);
отрицательное
отношение
к
лицам
и
организациям,
пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
10.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества, всестороннего развития личности.
11.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего
режима дня.
12.Умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально
сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и
социально-психологического здоровья.
13.Проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных
соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.
14.Формирование опыта участия в общественно значимых делах по заботе о личном здоровье и
здоровье окружающих людей.
15.Овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного со здоровьем людей.
16.Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с
выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.
4
Рабочая программа рассчитана на работу в течение 7 лет, участники программы - уч-ся с 5 по 11
класс.
Основа воспитательной работы:
Системный подход к формированию гражданской позиции школьника
Личностно-ориентированный подход к созданию условий его самопознания и воспитания
Деятельностный подход к использованию педагогического потенциала социального окружения
Классное самоуправление
Президент класса
Премьер
Медицинская служба
Библиотечная служба
Пресс-центр класса
Хозяйственная служба
Ответственные дежурные по столовой
Служба здоровья и спорта
«Союз увлечённых»
Служба удовольствий
Постоянная агитбригада
Родительский комитет
Основные ориентиры воспитательной работы
Приоритетные направления воспитательной работы:
Гражданско-патриотическое воспитание, военнопатриотическое
Нравственно-эстетическое воспитание
Экологическое
Социально-педагогическое
Физкультурно-оздоровительное воспитание
Самоуправление в школе и в классе
Гражданственность и патриотизм – стержень развития личности
Функции классного руководителя
стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы уч-ся
формирование классного коллектива
анализ результативности работы классного актива
поддержка инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятия
воспитание ответственности за порученное дело
через сотрудничество, соуправление, сотворчество
Анализ (примерный) воспитательной работы за ? учебный год
5
Вопросы для
анализа
Анализ работы
Как реализованы
задачи прошлого
года?
Задачи:
на уровне коллектива
совершенствовать культуру межличностного общения;
познакомить уч-ся с особенностями проектной деятельности;
раскрыть роль семейных отношений в здоровом образе жизни;
определить роль правильного выбора профессии;
на уровне группы
совершенствовать формы работы микроколлективов;
продолжать
вырабатывать
умения
работать
в
команде,
решать
коллективные творческие задачи;
на индивидуальном уровне
совершенствовать
и
углублять
индивидуальные
программы
здорового образа жизни уч-ся;
помочь каждому осознать свою роль в преобразовании жизни класса,
школы,
в
осознании
сущности
слов
«Прежде
чем
стать
гражданином
Родины, стань гражданином своего класса»;
воспитывать
сознательное
отношение
к
учению,
развивать
познавательные интересы уч-ся.
успешно реализованы
Какие результаты
получены по
каждой из задач?
Продолжается формирование сплочённого коллектива. К работе по успешному
выполнению
задач
развития
коммуникативных
способностей,
культуры
общения, определению особенностей личности уч-ся был привлечён школьный
психолог. Коллектив класса принимал участие во всех традиционных школьных
КТД, отстаивал честь школы в различных творческих конкурсах. Особенно
проявили себя уч-ся актива класса. Для организации и проведения классных дел
хорошо
отлажена
работа
групп
по
интересам.
Уч-ся
ознакомлены
с
особенностями
проектной
деятельности,
принимали
участие
в
разработке
предметных
школьных
проектов,
создавали
ЦОРы,
отрабатывали
умения
работать в команде.
Что
способствовало
успешной
реализации задач?
Успешному
решению
задач
способствовали
активное
взаимодействие
с
родительским комитетом класса, вовлечение в работу школьного психолога,
участие в школьной жизни и сотрудничество с родителями.
Какие из задач не
были реализованы
и почему?
На индивидуальном уровне - воспитывать сознательное отношение к
учению, развивать познавательные интересы у уч-ся, имеющих проблемы с
обучением.
Самой
трудной
задачей
оказалось
развитие
умения
планировать
деятельность,
анализировать
её
результаты,
так
как
уч-ся
привлекают
интерактивные формы воспитательной работы.
Какие проблемы в
работе с классным
коллективом
возникли при
решении
поставленных
задач?
Возникали проблемы по формированию межличностных отношений
между
учащимися, по координации единых педагогических позиций и требований
школы и семьи среди родителей.
6
Особенности реализуемой воспитательной программы
Воспитательная концепция программы «Мы в ответе за…»
Через вхождение в социальную среду формирование
гражданского отношения к себе – «Я и я»
Девиз: Великая должность – быть на Земле
человеком!
Социальные роли:
материально-потребительская
духовно-потребительская
психосаморегулятивная
целеутверждающая
субъект учения
субъект самовоспитания
Цели:
формировать правосознание и
гражданскую ответственность
воспитывать у детей понимание
сущности сознательной дисциплины и
культуры поведения, ответственности и
исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе,
дома, общественных местах
формировать потребность к
самообразованию, воспитанию морально-
волевых качеств
гражданского отношения к своей семье – «Я и
семья»
Девиз: В дружбе взрослых и детей – сила школы
и семей.
Социальные роли:
сыновне-дочерняя
супружеская
отцовско-материнская
Цели:
формировать уважение к членам своей
семьи
воспитывать будущего семьянина,
любящего своих родителей
формировать понимание сущности
основных социальных ролей: дочери,
сына, мужа, жены, отца, матери
гражданского отношения к школе – «Я и
школа»
Девиз: Честь школы - моя честь!
Социальные роли:
учебная
нравственная
коммуникативная
организаторско-управленческая
профессионально-трудовая
интерсоциальная
Цели:
формировать осознание
принадлежности к школьному
коллективу
воспитывать стремление к сочетанию
личных и общественных интересов
формировать атмосферу творчества и
дружбы в школьном и классном
сообществе
гражданского отношения к Отечеству – «Я и моё
Отечество»
Девиз: Россия – Родина моя!
Социальные роли:
патриотическая
национально-интернациональная
правовая
нравственная
экологическая
интерсоциальная
Цели:
развивать общественную активность уч-
ся,
воспитывать осознанное отношение к
народному достоянию, верность боевым
и трудовым традициям старшего
поколения, преданность Отчизне,
готовность к защите её свободы и
независимости
воспитывать политическую культуру,
чувство ответственности и гордости за
страну
формировать потребность изучать
историко-культурное наследие
Воспитывать понимание взаимосвязей
между человеком, обществом и природой
7
Реализация программы «Мы в ответе за…»
Этапы развития
программы
Принципы
жизнедеятельности
классного
сообщества
Проектирование –
определение
перспектив развития
Познай себя – это
интересно!
Становление
системы –
определение круга дел
Сотвори себя – это
необходимо!
Стабильное
функционирование
системы –
формирование
традиций
Утверди себя – это
возможно!
Завершение
функционирования
системы или её
качественное
обновление
Прояви себя – это
реально!
8
Воспитательная работа в 5-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
оказывать
помощь
в
адаптации
к
новым
условиям
обучения,
помогать
строить
доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;
через
организацию
дел
способствовать
созданию
в
классе
атмосферы
дружбы,
взаимопонимания;
раскрыть понятие здорового образа жизни и довести до сознания учеников;
на уровне группы
организовать деятельность микроколлективов в классе, помочь с определением направления
деятельности;
помочь в освоении дел, распределении и чередовании творческих поручений;
учить умению работать в группе, команде, коллективно решать творческие задачи, уважать
мнение каждого, вести спор;
на индивидуальном уровне
учить умению организовывать учебный труд дома и в школе;
через участие в делах учить умению командовать и подчиняться, адекватно себя вести;
помогать
в
организации
выполнения
поручения,
в
построении
отношений
с
одноклассниками, с учителями;
обратить особое внимание на уч-ся, имеющих проблемы в обучении и воспитании.
9
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Мир моих увлечений:
«Спорт
любить
–
сильным и здоровым
быть»
Раскрыть роль спорта и
т у р и з м а
в
формировании
здорового образа жизни
«5
класс
встречает
нас».
Ф е с т и ва л ь
подвижных игр
Возрастные
особенности
пятиклассников,
особенности
работы с ними.
октябрь
«Я и я»
Мой режим: «Хочу» и
«надо»
П о ка з ат ь
з н а ч е н и е
р е ж и м а
д н я
д л я
адаптации
к
новым
условиям обучения
Заочная
экскурсия
«Кто я? Какой я?»
ноябрь
«Я и семья»
Родительский
дом
–
начало начал
В ы я в и т ь
в е д у щ е е
з н а ч е н и е
с е м ь и
в
формировании
здорового образа жизни
Праздник
« Д е н ь
матери»
Организация
жизни
пятиклассника.
Атмосфера
общей
заботы
дома
и
в
детском
коллективе.
декабрь
«Я и семья»
Вся семья вместе - и
душа на месте
П о к а з а т ь
т о ,
ч т о
и м е н н о
в
с е м ь е
рождается
здоровый
образ жизни
О г о н ё к
у
ё л к и
«Папа,
мама,
я
–
дружная семья!»
январь
«Я и школа»
В
крепкой
дружбе
наша сила
Р аскры ть
з н ач е н и е
дружбы для укрепления
принципов
здорового
образа жизни
Интеллектуально-
познавательная игра
«Я
и
мы
–
вместе
сила!»
февраль
«Я и школа»
Честь
школы
–
моя
честь
О п р е д е л и т ь
р о л ь
школы в формировании
гражданских
качеств
личности,
принципов
здорового образа жизни
Интеллектуальный
марафон
«Потенциал
завтрашнего дня»
Нравственное
воспитание
пятиклассника.
Отношения
з а б о т ы .
С т и л ь
отношений.
март
«Я и школа»
Школа и семья
Р аскры ть
з н ач е н и е
сотрудничества
школы
и
с е м ь и
д л я
формирования
гражданских
качеств
личности,
принципов
здорового образа жизни
Вечер
альтернатив
«Традиции школы и
семьи»
апрель
«Я и Отечество»
Я
–
г р а ж д а н и н
Р о с с и и .
М ы
–
россияне.
П о ка з ат ь
з н а ч е н и е
здорового образа жизни
д л я
ф о р м и р о в а н и я
г р а ж д а н и н а
и
обновления России
Познавательно-
д е л о в а я
и г р а
«Откуда есть пошла
Русская земля»
Эстетическое
воспитание
пятиклассника
в
семье.
Ребёнок
и
книга.
май
«Я и Отечество»
С и м в о л ы
м о е й
страны
Представить
величие
символики
России,
её
славную историю
Игра-путешествие
« П о
с т р а н и ц а м
нашей истории»
10
Воспитательная работа в 6-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
продолжать развивать в коллективе культуру межличностных отношений;
через организацию КТД показать значение норм, правил, традиций в жизни семьи, класса,
школы, родного края;
формировать у уч-ся представления об основах самовоспитания и саморазвития;
раскрывать роль самоуправления в классном коллективе;
на уровне группы
организовать деятельность микроколлективов в классе;
учить вести обсуждение о роли норм и правил в жизни человека и общества;
развивать умения организовать свою деятельность по участию в КТД;
продолжать развивать умения работать в команде, коллективно решать творческие задачи;
способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;
на индивидуальном уровне
продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа
жизни;
активизировать участие каждого в КТД, выполнении поручений;
разъяснять важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить
по правилам;
способствовать развитию культуры общения.
11
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Нам
жизнь
дана
на
добрые дела
О п р е д е л и т ь
р о л ь
п р а в и л
и
н о р м
поведения
в
жизни
человека
Я р м а р к а
д е л
«Быстрее
и
легче
п о д н я т ь с я
н а
вершину»
Физиологические
и психологические
особенности
подростков.
Домашняя работа.
октябрь
«Я и я»
П р и у ч и
с е б я
к
порядку
Р аскры ть
з н ач е н и е
организованности
и
порядка
для
развития
здорового образа жизни
Экспресс-конкурс
«Человек
организованный»
ноябрь
«Я и семья»
Всё начинается с…
П р е д с т а в и т ь
р о л ь
матери
в
семье
п о
формированию
семейных
традиций
и
принципов
здорового
образа жизни
Концерт
«Славим
руки матери»
Формирование
гуманистического
поведения
подростка.
Семейные
традиции.
декабрь
«Я и семья»
Твоя родословная
П о ка з ат ь
з н а ч е н и е
семейных
традиций,
з н а н и я
с в о е й
р о д о с л о в н о й
в
формировании
здорового образа жизни
Конкурс-выставка
«Моя родословная»
январь
«Я и школа»
Наш класс
В ы я в и т ь
р о л ь
школьного коллектива в
формировании
гражданских
качеств
личности,
принципов
здорового образа жизни
В е ч е р
о б щ е н и я
«Классный альбом»
февраль
«Я и школа»
Наши традиции
О п р е д е л и т ь значение
норм, правил, традиций
в
жизни
к л а с с н о го
к о л л е к т и в а
д л я
укрепления
принципов
здорового образа жизни
Ч а с
о б щ е н и я
«Кодекс чести»
Ценностные
ориентации
подростка.
Социальное
ядро
личности и три её
стороны (я хочу, я
могу, мне надо).
март
«Я и школа»
Правила
простые
и
важные
П о ка з ат ь
з н а ч е н и е
норм,
правил,
законов
о
б щ е
с
т
в
а для
укрепления
принципов
здорового образа жизни
Праздник-игра «Мы
ж и в ё м
п о
правилам»
апрель
«Я и Отечество»
Мой
край
родной
–
моя история живая
Раскрыть роль любви к
р од н ом у
к р а ю
к а к
основу
гражданственности
и
патриотизма
Заочная
экспедиция
« И х
и м е н а м и
названы улицы»
Формирование
правосознания
подростка. «Хочу»
и «надо» в его
жизни.
май
«Я и Отечество»
Моя малая родина
Передать
красоту
и
богатства родного края,
подчеркнуть
необходимость каждого
з а б о т и т ь с я
о
сохранении
р од н о й
природы
Автобусная
экскурсия.
Конкурс
« А
в о к р у г
т е б я
Ярославия»
12
Воспитательная работа в 7-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
развивать коммуникативные способности в коллективе, культуру общения;
работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;
через организацию КТД показать значение природы для каждого человека по принципу:
охранять природу – значить охранять родину;
на уровне группы
совершенствовать правила и законы микроколлективов;
организовать деятельность микроколлективов в классе, учить культуре межличностного
общения процессе КТД;
развивать умение планировать деятельность, анализировать её результаты;
продолжать развивать умения работать в команде, коллективно решать творческие задачи;
способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;
на индивидуальном уровне
продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа
жизни;
убеждать в необходимости КТД и участия в ней;
способствовать развитию толерантных отношений.
13
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Познай себя
П о к а з а т ь
р о л ь
основных потенциалов
личности в воспитании
з д о р о в о г о
о б р а з а
жизни
Творческий конкурс
«Мои возможности»
Д у х о в н ы й
м и р
подростков.
октябрь
«Я и я»
Человек и природа
Раскрыть неразрывную
связь здорового образа
жизни с природой
К р у г л ы й
с т о л ,
д е б а т ы
« З а ч е м
н уж н о
о х р а н я т ь
природу?»
ноябрь
«Я и семья»
Древо жизни
О п р е д е л и т ь
р о л ь
сближения
семьи
и
школы в формировании
з д о р о в о г о
о б р а з а
жизни
Агитспектакль
«Мамин день»
Участие подростка
в домашнем
хозяйстве.
Атмосфера общей
заботы в семье.
декабрь
«Я и семья»
Ч е л о в е к
и
е г о
жилище
Представить
тесную
с в я з ь
к у л ь т у р ы ,
жилища
и
здорового
образа жизни
П р о е к т
« Г о р о д
будущего». Конкурс
дизайнеров
«Здесь
живёт моя семья»
январь
«Я и школа»
В о л ш е б н ы й
м и р
руками детей
В ы я в и т ь
з н а ч е н и е
основных потенциалов
личности в воспитании
з д о р о в о г о
о б р а з а
жизни
З а щ и т а
п р о е к т а
«Город будущего»
февраль
«Я и школа»
В е л и ч и е
и
с л а в а
России
О п р е д е л и т ь
р о л ь
гражданских
качеств
л и ч н о с т и
в
формировании
з д о р о в о г о
о б р а з а
жизни и для будущего
страны
Игра-путешествие
«Защитник
Отечества.
Какой
он?»
Возрастные
особенности
подростка и учёт их
в
с е м е й н о м
воспитании.
март
«Я и школа»
С о з в е з д и е
ю н ы х
дарований
Показать
з н ач е н и е
связи между школой и
семьёй
в
р а з в и т и и
творческих
способностей уч-ся
Семейный праздник
«В дружбе взрослых
и
д е т е й
–
с и л а
школы и семей»
апрель
«Я и Отечество»
Они
сражались
за
Родину
Р а с к р ы т ь
в е л и ч и е
подвига в бою и труде
во славу России
Экскурсия
в
музей
боевой
и
трудовой
с л а в ы
г о р о д а
«Подвигу
жить
в
веках»
Роль семьи в
воспитании
подростка.
Нетерпимость к
хулиганству и
уважение к
законопослушанию.
май
«Я и Отечество»
Обычаи и законы
Разъяснить
необходимость
подчиняться
закону,
ч т о
я в л я е т с я
важнейшим
условием
з д о р о в о г о
о б р а з а
жизни
Диспут «адвокатов»
«Защита
законопослушания»
14
Воспитательная работа в 8-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
совершенствовать культуру межличностного общения;
работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;
раскрыть роль семейных отношений в здоровом образе жизни;
определить роль правильного выбора профессии;
на уровне группы
совершенствовать формы работы микроколлективов;
продолжить
развивать
умение
планировать
работу
микроколлективов,
анализировать
результаты деятельности;
продолжать вырабатывать умения работать в команде, решать коллективные творческие
задачи;
способствовать усвоению правил дискуссии, спора, обсуждения;
на индивидуальном уровне
совершенствовать и углублять индивидуальные программы здорового образа жизни уч-ся;
помочь каждому осознать свою роль в преобразовании жизни класса, школы, в осознании
сущности слов «Прежде чем стать гражданином Родины, стань гражданином своего класса»;
совершенствовать систему самообразования и самовоспитания.
15
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Сотвори себя сам
П о к а з а т ь
р о л ь
основных
потенциалов
личности в воспитании
здорового образа жизни
Игровое
состязание
« П р о в е р ь
с в о и
способности»
Старший
подросток в семье.
Физиологические
и
п с и х и ч е с к и е
особенности.
Половое
воспитание.
Учебная работа 8-
классников.
октябрь
«Я и я»
Кем
быть
и
каким
быть?
Раскрыть нравственную
с у щ н о с т ь
в ы б о р а
профе ссии,
ум е н и я
любить то, что делаешь
Конкурс
проектов
«Защита
профессий»
ноябрь
«Я и семья»
Восславим
женщину-
мать
Показать
роль
матери,
семьи в формировании
здорового образа жизни
В е ч е р
о б щ е н и я
«М ат е ри н с т во
–
священный
д о л г
женщины»
Родительский
авторитет.
Руководство
самовоспитанием
подростка.
декабрь
«Я и семья»
Профе ссии
наших
родителей
Представить
тесную
с в я з ь
в ы б о р а
п р о ф е с с и и
с о
сложившимися
традициями в семье
Э к с к у р с и я
н а
предприятие
«Формула
профессии»
январь
«Я и школа»
Го р д о с т ь
н а ш е г о
спорта
В ы я в и т ь
з н а ч е н и е
спортивных
занятий
в
воспитании
здорового
образа жизни
Спортивный
хит-
парад «У нас всегда
в
почёте
спорт!»
Э к с к у р с и я
в
спорткомплекс
февраль
«Я и школа»
Ж и з н ь
н а ш е г о
Классного городка
О п р е д е л и т ь
р о л ь
гражданских
качеств
л и ч н о с т и
в
формировании
здорового образа жизни
и для будущего страны
Капустник
« Н а с т р о й
с в о ю
волну»
Трудовое
в о с п и т а н и е
в
семье.
Подготовка
к
в ы б о р у
профессии.
март
«Я и школа»
Искусство спора
П о ка з ат ь
з н а ч е н и е
умения
общаться
в
профессиональной
д е я т е л ь н о с т и ,
в
карьерном
росте,
в
успехе дела
В е ч е р
о б щ е н и я
«Как говорим – так
и живём»
апрель
«Я и Отечество»
Человек и общество
Представить
взаимосвязь человека и
общества,
раскрыть
понятия
свободы
и
ответственности
Праздник паспорта
Государство и
дети. Права детей
в государстве.
май
«Я и Отечество»
Ничто
не
з а б ы то ,
никто не забыт
Р а с к р ы т ь
в е л и ч и е
подвига в бою и труде
во славу России героев
Великой Отечественной
войны
А к ц и я
« П о к л о н
т е б е ,
с о л д а т
России!»
16
Воспитательная работа в 9-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
показать роль здорового образа жизни в организации жизнедеятельности;
раскрыть понятие «нравственная культура личности», помочь уч-ся осмыслить самих себя;
объединить
уч-ся
вокруг
идея
создания
в
классе
оптимальных
условий
для
жизнедеятельности;
подготовить уч-ся к выбору пути дальнейшего образования;
на уровне группы
изучить уровень нравственной культуры уч-ся, их коммуникативных способностей;
разъяснить
роль
каждого
микроколлектива
в
создании
оптимальных
условий
для
жизнедеятельности;
на индивидуальном уровне
разъяснить уч-ся мысль о необходимости самовоспитания и самообразования;
помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;
через индивидуальную работу нацелить уч-ся на преобразование жизни класса.
17
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Что такое личность?
Показать роль основных
потенциалов личности в
процессе
с а м о в о с п и т а н и я
и
саморазвития
Игровой
тренинг
«По
лабиринт ам
души»
Особенности
о б у ч е н и я
9 -
классников.
Домашняя работа.
октябрь
«Я и я»
Твоя
нравственная
красота
Р а с к р ы т ь
п о н я т и е
«нравственной
культуры
личности»
как
основы
здорового образа жизни
Литературный
п р а з д н и к
« В
ч е л о в е к е
в с ё
д о л ж н о
б ы т ь
прекрасно!»
ноябрь
«Я и семья»
Любви все возрасты
покорны
Показать роль здорового
о б р а з а
ж и з н и
в
нравственной
красоте
любви
Литературная
гостиная
«Пятое
время года»
Итоги 1-ой
четверти. Этика
поведения
старшеклассника.
декабрь
«Я и семья»
Школа безопасности
Представить
т е с н у ю
связь культуры, жилища
и
зд о р о в о го
о б р а з а
жизни
Экскурсия в Центр
здоровья
январь
«Я и школа»
Б л е с к
и
с л а в а
олимпиад
Показать объединяющую
с и л у
о л и м п и а д ,
способствующих
п р о п а г а н д е
и
утверждающих здоровый
образ жизни
Зимняя
эст афет а
олимпийского огня
февраль
«Я и школа»
Деловой этикет
П о к а з а т ь
з н а ч е н и е
у м е н и я
о б щ ат ь с я
в
профессиональной
д е я т е л ь н о с т и ,
в
ка р ь е р н ом
р о с т е ,
в
успехе дела
«Слово
о
словах».
Ролевой
диалог
по
книге Д. Карнеги
И т о г и
2 - о й
четверти.
Правовое
в о с п и т а н и е
9 -
классника.
П о д г о т о в к а
к
экзаменам.
март
«Я и школа»
Самовоспитание
и
проблема выбора
П о к а з а т ь
з н а ч е н и е
выбора
положительного
и д е а л а
н а
п у т и
к
самосовершенствованию
,
ж и з н е н н о
ва ж н у ю
ценно сть
п р а в и л ь н о
сделанного выбора
Вечер
альтернатив
«Найди себя»
апрель
«Я и Отечество»
Великая
должность
б ы т ь
н а
З е м л е
человеком
Р а с к р ы т ь
р о л ь
самовоспитания
ч е л о в е к а
д л я
формирования
активной
гражданской позиции
Экологический
р и н г
« К т о
в
ответе?»
Итоги 3-ой
четверти.
Нравственное
воспитание
старшеклассника.
май
«Я
и
Отечество»
Спасём
и
украсим
нашу Землю!
Показать
необходимость
решения
вопроса
об
экологической
обстановке для здорового
образа жизни
П р о е к т
п о
благоустройству
р а й о н а
ш к о л ы
« З е м л я
–
н а ш а
общая забота»
18
Воспитательная работа в 10-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
помочь уч-ся адаптироваться в новом коллективе;
наметить и обсудить программу развития коллектива на два года;
объединить
уч-ся
вокруг
идея
создания
в
классе
оптимальных
условий
для
жизнедеятельности;
подготовить уч-ся к участию в городских гражданско-патриотических акциях;
на уровне группы
совершенствовать деятельность Советов дела, инициативных групп, микроколлективов на
основе культуры межличностных отношений (дружбы, заботы, сотрудничества);
развивать умения и навыки КТД, коллективной организаторской деятельности;
разъяснить или определить роль каждого микроколлектива в создании оптимальных условий
для жизнедеятельности;
на индивидуальном уровне
помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;
развивать умения анализировать свою деятельность и строить планы;
помочь уч-ся в самоопределении, в выборе профессии;
через индивидуальную работу нацелить уч-ся на преобразование жизни класса.
19
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Всё начинается с тебя
Показать роль основных
потенциалов личности в
с а м о в о с п и т а н и и
и
саморазвитии
Аукцион идей «Я и
мы»
Старшеклассники.
Юношеский
в о з р а с т
и
е г о
особенности.
октябрь
«Я и я»
Т в о я
ж и з н е н н а я
позиция
Р а с к р ы т ь
з н а ч е н и е
навыков
самоанализа
в
воспитании
здорового
образа жизни
Проект «В здоровом
теле
–
здоровый
дух»
ноябрь
«Я и семья»
Твой родной дом
Определить
важность
серьёзного отношения к
созданию семьи, своего
дома
как
фундамента
здорового образа жизни
Конкурсная
игра
«Моя семья»
Роль родителей в
подготовке
старшеклассника к
семейной жизни.
Культура внешнего
облика.
декабрь
«Я и семья»
Вредные
привычки
наших родителей
Выявить роль здорового
о б р а з а
ж и з н и
к а к
основы
для
создания
семьи
К р у г л ы й
с т о л
«Каким
ты
будешь
родителем?»
январь
«Я и школа»
С в о б о д а
и
ответственность
Определить
значение
понятий
«свобода»
и
«ответственность»
в
жизни человека
Дискуссия
«Можно
ли быть свободным
без
ответственности»
февраль
«Я и школа»
Красота коллектива
Определить
значение
п о н я т и я
« к р а с и в ы й
коллектив»
и
показать,
что именно в красивом
коллективе
рождается
здоровый образ жизни
Диспут
«Ты
для
к о л л е к т и в а
–
коллектив для тебя»
Коллективный
творческий труд –
источник
интеллектуальной,
п р а в о в о й
и
политической
культуры
личности.
март
«Я и школа»
Как изменить себя
П о к а з а т ь
з н а ч е н и е
умения
анализировать
ч е р т ы
х а р а к т е р а
и
важность
работы
по
самосовершенствовани
ю
Я р м а р к а
и д е й
«Жизненный
цейтнот»
апрель
«Я и Отечество»
Я
–
г р а ж д а н и н
России
Р а с к р ы т ь
ш и р о т у
понятия
«Гражданин»,
е г о
н р а в с т в е н н у ю
сущность
Ур о к
м у ж е с т в а
«Ро ссии
в е р н ы е
сыны»
Гражданская
зрелость и
общественная
активность
старшеклассника.
Ценностные
ориентации.
май
«Я и Отечество»
Россия – Родина моя
В ы я в и т ь
з н а ч е н и е
уважения
к
культуре
и
и с т о р и и
с т р а н ы ,
о п р е д е л и т ь
р о л ь
навыков
гражданского
поведения
Праздник-встреча
с
главой
района,
г о р о д а
и
т .
п .
«Гражданином быть
обязан!»
20
Воспитательная работа в 11-ом классе
Цель: воспитывать гражданские и патриотические качества личности ученика через пропаганду и
утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
на уровне коллектива
довести до сознания уч-ся важность последнего года обучения в школе;
создать в коллективе радостную атмосферу прощания с детством;
подготовить уч-ся к участию в городских гражданско-патриотических акциях;
на уровне группы
дать оценку уровня развития классного коллектива к окончанию школы: какими мы стали,
что получили за годы учёбы в школе;
показать важность умения работать в команде, коллективно решать творческие проблемы;
на индивидуальном уровне
помочь в осмыслении личной программы здорового образа жизни;
поддержать уч-ся в самоопределении, в выборе профессии;
показать важность умения делать самооценку и анализировать свою деятельность.
21
Примерное календарно-тематическое планирование
работы
Дата
Тема
Идея
КТД
Родительское
собрание
сентябрь
«Я и я»
Физиче ское
и
нравственное
совершенствова
ние – результата
здорового образа
жизни
Показать
роль
здорового
образа жизни в физическом
и
н р а в с т в е н н о м
совершенствовании
личности
А у к ц и о н
и д е й
«Какой он? Человек
будущего»
Выбор
профессии
и
профессиональные
ориентиры
старшеклассников.
октябрь
«Я и я»
Профессиональн
ое соответствие
Раскрыть
значение
навыков
с а м о а н а л и з а
в
в ы б о р е
профессии
В е ч е р
о б щ е н и я
«Профессии,
которые
выбирают
н а с ,
п р о ф е с с и и ,
которые
выбираем
мы»
ноябрь
«Я и семья»
Пути
физического
и
нравственного
совершенствова
ния
Определить
значение
семьи
в
ф и з и ч е с к о м
и
нравственном
совершенствовании человека
К р у г л ы й
с т о л
«Физическое
и
нравственное
совершенствование»
Подготовка
старшеклассников
к самостоятельной
жизни. Этика
отношений
юношей и
девушек.
декабрь
«Я и семья»
Этика
отношений
ю н о ш е й
и
девушек
В ы я в и т ь
э т и ч е с к и е
и
п р а в о в ы е
о с н о в ы
д л я
создания семьи
Экскурсия в ЗАГС
Конкурс возле ёлки
« Л е д и
и
джентльмены»
январь
«Я и школа»
Мы и школа
Раскрыть
роль
классного
коллектива в формировании
г р а ж д а н с к и х
к а ч е с т в
л и ч н о с т и ,
п р и н ц и п о в
здорового образа жизни
К а п у с т н и к
« У
школьной доски»
февраль
«Я и школа»
Интеллектуальн
ый
пот енциа л
России
завтрашнего дня
П о к а з а т ь ,
ч т о
интеллектуальный
п о т е н ц и а л
Р о с с и и
з а в т р а ш н е г о
д н я
формируется в стенах школы
Д е н ь
о т к р ы т ы х
д в е р е й
в
в у з а х
города
«дорога
в
будущее»
Интеллектуальная
культура
старшеклассника.
март
«Я и школа»
Музей класса
Показать
значение
связи
между
школой
и
семьёй
в
самосовершенствовании
личности
Проект
«Достижения
ж и т е ле й
н а ш е г о
Классного городка»
апрель
« Я
и
Отечество»
Земля без войны
О п р е д е л и т ь
з н а ч е н и е
п р и ч а с т н о с т и
к а ж д о г о
ч е л о в е к а
к
р е ш е н и ю
г л о б а л ь н ы х
п р о б л е м
современности
Парад
возможностей
«Что
н уж н о
т е бе
д л я
счастья? -
Мир,
мне
нужен
мир!»
Благоприятные
условия для
подготовки к
итоговой
аттестации. Наши
дети выходят в
большую жизнь.
май
« Я
и
Отечество»
С е г о д н я
м ы
дети, а завтра –
народ России
Выявить значение уважения
к культуре и истории страны,
определить
роль
навыков
гражданского поведения
Подготовка
выпускному
вечеру,
к
сбору
«100
дней
после детства»
22
Критерии эффективности воспитательной работы
Уровень воспитанности уч-ся
Защищённость и комфортность ребёнка в классе
Удовлетворённость уч-ся и их родителей жизнедеятельностью в классе
Сформированность классного коллектива
Рейтинг класса в школе, проявление «лица» класса
Памятка классному руководителю
Руководствуйтесь правилом: чтобы быть интересным, надо иметь интересным.
Не будьте назойливыми, помните: у каждого свой мир интересов и увлечений,
печалей и радостей.
Сохраняйте спокойствие, пока не найдёте правду!
Войдите в ситуацию, попробуйте понять, что чувствует ученик. Решите, что
делать дальше.
Совершайте добрые и хорошие поступки: дети учатся у нас!
Доставьте ученику радость общения! Похвалите! Укажите на успехи!
Воодушевите!
Дайте ученику больше самостоятельности и права выбора.
Будьте внимательны! Умерьте свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые.
Избегайте обвинений.
Покорите в себе гордыню. Признайтесь, что и Вы чего-то не знаете.
Развивайте в себе незаурядность! Импровизируйте!
Не сравнивайте себя с другими педагогами. Сравните себя сегодняшнего с собой
вчерашним.
23