Автор: Дубровина Любовь Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Высокое
Населённый пункт: Башмаковского района, Пензенской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по технологии УМК "Гармония"
Раздел: начальное образование
,
,
,
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Технология» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебных
недели).
1.
Содержание разделов и тем учебного курса
2 класс (34 часов)
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8ч).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее
понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм.
Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов
и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из
засушенных
растений.
Создание
изделий
из
природных
материалов
на
ассоциативно-образной
основе
(«Превращения»;
«Лесная
скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8 ч)
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение
и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию
форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения
художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка,
упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов Обработка ткани. Изделия из ткани. (10 ч)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых
изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы.
Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом
продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с
использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (8 ч)
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика.
Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные
правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего
мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза.
Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и
декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия.
Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Проекты.
«О чём рассказывают наши вещи». Проектирование вещей с ярко выраженным характером:
1. Чайная чашка для сказочного героя (лепка).
2. Украшение для определённого персонажа (комбинированная техника).
3. Дом для сказочного героя (комбинированная техника).
3. Учебно-тематический план
Содержание программного материала
Количество часов
1 четверть. Дело мастера боится
8 часов
1.
Организация работы на четверть Культура труда.
Построение прямоугольника с помощью линейки.
1 ч
2.
Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами.
Композиция.
2
ч
3.
Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развёртка.
2 ч
4.
Вырезание симметричных форм. Симметрия и
асимметрия в композиции.
1
ч
2.
Техника лепки в декоративно-художественных работах.
Стилизация, композиция.
2 ч
2 четверть.О чём рассказывают вещи.
Подготовка к зимним праздникам.
8 часов
1.
Образ и конструкция открытки.
2
ч
2.
Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы
2
ч
бумагопластики.
3.
Конструирование на основе симметричного вырезания из
бумаги.
1
ч
4.Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на
основе готовой формы.
2
ч
5. Комбинированная работа. Приём навешивания нитей на основу.
1 ч
3 четверть. Мастер учится у мастеров.
10 часов
1.
Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика
вещей. Изделия по мотивам народных образцов.
3 ч
2.
Работа с тканью; инструменты и приспособления.
3
ч
3.Работа с тканью. Полотняное переплетение. Разметка
продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку».
3 ч
4. Работа с тканью. Разметка с припуском.
Шов «через край».
2 ч
4 четверть. Природа и фантазия в изделиях мастеров
8 часов
1.
Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях.
2ч
2.Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности,
композиция.
2 ч
3. Конструирование декоративной игрушки на основе модуля-
шара.
2
ч
4.Конструирование декоративного образа на основе модуля-
коробки.
2ч
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на
плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате
соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по
правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический
смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий
по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать
творческие
фронтальные
и
объемные
композиции
по
собственному
замыслу
в
соответствии
с
художественно-
конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Учащиеся должны иметь представление:
о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний
вид;
о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались
строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний.
В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические
(предметные) знания, умения,
навыки и представления, предусмотренные
программой курса, а также
личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к
самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у
разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная
самооценка,
личностная
и
социальная
активность
и
инициативность
в
достижении
поставленной
цели,
изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народовэ
Предметные результаты:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник,
циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с
использованием
соответствующих
инструментов
и
приспособлений:
линейки,
угольника,
шаблона,
трафарета,
циркуля
и
др.,
осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в
жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной
обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с
опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным
условиям;
решать
простые
задачи
конструктивного
характера
по
изменению
вида
и
способов
соединения
деталей
(достраивание,
переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность),
эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
определять
утилитарно-конструктивные
и
декоративно-художественные
возможности
различных
материалов,
осуществлять
их
целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы,
декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для
решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях
своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать
наиболее
распространенные
традиционные
правила
и
символы,
которые
исторически
использовались
в
вещах
(упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем
месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных
видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для
получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать,
характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять
способы соединения деталей;
выполнять
учебно-познавательные
действия
в
материализованной
и
умственной
форме,
находить
для
их
объяснения
соответствующую речевую форму;
использовать
знаково-символические
средства
для
решения
задач
в
умственной
или
материализованной
форме;
выполнять
символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
осуществлять поиск и
отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских
энциклопедий и пр.);
самостоятельно
комбинировать
и
использовать
освоенные
технологии
в
соответствии
с
конструктивной
или
декоративно-
художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной
художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью,
мысленно
создать
конструктивный
замысел,
осуществить
выбор
средств
и
способов
для
его
практического
воплощения,
аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
организовывать
под
руководством
учителя
совместную
работу
в
группе:
распределять
роли,
сотрудничать,
осуществлять
взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его
реализации, воплощение, защита.
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда
школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
3.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных
учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Материально-техническое обеспечение
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима
соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в
которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при
минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы:
1)
материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные
и утилизированные материалы, гуашь;
2)
инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и
вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
7. Календарно-тематическое планирование
№
п
/
п
Да
та
Тема урока
Характеристика деятельности обучающихся и планируемые
результаты
МПС
Контроль,
измерители
ТС, наглядные
пособия, ИКТ
предметные
метапредметные
лично
стные
УУД
1
2
,
3
4
,
1 четверть.
Дело мастера
боится. (8 ч)
1.Организаци
я работы на
четверть.
Культура
труда.
Построение
прямоугольни
ка с помощью
линейки
2,3 Разметка
деталей из
бумаги
способом
сгибания.
Оригами.
Композиция
4, 5 Разметка
прямоугольни
Знать:
-простейшие виды
технической
документации
(чертеж, эскиз,
рисунок, схема);
-способ
использования
линейки как
чертежно-
измерительного
инструмента для
выполнения
построений и
разметки деталей на
плоскости;
-способ построения
прямоугольника от
двух прямых углов с
помощью линейки;
-что такое развертка
объемного изделия
(общее
представление),
способ получения
развертки;
-условные
Регулятивные:
-самостоятельно
организовывать
свое рабочее место
в зависимости от
характера
выполняемой
работы, сохранять
порядок на рабочем
месте;
-планировать
предстоящую
практическую
работу, соотносить
свои действия с
поставленной
целью;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-выполнять учебно-
познавательные
действия в
материализованной
-
пони
мание
необх
одим
ости
гармо
нично
го
сосу
ществ
овани
я
предм
етног
о
мира
с
миро
м
приро
ды;
Учиться
ориентирова
ться в
учебнике,
воспринимат
ь и
анализироват
ь учебную
информацию
(условные
обозначения,
содержание,
рубрики,
расположение
на странице,
рисунки,
схемы,
словарь).
Анализирова
ть
информацию
в учебнике.
Анализирова
ть
образцы,
обсуждать
и х
и
сравнивать.
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
Схемы
выполнения
изделия
Схемы
выполнения
изделия,
образец
Схемы
выполнения
5
6
7
,
8
ка с помощью
линейки.
Развёртка.
6.Вырезание
симметричны
х форм.
Симметрия и
асимметрия в
композиции
7, 8. Техника
лепки в
декоративно-
художественн
ых работах.
Стилизация,
композиция.
обозначения,
используемые в
технических
рисунках, чертежах и
эскизах разверток;
-способы разметки и
вырезания
симметричной формы
из бумаги (по
половине и ¼ формы);
-что такое композиция
(общее
представление), об
использовании
композиции в изделии
для передачи замысла;
-что такое барельеф,
технику выполнения
барельефа;
-что такое симметрия
(асимметрия) и ритм в
форме предметов, в
композиции изделий и
каков их
конструктивный и
эстетический смысл;
Уметь:
-правильно
использовать линейку
как чертежно-
измерительный
инструмент для
выполнения
и умственной
форме, находить
для их объяснения
соответствующую
речевую форму;
-использовать
знаково-
символические
средства для
решения задач в
умственной или
материализованной
форме; выполнять
символические
действия
моделирования и
преобразования
модели, работать с
моделями;
2. Логические:
-анализировать
предлагаемую
информацию
(образцы изделий,
простейшие
чертежи, эскизы,
рисунки, схемы,
модели),
сравнивать,
-
чувст
во
прекр
асног
о,
спосо
бност
ь к
эстет
ическ
ой
оценк
е
окру
жаю
щей
среды
обита
ния;
Производить
оценку
выполненной
работы (своей
и товарищей).
Анализирова
ть
информацию
в учебнике.
Строить
работу
в
соответствии
с
инструкцией.
Оценивать
результаты
выполненной
работы.
Анализирова
ть образцы
изделий,
обсуждать
их.
Производить
оценку
выполненной
работы (своей
и товарищей).
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
изделия,
линейки
Схемы
выполнения
изделия,
шаблоны
Схемы
выполнения
изделия,
образец
построений на
плоскости;
-с помощью линейки
строить
прямоугольник от
двух прямых углов;
-читать технический
рисунок и схему с
учетом условных
обозначений и
выполнять по ним
работу;
-выполнять
несложные расчеты
размеров деталей
изделия, ориентируясь
на образец или
технический рисунок;
-чертить простые
прямоугольные
развертки (без
соблюдения условных
обозначений);
-выполнять разметку
квадрата на
прямоугольном листе
бумаги способом
сгибания;
-выполнять разметку
по предмету;
-выполнять
изображения в
технике барельефа.
характеризовать и
оценивать
возможность её
использования в
собственной
деятельности;
- планировать
предстоящую
практическую
работу;
Коммуникативны
е:
- формулировать
собственные
мнения и идеи,
аргументировано
их излагать;
-выслушать мнения
и идеи товарищей,
учитывать их при
организации
собственной
деятельности и
совместной работы;
9
,
1
0
1
1
,
1
2
1
3
1
4
,
1
5
2 четверть. О
чём
рассказываю
т вещи.
Подготовка к
зимним
праздникам.
(8 ч)
1,2.Образ и
конструкция
открытки.
3,4.
Конструирова
ние объёмных
форм из
бумаги.
Новые
приёмы
бумагопласти
ки.
5.Конструиро
вание на
основе
симметричног
о вырезания
из бумаги.
6,7.Стилевое
единство
упаковки и
подарка.
Конструирова
Знать:
- что вещи должны
подходить к
окружающей
обстановке и к
характеру и облику
своего хозяина;
-что в разных
условиях
использования одна и
та же по своей
функции вещь будет
иметь разное
устройство и разный
внешний вид;
-что в народном быту
вещи имели не только
практический смысл,
но еще и магическое
значение, а потому
изготавливались
строго по правилам;
-о символическом
значении образов и
узоров в некоторых
произведениях
народного искусства;
Уметь:
-придумать и
выполнить несложное
оформление изделия в
соответствии с его
Регулятивные:
-следовать при
выполнении
работы
инструкциям
учителя или
представленным в
других
информационных
источниках
различных видов:
учебнике,
дидактическом
материале и пр.;
-руководствоваться
правилами при
выполнении
работы;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-осуществлять
поиск и отбирать
необходимую
информацию из
дополнительных
доступных
источников
-
устой
чивое
стрем
ление
к
творч
еском
у
досуг
у на
основ
е
предм
етно-
практ
ическ
их
видов
деяте
льнос
ти;
-
устан
овка
на
дальн
ейше
е
расш
ирени
е и
Анализирова
ть
информацию
в учебнике.
Строить
работу
в
соответствии
с
инструкцией.
Оценивать
результаты
выполненной
работы.
Анализирова
ть
информацию
в учебнике.
Анализирова
ть
образцы,
способы
получения
симметрично
й
ф о р м ы ,
обсуждать
и х
и
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Инструкции,
схемы,
чертежи
Инструкции,
схемы,
чертежи
Инструкции,
схемы,
чертежи
Инструкции,
схемы,
чертежи
1
6
ние на основе
готовой
формы.
8.
Комбинирова
нная работа.
Приём
навешивания
нитей на
основу.
назначением.
-планировать
предстоящую
практическую работу,
выстраивать
технологическую
последовательность
изготовления простых
изделий по образцу
или собственному
замыслу;
-выполнять
несложные эскизы
разверток изделий с
использованием
условных
обозначений;
-вносить несложные
изменения и
дополнения в
конструкцию и
оформление изделия
в соответствии с
поставленными
условиями;
-создавать творческие
фронтальные и
объемные композиции
по собственному
замыслу в
соответствии с
художественно-
конструкторской
(справочников,
детских
энциклопедий и
пр.);
-самостоятельно
комбинировать и
использовать
освоенные
технологии в
соответствии с
конструктивной
или декоративно-
художественной
задачей;
2. Логические:
-создавать
мысленный образ
конструкции с
целью решения
определенной
конструкторской
задачи или
передачи
определенной
художественно-
эстетической
информации;
воплощать этот
образ в материале;
углуб
ление
знани
й и
умен
ий по
разли
чным
видам
творч
еской
предм
етно-
практ
ическ
ой
деяте
льнос
ти;
сравнивать.
Производить
оценку
выполненной
работы (своей
и товарищей).
Анализирова
ть
образцы,
способы
получения
симметрично
й
ф о р м ы ,
обсуждать
и х
и
сравнивать.
Производить
оценку
выполненной
работы (своей
и товарищей).
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Инструкции,
схемы,
чертежи
задачей; подбирать
материалы и способы
их обработки;
-расписывать изделия
из пластилина
красками (гуашью);
-выполнять проектные
задания в
соответствии с
содержанием
изученного материала
на основе полученных
знаний и умений.
Коммуникативны
е:
-проявлять
заинтересованное
отношение к
деятельности своих
товарищей и
результатам их
работы;
1
7
,
1
8
,
1
9
2
0
,
2
1
3четверть.
Мастер
учится у
мастеров. (10
ч)
1, 2,3. Учимся
у народных
мастеров:
обычаи и
обряды;
символика
вещей.
Изделия по
мотивам
народных
образцов.
4, 5. Работа с
тканью;
инструменты
Знать:
- как выглядит
полотняное
переплетение нитей в
ткани;
-что разметку деталей
на ткани можно
выполнять по
шаблону и способом
продергивания нити;
-как сделать бахрому
по краю
прямоугольного
изделия из ткани с
полотняным
переплетением нитей;
-швы «вперед иголку»
и «через край»,
способы их
Регулятивные:
-устанавливать
причинно-
следственные связи
между
выполняемыми
действиями и их
результатами и
прогнозировать
действия для
получение
необходимых
результатов;
-осуществлять
самоконтроль
выполняемых
практических
осозн
ание
своих
дости
жени
й в
облас
ти
творч
еской
преоб
разов
атель
ной
предм
етно-
практ
ическ
Анализирова
ть,
сравнивать
выполненные
д е й с т в и я
и
полученные
результаты.
Создавать
в
воображении
выразительны
й
о б р а з
изделия.
Оценивать
результаты
выполненной
работы.
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Матема
тика,
ИЗО,
литерат
урное
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Эскиз, схема,
народная
глиняная
игрушка,
кукла из
волокнистых
материалов,
птица из щепы
(имитация),
весеннее
печенье)
Инструкция,
схемы,
линейка
2
2
,
2
3
,
2
4
2
5
,
2
6
и
приспособлен
ия.
6, 7, 8. Работа
с тканью.
Полотняное
переплетение,
разметка
продёргивани
ем нити.
Шов «вперёд
иголку».
9, 10. Работа с
тканью.
Разметка с
припуском.
Шов «через
край».
выполнения;
-о технологических и
декоративно-
художественных
различиях аппликации
и мозаики, способах
их выполнения;
-о символическом
значении народной
глиняной игрушки, ее
основных образах;
Уметь:
-выполнять разметку
на ткани способом
продергивания нитей;
-выполнять разметку
на ткани по шаблону;
выкраивать из ткани
детали простой
формы;
-выполнять бахрому
по краю изделия из
ткани с полотняным
переплетением нитей;
-выполнять швы
«вперед иголку» и
«через край»;
-выполнять
несложные
изображения в
технике мозаики (из
бумаги и природных
материалов);
действий,
корректировку хода
практической
работы;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-находить
необходимую для
выполнения работы
информацию в
материалах
учебника, рабочей
тетради;
-выполнять учебно-
познавательные
действия в
материализованной
и умственной
форме, находить
для их объяснения
соответствующую
речевую форму;
2. Логические:
-анализировать
предлагаемую
информацию
(образцы изделий,
простейшие
чертежи, эскизы,
ой
деяте
льнос
ти;
спосо
бност
ь к
самоо
ценке
;
-
уваж
итель
ное
отно
шени
е к
труду,
пони
мание
значе
ния и
ценно
сти
труда;
-
пони
мание
культ
урно-
истор
ическ
ой
Планировать
порядок
действий.
Прогнозирова
ть
взаимосвязь
выполняемых
д е й с т в и й
и
предполагаем
ых
результатов
работы.
Производить
контроль
и
оценку
результатов
работы.
чтение,
окружа
ющий
мир
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Полотняное
переплетение,
ткань, нитки,
игла, ножницы
Ткань, нитки,
игла, ножницы
-анализировать
конструкцию изделия
и выполнять работу
по образцу;
-придумать и
выполнить несложное
оформление изделия в
соответствии с его
назначением.
-планировать
предстоящую
практическую работу,
выстраивать
технологическую
последовательность
изготовления простых
изделий по образцу
или собственному
замыслу.
рисунки, схемы,
модели),
сравнивать,
характеризовать и
оценивать
возможность её
использования в
собственной
деятельности;
Коммуникативны
е:
-выслушать мнения
и идеи товарищей,
учитывать их при
организации
собственной
деятельности и
совместной работы;
-в
доброжелательной
форме
комментировать и
оценивать
достижения
товарищей,
высказывать им
свои предложения
и пожелания.
ценно
сти
тради
ций,
отраж
енны
х в
предм
етном
мире;
2
7
,
2
8
2
9
,
3
0
4четверть.
Природа и
фантазия в
изделиях
мастеров (8
ч)
1,2. Формы и
образы
природы в
декоративно-
прикладных
изделиях.
3,4. Мозаика:
технология,
декоративно-
художественн
ые
особенности,
композиция.
Знать:
- о технологических и
декоративно-
художественных
различиях аппликации
и мозаики, способах
их выполнения;
-о символическом
значении народной
глиняной игрушки, ее
основных образах;
-что поделочные
материалы (бумага,
ткань, пластилин)
могут менять свои
конструктивные и
декоративные
свойства в результате
соответствующей
обработки
(намачивания,
сминания,
разогревания);
-что вещи должны
подходить к
окружающей
обстановке и к
характеру и облику
своего хозяина;
-что в разных
условиях
использования одна и
та же по своей
Регулятивные:
-самостоятельно
определять
творческие задачи
и выстраивать
оптимальную
последовательност
ь действий для
реализации
замысла;
-прогнозировать
конечный результат
и самостоятельно
подбирать средства
и способы работы
для его получения;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-выполнять учебно-
познавательные
действия в
материализованной
и умственной
форме, находить
для их объяснения
соответствующую
речевую форму;
-использовать
знаково-
чувст
во
прекр
асног
о,
спосо
бност
ь
к
эстет
ическ
ой
оценк
е
окру
жаю
щей
среды
обита
ния;
-
устой
чивое
стрем
ление
к
творч
еском
у
досуг
у на
основ
е
предм
Оценивать
м ат е р и а л
с
точки
зрения
художественн
о-
эстетической
выразительно
сти.
Создавать
в
воображении
выразительны
й
художественн
ый образ.
Воплощать
з а м ы с е л
в
изделии.
Анализирова
т ь
и
оценивать
результаты
выполненной
работы.
Обсуждать
информацию.
Воспринимат
ь
и
анализироват
ь
о б р а з ц ы -
аналоги,
репродукции
и фотографии
художественн
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Эскиз,
засушенные
листья
Эскизы,
камешки,
пластилин
3
1
,
3
2
5, 6.
Конструирова
ние
декоративной
игрушки на
основе
модуля-шара.
функции вещь будет
иметь разное
устройство и разный
внешний вид;
-что в народном быту
вещи имели не только
практический смысл,
но еще и магическое
значение, а потому
изготавливались
строго по правилам;
-о символическом
значении образов и
узоров в некоторых
произведениях
народного искусства;
Уметь:
-планировать
предстоящую
практическую работу,
выстраивать
технологическую
последовательность
изготовления простых
изделий по образцу
или собственному
замыслу;
-выполнять
несложные эскизы
разверток изделий с
использованием
условных
обозначений;
символические
средства для
решения задач в
умственной или
материализованной
форме; выполнять
символические
действия
моделирования и
преобразования
модели, работать с
моделями;
2. Логические:
-анализировать
устройство
изделия: выделять
и называть детали и
части изделия, их
форму, взаимное
расположение,
определять
способы
соединения
деталей;
- планировать
предстоящую
практическую
работу;
Коммуникативны
етно-
практ
ическ
их
видов
деяте
льнос
ти;
ых
произведений
,
предметов
окружающего
мира.
Анализирова
т ь
и
подбирать
необходимые
материалы
для работы.
Создавать
в
воображении
выразительны
й
о б р а з
изделия.
Оценивать
результаты
выполненной
работы.
Воспринимат
ь
и
анализироват
ь
о б р а з ц ы -
аналоги,
репродукции
и фотографии
художественн
ых
произведений
,
предметов
окружающего
мира.
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Образцы
изделий из
клубков,
клубки,
большая игла
с ниткой для
демонстрации
приёма
сшивания;
пуговицы,
бусины
3
3
,
3
4
7, 8.
Конструирова
ние
декоративног
о образа на
основе
модуля-
коробки
-вносить несложные
изменения и
дополнения в
конструкцию и
оформление изделия
в соответствии с
поставленными
условиями;
-создавать творческие
ф р о н т а л ь н ы е
и
объемные композиции
п о
с о б с т в е н н о м у
з а м ы с л у
в
с о о т в е т с т в и и
с
художественно-
конструкторской
задачей;
подбирать
материалы и способы
их обработки.
е:
-организовывать
под руководством
учителя
совместную работу
в группе:
распределять роли,
сотрудничать,
осуществлять
взаимопомощь.
Анализирова
т ь
и
подбирать
необходимые
материалы
для работы.
Создавать
в
воображении
выразительны
й
о б р а з
изделия.
Оценивать
результаты
выполненной
работы.
Воспринимат
ь
объяснения
и
инструкции
учителя.
Анализирова
ть
информацию
в учебнике.
Анализирова
ть
конструкцию
образцов,
обсуждать
и х
и
сравнивать.
Анализирова
т ь
и
оценивать
ИЗО,
литерат
урное
чтение,
окружа
ющий
мир
Текущий,
взаимоконтроль,
самостоятельная
работа
Образец
изделия, лист
цветной
бумаги и
коробка для
демонстрации
приёмов
разметки и
оклеивания
формы
полученные
результаты.
8.Список литературы:
Для учителя:
1.
Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
2.
Программа для общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010
3.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
4.
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2010.
Для учащихся:
a.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
b.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся:
1.
Конышева
Н.
М.
Проектная
деятельность
младших
школьников
на
уроках
технологии:
Книга
для
учителя.
–
Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2009
2.
Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
3.
Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.