Автор: Войнова Яна Дмитриевна
Должность: учитель Химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 20"
Населённый пункт: города Магнитогорска
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее образование
ЯД. Войнова
студент группы зИПОм-16-5,
институт гуманитарного образования,
Магнитогорский государственный
технический университет им. Г.И. Носова,
г. Магнитогорск
Научный руководитель:
Т.Г. Неретина
кандидат педагогических наук, доцент,
Магнитогорский государственный
технический университет им. Г.И. Носова,
г. Магнитогорск
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО РЕШЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ
ХИМИИ
А н н о т а ц и я . Ст атья
по священа
опис анию
с о в р е м е н н о го
педагогического опыта по проблеме организации научно-исследовательской
деятельности учащихся
основной
школы
средствами
лабораторного
эксперимента
на
уроках
химии. Значительное
внимание
уделено
анализу
учебников и учебных пособий по «Химии» с целью выявления возможностей
организации
и
проведения
экспериментальных
работ
и
лабораторного
эксперимента в условиях школьного обучения.
Ключевые
слова:
у р о к
х и м и и , основная
школа,
научно-
исследовательская деятельность, лабораторный эксперимент.
Abstract. The article is devoted to the description of the modern pedagogical
experience on the problem of the organization of research activity of pupils of the
basic school by means of laboratory experiment at chemistry lessons. Considerable
attention is paid to the analysis of textbooks and manuals on «Chemistry» with the
aim of identifying possibilities of organizing and conducting experimental work
and laboratory experiment in the conditions of schooling.
Keywords: chemistry lesson, basic school, research activities, laboratory
experiment.
Анализ современного педагогического опыта по проблеме организации
научно-исследовательской
деятельности учащихся
основной
школы
на
уроках
химии
показал,
что
в
школьных
учебниках
по
химии
включено
минимум заданий
проблемного
характера,
почти во
всех
лабораторных
работах
предлагается «готовая»
методика
проведения
ученического
эксперимента.
Многие лабораторные опыты и практические занятия включают в себя
сведения о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать в
ходе
проведения
данных работ.
Перед
инструкциями
для проведения
практических работ дается теоретический материал по изучаемой проблеме. В
работе
по
очистке
загрязненной поваренной соли учащимся предлагается
самостоятельно составить план работы.
Ученический эксперимент в данных учебниках представлен только в
форме
практических работ,
они
включены
в основное содержание курса
химии. Так
в
учебнике
«Химия
–
8
класс»
авторов И.И. Новошинского,
Н.С. Новошинской
для самостоятельного
выполнения
предлагается
14
практических
занятий,
но
отдельного занятия
по
изучению
химической
посуды,
правил
обращения
с
ней и
оборудованием
в
учебнике
не
предлагается.
Однако
многие
работы сопровождаются
хорошими
иллюстрациями
по
основным приемам работы в химической лаборатории.
Кроме
того,
приводятся описания
некоторой
посуды
и
оборудования
(делительной
воронки,
воронки Бюхнера),
которые
редко
используются в
самостоятельных
исследованиях
школьников. Ряд
опытов
в
некоторых
практических занятиях предлагается провести в виде своеобразных фокусов,
что, несомненно, вызывает интерес у учащихся.
Однако во многих предлагаемых для проведения опытах не приводятся
сведения
о
соблюдении необходимых
правил
техники
безопасности, что
является, по нашему мнению, существенным недостатком данных работ.
В
у ч е б н и к е « Х и м и я
–
9
к л а с с »
а в т о р о в О.С. Габриелян,
И.Г.Остроумова, С.А. Сладкова почти каждое занятие по неорганической
химии сопровождается проведением практической работы (их по данному
курсу предлагается 15). По органической химии данных работ предлагается
только 6,
что
является, по
нашему
мнению,
недостаточным для усвоения
данного раздела.
К р ом е
у ч е б н и ко в
в
р а б от е
п о организации
и
проведению
экспериментальных работ учителя химии используют в своей работе пособие
А.А. Журина «Лабораторные опыты и практические работы по химии» (для
средней школы). Данная книга содержит описание лабораторных опытов и
практических работ по химии, которые выполняют учащиеся 8-11 классов
средних
общеобразовательных учебных
заведений.
Дополнительно
к
работам,
предусмотренным
Государственным
общеобразовательным
стандартом,
в
пособие
включены опыты
и
практические
работы, которые
можно
предложить
школьникам
на занятиях
химического
кружка.
В
аннотации к данному изданию сказано, что «пособие не ориентировано на
какой-либо конкретный
учебник
химии,
структура книги
позволяет
использовать ее при работе по вариативным программам» [1].
Первая глава в данном пособии «Химическая лаборатория» посвящена
описанию химической
посуды
и
оборудования, классифицированным
согласно
их
назначению. Здесь
же
приводятся
основные
правила
безопасности
и
приемы
работы
в химической
лаборатории,
в
описании
данных
приемов
включены
также
подробные рисунки.
Вторая
глава
«Экстремальные
ситуации»
включает в
себя
информацию
по
оказанию
первой
медицинской
помощи
при
несчастных случаях,
а
также
меры
устранения
всевозможных
неполадок
при
проведении эксперимента.
Отдельная глава в данном пособии посвящена планированию эксперимента и
записи
его
результатов.
В
ней
также
говорится об
определении
цели
эксперимента, гипотезы проводимого исследования, а также о форме записи
результатов проведенных опытов.
Для объяснения результатов некоторых опытов приводятся ссылки на
дополнительную литературу.
В
п о с л е д н е е
в р е м я в
практике
обучения
химии
получили
распространение рабочие тетради на печатной основе, предназначенные как
для изучения теоретического материала, так и для проведения и оформления
результатов самостоятельных лабораторных и практических работ.
Наибольший интерес с позиции организации научно-исследовательской
деятельности учащихся
на
уроках
химии представляют тетради
Л.М.
Терентьевой. Инструкции
к
практическим
работам
в них
содержат
требования
по
технике безопасности,
включают
в
себя дополнительные
опыты
и
контрольные
вопросы.
Во
многих
работах, особенно
на
завершающих этапах изучения соответствующего курса, учащимся требуется
самостоятельно
сформулировать
не
только
выводы по
проделанному
эксперименту, но и цели работы. Предлагаемые в тетрадях инструкции часто
с од е р ж ат несколько
вариантов
заданий,
что будет
способствовать
осуществлению индивидуального подхода в обучении.
М н о г о интересных
заданий
по
осуществлению
мысленного
эксперимента,
домашних
опытов, заданий
по
конструированию
приборов
содержится в пособии А.А Журина. для 9 класса. Такие рабочие тетради
значительно расширяют
границы
учебников
и
побуждают школьников
учиться самостоятельно и с увлечением.
Вопросы организации и проведения, а также содержания лабораторных
и практических работ в курсе химии средней школы часто освещаются на
страницах журналов ВХО им. Д.И. Менделеева, «Химия в школе», а также в
ряде
методических
пособий.
Например,
в
работе
Э.Г. Злотникова и
др.
отмечается, что
«современная
организация
экспериментального обучения
страдает
тем,
что учитель
химии
и
учебник
жестко регламентируют
деятельность
учащихся,
практически не
оставляют
им
времени
для
само стоятельного
экспериментирования,
по становки
и решения
познавательных проблем» [2, с. 65].
В ряде публикаций указывается, что для усиления воспитательной и
познавательной
роли
лабораторных работ следует использовать не только
фронтальную форму их проведения, являющуюся преобладающей в работе
большинства учителей химии, когда все учащиеся проделывают одни и те же
опыты. В некоторых случаях целесообразно рекомендовать групповую работу
учащихся
(по
2-3
ч е л о в е к а ) ,
ко гд а
г р у п п ы получают
разные
экспериментальные задания на общую тему.
Вопро сам
организации
и
проведения
п р а к т и ч е с к и х работ
заключительного практикума по курсу химии средней школы также посвящен
ряд работ. С.А. Кульбашной [4, с. 48] предлагаются для проведения в школе
следующие лабораторные работы: 1) качественное определение элементов; 2)
получение газов; 3) ознакомление с основными классами неорганических и
органических
соединений.
Однако следует
отметить,
что
в предлагаемых
опытах дается готовая методика их проведения, среди них нет таких, которые
требовали бы самостоятельного поиска решения.
Э.Г. Злотников и
другие
указывают
на
необходимость включения в
экспериментальный
практикум
работ по
решению
количественных
экспериментальных
задач.
Выполняя
такие
работы, по
мнению
авторов,
учащиеся не только творчески усваивают знания, но и овладевают методами
научного познания [3, с.12].
Таким
образом,
реформы
школьного химического
образования,
развернувшиеся в последние десятилетия в нашей стране, были вызваны не
только угрозой
потери
качества
образовательного
процесса,
но
и
тем,
традиционные
цели
школьного
химического
образования все
в
меньшей
степени
соответствовали новым
потребностям
и
ожиданиям
личности и
общества.
И
поэтому введение
ФГОС
ориентировано
не
только на
достижение предметных образовательных результатов, но и прежде всего, на
формирование
личности
учащихся,
овладение
ими
универсальными
спо собами учебной
деятельности,
обеспечивающими
успешность в
познавательной деятельности, совершенствуются химические знания на всех
этапах дальнейшего развития компетенций учащихся.
Список использованных источников и литературы:
1. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии.
Учебное пособие. М.: Аквариум, 2007. 256 с.
2. Злотников
Э.Г.
Интенсификация
мыслительной деятельности
учащихся
при
экспериментальном
обучении.
В
сб.:
Совершенствование
содержания
и
методов
обучения
химии в
средней
школе. СПб.:
Изд-во
«Образование», 2016. С. 65-72.
3. Злотников Э. Г., Гаркунов В.П.
Функции
школьного химического
эксперимента в условиях развивающего образования // Журнал ВХО им. Д.И.
Менделеева. 2017. Т.28. №5. С.12- 18.
4. Кульбашная
С.А., Пилипенко
З.И. Из
опыта
организации
заключительного практикума по химии // Химия в школе. – 2014. – №2. – С.
48-51.