Автор: Соколова Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока к учебному предмету Математические представления, 2 класс
Тема: "Упражнения на показ и называние пространственных отношений, используя невербальные и вербальные средства общения"
Раздел: начальное образование
Данный урок был проведен во 2 классе для детей с умеренной умственной отсталостью и
тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дата: ___________ Класс: 2
Учитель: _______________
Предмет: Математические представления
Тема: «Упражнения на показ и называние пространственных отношений, используя невер-
бальные и вербальные средства общения».
Цель: формирование умений показывать и называть пространственные отношения с по-
мощью невербальных и вербальных средств общения.
Задачи:
1.
закреплять представления о том, как дует ветер, как качаются деревья, как улета-
ют птицы;
2.
учить различать слова «на» и «под»;
3.
учить действовать по подражанию:
4.
учить действовать самостоятельно по словесной инструкции;
5.
развивать зрительное внимание, память, мышление;
6.
воспитывать потребность в общении;
7.
воспитывать умения быть учеником – соблюдать правила поведения, готовность
выполнять задания учителя, взаимодействовать с учителем.
МТО: наглядное пособие «Осень», тематические стихи для физминутки и упражнений
для развития моторики, тематические картинки с изображениями деревьев (с листьями и
без листьев), альбомные листы с заготовками изображений деревьев, фломастеры.
Ход урока:
№
п/п
момент
урока
виды деятельности:
планируемые ре-
зультаты
учителя
учащихся
1
Организа-
ционный
приветствую детей
отвечают словами,
кивком головы;
- должны понимать,
что со звонком начал-
ся урок;
- быть готовыми вы-
полнять роль учени-
ков;
- быть готовыми к вза-
имодействию с учи-
телем.
спрашиваю кого сего-
дня нет (называю по
имени)
Тамара и Гена гово-
рят, остальные кивают
головой или показы-
вают рукой
проверка психофизи-
ческого состояния го-
товности к занятиям
(визуально)
2
Физминут-
ка
Предлагаю встать из-
за парт
Встают
- должны понимать и
выполнять режимные
моменты;
проговариваю текст
короткого стих-я и од-
новременно показы-
ваю движения
Повторяют движения
за учителем
3
Упражне-
ния на раз-
витие ды-
хания
1.Я показываю как ды-
шать носом (вдох-
выдох)
2. Как дует ветер.
Упражнение «Сделай
как я».
Повторяют движения
за учителем.
- должны уметь дей-
ствовать по подража-
нию;
4
Упражне-
ния для губ
и языка
Я показываю упраж-
нения: «Трубочка»,
«Улыбка», «Часики»,
«Качели» и называю.
Повторяют движения
за учителем.
- должны уметь дей-
ствовать по подража-
нию, по образцу, по
словесной инструк-
ции;
5
Упражне-
ния для
развития
мелкой мо-
торики
Я показываю дей-
ствия с пальцами
руки.
Повторяют движения
за учителем.
- должны уметь дей-
ствовать по подража-
нию, самостоятельно;
6
Повторе-
ние
Уточняю с опорой на
наглядность какое
сейчас время года.
Смотрят на изображе-
ние и отвечают (него-
ворящие выбирают
изображение и пока-
зывают осень).
- должны уметь раз-
личать по изображе-
ниям время года;
Показываю сюжетные
картинки – листопад,
идет дождь, птицы
улетают. Уточняю по-
нимание детьми, что
изображено на кар-
тинках.
Рассматривают изоб-
ражения и (по возмож-
ности) называют, (не-
говорящие показыва-
ют с помощью рук).
- должны научиться с
опорой на нагляд-
ность определять
признаки осени;
7
Изучение
нового ма-
териала
Показываю макет де-
рева с листьями. Го-
ворю, что листья на
дереве.
Слушают и рассмат-
ривают изображение.
- должны научиться
понимать речь учите-
ля;
Показываю изображе-
ние дерева с листья-
ми на земле. Говорю,
что листья под дере-
вом.
Слушают и рассмат-
ривают изображение.
Прошу найти картинки
с изображениями де-
ревьев, на которых
есть листья. А затем
найти картинки с
изображениями дере-
вьев, у которых ли-
стья под деревом.
Рассматривают изоб-
ражения и показыва-
ют (по возможности)
называют.
- должны научиться
понимать словесную
инструкцию и выпол-
нять ее;
8
Физминут-
ка
Предлагаю встать из-
за парт.
Встают;
- должны понимать и
выполнять режимные
моменты;
проговариваю текст
короткого стих-я и од-
новременно показы-
ваю движения.
повторяют движения
за учителем.
10
Закрепле-
ние изучен-
ного мате-
риала
Предлагаю рассмот-
реть сюжетную кар-
тинку осень в саду.
Рассматривают изоб-
ражение;
- должны научиться
понимать словесную
инструкцию и выпол-
нять ее;
Прошу показать сна-
чала деревья, на ко-
торых есть яблоки, а
потом деревья, под
которыми стоят корзи-
ны с фруктами.
Рассматривают изоб-
ражения и показыва-
ют (по возможности)
называют.
- должны научиться
понимать словесную
инструкцию и выпол-
нять ее;
Предлагаю каждому
на стол альбомный
Слушают задание,
рассматривают тема-
- должны научиться
понимать словесную
лист, на котором на-
рисовано дерево.
Объясняю задание.
Одни должны флома-
стерами нарисовать
плоды на дереве, дру-
гие листья под дере-
вом. Уточняю понима-
ние задания (выбери-
те нужное изображе-
ние).
тические картинки с
изображениями, вы-
бирают. Выполняют
задание.
инструкцию и выпол-
нять ее;
- уметь переносить
полученные знания в
новую ситуацию.
11
Итог
Поощрение за работу
каждого ученика.
Приложение.
Тексты физминуток.
1)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз — наклон и два наклон.
Зашумел листвою клён.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели,
Два — привстали.
Руки кверху все подняли.
2)
ПТИЦЫ
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.