Автор: Аржанова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Огонёк"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Театр – наш друг и помощник"
Раздел: дошкольное образование
Проект по театрализованной деятельности
для старшей группы детского сада
«Театр наш друг и помощник!»
Автор: Аржанова Л.В. МБДОУ «Д\С «Огонёк», г. Абакан
Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Тип: Творческий, долгосрочный.
Проблема: Недостаточный интерес педагогов, детей и родителей к театру и
театрализованной деятельности.
Обоснование проблемы:
Не сформированы умения детей в выступлении перед публикой, дети с трудом могут
выразить
и
передать
эмоции
героев
в
театрализованных
постановках
(«актерское
мастерство»).
Незнание родителей о разных видах театра в детском саду и их применении в работе с
детьми.
Цель:
Формирование
у
детей
и
их
родителей
интереса
к
театральной
деятельности ,
совершенствование артистических компетентностей воспитанников.
Задачи:
1.
Способствовать
пробуждению
в
детях
способности
живо
представлять
себе
происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
2. Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении
ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях, а также в процессе коллективного
действия, взаимодействия.
3. Содействовать развитию внимания, памяти.
4.
Способствовать
развитию
коммуникативных
качеств
хорошей,
правильной
речи,
использовать потенциальные возможности детей в развитии техники речи.
5. Создать условия для знакомства дошкольников с наиболее употребительными устными
речевыми жанрами.
6. Содействовать последовательному знакомству детей с видами театра (привить детям
первичные
навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов,
голоса, кукловождения);
7. Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
8. Заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;
9. Содействовать вовлечению родителей в процесс театральной постановки, где актеры -
их дети, расширять знания родителей о способах обыгрывания дома с детьми.
Ожидаемый результат:
Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и
обыгрывания.
Возрастает желание посетить театр вместе с детьми. Укрепляются связи
между родителями и воспитателями. Развиваются артистические способности детей.
Актуальность проекта:
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не
ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней,
дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски
звуки,
музыку,
а
умело
поставленные
взрослыми
вопросы
побуждают
думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другими
персонажами,
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъясняться.
Дети
получают
эмоциональный
подъём,
что
способствует
развитию
элементов
речевого
общения:
мимики,
жестов,
пантомимики,
интонации
и
позволяет
формировать
опыт
социального
поведения.
Артистические
способности
детей
развиваются от выступления к выступлению.
Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими
впечатлениями, радостью творчества. Привлечение родителей к театральному искусству, к
театрализованной
деятельности
способствует
повышению
педагогической
культуры
родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и
детском саду.
Участники проекта:
1. Педагоги
2. Дети группы «Дельфинята»
3. Родители
Место проведения: МБДОУ «Д\С «Огонёк»
Тип проекта:
по составу участников – дети, родители, педагоги;
по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий
(участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде
презентаций, цикла спектаклей).
Срок реализации: сентябрь 2018г. - ноябрь 2018г. (долгосрочный).
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех
участников проекта.
Форма презентации готового продукта:
Постановка музыкальной сказки «Дело было в лесу» (по русской народной сказке «Волк и
семеро козлят»)
Этапы реализации:
Подготовительный этап
-
Анкетирование на
определение
степени
заинтересованности
к
развитию
театрализованной деятельности в старшей группе «Дельфинята» и сотрудничеству
в данном направлении
- Создание условий для реализации проекта
- Сбор литературы
- Беседы с детьми
- Родительское собрание (заседание родительского комитета)
- Составление плана работы
- Изготовление атрибутов
- Разработка рекомендаций для родителей
- Подбор наглядной информации
Основной этап
Воспитатели:
1. Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ
2. Оформление стенда рекомендации для родителей:
- Выпуск буклета «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»
- Выступление на родительском собрании «Возможности театрализации с детьми 5-6
лет».
- Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка»
- Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»
- Мастер – класс на тему: «Как устроить домашний театр для детей», «Ярмарка идей»
- Информационная папка «Эмоции. Пластика. Мимика»
- Рекомендаций для родителей «Костюмы для сказок»
3.Творческие упражнения (снятие мышечного напряжения): Русские народные игры «Пень
– колода», «Волна», «Капуста»
4. Пальчиковый игротренинг (развитие мелкой моторики): «Утречко», «На блины»,
«Играем на барабане»
4.Артикуляционная гимнастика «Здравствуйте котята», «Лягушка»
5.Скороговорки (развитие дикции) «На зеленом пригорке», «Корабль», «Везет Сеньку»
6.Игры – драматизации (развитие интонационной выразительности): «Песенка КОЗЫ»,
«Просьбы – приказы», «Мишуткины вопросы»
7 Игры «Подскажи словечко»
8.Игры на развитие воображения, памяти «Мини-диалоги», «Короткие истории»
9. Игры на развитие пластики « Колокола – колокольчики», «Волны», «Крылья»
10. Игры «Передай образ» (развитие выразительной мимики): «Ем лимон», «Грязная
бумажка», «Кошка выпрашивает колбаску» и др.
11. Театрализованные этюды: «Жадный пес», «Перчатки», «Снеговик»
12. Репетиция сценок к музыкальной сказке «Дело было в лесу»
13. Чтение русских народных сказок, русской народной песенки: «Как дед уху хотел
сворить», сказок Чуковского К.И.
14. Театр Би-Ба-Бо: «Колобок», «Три поросенка»
15. Просмотр слайдов об истории театра и театрального костюма
16. Репетиции утренника «Осень в гости к нам пришла»
17. Разучивание стихотворений
18. Оформление фото - газеты «Как мы побывали в театре»
19. Изготовление атрибутов, декораций к музыкальной сказке «Дело было в лесу»
Родители:
Посещение театра с ребенком
Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о театре?».
Изготовление поделок « Театр овощей» родителями для выставки на осеннем празднике
Постановка музыкальной сказки «Дело было в лесу» с привлечением родителей
Изготовление атрибутов, декораций к музыкальной сказке «Дело было в лесу»
- Подготовка к показу сказки для детей (выбор произведения и сценария, разучивание
сценария, репетиции)
Музыкальный руководитель:
- Репетиции праздников
- Игры с детьми: музыкальные диалоги, развитие песенного творчества, музыкальные
импровизации, пластические игры
Танцевальные этюды на развитие выразительности и воображения
Заключительный этап (презентация проекта)
- Фото - газета «Как мы побывали в театре»
- Театрализованная деятельность детей в рамках « праздника Осени»
- Театральная НЕДЕЛЯ
- Показ музыкальной сказки «Дело было в лесу», приуроченной к светлому празднику
«День МАТЕРИ»
План проведения театральной недели
Понедельник
Утро:
Пальчиковый игротренинг (развитие мелкой моторики): «Утречко»
Утро настало, солнышко встало.
А Пальчики спят
Эй, братец Федя, иди – разбуди соседей:
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай,Серёдка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Все проснулись и потянулись
Прогулка:
Творческое упражнение (снятие мышечного напряжения)
Русская народная игра «Капуста» - дети стоят цепочкой, первый участник «закручивает»
цепочку за собой, потом в обратную сторону, произнося: «Ты завейся, ты завейся, золотой
кошечок…»
ООД «Театральные костюмы» - познавательно-исследовательская деятельность
Цель:
Создание
условий
исследования
театральных
костюмов,
способствовать
овладению названиями деталей костюма, расширению представлений об окружающем
мире,
содействовать
координированию
совместных
действий
к
познавательно-
исследовательской
деятельности.
Содействовать
комментированию,
развернутому
изложению предположений (н-р, для какой роли может быть использован тот или иной
костюм).
Работа перед тихим часом
Театрализованный этюд: « Снеговик» (представить снеговика, которому весеннее солнце
напекло голову, он испуган, ощущает слабость и недомогание)
Цель: Способствовать развитию воображения детей, умению выражать эмоции.
2-ая половина дня
Оформление фото - газеты «Как мы побывали в театре» (создание рамочек – оригами для
фото,
коллективная
работа
по
расположению
фотографий
на
газете)
–
продуктивная
деятельность.
Цель: Создание условий для поддержки детской инициативы (в оформлении рамок),
способствовать развитию умения детей общаться по
поводу совместной деятельности,
побуждая к речевому общению между собой.
Вечер
Игра «Подскажи словечко» (в кн.Е А. Антипиной «Театрализованная деятельность в
детском саду» )
Взаимодействие с родителями
- Рекомендации для родителей «Костюмы для сказок»
Вторник
Утро
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка
А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка, дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть, повторю-ка все опять!
Прогулка
Игра на развитие пластики «Зимой»
Цель: Способствовать развитию двигательной способности, моторики разных частей тела,
координации движений.
Лыжи весело берем и по снегу все пойдем.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем.
И к пушистой ёлке вскоре мы придем.
Работа перед тихим часом
Игры на развитие воображения, памяти «Короткая история» - О чём может думать один
карандаш, лежа в коробке с карандашами?
2-ая половина дня
Изготовление
атрибутов,
декораций
к
музыкальной
сказке
«Дело
было
в
лесу»,
продуктивная деятельность
Цель: Создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему
миру (красота лесного пейзажа), развитие умения передавать характерные признаки и
пропорции
предметов
(цветы,
грибы,
ели,
пеньки,
забор,
деревья).
Способствовать
развитию умения детей общаться по
поводу совместной деятельности, побуждая к
речевому общению между собой. Осуществление поддержки детской инициативы через
предоставление права свободного выбора содержания и изобразительных средств.
Среда
Утро: Скороговорка (развитие дикции)
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
Санки – скок, Сеньку с ног
Саньку в бок, Соньку в лоб
Все в сугроб!
Прогулка
Игра
«Передай
образ»
(развитие
выразительной
мимики)
-
«Кошка
выпрашивает
колбаску»
2-ая половина дня
Репетиция сценок (отдельных отрывков) к музыкальной сказке «Дело было в лесу»
Задачи: Способствовать разрушению психологического барьера в процессе коллективного
действия, взаимодействия. Содействовать развитию внимания, памяти.
Способствовать
развитию
коммуникативных
качеств
хорошей,
правильной
речи,
использовать
потенциальные возможности детей в развитии техники речи.
Вечером:
Пальчиковый игротренинг (развитие мелкой моторики) «Играем на барабане»
Взаимодействие с родителями
Размещение в приемной группы информационной папки «Эмоции. Пластика. Мимика»,
устные индивидуальные консультации по ролям в исполнении детей (эмоции, мимика,
пластика)
Четверг
Утро: Игра – драматизация «Звонкий день»,
Цель: Создание условий для совершенствования исполнительского умения в создании
игрового образа.
ООД Тема: «Изготовление пригласительных билетов к музыкальной сказке «Дело было в
лесу» - продуктивная деятельность
Цель: Создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему
миру
(эстетика
оформления
билетов
после
изучения
образцов),
развитие
умения
передавать
характерные
признаки
и
пропорции
рисунка
(аппликации)
билета.
Способствовать развитию умения детей общаться по поводу совместной деятельности,
побуждая
к
речевому
общению
между
собой.
Осуществление
поддержки
детской
инициативы
через
предоставление
права
свободного
выбора
содержания
и
изобразительных средств в изготовлении билетов.
Прогулка:
Игра - превращение « Веревочки» (слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и
затем уронив их, ронять руки, как верёвочки)
Задачи: Способствовать развитию умения свободно и непроизвольно пользоваться своим
телом, движениями рук. Создавать условия для мышечного напряжения и расслабления.
Работа перед тихим часом:
Пантомима «Рыбалка» (сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, ловля рыбы
и т.д.)
Цель: Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Развитие имитационной
выразительности.
2-ая половина дня
Репетиция музыкальных отрывков к музыкальной сказке «Дело было в лесу»
Задачи: Способствовать развитию внимания, памяти. Содействовать развитию певческих
способностей.
Взаимодействие с родителями
Размещение в приемной группы объявления «Приглашение на просмотр музыкальной
сказки «Дело было в лесу»
Пятница
Утро: Развешивание афиш «Приглашение на просмотр музыкальной сказки «Дело было в
лесу» в группах и на входе Д\С «Огонёк» (с устным приглашением мини - группой детей),
раздача билетов.
Цель: Создание условий для приобщения детей других групп к миру театра, развитие
коммуникативных навыков.
Прогулка:
Упражнение на развитие выразительности движения и воображения «Кто я?» (жестами,
мимикой, движениями изобразить кого-то)
Цель:
Создание
условий
для
расширения
двигательных
возможностей,
развития
имитационной выразительности и воображения
Работа перед тихим часом:
Викторина «Что я знаю о театре?».
Цель: Содействовать комментированию, развернутому изложению, рассказыванию.
2-ая половина дня
Генеральная репетиция музыкальной сказки «Дело было в лесу»
Цель:
совершенствование
артистических
навыков
детей,
раскрепощение
детей,
согласовывание взаимодействия во время выступления.
Взаимодействие с родителями
Приглашение родителей детьми группы «Дельфинята» к просмотру музыкальной сказки
«Дело было в лесу», приуроченной к светлому празднику «День МАТЕРИ»