Автор: Перепечина Галина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Школа № 24
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: статья
Тема: Принципы здоровьесбережения на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
«Принципы здоровьесбережения на уроках истории»
Автор: учитель истории и обществознания
Перепечина Галина Александровна
МБОУ Школа № 24
г.о.Самара
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ
С каждым годом проблема здоровья детей
становится все более
актуальной. Около 50% детей приходят в первый класс, имея те или
иные
проблемы здоровья.
Проблемы со здоровьем у обучающихся
неблагоприятно
сказывается
на
их
адаптации
к
школьным
нагрузкам.
Также
в
дальнейшем
это
служит
причиной
дальнейшего
ухудшения
здоровья.
К окончанию школы число здоровых детей сокращается. Лишь 6 -
8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми.
Резервы жизнеспособности человека формируются в результате
воспитания, это означает, что здоровье - категория педагогическая. Дети в
возрасте от 6 до 17 лет проводят в учреждениях образования более 70%
времени.
В
этот
же
период
происходит
наиболее
интенсивный
рост
и
развитие.
Поэтому
роль
учителя
-
предметника
в
процессе
здоровьесбережения очень велика. Можно утверждать, что именно учитель,
в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
Конечно, учитель не должен брать на себя функции врача и заниматься
лечением. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не
наносило
ущерба
здоровью
школьников.
То
есть
создавать
условия
для
физического,
психического,
социального
и
духовного
комфорта
обучающихся.
В методической копилке
учителя должны быть такие
средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей –
качественным
обучением
–
решать
проблемы
сохранения
и
укрепления
здоровья обучающихся.
Выделяют следующие школьные факторы риска:
•
Стрессовая педагогическая тактика;
•
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
и
функциональным возможностям школьников;
•
Несоблюдение
элементарных
физиологических
и
гигиенических
требований к организации учебного процесса;
•
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья
детей;
•
Провалы в существующей системе физического воспитания;
•
Интенсификация учебного процесса;
•
Функциональная
неграмотность
педагога
в
вопросах
охраны
и
укрепления здоровья;
•
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
•
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни.
Поэтому сегодня в школах так актуальна пропаганда ЗОЖ и внедрение
здоровьсберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель здоровьесберегающих технологий
- обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать
у
него
необходимые
знания,
умения
и
навыки,
научить
использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Понятие «здоровьесберегающая технология», относится к качественной
характеристике
любой
образовательной
технологии,
показывающей,
насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Здоровьесберегающие технологии в образовании:
•
организационно-педагогические
технологии (ОПТ),
определяющие
структуру
учебного
процесса,
частично
регламентированную
в
СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления,
гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
•
п с и хол о го -п еда го ги чес ки е
т ех нол о ги и ( П П Т ) ,
с в я з а н н ы е
с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое
он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и
психолого-педагогическое
сопровождение
всех
эле ме нтов
образовательного процесса;
•
учебно-воспитательные
технологии (УВТ),
которые
включают
программы
по
обучению
грамотной
заботе
о
своем
здоровье
и
формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению
здорового
образа
жизни,
предупреждению
вредных
привычек,
предусмат ривающие
т акже
проведение
о р г а н и з а ц и о н н о -
воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их
родителей.
Отдельное
место
занимают
еще
две
группы
технологий,
традиционно
реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во
внеурочную работу школы:
•
социально
адаптирующие
и
личностно-развивающие
технологии
(САЛРТ)
включают
технологии,
обеспечивающие
формирование
и
укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов
психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные
социально-психологические
тренинги,
программы
социальной
и
семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать
не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
•
л ечебно-оздоровительные
технол огии (ЛОТ)
с о с т а в л я ю т
самостоятельные
медико-педагогические
области
знаний,
лечебную
педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает
восстановление физического здоровья школьников.
Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны
здоровья
школьников,
как
в
психологическом,
так
и
в
физиологическом
аспектах.
Именно
благодаря
использованию
современных
технологий
оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому
ученику,
учесть
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
а
следовательно,
минимизировать
негативные
факторы,
которые
могли
бы
нанести вред его здоровью.
Оценка
образовательных
технологии
по
их
здоровьесберегающей
направленности. (по Н.К. Смирнову)
1 . Авторитарные,
отличающиеся жесткой организацией школьной жизни,
подавлением
инициативы
и
самостоятельности
учащихся,
избыточным
применением требований и принуждения. Ученик при этом превращается в
«объект», «винтик».
2
. Дидактоцентрические,
также
построенные
на
субъект-объектных
отношениях учителя и ученика, приоритете обучения над воспитанием; для
формирования личности используются дидактические средства.
3 . Личностно ориентированные (антропоцентрические) , которые в центр
образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных,
комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей.
Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью
образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных
направлений
выделяются
гуманно-личностные
технологии,
технологии
сотрудничества, технологии свободного воспитания.
4 . Эзотерические,
основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиске
истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс
превращается
в
приобщение
ребенка,
как
центра
взаимодействия
с
Вселенной, к истине.
К р и т е р и и
р а ц и о н а л ь н о й
о р г а н и з а ц и и
у р о к а
с
п о з и ц и и
здоровьесбережения:
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является
основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической
рациональности урока во многом зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно
поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и
предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о
том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья.
А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
рациональныйНе достаточно
рациональный
нерациональн
ый
Плотность урока
Не менее 60% и
не более 75-80%
85-90%
Более 90%
Ч и с л о
в и д о в
учебной
деятельности
и
их
средняя
продолжительность
4-7
Н е
б о л е е
1 0
мин.
2-3
11-15 мин.
1-2
Более 15 мин.
Частота чередования
различных
в и д ов
учебной
деятельности
Смена не позже
чем
через
7-10
мин.
Смена через 11-
15 мин.
Смена через 15
—20 мин.
Ч и с л о
в и д о в
преподавания
и
их
чередование
Не менее 3
Не
позже
чем
чере з
10 — 1 5
мин.
2
Ч е р е з
1 5 - 2 0
мин.
1
Не чередуются
Число
эмоциональных
разрядок
2-3
1
Нет
М е с т о
и
длительность
применения ТСО
В
соответствии
с
гигиеническими
нормами
С
ч а с т и ч н ы м
соблюдением
гигиенических
норм
В
произвольной
форме
Чередование позы
Поза чередуется
в соответствии с
видом
работы.
Учитель
наблюдает
з а
посадкой
учащихся
Имеются случаи
несоответствия
п о з ы
в и д у
работы.
Учитель
иногда
контролирует
посадку
учащихся
Частые
несоответстви
я
позы
виду
работы.
Поза
не
контролируетс
я учителем
Физкультминутки
Две
за
у р о к ,
состоящих из 3
легких
упражнений, по
3-5
повторений
каждого
1
физкультминутк
а
з а
у р о к ,
с
недостаточной
продолжительн
остью
Отсутствуют
Психологический
климат
Преобладают
положительные
эмоции
Имеются случаи
отрицательных
эмоций.
Урок,
эмоционально
индифферентны
й
Преобладают
отрицательные
эмоции
Момент наступления
утомления учащихся
( п о
с н и ж е н и ю
учебной активности)
Не
ранее
чем
через 40 мин.
Не
ранее
чем
ч е р е з
3 5 - 3 7
мин.
М е н е е
ч е м
через 30 мин.
Методы, приемы и формы обучения
1.Комфортное начало и окончание урока.
а) использование положительных установок на успех в деятельности.
б) умение настроить себя на положительную волну.
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических паз,
дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений. Физкультминутки на
уроках являются важным звеном. Но часто из-за дефицита времени учителя
пренебрегают эти важным компонентом. За 40 минут урока должна пройти
как
минимум
одна
физкультурная
пауза.
Можно
использовать комплекс
упражнений из книги Ковалько В.И. «Школа физкультминуток».
3. Объяснение
нового
материала
с
опорой
на субъективный опыт
учащегося.
4.Упорядочение
системы
домашних
заданий,
их
дозировка,
выбор,
творческий характер.
5.Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, беседа с учащимися «на
равных», внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на
желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление
допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной
деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление –
вот далеко не полный инструментарий, которым может располагать педагог,
стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с
другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия
творческих возможностей каждого ребенка.
6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку, а с
желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить
новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный
дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не
смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает
каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических
барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
7. Каждый
здоровьесберегающий
урок,
должен обязательно включать
работу с телом, душой и разумом детей и учителя.
8. Личный пример учителя.
9. Организация саморефлексии.
Использования
нестандартных
форм
обучения
.
Одной из самых распространенных нестандартных форм обучения
является игровая технология. Этот прием позволяет решить одновременно
несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение,
обеспечить
психологическую
разгрузку
учащихся,
дать
им
сведения
развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость
изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной
деятельности и т.п.
На начальном этапе обучения истории это могут быть игровые задания
для обобщения знаний ( шарады, кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для
старших классов можно использовать задания фантастического или
детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал.
Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы
туристического маршрута по историческим местам. Здесь же можно отметить
и прием использования литературных произведений.
Заключение.
Современное общество очень заинтересованно в том, чтобы ее
граждане умели действовать самостоятельно, активно принимали решения,
могли быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.
Поэтому перед школой ставится задача формирования разносторонней
адаптированной творческой личности. Школа должна подготовить ее
всесторонне (физически, психически, духовно) к самостоятельной жизни.
При комплексном использовании различных педагогических
технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и
на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в
достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии здесь играют важную роль. Они
способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и
средств обучения, развития и воспитания.