Напоминание

"Развиваем мелкую моторику"


Автор: Панасовская Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Деткий сад № 46 "Зоренька"
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: папка– передвижка
Тема: "Развиваем мелкую моторику"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка

в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости

от

степени

сформированности

тонких

движений

пальцев

рук.

На

основе

обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие

движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и

речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее -

от

пальцев.

Обычно

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики,

умеет

логически

рассуждать,

у

него

достаточно

развиты

память,

внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное

при современном

образе

жизни

явление.

Но

слабую

руку

дошкольника

можно

и

необходимо

развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, -

выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце -

двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки

ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания

должны

быть

спокойными,

доброжелательными,

точными.

Каждое

задание

имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка,

его

возраст,

настроение,

желание

и

возможности.

Главное,

чтобы

занятия

приносили детям только положительные эмоции.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые

разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время

выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений

рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший

эффект.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры,которые мы

проводим с детьми в группе.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец

отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и

пальцами.

Лес

Здравствуй,лес,дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Методические указания.

Поднять обе руки ладонями к себе,широко

расставив пальцы.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в

стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Методические указания.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и

соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики

принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное

положение.

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Методические указания.

Большим и указательным пальцами изобразить очки.

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Методические указания.

Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части

приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок

легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка,как ладошка.

Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена

ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно

менять положение рук

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он,словно печка.

Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а

большие пальцы Подняты вверх.

Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие

упражнения

1.

«Коза-дереза» — вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные

согнуть.

2.

«Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

3.

«Здравствуй пальчик» — поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки

с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4.

«Весёлые человечки» — указательные и средний пальцы бегают по столу.

5.

Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки;

те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).

6.

«Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же

движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения

производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и

др.

Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно

предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию

мелкой моторики:

раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;

перематывание цветных клубочков ниток;

игры на клавишных инструментах;

сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;

выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;

Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:

Домик Заборчик Елка Лодка Пароход

Желаем Вам удачи!



В раздел образования