Автор: Панасовская Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Деткий сад № 46 "Зоренька"
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: папка– передвижка
Тема: "Развиваем мелкую моторику"
Раздел: дошкольное образование
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка
в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости
от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
На
основе
обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие
движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и
речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее -
от
пальцев.
Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
рассуждать,
у
него
достаточно
развиты
память,
внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное
при современном
образе
жизни
явление.
Но
слабую
руку
дошкольника
можно
и
необходимо
развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, -
выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце -
двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки
ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания
должны
быть
спокойными,
доброжелательными,
точными.
Каждое
задание
имеет название, выполняется два-три раза в день.
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка,
его
возраст,
настроение,
желание
и
возможности.
Главное,
чтобы
занятия
приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые
разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время
выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений
рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший
эффект.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры,которые мы
проводим с детьми в группе.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец
отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и
пальцами.
Лес
Здравствуй,лес,дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Методические указания.
Поднять обе руки ладонями к себе,широко
расставив пальцы.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания.Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в
стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Методические указания.
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и
соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики
принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное
положение.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания.
Большим и указательным пальцами изобразить очки.
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Методические указания.
Левая ладонь строго вверх.К ее нижней части
приставляется правая,сжатая в кулакю.(большим пальцем к себе).Если ребенок
легко выполняет это упражнение.можно менять положение рук.
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,как ладошка.
Методические указания.Левая рука сжата в кулак.Сверху на него опущена
ладонь правоу руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение.можно
менять положение рук
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он,словно печка.
Методические указания.Обе ладони поставлены на ребро,мизинцы прижаты.а
большие пальцы Подняты вверх.
Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие
упражнения
1.
«Коза-дереза» — вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные
согнуть.
2.
«Щелчок» — сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
3.
«Здравствуй пальчик» — поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки
с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4.
«Весёлые человечки» — указательные и средний пальцы бегают по столу.
5.
Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки;
те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).
6.
«Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же
движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения
производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»)и
др.
Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно
предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию
мелкой моторики:
раскладывание пуговиц, зёрен, желудей;
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
перематывание цветных клубочков ниток;
игры на клавишных инструментах;
сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;
Вот некоторые фигуры для выкладывания их из палочек:
Домик Заборчик Елка Лодка Пароход
Желаем Вам удачи!