Напоминание

"Информационно–коммуникативные технологии на уроках культуро–творческой направленности: мировая художественная культура, история отечественной культуры"


Автор: Гуляева Вера Павловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "ЯМК"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Информационно–коммуникативные технологии на уроках культуро–творческой направленности: мировая художественная культура, история отечественной культуры"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Информационно-коммуникативные технологии на уроках культуро-

творческой направленности: мировая художественная культура, история

отечественной культуры

Гуляева Вера Павловна,

преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»,

г. Салехард

Применение информационно — коммуникационных технологий на

уроках культуры и искусства делает урок познавательным, разнообразным, а

самое главное — современным . Изменилась роль ученика на уроке: из

пассивного

слушателя

он

становится

активным

участником

процесса

обучения;

формируется

положительное

отношение

к

предмету.

Использование

ИКТ

способствует

развитию

личности

не

только

обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта,

совершенствование

своего

профессионального

мастерства.

Все

это

способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Я работаю со студентами более 30 лет. И меня всегда занимали вопросы:

как

сделать

свои

уроки

более

запоминающимися

эмоциональными?

Как

приобщить

подростка

к

подлинным

видам

искусства?

Приобщение

современного

молодого

человека

к

вопросам

искусства

в

XXI

веке

происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля . С

помощью использования современных технических средств можно повысить

мотивацию

ученика.

В

качестве

основной

цели

использования

информационных

технологий

на

своих

уроках

можно

рассматривать

познавательную и творческую деятельность обучающихся

Личность учителя, остается направляющей в обучении и ведущей на всех

этапах урока, а компьютер выступает как средство, помогающее в решении

поставленных задач. Поэтому когда компьютерные технологии проникли во

все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины может

рассчитывать

на

компьютер,

как

на

электронного

помощника

в

учебном

процессе.

При проведении уроков я использую ряд цифровых средств обучения:

1.

Видеоряд:

фрагменты

из

опер,

балетов,

мюзиклов,

музыкальных

кинофильмов,

концертов

классической

и

популярной

музыки;

фрагменты

художественных

и

документальных

фильмов

о

жизни

и

творчестве

композиторов;

Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный

эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

2.Зрительный

ряд:

портреты

композиторов,

исполнителей

и

исполнительских

коллективов

тематические

рисунки,

нотная

графика,

фрагменты

рукописей

музыкальных

произведений;

репродукции

произведений

изобразительного

искусства

материалы

из

музеев

,

документальные фотографии, видовые художественные фотографии

3. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной

культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные

на усвоение основных понятий программы.

4.Литературный ряд: информативные тексты раскрывающие содержание

предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных

образов

отрывки

стихотворений,

прозы,

созвучные

музыке;

словарь

ключевых

терминов

и

понятий,

соответствующих

данной

учебной

теме,

эмоциональный

словарь

(вербальная

характеристика

музыкального

произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания

композиторов, исполнителей, слушателей.

5.

Творческие

(интерактивные)

задания

для

учащихся:

вопросы,

диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление

учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью

развития культуры студентов.

Все

это

способствует

оптимизации

учебного

процесса

на

основе

информатизации.

В качестве примера приведу фрагмент занятия по истории отечественной

культуры,

тема:

«Русская

культура

второй

половины

19

века»

по

специальности

44.02.01

Дошкольное

образование.

В

качестве

материала

использую картину В.М. Васнецова «Три богатыря» Студенты знакомятся с

иным типом общения с художественным произведением: интонационным.

Его можно назвать художественным и духовным.

Обычно

беседа

учителя

и

учащихся

разворачивается

в

русле

информации о былинных героях, но в таком случае ускользает сущностное,

главное.

Разговор идет в отрыве от контекста картины, без опоры на видимое и

смысловой

подтекст. Интонационное

прочтение

требует

иной

логики

выстраивания беседы.

Преподаватель: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей

от героев?

Студенты: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может

быть и слабым.

П: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой

твердолобые, богатыри?

С: Нет, только добрые, а герои бывают и злые... Героем можно стать

один раз в жизни, это поступок, а богатырь — это постоянная величина.

П:

Посмотрите

на

картину

Васнецова,

там

все

сильные?

(Учитель

предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и

Алеши Поповича).

Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь не все

богатыри физически сильные. Один — хитроват, другой спокойный.

П:

Вслушайтесь

в

слово

«БОГАТЫРЬ».

От

какого

слова

оно

произошло?

Версии детей: богатый, ходит под богом, богом данный дар и т. д.

П: Богом данный дар! Это очень интересный ответ. Так какой дар дан

каждому из них?

Д: Одному сила, другому — ум, третьему — добро.

ответах

просматривается

обобщение:

Тело,

Душа,

Дух,

как

бы

проступает лик «Троицы».)

Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для

человека из этих трех начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума

будет ли действенно? А ум без добра что несет миру? Дети приходят к

выводу, что в картине спрятан более глубокий смысл о единстве телесного,

душевного и духовного, что только совместное существование трех начал

делает человека поистине богатым.

Но

обсуждение

картины

без

личного

включения

каждого

не

даст

полноту переживаний и останется лишь мудрствованием, интеллектуальным

упражнением. А что если вопрос, который спрятан в картине, перенести в

область личностного в ребенке? Например: «Какой Божественный дар дан

тебе? Богат ли ты? Что в тебе — сила или разум? Что тебе надо в себе

сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь? А богатый человек

материально бывает бедным? И наоборот? »

Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных

героев, собрав их в одном пространстве и времени, не для иллюстрации

былины,

а

чтобы

заострить

внимание

на

духовной

символике,

которая

прочитывается в образах и именах.

Мы же соотнесли фонетический образ слова с жестом, мимикой героев

произведения и, выявив логические несовместимости, обнаружили вопрос

художника, на котором он фиксирует наше внимание.

Еще

раз

хочу

подчеркнуть

важнейший

момент

в

восприятии:

интонации можно понять телом, другого пути для познания «спрятанного»

смысла

нет!

Этому

помогает

метод

идентификации

с

образами

(повторение жестов, мимики, поз) или метод одушевлений при условии, что

художественный образ « неживой » объект.

Послесловие: На данном примере можно увидеть, как грамотное

использование данной технологии

помогает решить дефицит наглядных

пособий,

преобразить

традиционные

учебные

предметы,

оптимизировав

процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв

на более высокий уровень интерес к предмету. Перед современным учителем

встает

задача,

идти

вместе

с

детьми

к

пониманию

искусства,

учить

самостоятельно, познавать его и вырабатывать потребность общения с ним.

Литература

1.

Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/

Н. В. Агатова М., -2006.

2.

Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа.

М., -2002.

3.

Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных техно-

логий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., -2004.

4.

Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в

учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003.

5.

Маслова, Л.П., Педагогика искусства. Новосибирск, 1997

6.

Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.

1. М.: НИИ школьных технологий -2006.

7.

Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-

коммуникативных средств/ Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных техноло-

гий, 2005.



В раздел образования