Автор: Гуляева Вера Павловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "ЯМК"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Информационно–коммуникативные технологии на уроках культуро–творческой направленности: мировая художественная культура, история отечественной культуры"
Раздел: среднее профессиональное
Информационно-коммуникативные технологии на уроках культуро-
творческой направленности: мировая художественная культура, история
отечественной культуры
Гуляева Вера Павловна,
преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»,
г. Салехард
Применение информационно — коммуникационных технологий на
уроках культуры и искусства делает урок познавательным, разнообразным, а
самое главное — современным . Изменилась роль ученика на уроке: из
пассивного
слушателя
он
становится
активным
участником
процесса
обучения;
формируется
положительное
отношение
к
предмету.
Использование
ИКТ
способствует
развитию
личности
не
только
обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта,
совершенствование
своего
профессионального
мастерства.
Все
это
способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Я работаю со студентами более 30 лет. И меня всегда занимали вопросы:
как
сделать
свои
уроки
более
запоминающимися
эмоциональными?
Как
приобщить
подростка
к
подлинным
видам
искусства?
Приобщение
современного
молодого
человека
к
вопросам
искусства
в
XXI
веке
происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля . С
помощью использования современных технических средств можно повысить
мотивацию
ученика.
В
качестве
основной
цели
использования
информационных
технологий
на
своих
уроках
можно
рассматривать
познавательную и творческую деятельность обучающихся
Личность учителя, остается направляющей в обучении и ведущей на всех
этапах урока, а компьютер выступает как средство, помогающее в решении
поставленных задач. Поэтому когда компьютерные технологии проникли во
все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины может
рассчитывать
на
компьютер,
как
на
электронного
помощника
в
учебном
процессе.
При проведении уроков я использую ряд цифровых средств обучения:
1.
Видеоряд:
фрагменты
из
опер,
балетов,
мюзиклов,
музыкальных
кинофильмов,
концертов
классической
и
популярной
музыки;
фрагменты
художественных
и
документальных
фильмов
о
жизни
и
творчестве
композиторов;
Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный
эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.
2.Зрительный
ряд:
портреты
композиторов,
исполнителей
и
исполнительских
коллективов
тематические
рисунки,
нотная
графика,
фрагменты
рукописей
музыкальных
произведений;
репродукции
произведений
изобразительного
искусства
материалы
из
музеев
,
документальные фотографии, видовые художественные фотографии
3. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной
культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные
на усвоение основных понятий программы.
4.Литературный ряд: информативные тексты раскрывающие содержание
предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных
образов
отрывки
стихотворений,
прозы,
созвучные
музыке;
словарь
ключевых
терминов
и
понятий,
соответствующих
данной
учебной
теме,
эмоциональный
словарь
(вербальная
характеристика
музыкального
произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания
композиторов, исполнителей, слушателей.
5.
Творческие
(интерактивные)
задания
для
учащихся:
вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление
учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью
развития культуры студентов.
Все
это
способствует
оптимизации
учебного
процесса
на
основе
информатизации.
В качестве примера приведу фрагмент занятия по истории отечественной
культуры,
тема:
«Русская
культура
второй
половины
19
века»
по
специальности
44.02.01
Дошкольное
образование.
В
качестве
материала
использую картину В.М. Васнецова «Три богатыря» Студенты знакомятся с
иным типом общения с художественным произведением: интонационным.
Его можно назвать художественным и духовным.
Обычно
беседа
учителя
и
учащихся
разворачивается
в
русле
информации о былинных героях, но в таком случае ускользает сущностное,
главное.
Разговор идет в отрыве от контекста картины, без опоры на видимое и
смысловой
подтекст. Интонационное
прочтение
требует
иной
логики
выстраивания беседы.
Преподаватель: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей
от героев?
Студенты: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может
быть и слабым.
П: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой
твердолобые, богатыри?
С: Нет, только добрые, а герои бывают и злые... Героем можно стать
один раз в жизни, это поступок, а богатырь — это постоянная величина.
П:
Посмотрите
на
картину
Васнецова,
там
все
сильные?
(Учитель
предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и
Алеши Поповича).
Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь не все
богатыри физически сильные. Один — хитроват, другой спокойный.
П:
Вслушайтесь
в
слово
«БОГАТЫРЬ».
От
какого
слова
оно
произошло?
Версии детей: богатый, ходит под богом, богом данный дар и т. д.
П: Богом данный дар! Это очень интересный ответ. Так какой дар дан
каждому из них?
Д: Одному сила, другому — ум, третьему — добро.
(В
ответах
просматривается
обобщение:
Тело,
Душа,
Дух,
как
бы
проступает лик «Троицы».)
Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для
человека из этих трех начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума
будет ли действенно? А ум без добра что несет миру? Дети приходят к
выводу, что в картине спрятан более глубокий смысл о единстве телесного,
душевного и духовного, что только совместное существование трех начал
делает человека поистине богатым.
Но
обсуждение
картины
без
личного
включения
каждого
не
даст
полноту переживаний и останется лишь мудрствованием, интеллектуальным
упражнением. А что если вопрос, который спрятан в картине, перенести в
область личностного в ребенке? Например: «Какой Божественный дар дан
тебе? Богат ли ты? Что в тебе — сила или разум? Что тебе надо в себе
сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь? А богатый человек
материально бывает бедным? И наоборот? »
Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных
героев, собрав их в одном пространстве и времени, не для иллюстрации
былины,
а
чтобы
заострить
внимание
на
духовной
символике,
которая
прочитывается в образах и именах.
Мы же соотнесли фонетический образ слова с жестом, мимикой героев
произведения и, выявив логические несовместимости, обнаружили вопрос
художника, на котором он фиксирует наше внимание.
Еще
раз
хочу
подчеркнуть
важнейший
момент
в
восприятии:
интонации можно понять телом, другого пути для познания «спрятанного»
смысла
нет!
Этому
помогает
метод
идентификации
с
образами
(повторение жестов, мимики, поз) или метод одушевлений при условии, что
художественный образ « неживой » объект.
Послесловие: На данном примере можно увидеть, как грамотное
использование данной технологии
помогает решить дефицит наглядных
пособий,
преобразить
традиционные
учебные
предметы,
оптимизировав
процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв
на более высокий уровень интерес к предмету. Перед современным учителем
встает
задача,
идти
вместе
с
детьми
к
пониманию
искусства,
учить
самостоятельно, познавать его и вырабатывать потребность общения с ним.
Литература
1.
Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/
Н. В. Агатова М., -2006.
2.
Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа.
М., -2002.
3.
Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных техно-
логий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., -2004.
4.
Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в
учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003.
5.
Маслова, Л.П., Педагогика искусства. Новосибирск, 1997
6.
Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.
1. М.: НИИ школьных технологий -2006.
7.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникативных средств/ Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных техноло-
гий, 2005.