Автор: Гуляева Вера Павловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "ЯМК"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развивающего обучения на уроках музыки и методики преподавания музыки в начальных классах в среднем профессиональном учебном заведении"
Раздел: среднее профессиональное
Технология развивающего обучения на уроках музыки и методики
преподавания музыки в начальных классах»
в среднем профессиональном учебном заведении
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на
потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида
обучения
является
подготовка
учащихся
к
самостоятельному
освоению
знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То
есть
оно
основано
на
формировании
механизмов
мышления,
а
не
на
эксплуатации
памяти.
Учащиеся
должны
овладеть
теми
мыслительными
операциями,
с
помощью
которых
происходит
усвоение
знаний
и
оперирование ими.
Содержание
курса
направлено
на
формирование
у
будущего
учителя
представления
о
воспитательной
силе
искусства,
на
овладение
конкретными
методическими
приемами
осуществления
этой
воспитательной
функции;
на
развитие способности творческого применения, накопленного в художественной
деятельности методического опыта в преподавании других предметов начальной
школы.
Наряду
с
содержанием,
принципами,
методами
школьной
программы
«Музыка» в курс вводятся произведения других видов искусства- литературы,
живописи.
Предмет
тесно
связан
с
психологией,
педагогикой,
историей,
литературой, живописью.
Специфика:
курс
разворачивается
как
единый
предмет,
где
методика
не
выделяется в отдельный блок. Овладение методикой проходит через ролевые
игры и другие методы активного обучения, в которых педагог выступает в роли
школьного учителя, а студенты в роли учеников. В ролевых играх у студентов
формируется
осознанное
и
самостоятельное
преломление
методов,
приемов,
способов организации общения школьников с музыкальным искусством; умение
создавать ситуацию общения формирует педагогическое мастерство. Проведение
педагогических
игр
включает
в
себя
три
основных
компонента:
разработка
художественной идеи, реализация единой музыкально – творческой деятельности
учителя и учеников; итоговый разбор (самоанализ).
В основе изучаемого курса лежит концепция Д.Б. Кабалевского. В ней меня
привлекает то, что она вариативна, дает возможность для импровизации. Отбор
материала урока осуществляю с особой тщательностью.
Считаю, что любое произведение, используемое на уроке, должно
быть высоко - художественным, педагогически целесообразным и выполнять
воспитательную роль. Распределение содержания группового занятия находится в
прямой зависимости от объема материала, задач данного урока, уровня подготовки
студентов группы, а также сложившейся эмоциональной атмосферы.
Наряду
с
содержанием
школьной
программы
«Музыка»
1-З
классы в
курс
включаю дополнительный материал - произведения других видов искусств, что
позволяет
мне
построить
урок
на интегрированной основе, а это ведь главная
особенность современного познания. Ведь любой художник видит мир по-своему и
отражает его языком своего искусства, но всем разнообразии сюжетов господствует
единый
сверхобраз,
сверхзадача
-
ЧЕЛОВЕК. И поэтому объектом изучения на
уроке музыки должно быть искусство; навыки и знания не самоцель, а скорее
средства
и
условия
развития
личности
обучающегося.
В
основе
обучения
-
художественная дидактика, которая способна формировать целостную Картину
Мира у будущего учителя начальных классах.
Средства обучения. Принципы и методы педагогики искусства
Для
создания
условий
интегрированного
обучения
и
развития творческих
способностей студентов применяю различные средства обучения
Наибольший интерес у меня, как преподавателя данного предмета, вызывает
речь, ее многоаспектность, так как на уроке музыки эта особенность проявляется
наиболее ярко:
речь отражает уровень умственного развития говорящего;
воздействует и управляет;
обеспечивает познание и общение;
опосредует процессы восприятия, выражение отношения и позицию
личности к информации и слушателям.
И поэтому для анализа урока музыки в начальной школе или внеклассного занятия,
я предлагаю студентам схему урока, в которой имеется такой критерий, как уровень
речевой культуры, умение в образной поэтической форме выразить свои суждения о
музыке.
Влияние всех средств обучения на конечный результат очевидна: материальные
развивают интерес и внимание; идеальные - логику рассуждения, культуру речи,
развитие интеллекта, что способствует лучшему пониманию материала.
На своих уроках использую различные способы и методы организации учебно-
воспитательного процесса: интонационный анализ художественных произведений,
переинтонирование
образа
на
язык
смежного
вида
искусств,
наблюдение
и
сравнение,
партитура
вопросов,
метод
творческих
заданий,
контраста
и
неожиданности, метод игры, театрализации (опера М. Коваля «Волк и семеро
козлят»).
На
всех
этапах
работы
со
студентами
идет
целостное
проживание
художественного
произведения
и
выработка
эстетической
позиции.
Ребята
чувствуют себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробуют свои силы
как исполнители, то занимают место слушателя, зрителя, читателя.
Технологию
работы
по
формированию
эстетического
отношения
можно
рассматривать
на
примерах
выполнения
студентами
творческих
заданий
и
художественных
тренингов
(задание
«Какая
ты
музыка?
Как
ты
звучишь?»,
задание «Чей это портрет?», задание, связанное с осознанием выразительного
значения живописи и др.).
И вновь о мотивации
Казалось бы все очень просто: определи цель, отбери содержание и средства
обучения, нужные приемы, методы и работа будет идти «без сучка и задоринки».
Однако в практической деятельности, особенно на первом уроке, я очень часто
вижу совершенно обратное: равнодушные, ничего не выражающие глаза, полное
безучастие.
Как
вызвать
интерес
к
уроку?
Как
сделать
так,
чтобы
студенты
захотели
познакомиться с миром большого искусства, чтобы этот мир стал для них понятен.
Это как раз то, что психологи называют мотивацией. Я сама придерживаюсь и
предлагаю
студентам
использовать
в
своей дальнейшей
профессиональной
деятельности следующие принципы:
Особый эмоциональный настрой на урок.
Общение с аудиторией строю по принципу
«Мы давно знакомы
и нам есть о чем поговорить».
Действия учителя, манера ведения урока говорят:
«Я вас ждала и я вам рада».
В процессе своей работы на уроке стараюсь всегда создать атмосферу
доброжелательности, непринужденной беседы и вдохновения.
Я думаю, что очаровать и заинтересовать студентов преподавателю не трудно, а
вот
удержать
«
завоеванные»
позиции
значительно
труднее.
Вот
поэтому
в
повседневной работе нужны и другие мотивы.
Одним
из
условий,
помогающим
мне
решать
данную
задачу, является
использование в уроке такого материала, который бы имел мотивационное влияние.
Это решение проблемных вопросов. Так, рассуждая о том, что мы понимаем под
критерием «красота», предлагаю студентам ответить на такие вопросы: почему
принято считать красивыми ресницы, длинные ноги, длинные волосы?
Ответ, на поставленный вопрос, требует гибкости мышления студента. Кроме
того, такого рода рассуждения помогают ребятам прийти к пониманию, что для
учителя начальных классов нет ненужных, «лишних» предметов, нет вопросов,
которые его не касались бы.
Важную роль в формировании устойчивой мотивации играет качественный
анализ
выполнения
работы
каждым
студентом,
где
отмечаются
не
только
положительные результаты, но и недостатки, с последующим объяснением их
причины.
Все
это
формирует
у
студентов
правильное
разумное
отношение
к
оценке, как важной, но не самой существенной ценности в работе.
В ходе своих уроков музыки всегда создаю ситуацию успеха и уверенности в
успехе; советую студентам в ходе их профессиональной деятельности опираться на
свои сильные стороны.
Комплексный подход к уроку музыки
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной
деятельности. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем
успешнее
может
осуществляться
развитие
музыкальных
и
творческих
способностей детей, формирование интересов, вкусов, потребностей.
Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке
еще не определяет успеха в решении его задач. Для этого необходим комплексный
подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме.
Реализация
комплексного
подхода
к
уроку
возможна
на
базе
хорошей
методической
подготовки
будущего
учителя.
Так
благодаря
интегрированным
урокам
музыки
становится
возможным
эвристическое
развитие
студентов
посредством
вовлечения
их
в
различные
виды
деятельности:
слушательскую,
исполнительскую, творческую.
Организационным
стержнем
моего
урока
является
восприятие,
которое разворачивается в разных формах общения с искусством: пение, игра на
детских
музыкальных
инструментах,
музыкально
– ритмические
движения,
пластическое интонирование (дирижирование). Развитие восприятия происходит в
процессе всех видов музыкальной деятельности.
В
силу
специфики
искусства
ведущая
роль
в
его
восприятии
играет
воображение.
С
работой
воображения
непосредственно
связываю
умения
студентов решать творческие задачи (например: написать письмо на Родину с
использованием
музыкального
материала
«Прелюдия
№7
Ф.
Шопена.
Данное
задание
выполняется
при
рассмотрении
темы
«Песенность,
танцевальность,
маршевость».
Совершенно
очевидно,
что
невозможно
осуществлять оптимизацию
и
совершенствование творческого дара в процессе монологического ведения урока.
Поэтому на своих уроках отдаю предпочтение поисковым ситуациям, которые
осуществляются только в процессе диалога-беседы.
Диалог-беседа
не
сводится
к
традиционным
вопросам
и
ответам,
а
рассматривается как процесс «размышления вслух» и с моей стороны и со стороны
студентов ( например «Что важнее для тебя, «что» говорят или «как»?, «Что важнее
-ум или сердце, знание или понимание?», «Можно ли увидеть прошлое и будущее?
А музыка ясновидящая?».
Подобные вопросы могут стать основой диалога, дискуссии, которая протекает
с опорой на музыкальные произведения.
Урок музыки - урок искусства
Основной формой организации обучения является урок. Выбор формы урока
зависит
от
содержания
рассматриваемого
материала,
художественно-
педагогической задачи.
Каждый
семестр
завершается
контрольным
или
зачетным
уроком,
тема
которых звучит так: «Осознание накопленного методического опыта. В содержание
таких
уроков
в
обязательном
порядке
включаю прослушивание
составленных
студентами фрагментов уроков, при этом использую ролевые игры.
Данный курс разворачивается как единый предмет, методика не выделяется в
отдельный блок. Поэтому особую ценность имеют практические занятия, в ходе
которых
широко
использую
пение
с дирижированием
под
фонограмму,
тематические викторины, игру на детских музыкальных инструментах.
На
уроках-зачетах,
с
целью
проверки
знаний
теоретического
материала,
использую форму взаимопроверки в парах, с последующим оцениванием друг
друга.
Считаю, что форма зачета способствует развитию у студентов логического
мышления, памяти, способности к анализу, формированию самоконтроля
и адекватной самооценки. Однако, помня об изначальной цели своего предмета
викторинами, зачетами, контрольными уроками стараюсь не злоупотреблять.
Считаю, что самым эффективным средством воздействия на обучающегося, его
душу является урок-образ, опирающийся на принципы художественной педагогики-
педагогики искусства. Им я отдаю особое предпочтение, так как в ходе таких
уроков
широко
используется
фронтальная
форма
организации
деятельности,
вследствие чего у меня появляется возможность взаимодействовать одновременно
с каждым студентом в группе, где каждый может высказать свою точку зрения на
обсуждаемый вопрос.
Уроки-образы отличаются тем, что они разворачиваются как единый спектакль,
единая
художественная
и
духовная
деятельность
преподавателя
и
студента.
Студенты не пассивные слушатели, а участники спектакля, а точнее –соавторы.
Основные требования к уроку образу:
-
целостность
урока
на
основе
художественной
идеи,
тематических
и
интонационных связей;
- оправданность логических связей, контрастов, сравнений и сопоставлений;
- умение создать обстановку для общения, диалога, обмену впечатлениями;
- мастерство ведения урока: выразительность и образность речи, артистичность,
образность;
-
обеспечение
единства
учебно-воспитательного
процесса,
неразрывность
этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств.
Лично для меня уроки-образы интересны тем, что каждый этап и элемент
соотносится с целым, с художественно-педагогической идеей. Большое значение
приобретает стиль и манера общения преподавателя, который является режиссером
и актером, зрителем и собеседником, но никогда – информатором.
В качестве примера использования технологии развивающего
обучения приведу фрагмент урока с элементами дискуссии
В работе с молодежной аудиторией особое внимание
преподавателя центрируется на духовных преобразованиях молодых
людей, на индивидуальных изменениях. Вопросы становятся более
глубокими и философскими. Вопросы, возникающие на уроке, могут
быть направлены на всплеск ассоциаций, на жизненные проблемы,
поставленные в художественном произведении; на улавливание внутренних
связей искусств; на мироощущение и жизненное кредо автора; на
нравственные проблемы, на осознание взаимосвязи художественных
деталей.
- Можно ли разговаривать молча? А можно ли говорить и не слышать
друг друга? (Квартет № 2 Бородина, «Вокализ» Рахманинова и др.)
- Что важнее для тебя, «что» тебе говорят или «как»?
- Сколько языков у человека? А у природы? Давайте поговорим
взглядом, жестом...
- Почему в рок - опере А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина
Мурьеты» при появлении Терезы звучат оперные арии, а при появлении
солдат — ритмы?
- Проследите, в какие периоды развития человечества преобладал
ритм, а в какие — мелодия? С чем это связано? Кто ты? Ритм или мелодия?
- В каком возрасте находится наше Человечество? Детство, Зрелость,
Старость? (по музыке Баха)
- Что важнее — ум или сердце, знание или понимание?
- Почему Мефистофель потребовал у Фауста душу, а не ум?
- Что больнее — громкий плач или слезы, свернувшиеся внутри?
(прелюдия Шопена);
- Почему Бах, Шекспир, Микеланджело вечны? (Потому, что мо-
ральный климат планеты меняется очень медленно);
- Можно ли увидеть прошлое и будущее? А музыка ясновидящая?
- Композитор, поэт — это состояние души или образование? Где
рождается красота?
Послесловие: на примере представленного фрагмента можно увидеть, что
обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому:
от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск
(под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация
дидактического
принципа
«обучение
на
высоком
уровне
трудности
с
соблюдением
меры
трудности»
требует
так
отбирать
и
структурировать содержание, чтобы при работе с ним студенты
испытали
максимальное умственное и эмоциональное напряжение. Мера трудности
варьируется в зависимости от возможностей каждого учащегося. Но сначала
каждый
должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и
вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность, где ребята либо
находят ответ, либо спорят с автором.
Список использованной литературы
1.
Варенова Т. В. Краткая история педагогики. – Мн., 2004. – 289 с.
2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 234 с.
3.
Волков Г. Три лика культуры.- М., 1986.
4.
Горюнова Л. Музыка – дети-учитель. Музыка в школе, 1987. №2
5.
Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988.
№2
6.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. – 175 с.
7.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. – 132 с.
8.
Зябкин В.Е. Педагогическая трилогия. – М., 2002. – 347 с.
9.
Историческое
образование
в
современной
России:
Справочно-
методическое пособие для учителей.- М., 1997. - 260 с.
10.
Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988. – 168 с.
11.
Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО,
2003. – 192 с.
12.
Латышина Д. И. История педагогики. – М., 1998. – 285 с.
13.
Маслова Л.П.Педагогика искусства: теория и практика.- Новосибирск:
Издательство НИПКиПРО 1997.
14.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А.
Сластенин,
И.Ф.
Исаев,
Е.
Н.
Шиянов;
Под
ред.В.
А.
Сластенин.-
М.:
Издательский центр «Академия», 2002.-184с.
15.
Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. - Мн., 2006 – 456 с.
16.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,
-ч.1.- 253 с.
17.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.
Томск, 1997. – 456 с.
18.
Чечель И.Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Изд.
дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 356 с.
19.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М., 2001. – 234 с.
20.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2002 – 420 с.
Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации
которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и
учащихся;
2) совокупность приемов, методов;
3) проектирование и организация процесса обучения;
4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на
которые
опирается;
системы
действий
преподавателя
и
учащегося;
критерии
оценки
результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие
позиции:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит
определенная
методологическая,
философская
позиция
автора
(различают
технологии
процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
технологическая
цепочка
действий,
операций,
коммуникаций
выстраивается
строго
в
соответствии
с
целевыми
установками,
имеющими
форму
конкретного
ожидаемого
результата;
функционирование
технологии
предусматривает
взаимосвязанную
деятельность
преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и
дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей,
использование диалога, общения;
поэтапное
планирование
и
последовательное
воплощение
элементов
педагогической
технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с
другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры,
содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Основные характеристики педагогической технологии
Название
Цель
Сущность
Механизм
Развивающее обучениеРазвитие личности и
ее способностей
Ориентация учебного
процесса
На потенциальные
возможности человека и
их реализацию
Вовлечение
учеников в
различные виды
деятельности
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта,
взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы
деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ
результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие
личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
вне деятельности нет развития;
знание
учениками
их
собственных
возможностей
и
результатов
учения
есть
обязательные условия их дальнейшего психического развития;
ученик
становится
субъектом
учебной
деятельности
лишь
на
основе
таких
личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Условия достижения
Организация
учебного
пространства
на
основе
ведущих
понятий
теории
развивающего
обучения
«учебная
деятельность
и
её
субъект»;
Построение
образовательного
пространства
как
пространства
ориентировочной
деятельности
ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению –
к действию;
Создание
условий
для
индивидуализации
обучения
через
предоставление
учащимся
возможности
свободного
выбора
способов
и
средств
для
решения
самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства»
деятельности;
Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий:
методов
продуктивного
диалога
и
проектной
деятельности,
информационных
компьютерных технологий;
Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
Использование в образовательном процессе различных источников информации, в
том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств,
позволяющих
организовать
продуктивную
индивидуальную
и
самостоятельную
деятельность учащихся;
Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-
объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей
широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные
знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие
познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности
в рамках технологии развивающего обучения
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный
субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким
образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл
полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация
успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой,
для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного
конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят
перед собой учебную задачу. Методические приемы:
Использование специально отобранного дидактического материла
Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных
источников информации).
Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые
или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных
на предыдущих уроках).
Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности
для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к
простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под
руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с
соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы
при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера
трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до
прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью,
которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая
развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие.
Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.