Напоминание

"Технология развивающего обучения на уроках музыки и методики преподавания музыки в начальных классах в среднем профессиональном учебном заведении"


Автор: Гуляева Вера Павловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "ЯМК"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развивающего обучения на уроках музыки и методики преподавания музыки в начальных классах в среднем профессиональном учебном заведении"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Технология развивающего обучения на уроках музыки и методики

преподавания музыки в начальных классах»

в среднем профессиональном учебном заведении

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на

потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида

обучения

является

подготовка

учащихся

к

самостоятельному

освоению

знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То

есть

оно

основано

на

формировании

механизмов

мышления,

а

не

на

эксплуатации

памяти.

Учащиеся

должны

овладеть

теми

мыслительными

операциями,

с

помощью

которых

происходит

усвоение

знаний

и

оперирование ими.

Содержание

курса

направлено

на

формирование

у

будущего

учителя

представления

о

воспитательной

силе

искусства,

на

овладение

конкретными

методическими

приемами

осуществления

этой

воспитательной

функции;

на

развитие способности творческого применения, накопленного в художественной

деятельности методического опыта в преподавании других предметов начальной

школы.

Наряду

с

содержанием,

принципами,

методами

школьной

программы

«Музыка» в курс вводятся произведения других видов искусства- литературы,

живописи.

Предмет

тесно

связан

с

психологией,

педагогикой,

историей,

литературой, живописью.

Специфика:

курс

разворачивается

как

единый

предмет,

где

методика

не

выделяется в отдельный блок. Овладение методикой проходит через ролевые

игры и другие методы активного обучения, в которых педагог выступает в роли

школьного учителя, а студенты в роли учеников. В ролевых играх у студентов

формируется

осознанное

и

самостоятельное

преломление

методов,

приемов,

способов организации общения школьников с музыкальным искусством; умение

создавать ситуацию общения формирует педагогическое мастерство. Проведение

педагогических

игр

включает

в

себя

три

основных

компонента:

разработка

художественной идеи, реализация единой музыкально – творческой деятельности

учителя и учеников; итоговый разбор (самоанализ).

В основе изучаемого курса лежит концепция Д.Б. Кабалевского. В ней меня

привлекает то, что она вариативна, дает возможность для импровизации. Отбор

материала урока осуществляю с особой тщательностью.

Считаю, что любое произведение, используемое на уроке, должно

быть высоко - художественным, педагогически целесообразным и выполнять

воспитательную роль. Распределение содержания группового занятия находится в

прямой зависимости от объема материала, задач данного урока, уровня подготовки

студентов группы, а также сложившейся эмоциональной атмосферы.

Наряду

с

содержанием

школьной

программы

«Музыка»

1-З

классы в

курс

включаю дополнительный материал - произведения других видов искусств, что

позволяет

мне

построить

урок

на интегрированной основе, а это ведь главная

особенность современного познания. Ведь любой художник видит мир по-своему и

отражает его языком своего искусства, но всем разнообразии сюжетов господствует

единый

сверхобраз,

сверхзадача

-

ЧЕЛОВЕК. И поэтому объектом изучения на

уроке музыки должно быть искусство; навыки и знания не самоцель, а скорее

средства

и

условия

развития

личности

обучающегося.

В

основе

обучения

-

художественная дидактика, которая способна формировать целостную Картину

Мира у будущего учителя начальных классах.

Средства обучения. Принципы и методы педагогики искусства

Для

создания

условий

интегрированного

обучения

и

развития творческих

способностей студентов применяю различные средства обучения

Наибольший интерес у меня, как преподавателя данного предмета, вызывает

речь, ее многоаспектность, так как на уроке музыки эта особенность проявляется

наиболее ярко:

речь отражает уровень умственного развития говорящего;

воздействует и управляет;

обеспечивает познание и общение;

опосредует процессы восприятия, выражение отношения и позицию

личности к информации и слушателям.

И поэтому для анализа урока музыки в начальной школе или внеклассного занятия,

я предлагаю студентам схему урока, в которой имеется такой критерий, как уровень

речевой культуры, умение в образной поэтической форме выразить свои суждения о

музыке.

Влияние всех средств обучения на конечный результат очевидна: материальные

развивают интерес и внимание; идеальные - логику рассуждения, культуру речи,

развитие интеллекта, что способствует лучшему пониманию материала.

На своих уроках использую различные способы и методы организации учебно-

воспитательного процесса: интонационный анализ художественных произведений,

переинтонирование

образа

на

язык

смежного

вида

искусств,

наблюдение

и

сравнение,

партитура

вопросов,

метод

творческих

заданий,

контраста

и

неожиданности, метод игры, театрализации (опера М. Коваля «Волк и семеро

козлят»).

На

всех

этапах

работы

со

студентами

идет

целостное

проживание

художественного

произведения

и

выработка

эстетической

позиции.

Ребята

чувствуют себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробуют свои силы

как исполнители, то занимают место слушателя, зрителя, читателя.

Технологию

работы

по

формированию

эстетического

отношения

можно

рассматривать

на

примерах

выполнения

студентами

творческих

заданий

и

художественных

тренингов

(задание

«Какая

ты

музыка?

Как

ты

звучишь?»,

задание «Чей это портрет?», задание, связанное с осознанием выразительного

значения живописи и др.).

И вновь о мотивации

Казалось бы все очень просто: определи цель, отбери содержание и средства

обучения, нужные приемы, методы и работа будет идти «без сучка и задоринки».

Однако в практической деятельности, особенно на первом уроке, я очень часто

вижу совершенно обратное: равнодушные, ничего не выражающие глаза, полное

безучастие.

Как

вызвать

интерес

к

уроку?

Как

сделать

так,

чтобы

студенты

захотели

познакомиться с миром большого искусства, чтобы этот мир стал для них понятен.

Это как раз то, что психологи называют мотивацией. Я сама придерживаюсь и

предлагаю

студентам

использовать

в

своей дальнейшей

профессиональной

деятельности следующие принципы:

Особый эмоциональный настрой на урок.

Общение с аудиторией строю по принципу

«Мы давно знакомы

и нам есть о чем поговорить».

Действия учителя, манера ведения урока говорят:

«Я вас ждала и я вам рада».

В процессе своей работы на уроке стараюсь всегда создать атмосферу

доброжелательности, непринужденной беседы и вдохновения.

Я думаю, что очаровать и заинтересовать студентов преподавателю не трудно, а

вот

удержать

«

завоеванные»

позиции

значительно

труднее.

Вот

поэтому

в

повседневной работе нужны и другие мотивы.

Одним

из

условий,

помогающим

мне

решать

данную

задачу, является

использование в уроке такого материала, который бы имел мотивационное влияние.

Это решение проблемных вопросов. Так, рассуждая о том, что мы понимаем под

критерием «красота», предлагаю студентам ответить на такие вопросы: почему

принято считать красивыми ресницы, длинные ноги, длинные волосы?

Ответ, на поставленный вопрос, требует гибкости мышления студента. Кроме

того, такого рода рассуждения помогают ребятам прийти к пониманию, что для

учителя начальных классов нет ненужных, «лишних» предметов, нет вопросов,

которые его не касались бы.

Важную роль в формировании устойчивой мотивации играет качественный

анализ

выполнения

работы

каждым

студентом,

где

отмечаются

не

только

положительные результаты, но и недостатки, с последующим объяснением их

причины.

Все

это

формирует

у

студентов

правильное

разумное

отношение

к

оценке, как важной, но не самой существенной ценности в работе.

В ходе своих уроков музыки всегда создаю ситуацию успеха и уверенности в

успехе; советую студентам в ходе их профессиональной деятельности опираться на

свои сильные стороны.

Комплексный подход к уроку музыки

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной

деятельности. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем

успешнее

может

осуществляться

развитие

музыкальных

и

творческих

способностей детей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке

еще не определяет успеха в решении его задач. Для этого необходим комплексный

подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме.

Реализация

комплексного

подхода

к

уроку

возможна

на

базе

хорошей

методической

подготовки

будущего

учителя.

Так

благодаря

интегрированным

урокам

музыки

становится

возможным

эвристическое

развитие

студентов

посредством

вовлечения

их

в

различные

виды

деятельности:

слушательскую,

исполнительскую, творческую.

Организационным

стержнем

моего

урока

является

восприятие,

которое разворачивается в разных формах общения с искусством: пение, игра на

детских

музыкальных

инструментах,

музыкально

– ритмические

движения,

пластическое интонирование (дирижирование). Развитие восприятия происходит в

процессе всех видов музыкальной деятельности.

В

силу

специфики

искусства

ведущая

роль

в

его

восприятии

играет

воображение.

С

работой

воображения

непосредственно

связываю

умения

студентов решать творческие задачи (например: написать письмо на Родину с

использованием

музыкального

материала

«Прелюдия

№7

Ф.

Шопена.

Данное

задание

выполняется

при

рассмотрении

темы

«Песенность,

танцевальность,

маршевость».

Совершенно

очевидно,

что

невозможно

осуществлять оптимизацию

и

совершенствование творческого дара в процессе монологического ведения урока.

Поэтому на своих уроках отдаю предпочтение поисковым ситуациям, которые

осуществляются только в процессе диалога-беседы.

Диалог-беседа

не

сводится

к

традиционным

вопросам

и

ответам,

а

рассматривается как процесс «размышления вслух» и с моей стороны и со стороны

студентов ( например «Что важнее для тебя, «что» говорят или «как»?, «Что важнее

-ум или сердце, знание или понимание?», «Можно ли увидеть прошлое и будущее?

А музыка ясновидящая?».

Подобные вопросы могут стать основой диалога, дискуссии, которая протекает

с опорой на музыкальные произведения.

Урок музыки - урок искусства

Основной формой организации обучения является урок. Выбор формы урока

зависит

от

содержания

рассматриваемого

материала,

художественно-

педагогической задачи.

Каждый

семестр

завершается

контрольным

или

зачетным

уроком,

тема

которых звучит так: «Осознание накопленного методического опыта. В содержание

таких

уроков

в

обязательном

порядке

включаю прослушивание

составленных

студентами фрагментов уроков, при этом использую ролевые игры.

Данный курс разворачивается как единый предмет, методика не выделяется в

отдельный блок. Поэтому особую ценность имеют практические занятия, в ходе

которых

широко

использую

пение

с дирижированием

под

фонограмму,

тематические викторины, игру на детских музыкальных инструментах.

На

уроках-зачетах,

с

целью

проверки

знаний

теоретического

материала,

использую форму взаимопроверки в парах, с последующим оцениванием друг

друга.

Считаю, что форма зачета способствует развитию у студентов логического

мышления, памяти, способности к анализу, формированию самоконтроля

и адекватной самооценки. Однако, помня об изначальной цели своего предмета

викторинами, зачетами, контрольными уроками стараюсь не злоупотреблять.

Считаю, что самым эффективным средством воздействия на обучающегося, его

душу является урок-образ, опирающийся на принципы художественной педагогики-

педагогики искусства. Им я отдаю особое предпочтение, так как в ходе таких

уроков

широко

используется

фронтальная

форма

организации

деятельности,

вследствие чего у меня появляется возможность взаимодействовать одновременно

с каждым студентом в группе, где каждый может высказать свою точку зрения на

обсуждаемый вопрос.

Уроки-образы отличаются тем, что они разворачиваются как единый спектакль,

единая

художественная

и

духовная

деятельность

преподавателя

и

студента.

Студенты не пассивные слушатели, а участники спектакля, а точнее –соавторы.

Основные требования к уроку образу:

-

целостность

урока

на

основе

художественной

идеи,

тематических

и

интонационных связей;

- оправданность логических связей, контрастов, сравнений и сопоставлений;

- умение создать обстановку для общения, диалога, обмену впечатлениями;

- мастерство ведения урока: выразительность и образность речи, артистичность,

образность;

-

обеспечение

единства

учебно-воспитательного

процесса,

неразрывность

этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств.

Лично для меня уроки-образы интересны тем, что каждый этап и элемент

соотносится с целым, с художественно-педагогической идеей. Большое значение

приобретает стиль и манера общения преподавателя, который является режиссером

и актером, зрителем и собеседником, но никогда – информатором.

В качестве примера использования технологии развивающего

обучения приведу фрагмент урока с элементами дискуссии

В работе с молодежной аудиторией особое внимание

преподавателя центрируется на духовных преобразованиях молодых

людей, на индивидуальных изменениях. Вопросы становятся более

глубокими и философскими. Вопросы, возникающие на уроке, могут

быть направлены на всплеск ассоциаций, на жизненные проблемы,

поставленные в художественном произведении; на улавливание внутренних

связей искусств; на мироощущение и жизненное кредо автора; на

нравственные проблемы, на осознание взаимосвязи художественных

деталей.

- Можно ли разговаривать молча? А можно ли говорить и не слышать

друг друга? (Квартет № 2 Бородина, «Вокализ» Рахманинова и др.)

- Что важнее для тебя, «что» тебе говорят или «как»?

- Сколько языков у человека? А у природы? Давайте поговорим

взглядом, жестом...

- Почему в рок - опере А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина

Мурьеты» при появлении Терезы звучат оперные арии, а при появлении

солдат — ритмы?

- Проследите, в какие периоды развития человечества преобладал

ритм, а в какие — мелодия? С чем это связано? Кто ты? Ритм или мелодия?

- В каком возрасте находится наше Человечество? Детство, Зрелость,

Старость? (по музыке Баха)

- Что важнее — ум или сердце, знание или понимание?

- Почему Мефистофель потребовал у Фауста душу, а не ум?

- Что больнее — громкий плач или слезы, свернувшиеся внутри?

(прелюдия Шопена);

- Почему Бах, Шекспир, Микеланджело вечны? (Потому, что мо-

ральный климат планеты меняется очень медленно);

- Можно ли увидеть прошлое и будущее? А музыка ясновидящая?

- Композитор, поэт — это состояние души или образование? Где

рождается красота?

Послесловие: на примере представленного фрагмента можно увидеть, что

обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому:

от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск

(под руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация

дидактического

принципа

«обучение

на

высоком

уровне

трудности

с

соблюдением

меры

трудности»

требует

так

отбирать

и

структурировать содержание, чтобы при работе с ним студенты

испытали

максимальное умственное и эмоциональное напряжение. Мера трудности

варьируется в зависимости от возможностей каждого учащегося. Но сначала

каждый

должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и

вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность, где ребята либо

находят ответ, либо спорят с автором.

Список использованной литературы

1.

Варенова Т. В. Краткая история педагогики. – Мн., 2004. – 289 с.

2.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 234 с.

3.

Волков Г. Три лика культуры.- М., 1986.

4.

Горюнова Л. Музыка – дети-учитель. Музыка в школе, 1987. №2

5.

Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988.

№2

6.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. – 175 с.

7.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. – 132 с.

8.

Зябкин В.Е. Педагогическая трилогия. – М., 2002. – 347 с.

9.

Историческое

образование

в

современной

России:

Справочно-

методическое пособие для учителей.- М., 1997. - 260 с.

10.

Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988. – 168 с.

11.

Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО,

2003. – 192 с.

12.

Латышина Д. И. История педагогики. – М., 1998. – 285 с.

13.

Маслова Л.П.Педагогика искусства: теория и практика.- Новосибирск:

Издательство НИПКиПРО 1997.

14.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А.

Сластенин,

И.Ф.

Исаев,

Е.

Н.

Шиянов;

Под

ред.В.

А.

Сластенин.-

М.:

Издательский центр «Академия», 2002.-184с.

15.

Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. - Мн., 2006 – 456 с.

16.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,

-ч.1.- 253 с.

17.

Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.

Томск, 1997. – 456 с.

18.

Чечель И.Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Изд.

дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 356 с.

19.

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. М., 2001. – 234 с.

20.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2002 – 420 с.

Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации

которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности

преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и

учащихся;

2) совокупность приемов, методов;

3) проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития

личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на

которые

опирается;

системы

действий

преподавателя

и

учащегося;

критерии

оценки

результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие

позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит

определенная

методологическая,

философская

позиция

автора

(различают

технологии

процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая

цепочка

действий,

операций,

коммуникаций

выстраивается

строго

в

соответствии

с

целевыми

установками,

имеющими

форму

конкретного

ожидаемого

результата;

функционирование

технологии

предусматривает

взаимосвязанную

деятельность

преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и

дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей,

использование диалога, общения;

поэтапное

планирование

и

последовательное

воплощение

элементов

педагогической

технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с

другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры,

содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Основные характеристики педагогической технологии

Название

Цель

Сущность

Механизм

Развивающее обучениеРазвитие личности и

ее способностей

Ориентация учебного

процесса

На потенциальные

возможности человека и

их реализацию

Вовлечение

учеников в

различные виды

деятельности

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта,

взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы

деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ

результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие

личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

вне деятельности нет развития;

знание

учениками

их

собственных

возможностей

и

результатов

учения

есть

обязательные условия их дальнейшего психического развития;

ученик

становится

субъектом

учебной

деятельности

лишь

на

основе

таких

личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Условия достижения

Организация

учебного

пространства

на

основе

ведущих

понятий

теории

развивающего

обучения

«учебная

деятельность

и

её

субъект»;

Построение

образовательного

пространства

как

пространства

ориентировочной

деятельности

ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению –

к действию;

Создание

условий

для

индивидуализации

обучения

через

предоставление

учащимся

возможности

свободного

выбора

способов

и

средств

для

решения

самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства»

деятельности;

Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий:

методов

продуктивного

диалога

и

проектной

деятельности,

информационных

компьютерных технологий;

Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;

Использование в образовательном процессе различных источников информации, в

том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств,

позволяющих

организовать

продуктивную

индивидуальную

и

самостоятельную

деятельность учащихся;

Слияние учебной и внеурочной деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-

объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей

широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные

знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие

познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Организация учебной деятельности

в рамках технологии развивающего обучения

При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный

субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким

образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл

полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация

успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой,

для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного

конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят

перед собой учебную задачу. Методические приемы:

Использование специально отобранного дидактического материла

Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных

источников информации).

Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые

или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных

на предыдущих уроках).

Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:

- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности

для решения поставленной проблемы;

- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к

простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под

руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с

соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы

при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера

трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до

прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью,

которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая

развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие.

Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.



В раздел образования