Авторы: Писарева Наталья Владимировна, Абдрашитова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ комбинированного вида " Детский сад № 1 "Ласточка" города Гурьевска
Населённый пункт: город Гурьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект
Тема: «Кто важнее: Карандаш или Гвоздик»?
Раздел: дошкольное образование
«Кто важнее: Карандаш и Гвоздик»?
Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;
Задачи:
учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
учить сравнивать предметы по характерным признакам;
развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
продолжать
развивать
интерес
к
экспериментированию,
учить
высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
воспитывать бережное отношение к предметам
Предварительная
работа: наблюдение
на
прогулке
за
деревьями;
д/и
«Поплывет
-
потонет»,
д/и
«Наоборот»,
д/и
«Кто
что
делает
из
дерева,
металла»; игра «Чувства и эмоции».
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с
водой;
металлические
и
деревянные
бруски,
гвозди;
мультимедийное
оборудование.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?
Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот
эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей
группы».
Посмотрите,
на
коробке
есть
конверт,
а
в
нём
записка,
наверное,
это
подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих
коробках.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
(Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
(Гвоздь)
Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще
способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)
(Дети
ощупывают,
нюхают,
стучат
по
предметам,
которые
находятся
в
коробке).
Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие
друзья,
Сказка.
Жили-были два друга - металл, дерево. Жили они дружно, чем могли,
помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и
нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже
составили карту-схему своего маршрута.
Показ карты-схемы путешествия.
Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту.
Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка)
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на
другой берег? (размышления и ответы детей)
Но никак не могут решить, кто из них прав, кто из них самый главный.
Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)
А где растут деревья? (В лесу.)
А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?
Из
дерева
делают
мебель,
игрушки,
посуду,
музыкальные
инструменты,
строят дома, делают бумагу.
Воспитатель. Из
чего
сделаны
гвозди?
(Из
металла.)
А
что
делают
из
металла? Какие предметы из металла вы знаете?
Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции,
оружие, орудия труда.
Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.
Демонстрируется фильм.
Воспитатель комментирует. Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет
люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и
оружие.
Железная
руда
-
это
горная
порода,
содержащая
железо.
Его
выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную
руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами
в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо
становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления
различных предметов из металла.
Дидактическая игра «Из чего сделано»
На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные
из дерева и металла.
Воспитатель. Назовите,
какие
предметы
делают
из
дерева?
(Стол,
стул,
кровать, диван, дверь и т.д.)
А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)
Какой
вывод
можно
сделать?
Как
вы
думаете,
кто
прав
-
гвоздь
или
карандаш?
Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и
Гвоздик и Карандаш оба правы!
Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются
дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
Физкультминутка
Деревья
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
враз деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и в лабораторию мы спешим.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла?
Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт?
(Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)
У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические
предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож - у педагога.
Опыт 1
Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик
или брусок.)
Опыт 2
У
деревянного
бруска
шероховатая
поверхность.
(Трогаем
рукой,
рассматриваем через лупу.)
Опыт 3
У
металлического
бруска
гладкая
поверхность.
(Трогаем
рукой,
рассматриваем через лупу.)
Опыт 4
Дерево
твердое
на
ощупь,
но
если
провести
по
нему
металлическим
предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.
Опыт 5
Металл
твердый
на
ощупь,
если
провести
деревянным
предметом
по
металлическому - отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.
Опыт 6
Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)
Опыт 7
Дерево
плавает.
Металл
тонет.
(Работа
с
емкостями
воды
—
погружаем
деревянные и металлические бруски.)
Опыт 8
Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать.
(Опыт с перочинным ножом.)
Опыт 9
Металл
таким
образом
обработать
невозможно.
Нужно
специальное
оборудование для обработки.
Опыт 10
Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)
Опыт 11
Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.
Опыт 12
Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети
пробуют, делают вывод.)
Воспитатель. Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы
молодцы,
помирили
их.
Давайте
покажем
Гвоздику
и
Карандашу,
что
испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно
оставаться друзьями!
Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным
двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).
После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится
на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному
столу,
прикладывают
магнитные
картинки
к
деревянному
бруску
и
металлической
пластине
и
узнают
ещё
об
одном
свойстве
металла
-
притягивает магниты.
Воспитатель. Ребята,
а
сейчас
я
предлагаю
вам
взять
наших
героев
и
передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с
вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в
воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и
становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно
распилить, оно имеет рисунки на спилах. Металл: твердый, непрозрачный;
тонет
в
воде,
тяжелый;
плохо
поддается
обработке,
только
при
помощи
специального оборудования, притягивается магнитом)
Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили,
рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в
гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям.
До новых встреч, друзья!»
Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты!
Вы
проделали
ряд
опытов
и
пришли
к
очень
важным
выводам,
изучив
свойства дерева и металла.
Итог
Игра «Наоборот» (с мячом)
Дерево шероховатое, а металл….
Металл тяжелый, а дерево …
Металл прочный, а дерево….
Дерево мягкое, а металл….
Вы сегодня молодцы. «Маленькие исследователи!"