Напоминание

"Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно–исследовательской деятельности младших школьников"


Автор: Котова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Часцовская СОШ
Населённый пункт: пос. Часцы
Наименование материала: выступление
Тема: "Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно–исследовательской деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно-

исследовательской деятельности младших школьников

«Школа - это возвышенный дух, мечта, идея,

которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка,

родителя – и тут же реализуются»

(А.А. Захаренко)

Проектно-исследовательская деятельность уже зарекомендовала себя в качестве

эффективной педагогической технологии.

Применение этой технологии обеспечивает формирование в процессе, в действии

различных

умений:

видеть

проблему,

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

устанавливать причинно- следственные связи, обсуждать, доказывать, формулировать

выводы.

Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов – активная часть

школьной жизни. Дети активно вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию

проектов.

Конечно,

чем

младше

дети,

тем

более

«облегченный»

вариант

проектной

деятельности

им

предлагается.

Несложность

проектов

обеспечивает

успех

их

выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим

проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это

будут все-таки полезные дела.

Действия учителя при реализации проектного метода можно охарактеризовать

такими словами:

Помогает ученикам определить цель деятельности;

Рекомендует источники получения информации;

Раскрывает возможные формы деятельности;

Содействует прогнозированию результатов деятельности;

Создает условия для активности школьника;

Является партнером;

Помогает ученику оценить полученный результат

Действия ученика можно охарактеризовать так:

Определяет цель своей деятельности;

Открывает новые знания;

Экспериментирует;

Выбирает пути решения возникающих проблем;

Несет ответственность за свою деятельность

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определенный набор качеств и

умений:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

Умения:

исследовательские,

оценочные,

информационные,

презентационные,

рефлексивные.

Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности, у

них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что

ученики не должны включаться в проектную деятельность.

Наблюдения показывают, что ребенок, не обладая достаточными умениями,

вовлекается

в

выполнение

какой-либо

деятельности,

и

тем

самым

развивает

необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Одним

важным

условием,

также

достаточно

необходимым

для

работы

в

проекте,

особенно

в

младшем

школьном

возрасте,

является

участие

родителей,

включенность их в проектную работу.

Привлечение родителей к процессу проектирования организует в первую очередь

учитель.

Важно

заинтересовать

родителей

не

оттолкнуть

их

сложным

наукообразным объяснением требований к предстоящей работе. Учитель не должен

перекладывать на родителей обучающую и исполнительскую функции, оставляя за

собой лишь функции контроля.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение

проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при

этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над

проектом,

иначе

губится

сама

идея

метода

проектов.

А

вот

помощь

советом,

информацией,

проявление

заинтересованности

со

стороны

родителей

важный

фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при

выполнении ими проектной деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над

проектом.

Формы участия родителей в проектной деятельности могут быть различны:

Мотивационная

поддержка

(стимулирование

интереса

к

выполнению

проекта,

развитие

у

ребенка

стремления

к

достижению

результата,

демонстрации уверенности в успехе совместной работы);

Информационная

поддержка

(сбор

необходимого

для

проекта

материала,

помощь в поиске нужных сведений);

Организационная поддержка (помощь ребенку в оптимальном распределении

времени

и

дозировании

нагрузки

в

процессе

подготовки

проекта,

сопровождение ребенка);

Техническая

поддержка (проведение

фото-

и

видеосъемок,

монтаж

материалов, подготовка компьютерных презентаций);

Поддержка в самооценке проекта ( обсуждение его достоинств и недочетов,

реальных достижений ребенка).

В результате совместной проектной деятельности дети восполняют дефицит

общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».

Наибольший

интерес

для

организации

совместной

деятельности

учащихся,

учителей и

родителей вызывают социальные проекты, наблюдение за природными

объектами, выращивание комнатных растений.

В

процессе

изучения

курса

«Окружающий

мир»

большое

место

занимает

исследование учащихся по изучению природы родного края: погоды, водоемов, полезных

ископаемых,

почвы,

растительного

и

животного

мира.

Постановка

проблемы

и

разработка ее решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Но профессиональная деятельность некоторых родителей может иметь самое

непосредственное

отношение

к

предполагаемой

тематике

школьных

исследований.

Родители могут направить в нужное русло поиск детьми необходимой информации,

предоставить

некоторые

материалы

с

места

своей

работы,

а

также

помочь

соответствующим образом оформить полученные результаты. Учащиеся при этом

будут иметь полное представление о профессии своих родителей.

Совместная

проектная

деятельность

обеспечивает

сотрудничество

взрослых

и

детей,

способствует

развитию

самостоятельности,

целеустремленности,

ответственности,

инициативности,

толерантности,

адаптации

к

современным

условиям

жизни,

помогает

избежать

отрицательных

моментов,

связанных

с

возрастными особенностями.

Педагогическое

сопровождение

учителей

и

родителей

позволяет

младшим

школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в

позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза, создает

ситуацию

успеха,

радости,

удовлетворения,

обстановку

общей

увлеченности

и

творчества,

способствует

формированию

у

ребенка

положительной

самооценки.

Каждый

вносит

посильный

вклад

в

общее

дело,

выступая

одновременно

и

организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.

Полученный

эмоциональный

заряд

служит

стимулом

для

дальнейших

действий,

открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.

Метод проектов позволяет реализовать творческое содружество учителя, ученика и

родителя.

Ребенок – горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом для

которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое

сотрудничество, сотоварищество, содружество.

Упала с неба капля дождевая,

Всего минуту, может, прожила.

И, все же, век короткий доживая,

Она травинку напоить смогла.

Да так, что та окрепла, осмелела

И в рост пошла

Как люди ходят в путь.

Вот так и нам суметь бы

Жизнью всей и делом

Пролиться каплей для кого-нибудь.



В раздел образования