Автор: Котова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Часцовская СОШ
Населённый пункт: пос. Часцы
Наименование материала: выступление
Тема: "Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно–исследовательской деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно-
исследовательской деятельности младших школьников
«Школа - это возвышенный дух, мечта, идея,
которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка,
родителя – и тут же реализуются»
(А.А. Захаренко)
Проектно-исследовательская деятельность уже зарекомендовала себя в качестве
эффективной педагогической технологии.
Применение этой технологии обеспечивает формирование в процессе, в действии
различных
умений:
видеть
проблему,
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
устанавливать причинно- следственные связи, обсуждать, доказывать, формулировать
выводы.
Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов – активная часть
школьной жизни. Дети активно вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию
проектов.
Конечно,
чем
младше
дети,
тем
более
«облегченный»
вариант
проектной
деятельности
им
предлагается.
Несложность
проектов
обеспечивает
успех
их
выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим
проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это
будут все-таки полезные дела.
Действия учителя при реализации проектного метода можно охарактеризовать
такими словами:
Помогает ученикам определить цель деятельности;
Рекомендует источники получения информации;
Раскрывает возможные формы деятельности;
Содействует прогнозированию результатов деятельности;
Создает условия для активности школьника;
Является партнером;
Помогает ученику оценить полученный результат
Действия ученика можно охарактеризовать так:
Определяет цель своей деятельности;
Открывает новые знания;
Экспериментирует;
Выбирает пути решения возникающих проблем;
Несет ответственность за свою деятельность
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определенный набор качеств и
умений:
Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
Умения:
исследовательские,
оценочные,
информационные,
презентационные,
рефлексивные.
Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности, у
них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что
ученики не должны включаться в проектную деятельность.
Наблюдения показывают, что ребенок, не обладая достаточными умениями,
вовлекается
в
выполнение
какой-либо
деятельности,
и
тем
самым
развивает
необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.
Одним
важным
условием,
также
достаточно
необходимым
для
работы
в
проекте,
особенно
в
младшем
школьном
возрасте,
является
участие
родителей,
включенность их в проектную работу.
Привлечение родителей к процессу проектирования организует в первую очередь
учитель.
Важно
заинтересовать
родителей
не
оттолкнуть
их
сложным
наукообразным объяснением требований к предстоящей работе. Учитель не должен
перекладывать на родителей обучающую и исполнительскую функции, оставляя за
собой лишь функции контроля.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение
проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при
этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над
проектом,
иначе
губится
сама
идея
метода
проектов.
А
вот
помощь
советом,
информацией,
проявление
заинтересованности
со
стороны
родителей
–
важный
фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при
выполнении ими проектной деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над
проектом.
Формы участия родителей в проектной деятельности могут быть различны:
Мотивационная
поддержка
(стимулирование
интереса
к
выполнению
проекта,
развитие
у
ребенка
стремления
к
достижению
результата,
демонстрации уверенности в успехе совместной работы);
Информационная
поддержка
(сбор
необходимого
для
проекта
материала,
помощь в поиске нужных сведений);
Организационная поддержка (помощь ребенку в оптимальном распределении
времени
и
дозировании
нагрузки
в
процессе
подготовки
проекта,
сопровождение ребенка);
Техническая
поддержка (проведение
фото-
и
видеосъемок,
монтаж
материалов, подготовка компьютерных презентаций);
Поддержка в самооценке проекта ( обсуждение его достоинств и недочетов,
реальных достижений ребенка).
В результате совместной проектной деятельности дети восполняют дефицит
общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
Наибольший
интерес
для
организации
совместной
деятельности
учащихся,
учителей и
родителей вызывают социальные проекты, наблюдение за природными
объектами, выращивание комнатных растений.
В
процессе
изучения
курса
«Окружающий
мир»
большое
место
занимает
исследование учащихся по изучению природы родного края: погоды, водоемов, полезных
ископаемых,
почвы,
растительного
и
животного
мира.
Постановка
проблемы
и
разработка ее решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Но профессиональная деятельность некоторых родителей может иметь самое
непосредственное
отношение
к
предполагаемой
тематике
школьных
исследований.
Родители могут направить в нужное русло поиск детьми необходимой информации,
предоставить
некоторые
материалы
с
места
своей
работы,
а
также
помочь
соответствующим образом оформить полученные результаты. Учащиеся при этом
будут иметь полное представление о профессии своих родителей.
Совместная
проектная
деятельность
обеспечивает
сотрудничество
взрослых
и
детей,
способствует
развитию
самостоятельности,
целеустремленности,
ответственности,
инициативности,
толерантности,
адаптации
к
современным
условиям
жизни,
помогает
избежать
отрицательных
моментов,
связанных
с
возрастными особенностями.
Педагогическое
сопровождение
учителей
и
родителей
позволяет
младшим
школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в
позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза, создает
ситуацию
успеха,
радости,
удовлетворения,
обстановку
общей
увлеченности
и
творчества,
способствует
формированию
у
ребенка
положительной
самооценки.
Каждый
вносит
посильный
вклад
в
общее
дело,
выступая
одновременно
и
организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.
Полученный
эмоциональный
заряд
служит
стимулом
для
дальнейших
действий,
открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.
Метод проектов позволяет реализовать творческое содружество учителя, ученика и
родителя.
Ребенок – горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом для
которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое
сотрудничество, сотоварищество, содружество.
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, все же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла.
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла
Как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.