Напоминание

"Программа по художественно–эстетическому развитию с одаренными детьми"


Автор: Грибанова Светлана Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад села Золотое"
Населённый пункт: Саратовская область Красноармейский район село Золотое
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по художественно–эстетическому развитию с одаренными детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Вокальная группа «Веселые матрешки»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД СЕЛА ЗОЛОТОЕ»

Музыальный руководитель Грибанова С.Г.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного

общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы

с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет

огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как

специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более

общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые

необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются

самой природой музыки как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам

искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой

восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.

И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако,

именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода

через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным

детям в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах

музыкальной деятельности.

Задачи:

- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.

- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих

способностей

в процессе исследовательской и поисковой деятельности.

- Выявление способных и одаренных детей.

- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры,

искусства и т. д.

- Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным

программам.

- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.

- Воспитывать сознательного гражданина России.

Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность и

интегративность, индивидуализация и дифференциация, систематичность, развивающее

обучение, интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического

развития.

Содержание и формы работы:

- выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений учащегося.

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием

психологической

службы;

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными

детьми;

- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и

склонностей;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными

детьми;

- подготовка детей и подростков к конкурсам, викторинам, концертам и другим

мероприятиям различного уровня; - диагностика ЗУНов одаренных детей, выполнение

индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;

Ожидаемые результаты:

Творческая самореализация одаренных детей.

Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных

детей.

Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и

общечеловеческих ценностей;

Формирование навыков творческого саморазвития.

Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного

ребенка.

Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.

Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса

на идеях личностно-ориентированной педагогики. Создание банка данных одаренных

детей.

Этапы реализации программы:

Диагностический

Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех

этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится

отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:

Музыкальные способности;

Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных

занятиях.

Развивающий

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных

подростков в различных видах творчества.

Занятия интегрированного типа.

Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в

определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение

творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся

структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью

следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой

активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью,

инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе

самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем

музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении,

исполнении, импровизации, размышлений о музыке.

Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность,

уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

Формы творческих заданий:

Восприятие музыки.

Импровизация.

Пластическое интонирование.

Инструментальное музицирование.

Вокально-хоровое музицирование.

Музыкальный фольклор.

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.

Графическое, цветовое моделирование музыки.

К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:

- Развитие навыков художественного общения как основы для целостного

восприятия

искусства.

- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия

для

возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности. К

определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие: и искусства как

умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и

этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего

фактора

художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у

ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия

для

пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений

деятельности.

- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-

самобытного отношения к окружающему миру.

- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к

детском

творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной

художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое,

постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает

возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Заключительный

Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

Основные формы творческих заданий:

Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая

изхудожественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание,

но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка.

Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает

возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности

речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение

ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием

образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых

мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования

творческой деятельности детей).

Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные

цели:

первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой

фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить

начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с

этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от

другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-

минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться

тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные”

интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением

(изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы

импровизирования также достаточно широко распространены).

Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один из

способов, одна

из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой

эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным

свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое

движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со

всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают”

тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое

интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность

музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят

воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического

движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое

интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или

несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного

произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить

себя в творческом поиске).

Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - это

творческий

процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных

инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов

музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так,

инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки,

вокально-хоровым исполнением, импровизацией.Приобщая детей к музыке через

инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо

помнитьследующее:ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная

интуиция;учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и

музыкальному образу произведения;учитель помогает ученику найти прием

исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность

детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к

собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо

формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается

самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у

каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего

музыкального и творческого развития).

Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-

хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста

разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее

рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю

разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем,

как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования;

сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных

интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ

мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые

ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных

музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети,

“проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто

приближающихся к авторскому замыслу.

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к

форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах,

дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее)

ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в

музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в

том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области

души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-

слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).

Музыкальный фольклор (“Народная песня в педагогике есть носительница

живых

индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский).

(Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже

познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа.

Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся

начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки,

дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность

проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).

Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих

занятий по

развитию творческих способностей).

Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид

деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть

специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной.

Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как

деятельности). вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая

графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа,

эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое

положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики,

ритмической пульсации).

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их

мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.

Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно

исследовать все окружающее.

2.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и

делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать

альтернативные системы.

3.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к

классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой

объем информации и интенсивно использовать ее.

4.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и

четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог

восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже

не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им

навязывают готовый ответ.

6.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим

упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1.

одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее

нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество,

изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма

характерны для одаренных детей.

4.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов,

шутки.

5.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и

порывисты.

6.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7.

Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8.

Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности

в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше

обычного.

2.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных

способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и

личностных особенностях.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед

одаренными детьми.

1.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа

скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться

потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те,

которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в

изоляции, уходит в себя.

3.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к

конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться

над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и

философские проблемы.

5.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им

порой трудно становиться лидерами.

6.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность

совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и

низкая самооценка.

7.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети

нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает

трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к

детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать

окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во

многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения.

Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик

может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются

курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные

способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и

учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в

индивидуальном темпе.

Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации

его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

1.

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

2.Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

Реалистическая Я-концепция.

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

Соревновательность.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

- Внутренняя мотивация.

Критерии уровней развития музыкальности,

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое

осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко

выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную

деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь

педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к

музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к

самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке,

музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье

ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Методы достижения задач проекта:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

Расширение диапазона;

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

Усиление насыщенности звука;

Полетность;

Улучшение вибрато;

Большая певучесть звука;

Свобода;

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию

интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и

правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык,

свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу,

придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы,

придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи

собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

Голосоведение;

Метроритм,темп;

Тембр;

Динамика;

Фразировка.

4. Тренировка слуха

Распевки;

Слушание музыкальных произведений;

Творческое сочинение мелодии;

Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

Применение дирижёрского жеста;

Гаммовые распевки по руке;

Сольфеджио;

Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр,

индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в

развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат.

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому

самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-

драматических постановках);

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового

аппарата;

проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать

пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно

выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова –

артикулировать при исполнении);

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,

правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,

усовершенствовать свой голос;

умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с

точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски

Перспективный план работы

Период

прохождения

материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь -

октябрь

- Расширять диапазон детского голоса. -

Закреплять у воспитанников умение точно

передавать ритмический рисунок хлопками и на

металлофоне. - Способствовать

прочному усвоению воспитанниками

разнообразных интонационных оборотов,

включающих различные виды мелодического

движения (вверх-вниз) и различные интервалы.

- Учить воспитанников точно попадать на

первый звук мелодии песни. - Учить

воспитанников петь легко, не форсируя звук, с

чёткой дикцией. - Брать дыхание после

вступления и между музыкальными фразами.

- Учить слушать и слышать себя и

товарищей по пению.

Дыхательные

упражнения:

«Ладошки»,

«Погончики», «Насос»,

«Кошка», «Обними

плечи», «Маятник»,

«Повороты головы».

Артикуляционные

упражнения:

Подвижные

игры: «Ёлочка», «Синий

шар», «Каша».

Упражнения для

развития вокально-

хоровых навыков:

- Учить петь хором, небольшими ансамблями, по

одному, с музыкальным сопровождением и без

него. - Учить петь ускоряя и

замедляя темп, усиливая и ослабляя звук.

- Добиваться выразительного

исполнения песен.

- Учить детей передавать характер и смысл

каждой песни. - Поощрять

сочинение собственных мелодий, марша,

колыбельной (без текста).

- Совершенствовать умение правильно

сидеть и стоять во время пения.

«Кукушка»

Е.Тиличеевой,

«Бубенчики»

Е.Тиличеевой,

«Качели» Е.Тиличеевой.

Песни:

«Кукушка»

А.Варламова,

«Если добрый ты»

Б.Савельева,

«Мама» Н.Тимофеевой,

«Улыбка» В.Шаинского.

Творческие

задания:

«Самолёт» Т.Бырченко,

сочинение

марша, колыбельной.

Ноябрь -

декабрь

- Уточнять умение воспитанников различать

высокие и низкие звуки в пределах терции;

- Упражнять в чистом пропевании этого

интервала сверху вниз;

- Упражнять в чистом интонировании

поступенных и скачкообразных движений

мелодии; -

Закреплять умение различать долгие и короткие

звуки, отмечать длительности движением руки;

Дыхательные

упражнения:

«Ушки», «Маятник

головой», «Перекаты»,

«Рок-н-ролл», «Мячик»,

«Песня волка», «Песня

ветра», «Ниточка».

Артикуляционные

упражнения:

Подвижные

игры: « Та р е лка » ,

«Чашка», «Утки».

Ноябрь -

декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном

звуке. - Продолжать

учить петь без форсирования звука,

естественным голосом.

- Удерживать дыхание до конца фразы, концы

фраз не обрывать, заканчивать мягко.

- Правильно выполнять

логические ударения.

- Продолжать учить детей чисто интонировать

Упражнения для

развития вокально-

хоровых навыков:

«Барабан»

Е.Тиличеевой,

«Как под наши ворота»

(р.н.п.), «Вальс»

Е.Тиличеевой.

Песни:

«Голубой вагон»

В.Шаинского,

мелодию в поступенном движении вверх и вниз,

а также скачки вверх вниз на квинту и кварту.

- Упражнять в точном интонировании

трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать

интонацию на повторяющихся звуках, точно

интонировать тонический ход на сексту вверх.

- Петь выразительно, меняя интонацию в

соответствии с характером песни (ласковая,

светлая, задорная, игривая и т.д.).

- Побуждать воспитанников импровизировать

простейшие мотивы определённого характера,

жанра (вальс, марш, полька).

- Контролировать певческую установку во время

пения.

«Спляшем Ваня»

А.Варламова,

«Гномики»

К.Костина.

Творческие задания:

«Снежок»

Т. Бырченко,

«Вальс», «Полька»,

«Марш», «Плясовая».

Январь -

февраль

- Продолжать учить различать и самостоятельно

определять направление мелодии, слышать и

точно интонировать повторяющиеся звуки.

- Упражнять в чистом пропевании поступенного

и скачкообразного движения мелодии.

- Упражнять в чёткой дикции. -

Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь

показать рукой движение мелодии вверх и вниз,

чередование долгих и коротких звуков.

- Уточнить умение воспитанников вовремя

вступать после музыкального вступления, точно

попадая на первый звук.

- Чисто интонировать в заданном диапазоне.

- Учить самостоятельно реагировать на

одинаковые музыкальные фразы с разным

окончанием. -

Совершенствовать умение детей петь с

динамическими оттенками, не форсируя звук при

усилении звучания. - Добиваться

выразительного исполнения песен различного

характера;

Дыхательные

упражнения:

«Восход-заход»,

«Стокатто»,

«Удивлялки»,

«Знакомство»,

«Веточка»,

«Кукушонок», «Певец».

Артикуляционные

упражнения:

Подвижные

игры: «Конь»,

«Мамочка», «Ворона»,

«Петух».

Упражнения

для развития вокально-

хоровых навыков:

«Небо синее»

Е.Тиличеевой,

«Бубенчики»

Е.Тиличеевой,

«Труба» Е. Тиличеевой.

Песни:

«Где водятся

волшебники?»

М.Минкова,

«Дождь пойдёт по

улице» В.Шаинского,

Январь -

февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без

него. -

Подводить воспитанников к умению

самостоятельно давать оценку качеству пения

товарищей, отмечая не только правильное и

неправильное пение, но и выразительное

исполнение.

- Продолжать стимулировать и развивать

песенное творчество воспитанников. -

Учить воспитанников самостоятельно находить

песенные интонации различного характера на

заданный текст. - Развивать

ладотональный слух, используя интонационно-

фонетические, речевые упражнения.

«Три весёлых зайчика»

К.Костина,

«Бабочка»

А.Варламова.

Творческие

задания:

«Зайка, зайка, где

бывал?» М.Скребковой.

Март –

апрель - май

- Закреплять умение воспитанников различать

долгие и короткие звуки, отмечать длительность

движением руки, выкладыванием ритмического

рисунка мелодии на фланелеграфе;

- Продолжать упражнять в умении удерживать

интонацию на одном повторяющемся звуке;

- Закреплять навык звуковысотной

ориентировки, добиваясь осмысленного,

быстрого и точного пропевания одного и того же

мелодического оборота выше – ниже.

- Учить воспитанников распознавать на слух

движения мелодии, определять повторность

звуков, наличие скачка в начале.

- Упражнять в умении удерживать интонацию на

высоком звуке (до, ре).

- Петь выразительно,

передавая динамику не только от куплета к

куплету, но и по музыкальным фразам;

выполнять паузы, точно передавать ритмический

рисунок, делать логические ударения в

соответствии с текстом произведения. -

Закреплять навык естественного

звукообразования, умение петь легко, свободно,

без напряжения.

- Следить за правильным дыханием. -

Дыхательные

упражнения:

«Свечи», «Воздушный

шарик», «Сова», «Аист»,

«Шапка», «Гармошка»,

«Деревья», «Зоосад».

Артикуляционные

упражнения:

Подвижные

игры: «Зайка», «Звери»,

«Медвежонок»,

«Грузовик», «Бабочка».

Интонационно-

фонетические

упражнения.

Упражнения для

развития вокально-

хоровых навыков:

«Смелый пилот»

Е.Тиличеевой, «Скок-

поскок» р.н.попевка,

«Вальс» Е.Тиличеевой.

Песни:

«Самая счастливая» Ю.

Удерживать интонацию при переходе от одной

тональности в другую. -

Продолжать учить воспитанников

импровизировать мелодии различного характера

на заданный текст и придуманный

самостоятельно (по картинке, исходя из

словесного образа и т.д.).

- Добиваться, чтобы при самостоятельных

поисках песенных импровизаций воспитанники

использовали свой музыкальный опыт, знание

музыкальной речи, сочиняя песню – марш,

песню – вальс, песню – польку, грустную и

весёлую песни и т.д.

Чичкова,

«Дорога добра»

М.Минкова, «Кот

Мурлыка»

Л.Олифировой,

«Кашалотик» Р.Паулса.

Творческие

задания:

«Осенью», «Весной»

Г.Зингера, «Весёлая

песенка», «Грустная

песенка» В.

Агафонникова.

Последовательность работы на примере одного занятия:

1.

Распевание.

Цель: подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных

произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном

диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут

2. Динамическая пауза в форме физминутки.

Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.

2.

Основная часть.

Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара.

Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой

интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,

динамическими оттенками.

3.

Заключительная часть.

Цель: работа над выразительным, артистичным исполнением. Пение с

движениями, оценка, самооценка.

Результативность:

Воспитанники имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют

устойчивый интерес к вокальному искусству.

Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без

музыкального сопровождения, без помощи руководителя.

Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре2 октавы, чисто

интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное

и скачкообразное; соблюдают певческую установку.

Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом

качество пения.

Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в

словах и правильно произносят окончания слов.

Проявляют активность и творческие способности в песенном творчестве;

Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Итогом моей работы является:

Участие воспитанников в концертных программах и досуговых мероприятиях,

посвященных календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне

ДОУ и района.

Участие в конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном

уровнях;

Воспитанники по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных

студиях района, ДШИ.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского

таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен

оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта,

научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка певческие способности

необходимо развивать с самого раннего детства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития

певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас

педагогов терпения и бережного отношения.

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует

«научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном

возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры

заложен.

Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а

значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1963.

3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.:

Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-

методическая разработка. – М.: 1999.

5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд.

2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О.

Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у

детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск,

1994. – 28 с.

10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной

деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.



В раздел образования