Автор: Шевкунова Евгения Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ №26 г. Черемхово
Населённый пункт: г. Черемхово Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Йога в детском саду."
Раздел: дошкольное образование
Йога в детском саду.
Почему-то считается, что детям дошкольного возраста, кроме занятий по
физкультуре и игр на свежем воздухе, не нужно другой гимнастики. Но
общаясь с детьми, я узнала, что детям знакомо слово Йога, что они знают
некоторые позы. Дети делились со мной впечатлениями о разнообразных
Челленджерах из социальных сетей и видео хостингах, из Контактов, и
Ютуба. И я поняла, что просто необходимо вносить новое в занятия
физкультурой
Изучив литературу, прослушав вебинары, я узнала, что для детей йоговские
упражнения - это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Но и не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, увереннее в себе.
Йоговские упражнения помогают им стать более внимательными, так как при
выполнении каждого упражнения требуются особая сосредоточенность.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает
все условия для гармоничного роста и развития детей.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно
напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости
и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.
Главное, чтобы асаны не причиняли дискомфорт, а пространство вокруг
было без острых углов и твердых поверхностей, о которые можно случайно
пораниться при падении. Тогда йога принесет только здоровье.
Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики. В
комплекс старших воспитанников я вношу элементы йоги. В отличие от
других физических упражнений, имеющий динамический характер,
выполнение элементов хатха-йоги, основное внимание уделяется
статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных,
осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм
умеренную нагрузку.
Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не
требует никаких снарядов.
Во время выполнения упражнений я учу детей правильно
дышать. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на организм в
целом. А педагоги группы рассказывают детям о том, что дыхание — это
жизнь, это вентиляция тела. Знакомят со строением легких, как они дышат.
Маленькие дети очень подвижны, активны, поэтому занятия йогой лучше
воспринимаются детьми в игровой форме и основываются на подражании,
а асаны преподаются в лёгкой доступной форме. На занятиях дети с
удовольствием представляют себя лягушкой, ласточкой, деревом, собакой,
кошкой
Для того, чтобы ребёнку было легче войти в это состояние, я рассказываю
небольшой рассказ про выбранную асану. У детей преобладает
ассоциативное мышление, они во всем предпочитают полагаться на свой
небольшой опыт, поэтому всё, о чём я говорю на занятиях, помогаю
ассоциировать с тем, что ребёнок видит в повседневной жизни, что является
его опытом. А освоение асан — поз йоги — как нельзя лучше удовлетворяет
и детскую склонность к ассоциативному мышлению, и его стремление
ко всему новому, и любовь к весёлой игре. Какому ребёнку не захочется
научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок?
Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание
и память.
Выполнение асан способствует развитию координации, силы, гибкости
и выносливости. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают
их более эластичными, разрабатывают суставы, укрепляют внутренние
органы и улучшают самочувствие.
Занимаемся на ровной, твердой поверхности, это на полу, застеленным
ковриком. Зал предварительно проветриваю. Температура в зале не ниже +
17. Слежу за тем, чтобы дети были одеты легко, одежда не стесняла
движений и хорошо пропускала воздух.
Подгрупповые и индивидуальные занятия увеличиваю постепенно по
времени от 15 до 25 минут.
Основу занятий я составляю из комплексов статических упражнений и
упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части готовим организм к занятию, настраиваемся на
хорошее, доброе.
В подготовительную часть включаю разминки с упражнениями на
растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаю
динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой.
После разминки – дети отдыхают, снимают напряжение. Необходимо снять
напряжение с мышц, успокаивают дыхание. И вместе с детьми
настраиваемся на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья
В основной части вначале разучиваем комплекс статистических
упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при
выполнении позы. Я учу выполнять позу правильно, но без напряжения.
Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное,
ровное.
Предлагаю ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на
животное, птицу или предмет.
Моя задача в заключительной части научить детей расслабляться и
приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние
физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление.
В ходе практических занятий ребёнок получает навыки управления своим
телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволит ему в будущем
при вступлении во взрослую жизнь быть готовым к любым её проявлениям,
научиться воспринимать её более осознанно, полно и ярко.
Я отмечаю, повышенный интерес детей к занятиям йогой, их
эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и
поз. Дети стали более раскрепощены, в играх проявляют фантазию,
придумывают свои позы, оценивают другие. Во время выполнения простых
физических упражнений стараются правильно дышать.
Вы спросите какова же мотивация детей?
— На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий «нравится-не
нравится». Нравится – делают, не нравится – не делают. Старшие дети уже
могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться,
расслабиться. А младшим просто нравится пообниматься, поиграть,
поболтать.
Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-
йоги на занятиях физкультурой дошкольников это удовлетворение их
интересов и очень перспективное и актуальное направление работы,
способствующее не только физическому развитию детей, но и
эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в
очень увлекательной и ненавязчивой форме.