Напоминание

"Йога в детском саду."


Автор: Шевкунова Евгения Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ №26 г. Черемхово
Населённый пункт: г. Черемхово Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Йога в детском саду."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Йога в детском саду.

Почему-то считается, что детям дошкольного возраста, кроме занятий по

физкультуре и игр на свежем воздухе, не нужно другой гимнастики. Но

общаясь с детьми, я узнала, что детям знакомо слово Йога, что они знают

некоторые позы. Дети делились со мной впечатлениями о разнообразных

Челленджерах из социальных сетей и видео хостингах, из Контактов, и

Ютуба. И я поняла, что просто необходимо вносить новое в занятия

физкультурой

Изучив литературу, прослушав вебинары, я узнала, что для детей йоговские

упражнения - это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Но и не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, увереннее в себе.

Йоговские упражнения помогают им стать более внимательными, так как при

выполнении каждого упражнения требуются особая сосредоточенность.

Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает

все условия для гармоничного роста и развития детей.

Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно

напоминают асаны и пранаямы.

Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости

и выносливости.

Пранаямы - дыхательные упражнения.

Главное, чтобы асаны не причиняли дискомфорт, а пространство вокруг

было без острых углов и твердых поверхностей, о которые можно случайно

пораниться при падении. Тогда йога принесет только здоровье.

Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики. В

комплекс старших воспитанников я вношу элементы йоги. В отличие от

других физических упражнений, имеющий динамический характер,

выполнение элементов хатха-йоги, основное внимание уделяется

статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных,

осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм

умеренную нагрузку.

Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не

требует никаких снарядов.

Во время выполнения упражнений я учу детей правильно

дышать. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на организм в

целом. А педагоги группы рассказывают детям о том, что дыхание — это

жизнь, это вентиляция тела. Знакомят со строением легких, как они дышат.

Маленькие дети очень подвижны, активны, поэтому занятия йогой лучше

воспринимаются детьми в игровой форме и основываются на подражании,

а асаны преподаются в лёгкой доступной форме. На занятиях дети с

удовольствием представляют себя лягушкой, ласточкой, деревом, собакой,

кошкой

Для того, чтобы ребёнку было легче войти в это состояние, я рассказываю

небольшой рассказ про выбранную асану. У детей преобладает

ассоциативное мышление, они во всем предпочитают полагаться на свой

небольшой опыт, поэтому всё, о чём я говорю на занятиях, помогаю

ассоциировать с тем, что ребёнок видит в повседневной жизни, что является

его опытом. А освоение асан — поз йоги — как нельзя лучше удовлетворяет

и детскую склонность к ассоциативному мышлению, и его стремление

ко всему новому, и любовь к весёлой игре. Какому ребёнку не захочется

научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок?

Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание

и память.

Выполнение асан способствует развитию координации, силы, гибкости

и выносливости. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают

их более эластичными, разрабатывают суставы, укрепляют внутренние

органы и улучшают самочувствие.

Занимаемся на ровной, твердой поверхности, это на полу, застеленным

ковриком. Зал предварительно проветриваю. Температура в зале не ниже +

17. Слежу за тем, чтобы дети были одеты легко, одежда не стесняла

движений и хорошо пропускала воздух.

Подгрупповые и индивидуальные занятия увеличиваю постепенно по

времени от 15 до 25 минут.

Основу занятий я составляю из комплексов статических упражнений и

упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей:

подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части готовим организм к занятию, настраиваемся на

хорошее, доброе.

В подготовительную часть включаю разминки с упражнениями на

растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаю

динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой.

После разминки – дети отдыхают, снимают напряжение. Необходимо снять

напряжение с мышц, успокаивают дыхание. И вместе с детьми

настраиваемся на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья

В основной части вначале разучиваем комплекс статистических

упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при

выполнении позы. Я учу выполнять позу правильно, но без напряжения.

Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное,

ровное.

Предлагаю ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на

животное, птицу или предмет.

Моя задача в заключительной части научить детей расслабляться и

приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние

физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление.

В ходе практических занятий ребёнок получает навыки управления своим

телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволит ему в будущем

при вступлении во взрослую жизнь быть готовым к любым её проявлениям,

научиться воспринимать её более осознанно, полно и ярко.

Я отмечаю, повышенный интерес детей к занятиям йогой, их

эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и

поз. Дети стали более раскрепощены, в играх проявляют фантазию,

придумывают свои позы, оценивают другие. Во время выполнения простых

физических упражнений стараются правильно дышать.

Вы спросите какова же мотивация детей?

— На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий «нравится-не

нравится». Нравится – делают, не нравится – не делают. Старшие дети уже

могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться,

расслабиться. А младшим просто нравится пообниматься, поиграть,

поболтать.

Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-

йоги на занятиях физкультурой дошкольников это удовлетворение их

интересов и очень перспективное и актуальное направление работы,

способствующее не только физическому развитию детей, но и

эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в

очень увлекательной и ненавязчивой форме.



В раздел образования