Напоминание

Формы и методы патриотического воспитания дошкольников


Авторы: Медведенко Светлана Владимировна, Соломыкина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 2 "Лучики"
Населённый пункт: Кемеровская область Киселевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на

личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося

в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и

длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и

вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись

систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах

деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к

детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников,

педагоги должны использовать различные формы и методы организации

деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие

методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь

горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых

новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных

объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций

картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,

чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в

ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный

труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно

поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к

общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за

хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу,

свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно

помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная

жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная

разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не

только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для

этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии,

беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники,

развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма

работы – организованная образовательная деятельность(занятие).

ООД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной

группы. Знания полученные во время образовательной деятельности,

закрепляются в различных формах вне ООД. И в течении всего года

воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с

определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День

космонавтики», «День Победы» ). Образовательная деятельность должна

проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной

страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при

составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

-По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный

материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды,

различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

-Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к

детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность,

внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом

случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу

с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

-Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует

часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна

хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили

давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно»,

«Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п.

Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного

запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

-Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются

незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует

объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными

грамматическими конструкциями.

-В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города,

воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях,

храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их

архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно

выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо

использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так

как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети

должны знать тот район ,в котором они живут, видеть красоту улиц, по

которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые

прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить

с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания,

вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города,

познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими

страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну ,и

гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.



В раздел образования