Авторы: Медведенко Светлана Владимировна, Соломыкина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 2 "Лучики"
Населённый пункт: Кемеровская область Киселевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на
личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося
в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и
вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись
систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах
деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к
детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников,
педагоги должны использовать различные формы и методы организации
деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие
методы:
1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь
горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых
новостройках и т.п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных
объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций
картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,
чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в
ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный
труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно
поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к
общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за
хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу,
свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно
помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная
жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная
разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не
только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для
этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии,
беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники,
развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма
работы – организованная образовательная деятельность(занятие).
ООД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной
группы. Знания полученные во время образовательной деятельности,
закрепляются в различных формах вне ООД. И в течении всего года
воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с
определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День
космонавтики», «День Победы» ). Образовательная деятельность должна
проводиться с использованием наглядного материала.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной
страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при
составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:
-По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный
материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды,
различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
-Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к
детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность,
внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом
случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу
с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
-Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует
часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна
хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили
давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно»,
«Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п.
Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного
запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)
-Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются
незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует
объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными
грамматическими конструкциями.
-В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города,
воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях,
храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их
архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно
выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо
использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так
как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети
должны знать тот район ,в котором они живут, видеть красоту улиц, по
которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые
прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить
с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания,
вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города,
познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими
страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну ,и
гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.