Автор: Маслова Елена Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Ещё Л.Н.Толстой писал «Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным
поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества
по отношению к школе: школа должна способствовать формированию
личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному
определению своей деятельности, к саморегулированию, которое
обеспечивает достижение поставленной цели.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю
необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем
требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных
Действий, является Технология развития критического мышления, целью
которой является развитие критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Я считаю, что в современной школе учитель должен так организовать
учебный процесс, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной
познавательной деятельности обучающихся.
Не учить, а научить учиться.
О с н о в н а я
и д е я
т е х н о л о г и и
р а з в и т и я
критического
мышления
–создать
такую
атмосферу
учения,
при
которой
обучающиеся
совместно
с
учителем
активно
работают,
сознательно
размышляют
над
процессом
обучения,
отслеживают,
подтверждают,
опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об
окружающем мире.
технология
развития
критического
мышления
имеет
трёхфазную
структуру.
вызов - для стимулирования мыслительной деятельности
осмысление - для структурирования учебного материала.
рефлексия - при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.
Посмотрите на разнообразие приёмов, которые используются на
определённых фазах урока, учитывая особенности своего предмета я
апробировала и применяю следующие :
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка),
когда выделяются смысловые единицы текста.
Правила работы над кластером
1.
Не
бояться
записывать
все,
что
приходит
на
ум.
Дать
волю
воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по
заранее определенному плану.
С
помощью
интерактивной
доски
этот
приём
демонстрируется
ещё
эффективнее.
приём инсерт (работа с литературой, не обязательно с учебником)
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
приём верите ли Вы?!
Этот прием может быть началом урока.
Обучающиеся,
выбирая
"верные
утверждения"
из
предложенных
учителем, описывают заданную тему.
Затем
просьба
к
обучающимся
установить,
верны
ли
данные
утверждения, обосновывая свой ответ.
Приём «Кубик»
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой
стороне пишется одно из следующих заданий:
1.
Опиши
это...
(Опиши
цвет,
форму,
размеры
или
другие
характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5.
Примени
это...
(Что
с
этим
можно
делать?
Как
это
применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
приём «Пазл»
Каждая теорема или формула в этом комплекте представлена так:
1 карточка- сама формула
2 карточка – её название
3 карточка – словесное описание
Каждая теорема в этом комплекте представлена так:
1-я карточка – словесная формулировка,
2-я карточка – чертеж к теореме,
3-я карточка – краткая запись условия и заключения
теоремы,
Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему
Пример. Тема «Формулы сокращенного умножения»
приём «Составление «Синквейна»
Для его написания существуют правила:
Название
существительное -1
Описание
Прилагательное - 2
Действия
Глагол - 3
Чувство
Фраза из 4 слов
Повторение сути
(синоним) 1 слово
приём «Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу
для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю”. Это свободное письмо на
заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление
индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы,
аргументации.
Написание небольших работ по указанным и другим темам помогает
ребенку творить и фантазировать, развивать свое воображение, что,
несомненно, ведет к качественному запоминанию и полноценному усвоению
информации, успешному обучению, позитивному мышлению.
Так же развитию критического мышления способствуют
информационно-коммуникационные технологии. Хочу представить
1.
Стандартную программу Paint, что помогает непосредственно сразу
переходить к решению задач ЕГЭ, которые … (решение
демонстрационных, вариантов системы статгдад, или задач от
учеников)
2.
Электронный учебник по разделу “Изображение сечений
пространственных фигур плоскостями”, в котором описывается и
демонстрируется в динамике построение сечений таких фигур как
призма, пирамида, цилиндр, конус, усеченный конус.
3.
программа «Живая геометрия» - это компьютерная система
моделирования, исследования и анализа широкого круга
математических задач, поэтому она может применяться при изучении
не только геометрии, но и алгебры. Например, можно найти ошибку в
построении сечения и её исправить.
4. GeoGebra — математическая программа для обучения и самообучения.
С ее помощью Вы легко сможете проектировать конструкции с точками,
векторами, сегментами, строками, коническими секциями. С помощью
некоторых функций Вы сможете динамически изменять их.
5. В своей работе использую документ камеру, на фото работы
обучающегося сразу провожу проверку, исправляю ошибки.
На персональном сайте в разделах ОГЭ и ЕГЭ имеются задачи недели,
которые регулярно обновляются, а ответы учащиеся отправляют мне на
почту. В конце недели задача разбирается на уроке, а я анализурую
количество допущенных ошибок.
У меня есть коллекция видео уроков, которые помогают в понимании
материала, и создают проблемные ситуации
Использование технологии развития критического мышления
способствует результативности моих учеников на экзаменах и различных
мероприятиях.
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.