Напоминание

"Содержание работы по военно–патриотическому воспитанию – как основа социализации обучающихся."


Автор: Юхно Николай Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Невинномысский химико–технологическй колледж
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: "Содержание работы по военно–патриотическому воспитанию – как основа социализации обучающихся."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Содержание работы по военно-патриотическому воспитанию - как

основа социализации обучающихся.

Аннотация.

В

статье

рассматривается

связь

образовательной

среды

и

процесса

социализации.

Описано,

какие

идеи

воспитательной

работы

способствуют

успешной

социализации

обучающихся.

Показаны

основные

направления патриотического воспитания и их формы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, социализация,

формирование российской гражданской идентичности.

Вопрос

о

патриотизме

сейчас

стоит

очень

в

сложном

положении.

«Вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и

ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В свободное от учебы

время юнармейцы будут вести работу по сохранению мемориалов, обелисков,

нести вахты памяти у Вечного огня...». А

в действительности - есть только

определенная

часть

юношей

и

девушек,

которые

включили

патриотизм

в

систему

своих

ценностных

ориентаций.

К

сожалению,

эта

часть

не

так

значительна, как хотелось бы. Актуальность моей работы заключается в том,

что она строится не на глаголах будущего времени «Будут делать...», а - уже

делают, развиваются, идут вперёд. От каждого из нас, от нашей инициативы и

гражданской ответственности зависит настоящее и будущее страны.

Федеральным

Законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

перечислены

принципы

государственной

политики

в

сфере

образования:

«воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,

ответственности, правовой культуры». В основе воспитания, а тем более -

патриотического - лежит, прежде всего, воспитание чувств. Источником чувства

является

пережитая

эмоция.

Поэтому

фактором

развития

патриотических

чувств

должна

стать

целенаправленно

созданная

ситуация,

когда

ребенок

переживает гордость за свою страну, её историю, за совместный успех своего

класса, своих близких. Однако проводить эффективно мероприятия, способные

вызвать такие эмоции, получается не у всех. Как следствие этого, мы сталки-

ваемся с фактами проявления агрессивности в подростковой среде, ростом пре-

ступности.

Мы

живём

в

многонациональной

стране.

Все

мы

разные

и

на

эту

«разность» каждый из нас имеет право. Но пока мы не научимся жить по

законам, пока не научимся уважать друг друга - мы не будем гражданским

правовым обществом. Следовательно, какой будет Россия - зависит только от

нас.

Отсюда

вытекает

идея

проектирования

воспитательного

процесса,

формирование российской гражданской идентичности,

создание

образова-

тельной среды «воспитания и обучения, являющейся общественно значимым

благом в интересах человека, семьи, общества и государства» (статья 2.1 ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»).

Гражданская

идентичность

определяется взаимосвязанностью членов общности, их способностью про-

являть различные формы совместной активности. А социализация и есть про-

цесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную общ-

ность.

Цель: демонстрация содержания работы по организации плотного отряда

Всероссийского

военно-патриотического

движения

и

его

значение

в

социализации обучающихся.

Задачи:

Охарактеризовать основные направления воспитательной работы.

Показать механизмы социализации обучающихся.

Перечислить

достигнутые

результаты

работы

по

социализации

обучающихся.

Основные направления воспитательной работы.

Во спит ание

обучающихся

-

это

целенаправленный

процесс,

способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности,

и, тем самым, влияющий на социализацию ребенка.

Первое

направление

деятельность

отряда

Всероссийского

военно-

патриотического движения на базе колледжа;

второе направление - организация и проведение общественно полезных

практик, посвящённых Дням воинской славы России.

Специфический компонент патриотического воспитания характеризуется

значительно

большей

конкретной

и

деятельностной

направленностью.

Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: понимание

обучающимися

своей

роли

в

служении

Отечеству,

основанной

на

личной

ответственности;

формирование

основных

качеств,

умений

и

навыков,

необходимых

для

последующей

службы

в

рядах

Вооруженных

Сил

РФ.

Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству,

храбрость, самоотверженность, доблесть, взаимовыручка.

Образовательная программа реализуется по трём направлениям:

1. Военно-прикладная подготовка;

2. Изучение военной истории;

3. Экскурсионно краеведческая работа.

Военно-прикладная

подготовка

решает

такие

задачи

как

развитие

и

совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, вынос-

ливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования.

Занятия проводятся по направлениям:

Стрельба из пневматического оружия;

преодоление полос препятствий;

разборка и сборка автомата Калашников;

строевая подготовка.

Изучение военной истории состоит из следующих разделов:

история русской армии и флота;

биографии полководцев и военачальников, героев войн;

дни воинской славы России.

Военная

история

даёт

возможность

гордиться

нашим

героическим

прошлым,

когда

«за

державу

не

обидно».

Внеурочная

деятельность

предполагает «живые» формы работы, а это - игровые ситуации. В игровой

форме

наше

мало

читающее

молодое

поколение

активнее

приобщается

к

истории

и

интеллектуальным

играм.

Достоинствами

игр

являются:

стимулирование креативности и повышение мотивации к изучению истории

своего Отечества.

Экскурсионно-краеведческая

работа

-

форма

организации

внеурочной

деятельности на месте изучаемых объектов. Она позволяет объединить познава-

тельный процесс с реальной жизнью, направлена на формирование ценностно--

смысловых установок. Проводится по трём направлениям.

Первое направление - это посещение музеев, выставок, государственных

учреждений

культуры.

Экскурсии

распланированы

на

весь

год.

Места

посещения связаны с памятными датами и днями воинской славы России.

Второе

направление.

К

сожалению,

взаимодействие

образовательных

учреждений и воинских частей за последние годы значительно ослабло. И тем

приятнее

констатировать,

что

наше

образовательное

учреждение

является

«исключением из правил». Систематически организуется посещение воинской

части, выезд на полигон для отработки навыков по практической стрельбе. Эти

мероприятия вызывают огромный интерес у обучающихся, знакомят их с бытом

военнослужащих.

Третье – ознакомление с повседневной деятельностью военнослужащих

срочной службы.

Суметь вдохновить окружающих тебя людей - это та задача, которую

необходимо решить преподавателю для успешной деятельности.

Базовым

документом

по

формированию

патриотизма

является

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016-2020 годы». Она взаимосвязанна с Федеральным Законом

«О

днях

воинской

славы

и

памятных

датах

России».

Эти

даты

являются

связующим стержнем целенаправленного процесса военно - патриотической

работы, реализуемой через общественно полезные практики:

духовно-художественные проекты «Наша общая Победа»;

военно-исторические викторины;

военно-патриотические акции;

военно-патриотические игры.

Цель - воспитание патриотических чувств через создание образовательно-

художественной среды временной оси «прошлое - настоящее - будущее». Через

фотографии,

рисунки,

плакаты

событий

Великой

Отечественной

войны

и

сегодняшних

дней,

выражена

преемственность

поколений.

Героическое

прошлое

-

основа

формирования

желаемого

образа

«Наследника

Победы».

Создание такой образной атмосферы вызывает гордость за свою страну и её

историю.

Патриотические

акции

-

торжественные

мероприятия,

которые

на

протяжении

последних

лет

находятся

в

центре

внимания.

Происходит

осознание своей сопричастности с образом «Наследника Победы». Самосто-

ятельно принятое решение участвовать - уже является важнейшим критерием

личностного роста молодого гражданина.

Военно-патриотические

игры.

Игра

-

во

всех

ее

проявлениях:

подвижная,

военно-спортивная,

интеллектуальная

-

может

помочь

приобрести новые умения и навыки, способствует сплочению подростковой

группы. Функционально игра объединяет все виды активности человека: дея-

тельность,

поведение,

общение.

Военно

-

патриотические

игры

активно

вовлекают обучающихся в деятельность, связанную с той, что предстоит им

столкнуться в будущем в процессе военной службы. Подростки убеждаются на

практике в том, что успех игры во многом зависит от дисциплинированности и

слаженных действий всего отряда. Сознательное подчинение правилам игры

приучает к ответственному отношению к принятым на себя обязанностям и

четкому соблюдению установленных правил.

Результаты работы по социализации обучающихся.

В

качестве

критериев

эффективности

проводимой

работы,

можно

выделить мотивационно-деятельностный - готовность субъектов ставить задачи

и

решать

их,

достигая

результата,

соответствующего

требованиям

государственной образовательной политики. Воспитательная работа построена

на систематически повторяющихся ценностных ориентирах, в которых гордость

за своё Отечество, понимается как норма существования в обществе.

Результативный критерий определяет действенность воспитательной си-

стемы через достижения обучающихся в различных конкурсах и слётах, а также

увеличение

количества

ребят,

вовлечённых

в

социально

значимую

деятельность. Осознавая, что какой будет Россия - зависит только от каждого из

нас.

Содержательный

критерий

определяет

соответствие

содержания

воспитательного процесса и интересов обучающихся. Создана благополучная

эмоционально

психологическая

среда,

которая

обеспечивает

устойчивое

развитие

участников

образовательного

процесса,

реализует

их

интересы,

способствуя успешной социализации.

Список источников и литературы:

1. Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2016-2020

годы»

(утв.

Постановлением

Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).

2. Федеральный

закон

от

29-12.2012

г.

№273-Ф3

«Об

образовании

в

Российской Федерации».

3. Петров С.В., Исторические парадоксы военного воспитания. ОБЖ, 2016,

№ 6, с.10-14.

4. Зуев А.М. Цикл статей по военно- патриотическому воспитанию в журна-

лах ОБЖ за 2015-2017 гг.



В раздел образования