Напоминание

"Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности"


Автор: Григорьева Марина Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Полесская СОШ"
Населённый пункт: г. Полесск Калининградская область
Наименование материала: статья по самообразованию
Тема: "Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной

эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать

всё новые и новые способы познания и виды деятельности.

С помощью качественного образования можно вырастить человека

мыслящего,творческого,созидающего и гуманного. Задача школы состоит

в том, чтобы дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть

его дарования.Каждый, кто пользуется понятием «качество образования»,

вкладывает в него свой смысл, который связан с соответствующими

потребностями, запросами, ожиданиями.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности

школьника, его творческих способностей, интереса к учению,

формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и

эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и

окружающим.

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые

учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы –

это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так,

чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время,

чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом,

осваивая новые знания.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует

не только давать обучающимся образование в виде системы знаний,

умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и

креативные возможности детей, воспитывать творческую личность,

которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для

реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения

атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику

преподавания приходится менять.

Появилась необходимость внедрения в

свою педагогическую практику инновационных технологий таких,как

технология уровневой дифференциации обучения ,групповые

технологии,информационно-компьютерные технологии

, проектно-

исследовательская технология,

здоровьесберегающая технология,

технологии интерактивного и дистанционного обучения.

В нашей школе созданы хорошие условия образовательной среды для

внедрения и применения этих технологий.Хочу рассказать ,как не только я

,а все учителя начальных классов используют ресурсы школы на уроках и

во внеурочной деятельности.

Слайд 1

Для применения групповых технологий наши классы оборудованы очень

удобными современными партами,которые легко передвигаются по

классу,быстро сдвигаются.Это помогает провести с детьми различные

виды занятий:парные,групповые,индивидуальные,круглый стол.

Такие

виды работ погружают детей в атмосферу раскрепощенности, взаимного

уважения, дружелюбия, создают комфорт и условия для работы,

раскрывают возможности личности.

Для использования проектно-исследовательской деятельности у нас

закуплены лаболатории для исследования свойств

воды,воздуха,света,звука ,имеются лабдиски,цифровые микроскопы.Всё

это оборудование широко применяется на уроках,кружках.

Слайды

Я использую лаборатории на кружке «Я-исследователь».Учителя

начальной школы давали открытые уроки с их использованием,делились

опытом с коллегами.Но прежде изучили,как их применять на

практическом заседании МО.Каждый учитель преподавал своим коллегам

мастер класс работы с различными лабораториями.К сожалению,пока не

можем работать с цифровыми микроскопами,т.к. не оборудован

компьютерный класс,но как только он заработает,простаивать они не

будут.

Огромную положительную роль в современной образовательной

системе играет использование информационно-компьютерной

технологии. Широкое их применение в нашей школе существенно

улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную

составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного

использования компьютерной и мультимедийной техники,которой тоже

оснащены наши классы.

В практике учителей начальных классов уже сформировались основные

направления применения ИКТ:

подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного

процесса (печатные материалы, электронные обучающие приложения к

учебникам , обучающие аудио и видео материалы, собственные

презентации к урокам );

ведение электронного журнала, документации классного

руководителя;

участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учеников;

электронная почта;

изучение основ информатики

тестирование по предметам, проверка техники чтения;

поиск и использование информации из Интернета для подготовки

уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по

окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

проведение родительских собраний

музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

тренажёры по предметам, тестирования;

развивающие игры по предметам;

Хочу остановиться на некоторых из них.Например,как в своей работе я

испульзую беспроводной интернет в нашей школе.Ребята приносят из

дома планшеты,мобильные телефоны,конечно,поиграть,пользуясь

бесплатным интернетом.А я решила применить их на уроках.Даю задание

найти толкование незнакомых слов и выражений на уроке литературного

чтения,найти фотографию изучаемого объекта по окружающему миру или

пословицу на заданную тему по русскому языку.Им очень нравятся такие

задания,а я «убиваю 2 зайцев» :

организовываю самостоятельный

познавательный процесс в игровой непринуждённой форме и обучаю

быстрому поиску необходимой информации.Также наши ученики учатся

создавать видеофильмы,мультфильмы,начиная с самых простых

заданий,например ,записи и воспроизведения чтения стихотворения.Такие

занятия обучают умению анализировать собственные эмоции

.поведенчиской этике,создают ситуацию успеха путём выявления и

использования талантов и способностей каждого ученика.Хотелось

бы,конечно,для создания мультфильмов иметь в наличии несколько

фотоаппаратов для организации групповых занятий.

С каждым годом всё больше учеников принимают участие во

всероссийских и международных дистанционных играх,конкурсах, что

является одним из показателей роста познавательной активности .

Участвуя в таких играх, ученики могут попробовать свои силы и

применить полученные в школе знания в новых нестандартных

ситуациях. Ребята приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных

заданий и достигают высоких результатов.Наши ученики занимали

призовые места в регионе,районе в таких конкурсах,как «КИТ», «Русский

медвежонок», «Золотое Руно», «ЧИП» и др.

Наша школа сотрудничает с Музеем Мирового Океана,краеведческим

музеем,где проводятся уроки по окружающему миру.Такие уроки я

провожу,например, со 2 класса.Мои ученики побывали на музейных

уроках также в Музее янтаря, в Ботаническом саду ,в замках «Шаакен» и

«Вальдау» в Гурьевском районе.Урок окружающего мира провели на

очистных сооружениях г. Полесска.После открытия школьного музея

ученики моего класса провели 3 музейных занятия по разным темам,в

апреле к 70-летию образования области планируем 4.Такие уроки

оставляют у детей не только эстетическое восприятие,но и прочные

знания по истории своего края,воспитывают любовь ,уважение и чувство

гордости к своей малой родине.

Вышеперечисленные технологии позволяют: организовать деятельность

учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития

самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по

предметам.

Большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся,

применяются с этой целью здоровьесберегающие технологии.

Результатами применения этих технологий являются: снижение

утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-

двигательной системы и органов зрения.Способствуют этому и уроки

физической культуры в современном спортзале ,и занятия в

бассейне.Ребята из моего класса охотно посещают и спортивные

секции:волейбольную,плавания,кружок «Стэп-аэробика».К

сожалению,из-за финансовых трудностей в семьях(из 28 уч-ся 21 семья

малообеспеченная) дети не могут ходить в платные спортивные секции.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического,

психического и социального благополучия.

Считаю, что процесс обучения

должен строиться с применением современных образовательных

технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная

бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной

для общества С этой целью применяется технология внеклассной работы

– метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им

ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и

важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет,

рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ

.

Реализовать эту

технологию помогают прекрасные современные школьная и районная

детская библиотеки,актовый зал.В библиотеках для ребят проводятся

внеклассные уроки литературного чтения,встречи с интересными людьми

знакомство с творчеством местных писателей,поэтов и

художников.Учителя нач.классов давали открытые занятия в школьной

библиотеке.В актовом зале школы ребята участвуют в творческих

конкурсах и концертах .С этой же целью используем иногда просторные

реакреации на этажах школы.Такие мероприятия позволяют

развивать

познавательные возможности детей, воспитывать творческую личность,

которая в будущем сможет быть успешным в жизни.

В заключении своего выступления хочу сказать,что в нашей школе

созданы очень хорошие условия как для успешной работы учителя так и

условия для удовлетворения образовательных и развивающих

потребностей детей.

Особая роль отводится учителю, так как он является

главной движущей силой качественного образования и он должен

обладать определенными качествами,

которые

требует постоянной

работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

При грамотном применении вышеперечисленных технологий

существенно повышается эффективность обучения, культура урока,

формируются интерес к предмету, а, значит, образование школьников

становится качественным, отвечающим требованиям новых

образовательных стандартов.

Лично для меня качество образования –это не только отметки в

журнале,а поступки детей.Если не очень успешный в учёбе ученик

приносит из дома клей по своей инициативе,чтобы приклеить

оторвавшийся уголок плинтуса,чтобы в классе был порядок,если второй

ребёнок принёс в школу своими руками сделанный и даже с любовью им

покрашенный скворечник,не для конкурса,а ,чтобы ,как он говорит,возле

школы пели птицы,если третий ученик в классном сочинении,не под

диктовку родителей,пишет : «Я не знаю,что я смогу сделать для нашей

эпохи.Но я точно знаю,что я никогда не буду делать.Я никогда никого не

убью,не обижу своих родных,не предам свою Родину и не буду

шпионом»,вот это показатель качества моего труда,труда родителей и

школы в целом.Если наши ученики будут уходить из стен школы с таким

мировоззрением и такими жизненными ценностями,то можно быть

уверенным в их будущем ,а ,значит,и в будущем нашей страны.



В раздел образования