Автор: Григорьева Марина Антоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Полесская СОШ"
Населённый пункт: г. Полесск Калининградская область
Наименование материала: статья по самообразованию
Тема: "Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной
эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать
всё новые и новые способы познания и виды деятельности.
С помощью качественного образования можно вырастить человека
мыслящего,творческого,созидающего и гуманного. Задача школы состоит
в том, чтобы дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть
его дарования.Каждый, кто пользуется понятием «качество образования»,
вкладывает в него свой смысл, который связан с соответствующими
потребностями, запросами, ожиданиями.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности
школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и
эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и
окружающим.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые
учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы –
это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так,
чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время,
чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом,
осваивая новые знания.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует
не только давать обучающимся образование в виде системы знаний,
умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и
креативные возможности детей, воспитывать творческую личность,
которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для
реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения
атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику
преподавания приходится менять.
Появилась необходимость внедрения в
свою педагогическую практику инновационных технологий таких,как
технология уровневой дифференциации обучения ,групповые
технологии,информационно-компьютерные технологии
, проектно-
исследовательская технология,
здоровьесберегающая технология,
технологии интерактивного и дистанционного обучения.
В нашей школе созданы хорошие условия образовательной среды для
внедрения и применения этих технологий.Хочу рассказать ,как не только я
,а все учителя начальных классов используют ресурсы школы на уроках и
во внеурочной деятельности.
Слайд 1
Для применения групповых технологий наши классы оборудованы очень
удобными современными партами,которые легко передвигаются по
классу,быстро сдвигаются.Это помогает провести с детьми различные
виды занятий:парные,групповые,индивидуальные,круглый стол.
Такие
виды работ погружают детей в атмосферу раскрепощенности, взаимного
уважения, дружелюбия, создают комфорт и условия для работы,
раскрывают возможности личности.
Для использования проектно-исследовательской деятельности у нас
закуплены лаболатории для исследования свойств
воды,воздуха,света,звука ,имеются лабдиски,цифровые микроскопы.Всё
это оборудование широко применяется на уроках,кружках.
Слайды
Я использую лаборатории на кружке «Я-исследователь».Учителя
начальной школы давали открытые уроки с их использованием,делились
опытом с коллегами.Но прежде изучили,как их применять на
практическом заседании МО.Каждый учитель преподавал своим коллегам
мастер класс работы с различными лабораториями.К сожалению,пока не
можем работать с цифровыми микроскопами,т.к. не оборудован
компьютерный класс,но как только он заработает,простаивать они не
будут.
Огромную положительную роль в современной образовательной
системе играет использование информационно-компьютерной
технологии. Широкое их применение в нашей школе существенно
улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную
составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного
использования компьютерной и мультимедийной техники,которой тоже
оснащены наши классы.
В практике учителей начальных классов уже сформировались основные
направления применения ИКТ:
•
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного
процесса (печатные материалы, электронные обучающие приложения к
учебникам , обучающие аудио и видео материалы, собственные
презентации к урокам );
•
ведение электронного журнала, документации классного
руководителя;
•
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учеников;
•
электронная почта;
•
изучение основ информатики
•
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
•
поиск и использование информации из Интернета для подготовки
уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по
окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
•
проведение родительских собраний
•
музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
•
тренажёры по предметам, тестирования;
•
развивающие игры по предметам;
Хочу остановиться на некоторых из них.Например,как в своей работе я
испульзую беспроводной интернет в нашей школе.Ребята приносят из
дома планшеты,мобильные телефоны,конечно,поиграть,пользуясь
бесплатным интернетом.А я решила применить их на уроках.Даю задание
найти толкование незнакомых слов и выражений на уроке литературного
чтения,найти фотографию изучаемого объекта по окружающему миру или
пословицу на заданную тему по русскому языку.Им очень нравятся такие
задания,а я «убиваю 2 зайцев» :
организовываю самостоятельный
познавательный процесс в игровой непринуждённой форме и обучаю
быстрому поиску необходимой информации.Также наши ученики учатся
создавать видеофильмы,мультфильмы,начиная с самых простых
заданий,например ,записи и воспроизведения чтения стихотворения.Такие
занятия обучают умению анализировать собственные эмоции
.поведенчиской этике,создают ситуацию успеха путём выявления и
использования талантов и способностей каждого ученика.Хотелось
бы,конечно,для создания мультфильмов иметь в наличии несколько
фотоаппаратов для организации групповых занятий.
С каждым годом всё больше учеников принимают участие во
всероссийских и международных дистанционных играх,конкурсах, что
является одним из показателей роста познавательной активности .
Участвуя в таких играх, ученики могут попробовать свои силы и
применить полученные в школе знания в новых нестандартных
ситуациях. Ребята приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных
заданий и достигают высоких результатов.Наши ученики занимали
призовые места в регионе,районе в таких конкурсах,как «КИТ», «Русский
медвежонок», «Золотое Руно», «ЧИП» и др.
Наша школа сотрудничает с Музеем Мирового Океана,краеведческим
музеем,где проводятся уроки по окружающему миру.Такие уроки я
провожу,например, со 2 класса.Мои ученики побывали на музейных
уроках также в Музее янтаря, в Ботаническом саду ,в замках «Шаакен» и
«Вальдау» в Гурьевском районе.Урок окружающего мира провели на
очистных сооружениях г. Полесска.После открытия школьного музея
ученики моего класса провели 3 музейных занятия по разным темам,в
апреле к 70-летию образования области планируем 4.Такие уроки
оставляют у детей не только эстетическое восприятие,но и прочные
знания по истории своего края,воспитывают любовь ,уважение и чувство
гордости к своей малой родине.
Вышеперечисленные технологии позволяют: организовать деятельность
учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития
самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по
предметам.
Большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся,
применяются с этой целью здоровьесберегающие технологии.
Результатами применения этих технологий являются: снижение
утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-
двигательной системы и органов зрения.Способствуют этому и уроки
физической культуры в современном спортзале ,и занятия в
бассейне.Ребята из моего класса охотно посещают и спортивные
секции:волейбольную,плавания,кружок «Стэп-аэробика».К
сожалению,из-за финансовых трудностей в семьях(из 28 уч-ся 21 семья
малообеспеченная) дети не могут ходить в платные спортивные секции.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического,
психического и социального благополучия.
Считаю, что процесс обучения
должен строиться с применением современных образовательных
технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная
бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной
для общества С этой целью применяется технология внеклассной работы
– метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им
ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и
важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет,
рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ
.
Реализовать эту
технологию помогают прекрасные современные школьная и районная
детская библиотеки,актовый зал.В библиотеках для ребят проводятся
внеклассные уроки литературного чтения,встречи с интересными людьми
знакомство с творчеством местных писателей,поэтов и
художников.Учителя нач.классов давали открытые занятия в школьной
библиотеке.В актовом зале школы ребята участвуют в творческих
конкурсах и концертах .С этой же целью используем иногда просторные
реакреации на этажах школы.Такие мероприятия позволяют
развивать
познавательные возможности детей, воспитывать творческую личность,
которая в будущем сможет быть успешным в жизни.
В заключении своего выступления хочу сказать,что в нашей школе
созданы очень хорошие условия как для успешной работы учителя так и
условия для удовлетворения образовательных и развивающих
потребностей детей.
Особая роль отводится учителю, так как он является
главной движущей силой качественного образования и он должен
обладать определенными качествами,
которые
требует постоянной
работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
При грамотном применении вышеперечисленных технологий
существенно повышается эффективность обучения, культура урока,
формируются интерес к предмету, а, значит, образование школьников
становится качественным, отвечающим требованиям новых
образовательных стандартов.
Лично для меня качество образования –это не только отметки в
журнале,а поступки детей.Если не очень успешный в учёбе ученик
приносит из дома клей по своей инициативе,чтобы приклеить
оторвавшийся уголок плинтуса,чтобы в классе был порядок,если второй
ребёнок принёс в школу своими руками сделанный и даже с любовью им
покрашенный скворечник,не для конкурса,а ,чтобы ,как он говорит,возле
школы пели птицы,если третий ученик в классном сочинении,не под
диктовку родителей,пишет : «Я не знаю,что я смогу сделать для нашей
эпохи.Но я точно знаю,что я никогда не буду делать.Я никогда никого не
убью,не обижу своих родных,не предам свою Родину и не буду
шпионом»,вот это показатель качества моего труда,труда родителей и
школы в целом.Если наши ученики будут уходить из стен школы с таким
мировоззрением и такими жизненными ценностями,то можно быть
уверенным в их будущем ,а ,значит,и в будущем нашей страны.