Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 96
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра для педагогов «Создание развивающей предметно–пространственной среды для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Русина В.Г., старший воспитатель МАДОУ № 96 г. Томска
Деловая игра для педагогов «Создание развивающей предметно-пространственной среды
для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Занимайте, пожалуйста, свои места согласно вашему
смайлику ( педагоги делятся на три команды).
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие
по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами
и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в
основе развивающего обучения.
Сегодня я хочу предложить вам поупражняться в знаниях и умении создавать
развивающую предметно-пространственную среду в своей группе в соответствии с
возрастом детей.
1.Для начала предлагаю вспомнить на сколько зон можно разделить пространство группы?
Вопрос для всех команд. (1) зона для спокойной по преимуществу деятельности;
2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства
(активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
3 зона для организации образовательной деятельности.
При создании РПРС нужно учитывать принципы построения развивающей среды.
2.Задание командам назвать, поочередно, восемь принципов. Ведущий называет
остальные два принципа, которые не назовут команды.
Принципы построения предметно¬-пространственной среды
1.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия участников образовательного процесса заключается в создании
оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и
каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое
предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
2.Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных
элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
3. Принцип доступности и единства. Особенностями развития дошкольника, который
ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства
(М.И. Лисина).
4. Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия
взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями
организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать
временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров,
мастерских и др.
5.Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения
непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься
интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и
тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
6. Принцип "половых и возрастных" различий. Предоставление девочкам и мальчикам
возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами
реализует принцип "половых и возрастных" различий.
7. Принцип индивидуальности и неповторимости. Основные положения личностно
ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и
неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При
формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги
учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент,
подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития,
социальные условия жизни.
8.Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной
безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
9.Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор,
функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
10. Принцип индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ.
3. С принципами мы с вами определились.
Следующее задание:
1 команда: назвать какие зоны можно создать в группах раннего и младшего возраста
(физического развития, сюжетных игр, строительных игр, игр с транспортом, игр с
природным материалом, творчества, музыки, чтения и рассматривания иллюстраций, ре-
лаксации) и какая отличительная черта для этого возраста: (безопасность среды и
удовлетворение потребности в активном движении);
2 команда: назвать какие зоны можно создать в группах среднего возраста, что появляется
нового в отличии от младшего возраста ( те же зоны + зона сенсорной интеграции),
отличительная черта- освоение и применение знаковой символики, активизация сюжетно-
ролевых игр)
3 команда: назвать какие зоны можно создать в группах старшего возраста, что появляется
нового в отличии от среднего возраста (те же зоны с усложненным материалом + учебная
зона, краеведение).
4. Практическое задание.
Из предложенного материала (книжки с картинками с жесткими картонными страницами,
энциклопедии, портреты детских писателей, книжки со сказками, потешками, короткими
стишками, книжки с коротким текстом, сопровождающимся рисунком и т.д.)
сформировать зону чтения и рассматривания художественных произведений:
1 команда - для детей первой младшей группы
2 команда – для детей средней группы
3 команда - для детей подготовительной группы.
5.Презентация домашнего задания: представление проектов по созданию РПРС в группах
( по одному из команды либо все желающие).
За каждый правильный ответ получают фишки. Победители те, кто больше набрал фишек.