Напоминание

"Виртуальные экскурсии на уроках литературы"


Автор: Агеева Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Батыревская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: село Батырево Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы
Тема: "Виртуальные экскурсии на уроках литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы

«Виртуальная экскурсия на уроках литературы»

Актуальность темы

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном

процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня

учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с

использованием ИКТ. Урок с использованием проходит интереснее, увлекательнее,

экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет

учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность

оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Основная цель – совершенствование образовательного процесса, создание единой

образовательной среды, повышение качества образования.

модернизация традиционной системы предметного обучения;

интеграция различных предметных областей;

накопление образовательных ресурсов;

освоение учителем современных информационных технологий;

организация личностно-ориентированного обучения;

творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Основные задачи:

развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном

информационном пространстве;

воспитание системно и аналитически мыслящих людей;

формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и

учителей;

формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту

познавательной деятельности;

использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.

ИКТ на уроке:

Поиск материалов в Интернете

Работа с материалами web-сайтов

Презентации

Работа в программе Mikrosoft Publisher

Виртуальные экскурсии

Электронные учебники

Создание проектов

Дидактические материалы

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Одной из интерактивных педагогических технологий является виртуальная экскурсия.

Использование интерактивных музейно-педагогических технологий способствует

развитию познавательной активности и эстетического вкуса детей.

Виртуальная экскурсия

на уроках литературы

Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и

отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий

писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные

произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при

предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с

информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой

рекомендации посетят учащиеся.

Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает,

какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на

какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны

произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для

себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы

работы на компьютере.

Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и

отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий

писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные

произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при

предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с

информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой

рекомендации посетят учащиеся.

Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает,

какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на

какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны

произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для

себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы

работы на компьютере.

Задачи:

1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации.

2. Развить визуальное мышление,

3. Научить их владеть нормами литературного языка.

4. Обогатить словарный запас учащихся.

5. Научить излагать самостоятельные суждения

6. Формирование интереса к деятельности писателя , к его внутреннему миру, осознание

ценности личностной индивидуальности.

Средства обучения.

Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК.

Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-

rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный

проектор, экран.

Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS

Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.

Визуальный ряд: здание музея как памятник архитектуры;

Аудиоряд из произведений писателя.

Умения

В процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения:

обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;

обосновывать свою точку зрения;

планировать решения;

делать выводы и заключения;

оценивать собственный мыслительный процесс.

Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;

6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя

для учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

На первом этапе ученикам предлагается работа, целью которой является получение

наиболее точной информации по заданному вопросу: внимательно изучить экспозиции

музея и составить свою презентацию на тему: «Мое первое знакомство с наследием

писателя» .

На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению

изучаемого материала. В подготовке отчетности об экскурсии гораздо ценнее умение

учащихся работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных

сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках,

систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать

информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

Что должно появиться в тетрадях учащихся: тезисы, цитаты.

Структура презентации.

Слайд № 1 – титульный.

Слайд № 2 – тема урока.

Слайд № 3 –

Слайд № 4 -

Слайд № 5-

Слайд № 6-

Заключительный этап.

Защита

выполненных

работ.

Итоги

экскурсии

будут

подводиться

различными

способами:

защита презентаций,

выставка письменных

отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных

сайтов.

Некоторые итоги урока:

-Развитие наблюдательности, способности переживать и элементарно анализировать

увиденное.

-Развитие творческого воображения.

-Пробуждение переживания встречи с подлинником.

-Формирование представления об уникальности произведений, с которыми зритель

встречается в музее.

Вывод

Виртуальные экскурсии по Интернету являются

одной из наиболее перспективных форм проведения

учебных экскурсий. Но не нужно отказываться и от

реальных экскурсий необходимо найти оптимальное

сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях,

исходя из интересов учащихся и задач обучения

литературы.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

сделать урок более интересным, наглядным;

вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую

деятельность;

стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Домашнее задание:

Написать отзыв о музее. Создание собственных презентаций.



В раздел образования