Автор: Агеева Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Батыревская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: село Батырево Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы
Тема: "Виртуальные экскурсии на уроках литературы"
Раздел: полное образование
Использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы
«Виртуальная экскурсия на уроках литературы»
Актуальность темы
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня
учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с
использованием ИКТ. Урок с использованием проходит интереснее, увлекательнее,
экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет
учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность
оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основная цель – совершенствование образовательного процесса, создание единой
образовательной среды, повышение качества образования.
модернизация традиционной системы предметного обучения;
интеграция различных предметных областей;
накопление образовательных ресурсов;
освоение учителем современных информационных технологий;
организация личностно-ориентированного обучения;
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Основные задачи:
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном
информационном пространстве;
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и
учителей;
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту
познавательной деятельности;
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
ИКТ на уроке:
Поиск материалов в Интернете
Работа с материалами web-сайтов
Презентации
Работа в программе Mikrosoft Publisher
Виртуальные экскурсии
Электронные учебники
Создание проектов
Дидактические материалы
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Одной из интерактивных педагогических технологий является виртуальная экскурсия.
Использование интерактивных музейно-педагогических технологий способствует
развитию познавательной активности и эстетического вкуса детей.
Виртуальная экскурсия
на уроках литературы
Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и
отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий
писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные
произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при
предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с
информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой
рекомендации посетят учащиеся.
Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает,
какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на
какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны
произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для
себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы
работы на компьютере.
Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и
отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий
писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные
произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при
предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с
информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой
рекомендации посетят учащиеся.
Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает,
какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на
какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны
произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для
себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы
работы на компьютере.
Задачи:
1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации.
2. Развить визуальное мышление,
3. Научить их владеть нормами литературного языка.
4. Обогатить словарный запас учащихся.
5. Научить излагать самостоятельные суждения
6. Формирование интереса к деятельности писателя , к его внутреннему миру, осознание
ценности личностной индивидуальности.
Средства обучения.
Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК.
Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-
rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный
проектор, экран.
Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS
Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.
Визуальный ряд: здание музея как памятник архитектуры;
Аудиоряд из произведений писателя.
Умения
В процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения:
обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;
обосновывать свою точку зрения;
планировать решения;
делать выводы и заключения;
оценивать собственный мыслительный процесс.
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Определяется цель экскурсии;
2. Выбирается объект изучения;
3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
4. Формулируются проблемы;
5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;
6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя
для учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);
7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
На первом этапе ученикам предлагается работа, целью которой является получение
наиболее точной информации по заданному вопросу: внимательно изучить экспозиции
музея и составить свою презентацию на тему: «Мое первое знакомство с наследием
писателя» .
На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению
изучаемого материала. В подготовке отчетности об экскурсии гораздо ценнее умение
учащихся работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных
сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках,
систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать
информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.
Что должно появиться в тетрадях учащихся: тезисы, цитаты.
Структура презентации.
Слайд № 1 – титульный.
Слайд № 2 – тема урока.
Слайд № 3 –
Слайд № 4 -
Слайд № 5-
Слайд № 6-
Заключительный этап.
Защита
выполненных
работ.
Итоги
экскурсии
будут
подводиться
различными
способами:
защита презентаций,
выставка письменных
отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных
сайтов.
Некоторые итоги урока:
-Развитие наблюдательности, способности переживать и элементарно анализировать
увиденное.
-Развитие творческого воображения.
-Пробуждение переживания встречи с подлинником.
-Формирование представления об уникальности произведений, с которыми зритель
встречается в музее.
Вывод
Виртуальные экскурсии по Интернету являются
одной из наиболее перспективных форм проведения
учебных экскурсий. Но не нужно отказываться и от
реальных экскурсий необходимо найти оптимальное
сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях,
исходя из интересов учащихся и задач обучения
литературы.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую
деятельность;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Домашнее задание:
Написать отзыв о музее. Создание собственных презентаций.