Автор: Макарова Гузель Фаргатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Габишевский детский сад "Одуванчик" Лаишевского Муниципального района РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан ,село Габишево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Россия толерантна
Раздел: дошкольное образование
РТ ,Лаишевский Район с.Габишево
МБДОУ «Одуванчик»
Автор:Макарова Гузель Фаргатовна
Должность :Воспитатель,1-я квалификационная категория
Название работы : Конспект интегрированной НОД для старшей группы
«Россия толерантна»
2018 год
Конспект интегрированной НОД для старшей группы «Россия – дружная семья»
Интеграция
образовательных
областей: «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных
национальностей, проживающих на территории России.
Задачи
Образовательные:
расширять
предст авления
детей
о
людях
р а з н ы х
национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания
детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык,
жилища, традиции).
Воспитательные:
продолжать
знакомить
детей
с
этикой
межнационального
общения:
знакомить
с
обычаями
и
традициями
народов
России,
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
ним;
воспитывать
любовь
к
своей
Родине
и
желание больше узнать о ней.
Развивающие:
развивать
познавательный
интерес,
стимулировать
желание
узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию,
воображение.
Предварительная работа: слушание «Песия о России», чтение тематических стихов,
отгадывание загадок, работа с картой; подготовка материалов и оборудования.
Словарная работа: многонациональная страна, россияне, национальность, народы.
Материалы
и
оборудование: политическая карта, аудиопроигрыватель, аудиозаписи
народной
татарской
музыки
для
игры
«Тимербай»,
тюбетейка,
иллюстрации
с
изображением
людей
разных
национальностей,
проживающих
в
России
(в
национальных
костюмах,
возле
жилищ);
дерево-березка
(макет
или
объемное
изображение на ватмане, с веточками); кусочки разноцветной ткани, ножницы для
каждого ребенка.
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках)
Воспитатель (читает стихотворение):
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: - О нашей Родине – России, о людях, которые здесь живут.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны,
нужно о ней много знать, любить и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые
живут вместе с нами в нашей огромной и прекрасной стране.
ІІ. Основная часть.
1. Беседа о Родине
Воспитатель: - Ребята, а как вы понимаете Родина?
Дети: - Родина – это наша страна, это место, где наш дом, где живут наши родители и
друзья, где находится наш город.
Воспитатель: - Верно. Как вы думаете, с каким словом похоже слово Родина?
Дети: - Со словом «родной».
Воспитатель: - Что оно обозначает?
Дети: - Самый близкий, как мама и папа.
Воспитатель: - Правильно, ребята, Родина бывает одна – как и родители, и также, как
мама и папа, она нам очень дорога. Ведь это место, где вы родились, живете и учитесь,
где проходит ваше детство.
- Ребята, а как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация). Давайте
найдем ее на карте (рассматривание карты, дети показывают, где находится Россия).
Игра «Закончите предложение»:
Наша страна называется … (Россия, Российская Федерация).
Россия - страна очень … (большая, красивая).
В России есть много… (городов, лесов, полей, рек, озёр, животных и т.д.).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Воспитатель: - Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего
люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители великой многонациональной страны.
Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. Как вы думаете,
много ли народов живет в России? (ответы детей)
Воспитатель:
Стихотворение «Народы России»Л. Мартьянова
Работа с иллюстрациями.
Рассматривание
детьми
иллюстраций
с
изображением
людей
разных
национальностей, проживающих в России (русские, татары, калмыки, мордва и т.д.) –
в национальных костюмах, возле жилищ.
Воспитатель: - Ребята, чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?
(ответы детей)
Воспитатель: - Для всех нас Россия – большой общий дом, и все народы в нем хотят
жить дружно и мирно. А еще нас объединяет то, что все дети разных национальностей
любят играть. Я предлагаю вам сыграть в татарскую народную игру «Тимербай».
Физминутка – игра «Тимербай»
Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и
становится в центре. Звучит музыка, Тимербай говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает,
дети
повторяют),
на
словах
«вот
так!»
Тимербай
делает
какое-либо
движение
(например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют
движение,
водящий
выбирает
того,
кто
быстрее
и
лучше
сделал,
передает
ему
тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений
по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя.
Игра повторяется с несколькими водящими.
Украшение березки – символа России.
Воспитатель: - Ребята, мы говорили с вами, что наша страна богата лесами. А какое
дерево считается символом России?Дети: -Береза
Воспитатель: - Посмотрите, у нас в группе тоже есть березка (показывает макет).
Березку по праву называют русской красавицей. Есть старинный обычай украшать это
деревце разноцветными лентами. Давайте и мы нарядим березку: сделаем ленточки и
повяжем их на ее ветви, как символ того, что разные национальности украшают нашу
Россию и делают ее богаче и прекрасней.
- Перед вами кусочки разноцветной ткани. Разрежьте их пополам или на несколько
частей, и поделитесь со своими друзьями, затем помогите друг другу повязать ленточки
на березку. Дети выполняют задание.
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы
узнали?
Посмотрите, какое красивое деревце у вас получилось! Мы оставим его в
группе, чтобы все могли на него любоваться и помнить, в какой многонациональной и
дружной стране мы живем.