Автор: Крылова Людмила Леонидовна
Должность: методист
Учебное заведение: СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Сызрань Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние современных технологий на развитие личности ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Влияние современных педагогических технологий
на развитие личности ребенка
Известно, что творческая отдача человека в значительной степени
зависит от способности к воображению. В понятие "творческие" входят многие
способности: логические, комбинаторные, гибкость мышления, оригинальность.
В детстве большинство детей имеют богатую фантазию, которая почти исчезает к
старшему школьному возрасту. Причина, как считают специалисты, в том, что
школа не развивает способности к фантазированию, поэтому так мало творчески
мыслящих людей.
Поэтому, основная цель УДО в целом, и отдела эстетического
воспитания и образования в частности – раскрыть способности детей, поощрить
творческий потенциал педагога, дать простор детской фантазии, направить
воображение ребенка в русло его интересов, добиваться устойчивости интересов
детей.
Генеральная линия развития заключается в движении от
социального к индивидуальному, от внешне опосредованных совместной
деятельности детей в коллективе к внутренне опосредованным, личностно-
смысловым отношениям. Это сложный и длительный процесс, огромная роль в
котором принадлежит педагогу, в том числе педагогу дополнительного
образования.
Педагог, который наиболее полно и эффективно решает задачу
развития ребенка, становления его личности
–
изучает, понимает и уважает ребенка;
–
восполняется оптимизмом, веря в безграничность его возможностей;
–
проявляет терпение и такт в его становлении;
–
включает ребенка в разнообразные, интересные, продуктивные виды
деятельности;
–
стимулирует в нем самом стремление к активности, самостоятельности,
взрослению.
Поскольку педагоги дополнительного образования нашего отдела, в
основном, имеют первую и высшую категорию, они совместно с
психологической службой ДТДиМ регулярно отслеживают творческий рост
педагогов: мотивацию достижений успеха, направленность личности, творческий
потенциал, профессиональные качества.
С детьми младшего школьного возраста работают пдо Щеглова
Т.Н., Комарова Н.А., Портнова Н.В., Лишаева В.Г. На занятиях применяются
игровые технологии, используются нетрадиционные формы обучения,
проводится диагностика эмоциональной сферы обучающихся.
По словам Надежды Александровны Комаровой, декоративно-
прикладное и изобразительное искусство сродни волшебству. Творчество – это
мир радости, добра и красоты. Только на эмоциональной основе устанавливаются
прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром
искусства. И чтобы этот «диалог» состоялся. Нужно пробудить в ребенке
фантазию, живые зрительные образы. И в этом ей помогает поэзия, которую она
использует на своих занятиях.
Для воспитанников среднего возраста пдо используют кроссворды,
ребусы, слоговое лото, сканворды. Проломова Г.К. применяет на своих занятиях
разнообразные формы уроков: сказки, путешествия, уроки-фантазии.
Обучающиеся старшего возраста вместе с педагогом
дополнительного образования Ионовой Т.А. применяют активные формы
обучения, развивающие игры: «Ателье», «Подбери свой гардероб», используют
ситуативные моменты «Дорисуй модель».
Серегина И.В. использует на своих занятиях психологические
тренинги, проводит работу по сбору образцов старинных вышивок «Из
бабушкиного сундука». Оформлена мини-выставка вышитых изделий 50-х годов.
Творческие способности воспитанники мастерской «Искусство вышивки»
развивают посредством работы над творческими проектами.
Суханова Т.А. знакомит детей с ремеслом папье-маше посредством
ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач), используя при этом
информационные методы.
Работая над вопросом развития творческих способностей педагоги
отдела выбрали девиз: «Дайте слово ребенку!» – это и девиз новой учебной
литературы по детской психологии. Тогда, как говорил Платон, можно будет от
красивой мысли придти к красивой жизни, а от нее и к Абсолютной Красоте.