Напоминание

"Психологически комфортная и безопасная образовательная среда как условие психологического благополучия детей дошкольного возраста"


Автор: Мельникова Алена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №177
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психологически комфортная и безопасная образовательная среда как условие психологического благополучия детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологически комфортная и безопасная образовательная среда как условие

психологического благополучия детей дошкольного возраста.

Современный

этап

развития

общества

характеризуется

значительными

изменениями в сфере дошкольного образования – внедрение ФГОС. Исходя из ФГОС

ДО

перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и

укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального

благополучия.

Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на

дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение

педагогов и родителей. В образовательных учреждениях, где дети проводят большую

часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для

оказания

психолого-педагогической

помощи.

И

в

первую

очередь

это

создание

психологически

комфортной

образовательной

среды

в

группах

дошкольного

образовательного учреждения, которая является частью развивающей предметной среды

в ДОУ.

Психологическая

безопасность

образовательного процесса

это

состояние

защищенности дошкольника от

угроз

его

достоинству,

душевному

благополучию,

позитивному мировосприятию.

Психологическая

безопасность

важнейшее

условие

полноценного

развития

ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Под психологическим здоровьем понимается состояние душевного благополучия.

Основным

условием

нормального психологического

развития,

помимо здоровой

нервной системы, признаётся спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая

благодаря родителям, родителям которые внимательно относятся к эмоциональному

миру ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают и обеспечивают необходимым.

В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:

-позитивное самоощущение и позитивное восприятие мира;

-умение анализировать собственные поступки и мысли;

-стремление улучшить свою жизнь;

-успешное прохождение возрастных кризисов;

-умение адаптироваться к обществу.

Психологически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и

взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира, адекватно

ведут себя в различных ситуациях.

В последние годы учёные отмечают резкое ухудшение психологического здоровья, как

у детей, так и у взрослых.

Таким

образом,

психологически

безопасной

образовательной

средой

образовательного

учреждения

можно

считать

такую

среду,

в

которой

большинство

участников

имеют

положительное

отношение

к

ней,

высокий

уровень

удовлетворенности

характеристиками

среды

учреждения

и

защищенности

от

психологического насилия.

Очевидно, что ДОУ должен стать тем местом, той питательной средой,

где

формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное

учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности.

Основные

компоненты

структуры психобезопасной

среды:

Система

организации

режима жизнедеятельности (режим дня эффективный и гибкий; создание предметно-

развивающей среды, организация образовательного процесса.)

Как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия

дошкольников в группах могут быть созданы психологические уголки.

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким

образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность.

Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в

конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического

здоровья каждого ребенка.

Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя для

действенной психологической поддержки в течение дня

Оснащение психологического уголка.

Зона для психологической разгрузки. Уголки для уединения (шатер, палатка, ширма,

домик-трансформер, зонтик и т.д.), подушки-«плакушки»,подушки-«думки», островок

радости, мягкие и пищащие игрушки, дидактические игры «Собери бусы» , «Собери

букет».

Обучение

агрессивных

детей

способам

выражения

гнева

в

приемлемой

форме. Боксерская груша и перчатки, хоп-мяч, панно для метания мяча, поролоновые

подушки для битья, стаканчики, кружки для крика, «Волшебные бутылочки», мишени,

«Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй порви».

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам

саморегуляции. Аудио-,

видеозаписи

(шум

моря,

звуки

леса,

музыка

для

отдыха,

релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, дудочки,

веера, маска, цветик-семицветик, шкатулки и волшебные коробочки), игры с песком,

водой,

крупами,

пуговицами,

«Тактильные

мешочки»,массажеры,

«Мешочки

настроений», «Коробочки добрых дел».

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально

развивающих игр. «Азбука настроений», «Коврик дружбы» настольные, дидактические

игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции»,

«Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья»,

шкатулка с маленькими человечками,

«Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь,

дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных

игр и игр-драматизаций.

Повышение

самооценки

тревожных,неуверенных

в

себе

детей. Подиум,

медали,

«сонные игрушки».

Обучение

детей

навыкам

сотрудничества

и

согласованным

действиям

в

команде. «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».

Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья

детей

в

группе

с

использованием

материалов

уголка

психологической

разгрузки

приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся;

материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым

детям; дошкольники учатся сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в

командных играх.



В раздел образования