Напоминание

"Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков."


Автор: Лякишева Надежда Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ№2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лякишева Н.В.

педагог дополнительного образования

МБУДО г. Иркутска ДДТ№2

Сетевое взаимодействие школы и

учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

Основная

цель

государственной

системы

образования

создание

условий

для

разностороннего

развития

личности,

способной

к

самореализации

и

само

развитию

в

современном обществе. Эта государственная цель воспитания должна быть ориентиром всех

социальных институтов воспитания подрастающего поколения. Единство взаимодействия

школы, учреждений дополнительного образования и общественности создает условия для

разностороннего

развития

личности

каждого

ребенка.

Основу

современного

дополнительного

образования

составляет

масштабный

образовательный

блок,

компенсирующий

удовлетворение

когнитивных,

коммуникативных

и

иных

потребностей

детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Сетевое сотрудничество в

данных социальных институтах может быть обеспечено через различные формы и методы

взаимодействия. Дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении

является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентировано на

создание

единого

интегрированного

образовательного

пространства

и

формирование

у

школьников

целостного

восприятия

мира,

на

создание

условий

для

развития

индивидуальных

интересов

и

потребностей

личности. Школа дает общее образование,

важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей,

ранней

профориентации

способствует

дополнительное

образование.

И

если

школьное

образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным

стандартом,

то

нестандартизированное

дополнительное

образование

реализуется

индивидуально

в

силу

его

многообразия,

разнонаправленности,

вариативности.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее

культурное

пространство,

способствует

самоопределению

школьников

в

личностной,

социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой

деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию

нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Дети выбирают то, что близко их

природе,

что

отвечает

их

потребностям,

удовлетворяет

интересы.

И

в

этом

смысл

дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность

ребенку

полноценно

прожить

детство,

реализуя

себя,

решая

воспитательные

задачи.

Дополнительное

образование

может

быть

составной

частью

образовательной

системы

школы.

Чаще

же

их

отношения

строятся

как

партнерские

отношения

двух

субъектов

образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия. Может

быть и такой вариант, когда учреждение дополнительного образования функционирует в

составе

общеобразовательной

школы.

Среди

социальных

институтов,

работа

которых

строится,

прежде

всего,

с

учетом

интересов

детей

и

предполагает

их

инициативу

и

общественную активность, детские организации занимают особое место.

Каковы же механизмы включения

системы

дополнительного

образования

во

внеурочную деятельность общеобразовательных школ?

1. Технологии интеграции в учебном процессе способствуют активизации познавательной

деятельности школьников, формированию их субъектной позиции через включение в

урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:

комплексных занятий: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий

отчёт, общественный смотр знаний;

проектов: информационных, творческих, исследовательских, ролевых…;

игр:

ролевых

(урок

театрализация),

деловых

(урок

исследование,

урок

экскурсия), познавательных («Что? Где? Когда?»)

1

предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к

литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)

2. Технологии интеграции во внеурочной деятельности активизируют субъектною позицию

школьника

за

счёт

включения

его

в

деятельность

объединений

по

интересам,

в

подготовку общешкольных дел в виде:

технологий проектной деятельности;

технологий коллективного творческого воспитания;

технологий работы клубных объединений.

3. Технологии внешней интеграции в виде:

интегрированных

программ совместной

деятельности

школ

и

учреждений

дополнительного образования;

организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников,

фестивалей;

организации

и

проведения

совместных интегрированных

дел: коллективных

творческих, общественно – полезных;

о р г а н и з а ц и и

и

п р о в е д е н и я

с о в м е с т н ы х интегрированны х

и г р ,

конкурсов (краеведческих, экологических, интеллектуальных);

организации

деятельности детских

общественных

организаций,

движений,

объединений.

Для

перехода

к

процессу

сетевого

взаимодействия между

образовательными

учреждениями используется

целый

комплекс

организационно-правовых

механизмов

и

нормативно-правовых документов, и один из них - это договор о сотрудничестве.

Договор о сотрудничестве позволяет закрепить гражданско-правовые отношения

участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий,

использование

собственности

и

денежных

средств

образовательных

учреждений,

распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы

и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов.

Примером сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями может

служить сотрудничество таких учреждений, как МБУДО Г.Иркутска ДДТ№2

и МБОУ г.

Иркутска СОШ №5.

Между учреждениями выстроились взаимоотношения, основанные на равноправии и

взаимной

заинтересованности

друг

в

друге,

совместном

принятии

решений.

Согласно

договору о сотрудничестве на базе школы был основан хореографический ансамбль «Денсл».

Школа предоставила специализированное, оборудованное место для занятий, набор детей из

учеников школы, помощь в сценическом оформлении номеров: пошив костюмов, световое и

музыкальное оформление. Дом творчества в свою очередь предоставил для работы с детьми

педагога высшей квалификационной категории. Результатом сетевого взаимодействия стало

следующее:

- На уровне педагога: написание методических разработок и проектов, описание

опыта

работы

по

педагогической

поддержке

и

сопровождению

детской

инициативы

в

коллективе, выстроенных с использованием инновационных педагогических технологий;

-

На

уровне

образовательного

учреждения:

реализация

общеразвивающий

дополнительной

программы

в

области

хореографии,

создание

условий

для

системного

комплексного построения воспитательного процесса в рамках творческого объединения,

проведение

открытых

занятий

для

будущих

первоклассников

в

День

открытых

дверей

школы, подготовка детей и педагогов к школьному фестивалю культур и языков «Планета

людей»;

На уровне города: составление программы для педагогической команды КВН школы,

постановка творческих номеров при подготовке учителей к педагогическим смотрам.

Создание системы сетевого взаимодействия означает интеграцию уникального опыта,

возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не

может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Результатом такой работы стал

2

проект «Кораблик», хореографического ансамбля «Денсл» и школьного вокального ансамбля

«Ассорти», в основе которого лежит синтез вокального и хореографического искусства.

Совместные мероприятия, концерты, творческие поездки способствуют развитию творческой

инициативы, формируют навыки коллективной деятельности, ответственности у детей.

Дополнительное

образование

при

переходе

на

новые

образовательные

стандарты

выполняет роль института развития творческих способностей детей, удовлетворения их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, а также

организации их свободного времени. Специфика данной модели сетевого взаимодействия

образовательных учреждений заключается в том, что она обеспечивает между различными

участниками взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Такая форма

сетевого взаимодействия позволяет:

- построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на

творческую деятельность (художественной, технической, спортивной и др.);

- обеспечивает поддержку одаренных детей и детей других особых категорий (трудных, с

ограниченными возможностями здоровья);

-способствует

реализации

основных

направлений

духовно-нравственного

развития

и

воспитания гражданской идентичности обучающихся;

-

обеспечение

материально-технической

базы

для

качественной

реализации

программы

дополнительного образования и внеурочной деятельности.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается

в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в

любой сфере, в том числе образовательной.

Список литературы:

1.

Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная

перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С. 3–15.

2.

Васильев И.А. Качественное образование — детерминанта прироста интеллектуального

потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С. 103–121.

3.

Виноградова И.Ю., Давыдова Н.Н. Разработка модели организации социально-педагогической

поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях //

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48–54.

4.

Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в

условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014.

№ 5(54). С. 25–32.

5.

Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития

инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и экспе-

римент. 2012. № 4. С. 25–30.

6.

Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9.

С. 57–69.

3



В раздел образования