Напоминание

"Особенности патриотического воспитания современных школьников"


Автор: Герасимова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр психолого–педагогического сопровождения и коррекции "Гармония"
Населённый пункт: Рассказово, Тамбовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности патриотического воспитания современных школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности патриотического воспитания

современных школьников

ФГОС ООО требует в процессе воспитания привитие

современным школьникам следующих качеств - любовь к своему

народу,

земле,

Родине,

Отечеству,

уважение

ценностей

семьи

и

общества, любознательность, интерес к миру, готовность отвечать

за свои поступки.

Он должен осознавать и принимать ценности человеческой

жизни, гражданского общества, многонациональность российского

народа,

уважать

его

культуру

и

духовные

традиции,

закон

и

правопорядок.

Сегодня особенно актуально возрождение патриотического

воспитания детей и молодежи. Мы понимаем, что только человек,

знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа,

своей семьи, гордящийся славой своих предков, может быть

истинным гражданином, способным изменить в качественно

лучшую сторону и преобразовать Россию сегодня.

Особое место в этом процессе занимает изучение истории

Великой Отечественной войны, а также изучение истории своей

малой родины, своей семьи.

Воспитание чувства патриотизма у школьника – процесс сложный

и длительный. Без любви к Родине и памяти её героическому

прошлому невозможно построить сильную Россию, нельзя

вырастить достойных граждан. Воспитание чувства патриотизма у

школьника – процесс сложный и длительный. Без любви к Родине и

памяти её героическому прошлому невозможно построить сильную

Россию, нельзя вырастить достойных граждан.

Актуальность данного вопроса несомненна - ветеранов ВОВ

осталось очень мало, время неумолимо стирает связующие нити с

прошлым, и страна пожинает плоды бездушия и незнания

исторической правды нынешним поколением молодых людей. Без

уважения к собственной истории, к подвигам старшего поколения, в

частности наших земляков нельзя вырастить достойных граждан.

Патриотическому воспитанию школьников моей группы

коррекционного отделения способствовал проект «Рассказовцы -

Герои Советского Союза»

Продуктом проекта была презентация

«Рассказовцы - Герои Советского Союза».

Объект исследования – исторические и биографические факты

земляков рассказовцев Героев Советского Союза.

Предмет исследования - героические подвиги Рассказовцев в

период Великой Отечественной Войны.

Субъект исследования – учебные классы: 6 и 7 «Б».

Гипотеза:

Предполагается, что проект «Рассказовцы - герои Советского

Союза» внесёт существенный вклад в гражданско-патриотическое

направление воспитательного процесса, повысит инициативу и

активность учащихся, их творческие способности, а также уровень

коммуникативных и организаторских способностей и активную

гражданскую позицию.

Цель:

Создание условий для воспитания личности, имеющей активную

гражданскую позицию, обладающую развитыми патриотическими

чувствами,

готовую

к

нравственному

поведению

и

творческой

деятельности посредством метода проектирования.

Задачи:

- повысить качество гражданско-патриотического воспитания,

используя новые технологии;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как

черту личности;

- формировать у учащихся чувство гражданского долга, любви к

Родине, уважения к ее истории, подвигу народа во время Великой

Отечественной войны;

- предоставить возможности для самореализации и развития

организаторских качеств подростков посредством участия в

проектировании и проведении социально-значимых дел.

К этому надо добавить, что целостность, целенаправленность и

эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить

только объединённые усилия всех участников воспитательного

процесса, в том числе социальные партнёры, в числе которых будут

задействованы:

1.

родители и ближайшие родственники;

2.

библиотеки (школьная и городская);

3.

городской музей;

4.

архивные документы и т.д.

В сжатом виде технология проекта заключается в следующем:

1.

Подготовка проекта. Объявление темы проекта.

2.

Реализация проекта.

3.

Подведение итогов работы над проектом.

В нашем случае проект - это пять «П»:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Проект предполагал следующие этапы работы:

I этап: организационно-подготовительный (неделя);

II этап: плановые работы, включающие поисковую деятельность

(6 недель);

III этап: итоговый (неделя).

Воспитанникам 6 и 7 «Б» классов предлагаю ответить на

вопрос: «Как вы думаете, нужна ли людям память о войне?».

Однако, прошу ответить не сразу, а по прочтении в несколько

сокращённом варианте произведения « Сашка» В.Л.Кондратьева из

книги сборника повестей и рассказов « Неубитая память

Священной войны».

Книгу «Неубитая память священной войны» мы взяли по

рекомендации библиотекаря в нашей школьной библиотеке. Чтение

проходило ежедневно вслух в течение недели для объединённой

группы 6 и 7 «Б» классов, причём читали как дети, так и

воспитатели – Герасимова О.Ю. и Лазуткина А. А..

Ребятам было объявлено, что их ответы будут оцениваться по

нескольким категориям:

-пояснительное содержание ответа;

-полнота ответа;

-грамотность речи при ответе;

Предполагалось и нашло подтверждение, что лучший ответ

выберут сами учащиеся методом анкетирования

Во время чтения мы обращали внимание детей на понимание

некоторых слов и понятий, на пояснение прочитанного,

предоставляли возможность объяснения детям с бо́

льшим

кругозором и познаниями ( Попов И., Карев Н., Михалёв Н., Олаг

А., Сикора Н.)

Чтобы заинтересовать ещё больше и побудить воспитанников к

чтению мы оформили выставку книг известных авторов о войне.

На ней были представлены следующие произведения – Смирнов

С.С. «Брестская крепость», К. Симонов «Живые и мёртвые» ( в

четырёх частях), И. Чигринов « Плач перепёлки», Д. Медведев

«Сильные духом», В. Попов «Один выстрел во время войны», Н.З.

Бирюков «Чайка», Ю.Бондарев «Горячий снег», Л.Т.

Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», Б.Васильев «Завтра

была война», «А зори здесь тихие», Ю.Семёнов «17 мгновений

весны», А. Твардовский «Василий Тёркин», Б. Полевой «Повесть о

настоящем человеке», М.Шолохов «Судьба человека», А.Фадеев

«Молодая гвардия», К. Симонов «Живые и мёртвые», В.Быков

«Дожить до рассвета».

Следующий вопрос звучал так - « А знаем ли мы своих

соотечественников земляков-рассказовцев, получивших звание

Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны?».

Оказывается, наши познания крайне малы.

Предлагаем учащимся решение проблемы методом проектной

деятельности, разъясняя суть данной технологии. Было решено

собрать необходимую информацию и оформить презентацию по

данному проекту

Детьми были подготовлены доклады-выступления о жизни и

боевых

подвигах

рассказовцев,

удостоенных

звания

Героя

Советского Союза.

Чтобы

собрать

наиболее

полную

информацию

о

Героях

Советского

Союза,

мы

наметили

и

осуществили

посещение

городского музея

В эту работу было решено включить сбор информации о

родственниках детей, принимавших участие в Великой

Отечественной войне.

По итогам всей собранной информации воспитанники 6 и 7 «Б»

под нашим руководством создали продукт проекта,

представляющий собой презентацию «Рассказовцы – Герои

Советского Союза».

Посещение памятника на городском кладбище воинам, павшим в

Великой Отечественной войне, мы запланировали на конец апреля

этого года.

В нашем учебном заведении воспитанники наших групп (6 и 7б

классы) находятся в основном круглосуточно, по крайней мере, в

течение недели. Хочется отметить в связи с этим, что для

осуществления проектной деятельности это условие большое

удобство, так как используется в полной мере внеурочное время.

Работа по проекту осуществлялась как в дневную смену

воспитателей, так и в вечернюю.

По мере осуществления этапов проектной деятельности очень

важны самооценка и самоанализ. Оценка всей работы проходила по

следующим критериям:

Активность в поиске источников информации;

Объём найденной информации;

Подготовка устного отчёта по Героям Советского Союза из

нашего города;

Вклад в подготовку презентации.

Анализ участия каждого проходил как коллективное

обсуждение .

Рефлексия над проектом позволила сделать вывод, что цель

проекта достигнута, удалось реализовать почти все поставленные

задачи. Нереализованная задача перенесена во времени (посещение

памятника павшим воинам на городском кладбище).

Вместе с этим результаты в определённой степени превзошли

поставленную цель - выполнена дополнительная задача-сбор

информации о родственниках, участниках ВОВ.

Работа по проекту показала заинтересованность детей в

выбранной теме и их активность в его осуществлении.



В раздел образования