Автор: Сухова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель старшей группы
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №89
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: "Занятие–путешествие для старших дошкольников на закрепление лексической темы "Зима"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие–путешествие
для старших дошкольников
на закрепление лексической темы «Зима»
Задачи:
— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фразовую речь при
ответах на вопросы, умение свободно и легко излагать свои мысли, координацию речи
и движения, мелкую моторику, творческое воображение;
— активизировать словарь по теме «Зима»;
— закреплять представления об изменениях в живой и неживой природе, навык
звукового анализа, навык решать ребусы по первым буквам слов;
—
воспитывать
любознательность,
интерес
к
новому,
любовь
и
бережное
отношение к природе и всему живому;
— формировать навыки конструктивного взаимодействия;
— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.
Оборудование:
таз
с
водой,
бумажки;
аудиопроигрыватель;
круг
из
картона
голубого
цвета,
прищепки
голубого
или
белого
цвета;
картинки
с
изображением
предметов (замок, индюк, машина, арбуз, сыр, ножницы, ель, гусь, кот, арбуз, торт,
облако); три разрезные картинки по теме «Зима. Природа»; белая бумага, цветные
карандаши; мяч, кегли.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Однажды приснился Василию сон,
Как будто куда-то отправился он...
С подругой Маринкой, с собакой Батоном
В сибирской тайге они дышат озоном.
Огромное озеро с чистой водой —
Нигде не найти красотищи такой!
Теснятся вокруг ледяные торосы.
От холода даже вороны белесы.
Байкал и могуч, и широк, и глубок.
Зимой — изумительно ровный каток.
Скалистые тропы по склонам петляют...
Места эти люди давно охраняют.
Кедровки, дрозды, свиристели, кукушки,
Куницы, медведи, олени, лягушки...
И кто же такого богатства наследник?
Все люди и звери, ведь здесь заповедник!
Воспитатель: Васе приснился удивительный сон! Он подумал: почему ему такой
сон приснился?
Логопед: Решил Вася посмотреть в календаре, чем этот день знаменателен, и
увидел, что 11 января отмечается Всероссийский день заповедников и национальных
парков.
Воспитатель: Этот праздник отмечают во всем мире люди, которые берегут и
спасают природу. Сегодня мы тоже станем экологами, лесниками, егерями, которые
помогают сохранить наши заповедники, парки и леса.
Логопед: В заповедниках и национальных парках живут редкие животные, птицы,
растут деревья и растения. Многие из них занесены в Красную книгу.
Воспитатель: А еще, в заповедниках и национальных парках, могут происходить
необычные природные явления. Например, горы со снежными вершинами и горячие
источники.
Упражнение «Снежинки»
Логопед:
Но
у
нас
в
стране
есть
заповедные
места,
в
которых
зима
очень
холодная. И тогда люди спасают и поддерживают животных и растения. Давайте
вспомним, что происходит зимой. Называйте зимние приметы — и прикрепляйте
прищепку на голубой круг из бумаги. Помните, что у снежинки шесть лучиков.
Воспитатель: Всегда
в
России
существовали
заповедные
места.
Но
люди
не
берегут свою природу. Давайте, мы исправим эту ситуацию.
Игра «Найди лишнее»
Воспитатель: Я вам предлагаю найти слова, подходящие к слову «мусор».
Словарный материал: лед, снег, иней, грязь; карп, сазан, ил, лосось; кедр, пень,
сосна, пихта; крапива, клюква, морошка, брусника; лыжи, коньки, санки, машина;
книга, тетрадь, фантики, ручка; лужа, мороз, снег, сосулька.
Логопед: Ребята, мы путешествуем по России зимой, в это время года часто
бывает очень холодно. Чтобы не замерзнуть, я предлагаю вам следующую игру.
Хороводная игра «Зима»
Ах, зима, зима, зима!
Дети ходят по кругу, взявшись за
руки.
Замела снежком дома. Продолжают движение,
делая полуприсед и взмахивают кистями рук.
И метели закрутила, Кружатся вокруг себя, руки на поясе.
Реки льдами замостила! Наклоняются вперед, двигают
руками из стороны в сторону.
На деревьях бахрома, Поднимают руки вверх,
разводят их в стороны, пальцы врозь.
Ах ты, зимушка-зима! Хлопают.
Воспитатель: Молодцы! Вася со своими друзьями во сне оказался на Байкале —
самом глубоком и чистом озере в мире! Это заповедное место. Но в последнее время
Байкал стал не таким чистым.
Упражнение «Очищаем озеро»
Воспитатель: В тазиках — вода с Байкала. Она стала не очень чистой. Нужно
очистить воду, пока она не замерзла зимой и не превратилась в грязный лед. Для
этого вы должны выполнить задание: с помощью прищепок вытащить мусор из воды.
Упражнение «Ребус»
Логопед. Ребята, следующее задание. Нужно разгадать ребус. А помогут вам в
этом картинки. Первая буква каждой из них поможет «собрать» слово.
Словарный материал:
• Зима (замок, индюк, машина, арбуз).
• Снег (сыр, ножницы, ель, гусь).
• Каток (кот, арбуз, торт, облако, кот).
Дети разгадывают ребусы.
Воспитатель: Как хорошо вы разгадываете ребусы. А сможете вы помочь нам
сложить картинки, которые разорвал северный холодный ветер?
Упражнение «Сложи картинку»
Воспитатель:
Давайте
разделимся
на
три
команды.
Каждая
команда
должна
сложить свою картинку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Как
вы
слажено
работаете
в
команде.
Значит,
вы
дружные.
Но
мы
продолжаем
наше
путешествие
по
российским
заповедникам
и
национальным
паркам. Часто в таких местах проводят зимние праздники, зимние забавы. Вот и мы с
вами поиграем.
Игра «Звуковой боулинг»
Логопед. Разделимся на две команды. У первого игрока — средний мяч, напротив
каждой команды — кегли синего и зеленого цветов. Прокатывая мяч и сбивая кеглю
(синего
или
зеленого
цвета),
надо
назвать
слово
(зимние
явления
природы)
на
соответствующий
согласный
звук
(твердый
или
мягкий).
Выигрывает
команда,
назвавшая больше слов и сбившая больше кеглей.
Словарный
материал: снег,
мороз,
ветер,
пурга,
вьюга,
метель,
лед,
сугроб,
льдина, холод и т.д.
Дети выполняют задание по инструкции логопеда.
Воспитатель: Люди стремятся сохранить природу. Существует Красная книга, в
которую занесены редкие животные и растения. Но есть природные места, которым
тоже нужна защита. Предлагаю создать свою Красную книгу заповедных мест в
Москве. Нарисуйте их.
Дети выполняют задание.
Логопед. Ребята, мы с вами совершили зимнее путешествие по заповедникам. Вы
узнали много интересного о природных богатствах нашей Родины. Теперь вы будете
бережно относиться к природе. До новых путешествий!