Напоминание

"Особенности детей с РАС"


Автор: Красильникова Татьяна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОУ Школа № 19 город Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности детей с РАС"
Раздел: среднее образование





Назад




Дети с медицинским диагнозом «аутизм». Это необычные дети: для них не существуют

стандартные правила, они часто не понимают того, что делают их сверстники, потому что

для них это неинтересно.

Дети-аутисты повернуты внутрь своего мира: они не так играют, как обычные дети, не

так открыты, как хотелось бы окружающим, они живут в своем мире. И развитие таких

деток идет по особому пути: зачастую из них вырастают талантливые спортсмены,

творческие личности, художники и поэты, но такое возможно только при поддержке и

понимании взрослых.

Термин «аутизм» происходит от латинского слова «autos», что буквально означает «сам»,

в буквальном смысле, аутизм – это погружение в себя. Исходя из специальной

литературы, аутизм определяется как психическое заболевание, связанное с ослаблением

или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением

в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним

миром. По данным медицинской статистики на одну тысячу детей приходится пять-шесть

ребятишек-аутистов, причем аутизмом чаще страдают мальчики.

Точная причина возникновения заболевания не установлена, тем не менее в анамнезе

таких деток имеются записи об осложнениях в протекании беременности матери и при

родах (родовые травмы, асфиксия, гипотрофия плода).

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором

наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе

слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий

подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение

к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это

заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет

и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления

данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего

проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то

есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной

системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов,

которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

ДЦП;

перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;

перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как

краснуха, цитомегаловирус;

ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если

мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена

веществ в организме);

наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии

уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо

действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные

предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора»

отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный

контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается

в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм

может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может

только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить

патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий

взгляд);

не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с

детской площадки;

не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;

проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;

не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно

выразить, что он хочет;

часто устраивает истерики;

пассивен или, наоборот, гиперактивен;

не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые

предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет

автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

нарушение социального взаимодействия;

нарушение коммуникации;

стереотипное поведение;

ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до

3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления

аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда

малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой

ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или,

наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб

обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его

просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает

играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками

и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является

то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не

воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо

от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает

из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или

мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития

(после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме

аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими

словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная,

предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в

третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить

последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-

аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок

может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки,

собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень

сложно.

Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство,

если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка

мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий

уход в себя или выраженную агрессию.

Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в

непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз

одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить

пальцами.

Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка

развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В

первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее

подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с

аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их

схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут

проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей

заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают

материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и

дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или

эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью

данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети

могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении,

музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый

очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно

воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные

примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди

Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и

синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей

уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;

нормальные навыки речи, внятность речи;

наличие проблем с громкостью речи и интонацией;

проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;

нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;

эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем

отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью.

Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы

необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме.

Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную

нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1

случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга

являются:

глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;

полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление

признаков умственной отсталости;

замедление роста головы после года;

утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;

частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;

ухудшение координации движений;

отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития

головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание

практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и

только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо

отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть

случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за

медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем

легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

проведение тестов со специальными опросниками;

УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии

строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;

ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться

эпилептическими припадками;

осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения

задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого

возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей

вероятности означает

Ребенок забывчив,

невнимательный, несобранный,

растерянный

Лень, игнорирование

рекомендаций родителей,

проявление непослушания

Непонимание, что от него

хотят взрослые, реакция на

стрессовую ситуацию,

попытка уйти в себя

Не любит перемены,

расстраивается при смене

обстановки, предпочитает

выполнять привычные

монотонные действия,

отказывается познавать что-то

новое

Нежелание развиваться,

проявление упертого

характера, нежелание

выполнять просьбы

родителя

Неуверенность в своих

силах, стрессовая реакция

на перемены

Не хочет выполнять просьбы,

проявляет агрессию или

игнорирует обращение

Проявление эгоизма,

желание всегда быть во

главе и доминировать над

взрослыми

Ему сложно понять

предоставленную

информацию

Легко отвлекается, избегает

контакта глаза в глаза,

раздражается от любых

прикосновений или повышения

голоса

Непослушание,

гиперактивность,

невнимательность

У него повышенная

чувствительность к звукам,

новым требованиям, смене

обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно

ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции

заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально

адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с

преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний

может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;

вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для

ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и

постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;

вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом,

психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;

постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;

учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его

состоянии;

вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными –

агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;

учат играть в ролевые игры;

учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период

наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и

реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке

подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для

одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих –

любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у

ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение.

Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий,

устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями

речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с

окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться

правильного построения предложений и внятности речи. Приобретение навыков

самообслуживания и нахождения в социуме. У детей-аутистов отсутствуют навыки

самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы,

одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой

форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован

порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Прогноз

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является

приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в

семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным

человеком, получить образование и создать семью.

Десятка лучших стратегий для поддержки детей с аутизмом дома

Есть несколько ключевых стратегий и методов, которые нужны во многих домах, где есть ребенок

с аутизмом, но, к сожалению, их там не хватает. Если вы будете придерживаться этих стратегий до

того как начнете домашнюю программу АВА-терапии, то ваш консультант будет очень благодарен

за то, что вы заранее облегчили работу. Однако, в первую очередь, эти стратегии уменьшат стресс

в вашей собственной жизни, как и в жизни вашего ребенка, и упростят обучение его новым

навыкам. Даже если у вас нет возможности обеспечить ABA-терапию, эти стратегии могут

изменить жизнь вашего ребенка к лучшему сами по себе. Рекомендуется внедрить эти стратегии

как можно скорее, чем младше ребенок, тем лучше. Однако если вы заботитесь о ребенке

постарше или о взрослом с аутизмом, то эти стратегии будут не менее полезны.

1. Структура/рутина дома

:

Последовательность и знание о том, чего ожидать, помогает

ребятам с

аутизмом справиться с ежедневными трудностями. Разработайте ежедневную рутину

для вашего дома и как можно строже ее придерживайтесь. Каждый день ребенок должен

ложиться спать в одно и то же время. Ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице

должна быть в одно и то же время. Резкие, неожиданные и значительные изменения день ото дня

и от момента к моменту — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной

истерике у вашего ребенка. Разработка рутины, основанной на том, чем вы занимаетесь каждый

день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.

2. Визуальное/ежедневное расписание:

Понятно, почему нужно начать с создания

ежедневной рутины? Визуальные расписания жизненно необходимы для обучения ребенка

независимости. Как вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять утреннюю рутину,

завтракать, собираться в школу? Очень просто: визуальное расписание. Вы никогда не ловили себя

на том, что повторяете одно и то же требование 2, 3, а то и 85 раз подряд? Сделайте визуальное

расписание. Когда ваш ребенок завершает занятие или задачу, он начинает просто слонятся из

угла в угол, заполняя время самостимуляциями и нежелательным поведением? Создайте

визуальное расписание. Визуальное расписание помогает этим ребятам понимать, что они

должны сейчас делать, что будет потом, а что после этого. Небольшой совет: пожалуйста, не

используйте письменные расписания с детьми, которые пока не умеют читать. Это бесполезно.

Используйте фотографии и картинки.

3. Система коммуникации:

Приходится часто говорить об обучении навыкам коммуникации, и

это именно то, с чего надо начинать, причем как можно раньше. Возможно, ваш ребенок может

общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все

в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок

может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может

обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Очень часто дома ребенок

использует множество неэффективных и слабых видов коммуникации, и это проблема, которую

необходимо решить. Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в

семье все понимают необходимость этого.

4. Ограниченный доступ к поощрениям

: Никакого «свободного доступа» или «кусочничанья».

Свободный доступ означает, что если ребенок просто «обожает» мультфильм про Дашу

Следопыта, то у него есть возможность смотреть Дашу часами каждый день. Кусочничанье

означает, что если ребенок просто «обожает» крендельки, то он в любой момент может прийти на

кухню, открыть буфет и взять целую горсть крендельков. Если у вашего ребенка есть свободный и

неограниченный доступ к тому, что больше всего ему нравится, то как вы будете поощрять его за

верное поведение? Позитивное поощрение — это эффективная и критически важная стратегия

для обучения вашего ребенка новым навыкам. И когда слышим от родителей: «У нее просто нет

никаких поощрений!», то очень часто это означает, что у ребенка нет необходимости работать

ради чего-то, потому что у нее есть доступ ко всему, что она пожелает.

5. Активные стратегии по предотвращению побегов:

Риск побега — это огромная угроза

безопасности для многих ребят с аутизмом, особенно для невербальных детей. Вы можете начать

учить ребенка, что убегать нельзя, с самого раннего возраста. Вместе с рутиной дома (видите, как

она важна?), у вас должны быть правила поведения в доме. Правило насчет побегов может

звучать как: «Надо спросить маму, прежде чем выходить на улицу». Сделайте визуальные

подсказки о правиле «Остановись и спроси» и расположите их рядом с каждой дверью. Когда

ребенок приближается к двери, ему нужно напомнить, что он не может выходить на улицу один.

Учите ребенка подходить к вам и использовать свою систему коммуникации (PECS, жесты, планшет

и так далее), чтобы попросить «гулять». Я предлагаю закрывать визуальные подсказки на ночь,

чтобы обозначить, что теперь выходить на улицу вообще нельзя. Или можно повесить другую

подсказку, например, «Подожди». Объясните ребенку, что можно выходить на улицу, только когда

светит солнце.

6. Доска для выбора:

Нужно учить детей навыку делать выбор. Ведь собственный выбор — это

основополагающее право каждого человека, но когда речь идет о детях с инвалидностью, это

право часто игнорируется. Многие виды проблемного поведения можно уменьшить или вообще

искоренить, если просто предоставить ребенку больше возможностей для выбора, например, где

ему сидеть, какой фильм смотреть, пить ему сок или молоко. Для того, чтобы помочь ребятам

сделать выбор, обычно делаю визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки,

обозначающие их любимые занятия, продукты или игрушки. В течение дня множество раз

демонстрируют им доску выбора и позволяю им выбирать, чем заняться, что есть или с чем

играть. В зависимости от ребенка доска выбора может обновляться с различной регулярностью,

если ребенку надоедают его поощрения. Очень нравится пользоваться доской выбора, потому что

она учит рассматривать разные предметы и выбирать один из них. Если у вас невербальный

ребенок, то вместо того, чтобы бегать вокруг, пытаясь понять, что ему нужно, пока он вопит и

кричит, просто протяните ему доску с картинками и скажите «Выбирай».

7. Условия для приучения к туалету:

Речь идет о большой стратегии, которая нужна во многих

домах, но очень редко в них встречается. Даже если ваш ребенок пока слишком маленький для

приучения к туалету, вы должны начать эту стратегию немедленно. Меняйте подгузники только в

ванной комнате, приучайте ребенка помогать вам при одевании и раздевании, пусть он сам

выбросит испачканный подгузник, а потом помоет руки. Вы учите всему, что связано с туалетом,

помимо, собственно, сидения на унитазе. Ребенок привыкает к ванной комнате и усваивает

многие навыки, которые понадобятся ему позже (например, как расстегнуть молнию на штанах).

Для сложных навыков, например, мытья рук, сделайте пошаговое визуальное расписание. Если

ребенок испачкался, то он должен участвовать в переодевании, выбросить подгузник или

испачканные трусы, помыть руки.

8. Предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции:

Это напрямую связано с

уменьшением повторяющегося, самостимулирующего поведения и гиперактивности. Ну,

стимминг для чего-то нужен вашему ребенку. Рекомендуется перенаправить его, а не подавалять.

Подберите предметы, с которыми ваш ребенок сможет манипулировать и взаимодействовать,

чтобы получить нужную сенсорную стимуляцию, так что ему не придется целый день бродить по

дому и мычать, трясти руками или кружиться на месте. Возможные варианты включают большие

гимнастические мячи, батут, сенсорные коробки с разнообразными предметами, светящиеся

игрушки, пальцевые краски и так далее.

9. Рабочее место для самостоятельных занятий:

Завершение задач — эта программа обучает

навыкам досуга (ребята практически никогда не имеют навыков уместного досуга, когда с ними

встречаюсь) и независимости. Вам приходится развлекать ребенка целый день? Если вам нужно

позвонить, постирать или отправить письма по электронной почте, ваш ребенок сможет занять

себя? Если нет, то его необходимо обучать независимым занятиям. Выделите небольшое рабочее

место, подберите несколько занятий и установите таймер. Учите ребенка выполнять задания, пока

таймер не сработает, а затем дайте ему большое поощрение. С течением времени занятия за

рабочим местом можно добавить к визуальному расписанию (видите, почему оно так важно?), а

ребенок сможет самостоятельно перекусить, прибраться, сделать два занятия за рабочим местом,

начать делать домашние задания и так далее.

10. Место для отдыха:

Это еще одна стратегия, которую бы хотелось встречать чаще, потому что

очень часто она необходима. Ребята с аутизмом испытывают сильные перегрузки и чрезмерную

стимуляцию в течение дня, что выливается в капризы, нытье, истерики и самоагрессию. Очень

часто наблюдаем, как родители берут на себя всю ответственность за эмоции ребенка. Например,

поднимают ревущего ребенка, укачивают и утешают его, пока он не перестанет плакать. Во-

первых, этим они подкрепляют проблемное поведение. Во-вторых, важно с самого раннего

возраста учить детей, что они могут контролировать свои эмоции. Выделите тихий угол в доме и

положите туда предметы, помогающие успокоиться (подушки, напольные мешки, гимнастический

мяч и так далее). Когда ребенок расстроен или страдает от перегрузки, объясните ему, что ему

нужно успокоиться, например: «Ты плачешь и бросаешь игрушки. Тебе нужно успокоиться».

Направьте ребенка в место для отдыха и помогите ему заняться чем-нибудь успокаивающим,

например, глубоко и медленно дышать, считать до пяти и так далее. Используйте визуальные

подсказки, чтобы показать ребенку, какие шаги нужно сделать, чтобы успокоиться. Хвалите и

поощряйте ребенка за улучшения в его настроении. С течением времени вы сможете просто

говорить ребенку, что нужно пойти успокоиться, и он сможет самостоятельно пойти в место для

отдыха, практиковать упражнения для релаксации и вернуться, когда почувствует себя лучше.

Успокаивающие стретегии (их визуальные подсказки) нужно всегда носить с собой и пользоваться

ими в любой обстановке. Важно не само место, а то, что вы учите ребенка регулировать

собственные эмоции.



В раздел образования