Напоминание

"Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Крюкова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Центр развития ребенка № 14 Красноармейского района Волгограда "
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ

Введение

Музейная

педагогика

молодая

отрасль

педагогической

науки.

В

настоящее

время

для

развития

музейного

дела

характерно

повышенное

значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и

методов работы с детьми, родителями, и педагогами. В нашем детском саду

успешно

внедряются

и

используются

различные

образовательные

технологии, в частности методы проектирования. В нашем детском саду

создан мини-музей «Музей игрушки».

В

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и

названы мини-музеем.

Что такое мини-музей?

Во-первых,

«мини»

напоминает

о

том,

что

музей

в

детском

саду

занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового

помещения, холла, спальни, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для

них постоянно.

В-третьих,

мини-музей

не

отвечает

многим

строгим

требованиям,

которые предъявляются к настоящим музеям.

В детском саду отведен уголок, где периодически меняются

экспозиции

В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не

только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих

музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными

руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом

процессе наравне с взрослыми.

3

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ

Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в

образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратится к

понятию «музейная педагогика».

Ведь именно она становится средством

педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.

Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею

более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и

импульсом

для

социализации

ребенка

в

атмосфере

творчества и

исследований.

Современный детский сад все в большей степени становится открытой

в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно

шире, чем был у сверстников 15-20 лет назад.

Поддерживание

познавательного

интереса

в

старшем

дошкольном

возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе

характерных для музейной педагогики.

При использовании музейной

педагогики учитывались принципы

Наглядность

Доступность

Динамичность

Содержательность

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,

реализуемой в ДОУ

Последовательность

ознакомления

детей

с

музейными

коллекциями

Гуманизм

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии

4

Условия

Интегративность знаний

Удовлетворение потребностей в познании

Диалогичность

Развитие ребенка в деятельности.

Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы

Наглядные

Практические

Исследовательские

Игровые

Словесные

Музейный

экспонат

способен

воздействовать

на

эстетическое

восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка.

Экспозиции

мини-музея

помогают

понять,

что

такое

измерительные

приборы,

как

они

выглядят,

как

называются.

Эстетическое

оформление

экспозиций

привлекает

детей,

и

дает

желание

научиться

пользоваться

измерительными

приборами.

Все

экспозиции

интерактивны,

доступны

детскому восприятию.

Формы работы с экспозициями мини-музея

Занятия-экускурсии

Занятия с элементами игры и творческими заданиями

Исследовательская деятельность

Игры-развлечения

Игры-путешествия

Игры-графические упражнения

Интеллектуально-творческие игры

Игры по сюжету литературных произведений

Продуктивная деятельность

Возможность смены экспозиции

5

Для этого экспозиция музея должна соответствовать

следующим принципам:

Научности

Любая экспозиция должна строится на основе научной концепции,

соответствующей общественному развитию;

Предметности

Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко

характеризуют эпоху;

Коммуникативно – информационный

Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней

информация

легко

воспринималась

посетителями

различного

возраста

и

любых социальных групп.

Комплексности

музейного

подхода

и

комплексности

как

включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического,

психомоторного);

Непрерывности,

преемственности

и

последовательности

излагаемых знаний;

Многообразия и вариативности форм подачи информации;

Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);

Программности,

обеспечивающей

усвоение

информации

и

приобретение умений на основе специально разработанных программ;

Действенности

и

результативности

музейно-педагогической

образовательной деятельности.

Задачи, которые ставит перед собой музейная педагогика:

Реализовать направления музейной педагогики.

Обогатить предметно-развивающую среду.

Обогатить познавательный процесс новыми формами.

Формировать у дошкольников представление о музее.

Расширить кругозор.

6

Развить познавательные способности и познавательную

деятельность.

Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

Развить творческое и логическое мышление, воображение.

Формировать активную жизненную позицию.

Навыки

музейного

поведения,

самостоятельной

ориентации

в

музее;

Как создавался Музей игрушки

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была

одной из самых важных ,острых и насущных проблем общества. Особую

остроту

эта

проблема

приобрела

в

наше

время.

Необходимо

срочно

исправлять сложившуюся ситуацию и большую роль здесь должно сыграть

образование,прежде всего культурологическое образование, которое может и

должно

взять

на

себя

решение

важнейшей

задачи

цивилизационного

масштаба. Вхождение ребенка в мир культуры и истории малой Родины

должно начинаться с самого раннего возраста. Есть много способов и средств

знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края

Это беседы ,чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и

слайдов,экскурсий и так далее. Мы же предлагаем использовать здесь одно из

самых действенных и выразительных средств –это введение ребенка в мир

культуры и истории родного края,а в последствии и мировой и истории через

м у з е й н у ю

п е д а г о г и к у

Цель создания.

Основная цель создания кружка по музейной педагогике-воспитание

челове культуры

Задачи:Дать детям первоначальное знание о музее и правилах поведения в

нем.

Знакомство

с

профе ссиями

взро слых,работ ающих

в

м у з е я х .

Приобщать

детей

к

миру

исторических

и

культурных

ценностей

через

социокультурную среду музея.

7

Формировать у детей потребности и навыки общения с историческими и

культурными памятниками,музеем.

Развивать

с

помощью

музейных

экспонатов

творческую

активность

ребенка,эстетическое чувство,вкус.

Организация научно- просветительской работы с родителями

Побуждать

детей

к

стремлению

отражать

свои

знания,

впечатления

в

продуктивной деятельности играх.

Объединение усилий всех воспитывающих взрослых родителей,

педагогов,

специалистов

учреждений

культуры

в

постороении

единого

культурного

образовательного

пространства,

адекватного

потребностям

развития

ребенка,

стимулирующего

присвоения

ценностей

культуры

и

истории малой Родины.

Как оформили: сначала наш музей был мобильным. Вместе с детьми

мы выставляли экспонаты в музыкальном зале. Проводились экскурсии для

детей детского сада, родителей. В дни открытых дверей - для гостей. Затем

купили

специальные

шкафы,

куда

выставили

уже

довольно

много

накопившихся музейных экспонатов. Некоторые экспозиции меняются, такие

как

«

Военная

игрушка»,

«

Елочная

игрушка»,

а

некоторые

экспозиции

остаются

неизменными

-

«

Русская

матрешка»,

«Игрушки

из

глины

и

слоеного теста», « Игрушки из бумаги».

Экспозиция « Кукла»

8

Экспозиция « Игрушки из глины и слоеного теста»

Экспозиция « Игрушки из бумаги и дерева»

9

Экспозиция « Русская матрешка»

10

Экспозиция « Военная игрушка»

11

12

Экскурсия, посвященная Дню Победы

13

14

Экскурсия для детей « Русская матрешка»

В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях

жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового

и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами,

создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами.

Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка

одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить

дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к

восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного

учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие

целостной картины мира.

Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется мобильный

музей «Русская изба. Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его

можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети

знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями,

но и с русской литературой, народным искусством, историей.

15

Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально –

чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к

ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает

себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и

16

мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они

создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей,

развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о

стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-

красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или

увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.

Поэтому создавая музей «Русская изба» мы преследовали следующие

цели:

Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа,

желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и

уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать

патриотические чувства.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских

народных традиций.

Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и

закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о

предметах, которые окружали людей в старину.

Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея,

развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

окружающего мира.

Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное

воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах

традиционного семейного уклада.

Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями,

способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов.

Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям. Музей «Русская изба»

расположен в групповом помещении. Поэтому воспитатель имеет

возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети в

свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих

ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате

знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались

экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов

периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются.

Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое». Кроме того

17

воспитатели и родители периодически пополняют музей новыми

экспонатами, колокольчики, игрушки-забавы из глины и дерева (русские

народные промыслы), куколка из соломы, муляжи овощей и фруктов,

игрушечные домашние животные, персонажи народных сказок (из бумаги и

картона), маски для инсценировок, фотографии русской избы снаружи. Кроме

того в соответствии с тематикой занятий в музее выставляются экспонаты

связанные с народными промыслами России: дымковские и филимоновские,

городецкие и богородские игрушки, жостовские подносы, русские матрешки,

гжель и др.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского

сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с

самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом

сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей

дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре,

общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего

развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности.

Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами,

изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в

музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного

возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого

ребенка.

На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим,

развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой,

изодеятельности, музыки. В настоящее время большая роль отводится

нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет

развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной

культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа,

закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры

на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером,

присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями

материальной и духовной среды.

На базе музея «Русская изба» проводятся занятия, экскурсии, досуги и

праздники для детей и родителей. На них дети и взрослые знакомятся с

произведениями устного народного творчества, народной музыки и

искусства, традициями и бытом русского народа и пр. Причем работа с

детьми предполагает не только качество и количество полученной

информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой

18

активности. Поэтому методика построения игровых занятий с

дошкольниками предусматривает обязательное включение практической

части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть,

сделать что-то своими руками.

Достижение наилучшего результата напрямую связано с умением

воспитателя составить психологический портрет группы, учесть возрастные

особенности конкретной детской аудитории. Поэтому, учитывая возрастные

особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия,

но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего

дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив

внимание, усидеть или устоять на одном месте.

Заключение

Анализ работы позволяет отметить, что в начале года высокий уровень

отзывчивости работы в мини-музеи был у 20% детей, а к концу года возрос

до 40%. Работа в мини-музеи через эмоциональное состояние детей, т.е.

важное значение для них имели игровые методы, обыгрывание предметов,

привлечение

к

проведению

самим

экскурсий

в

музее,

в

начале

года

составляло 60%, и к концу года осталось так же. Здесь мы убеждаемся в том,

что

дети

воспринимают

информацию

через

игру.С

удовольствием

выполняют поручение по изготовлению новых игрушек. И если на начало

года 20% детей были пассивными, они отвлекались, начинали играть то к

концу же года все дети с увлечением занимались в мини-музеии.

19

Конец года

высокий уровень

отзывчивости

эмоциональное

состояние

пассивность

Начало года

высокий уровень

отзывчивости

эмоциональное

состояние

пассивность

Использование музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ,

а особенно мини-музей «Музей игрушки», создает хороший фундамент для

воспитание дошкольника как человека культуры. По данным проведенной

диагностики

мы

можем

сказать

,что

использование

музейной

педагогике

актуально в образовательном процессе ДОУ .

Список литературы

1.

Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском

саду

Текст

: / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М.:Линко-пресс,2008.

С. - 21-41; 68-80.

2.

Микляева, Н.В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду

Текст

/

Н.В. Микляева, Н.Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011.

С. – 6-15; 67-71.

3.

Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду

Текст

/ Т.В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.

20

21



В раздел образования