Автор: Крюкова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Центр развития ребенка № 14 Красноармейского района Волгограда "
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ
Введение
Музейная
педагогика
–
молодая
отрасль
педагогической
науки.
В
настоящее
время
для
развития
музейного
дела
характерно
повышенное
значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и
методов работы с детьми, родителями, и педагогами. В нашем детском саду
успешно
внедряются
и
используются
различные
образовательные
технологии, в частности методы проектирования. В нашем детском саду
создан мини-музей «Музей игрушки».
В
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и
названы мини-музеем.
Что такое мини-музей?
Во-первых,
«мини»
напоминает
о
том,
что
музей
в
детском
саду
занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового
помещения, холла, спальни, коридора.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для
них постоянно.
В-третьих,
мини-музей
не
отвечает
многим
строгим
требованиям,
которые предъявляются к настоящим музеям.
В детском саду отведен уголок, где периодически меняются
экспозиции
В создании выставок и проведение экскурсионных бесед участвуют не
только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих
музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными
руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом
процессе наравне с взрослыми.
3
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ
Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в
образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратится к
понятию «музейная педагогика».
Ведь именно она становится средством
педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми.
Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею
более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и
импульсом
для
социализации
ребенка
в
атмосфере
творчества и
исследований.
Современный детский сад все в большей степени становится открытой
в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно
шире, чем был у сверстников 15-20 лет назад.
Поддерживание
познавательного
интереса
в
старшем
дошкольном
возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе
характерных для музейной педагогики.
При использовании музейной
педагогики учитывались принципы
Наглядность
Доступность
Динамичность
Содержательность
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой,
реализуемой в ДОУ
Последовательность
ознакомления
детей
с
музейными
коллекциями
Гуманизм
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
4
Условия
Интегративность знаний
Удовлетворение потребностей в познании
Диалогичность
Развитие ребенка в деятельности.
Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Методы и приемы
Наглядные
Практические
Исследовательские
Игровые
Словесные
Музейный
экспонат
способен
воздействовать
на
эстетическое
восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка.
Экспозиции
мини-музея
помогают
понять,
что
такое
измерительные
приборы,
как
они
выглядят,
как
называются.
Эстетическое
оформление
экспозиций
привлекает
детей,
и
дает
желание
научиться
пользоваться
измерительными
приборами.
Все
экспозиции
интерактивны,
доступны
детскому восприятию.
Формы работы с экспозициями мини-музея
Занятия-экускурсии
Занятия с элементами игры и творческими заданиями
Исследовательская деятельность
Игры-развлечения
Игры-путешествия
Игры-графические упражнения
Интеллектуально-творческие игры
Игры по сюжету литературных произведений
Продуктивная деятельность
Возможность смены экспозиции
5
Для этого экспозиция музея должна соответствовать
следующим принципам:
Научности
Любая экспозиция должна строится на основе научной концепции,
соответствующей общественному развитию;
Предметности
Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко
характеризуют эпоху;
Коммуникативно – информационный
Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней
информация
легко
воспринималась
посетителями
различного
возраста
и
любых социальных групп.
Комплексности
музейного
подхода
и
комплексности
как
включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического,
психомоторного);
Непрерывности,
преемственности
и
последовательности
излагаемых знаний;
Многообразия и вариативности форм подачи информации;
Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
Программности,
обеспечивающей
усвоение
информации
и
приобретение умений на основе специально разработанных программ;
Действенности
и
результативности
музейно-педагогической
образовательной деятельности.
Задачи, которые ставит перед собой музейная педагогика:
Реализовать направления музейной педагогики.
Обогатить предметно-развивающую среду.
Обогатить познавательный процесс новыми формами.
Формировать у дошкольников представление о музее.
Расширить кругозор.
6
Развить познавательные способности и познавательную
деятельность.
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
Развить творческое и логическое мышление, воображение.
Формировать активную жизненную позицию.
Навыки
музейного
поведения,
самостоятельной
ориентации
в
музее;
Как создавался Музей игрушки
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была
одной из самых важных ,острых и насущных проблем общества. Особую
остроту
эта
проблема
приобрела
в
наше
время.
Необходимо
срочно
исправлять сложившуюся ситуацию и большую роль здесь должно сыграть
образование,прежде всего культурологическое образование, которое может и
должно
взять
на
себя
решение
важнейшей
задачи
цивилизационного
масштаба. Вхождение ребенка в мир культуры и истории малой Родины
должно начинаться с самого раннего возраста. Есть много способов и средств
знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края
Это беседы ,чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и
слайдов,экскурсий и так далее. Мы же предлагаем использовать здесь одно из
самых действенных и выразительных средств –это введение ребенка в мир
культуры и истории родного края,а в последствии и мировой и истории через
м у з е й н у ю
п е д а г о г и к у
Цель создания.
Основная цель создания кружка по музейной педагогике-воспитание
челове культуры
Задачи:Дать детям первоначальное знание о музее и правилах поведения в
нем.
Знакомство
с
профе ссиями
взро слых,работ ающих
в
м у з е я х .
Приобщать
детей
к
миру
исторических
и
культурных
ценностей
через
социокультурную среду музея.
7
Формировать у детей потребности и навыки общения с историческими и
культурными памятниками,музеем.
Развивать
с
помощью
музейных
экспонатов
творческую
активность
ребенка,эстетическое чувство,вкус.
Организация научно- просветительской работы с родителями
Побуждать
детей
к
стремлению
отражать
свои
знания,
впечатления
в
продуктивной деятельности играх.
Объединение усилий всех воспитывающих взрослых родителей,
педагогов,
специалистов
учреждений
культуры
в
постороении
единого
культурного
образовательного
пространства,
адекватного
потребностям
развития
ребенка,
стимулирующего
присвоения
ценностей
культуры
и
истории малой Родины.
Как оформили: сначала наш музей был мобильным. Вместе с детьми
мы выставляли экспонаты в музыкальном зале. Проводились экскурсии для
детей детского сада, родителей. В дни открытых дверей - для гостей. Затем
купили
специальные
шкафы,
куда
выставили
уже
довольно
много
накопившихся музейных экспонатов. Некоторые экспозиции меняются, такие
как
«
Военная
игрушка»,
«
Елочная
игрушка»,
а
некоторые
экспозиции
остаются
неизменными
-
«
Русская
матрешка»,
«Игрушки
из
глины
и
слоеного теста», « Игрушки из бумаги».
Экспозиция « Кукла»
8
Экспозиция « Игрушки из глины и слоеного теста»
Экспозиция « Игрушки из бумаги и дерева»
9
Экспозиция « Русская матрешка»
10
Экспозиция « Военная игрушка»
11
12
Экскурсия, посвященная Дню Победы
13
14
Экскурсия для детей « Русская матрешка»
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях
жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового
и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами,
создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами.
Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка
одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить
дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к
восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного
учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие
целостной картины мира.
Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется мобильный
музей «Русская изба. Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его
можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети
знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями,
но и с русской литературой, народным искусством, историей.
15
Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально –
чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к
ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает
себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и
16
мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они
создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей,
развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о
стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-
красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или
увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.
Поэтому создавая музей «Русская изба» мы преследовали следующие
цели:
Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа,
желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и
уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать
патриотические чувства.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских
народных традиций.
Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и
закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о
предметах, которые окружали людей в старину.
Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея,
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту
окружающего мира.
Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное
воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах
традиционного семейного уклада.
Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями,
способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов.
Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям. Музей «Русская изба»
расположен в групповом помещении. Поэтому воспитатель имеет
возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети в
свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих
ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате
знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались
экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов
периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются.
Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое». Кроме того
17
воспитатели и родители периодически пополняют музей новыми
экспонатами, колокольчики, игрушки-забавы из глины и дерева (русские
народные промыслы), куколка из соломы, муляжи овощей и фруктов,
игрушечные домашние животные, персонажи народных сказок (из бумаги и
картона), маски для инсценировок, фотографии русской избы снаружи. Кроме
того в соответствии с тематикой занятий в музее выставляются экспонаты
связанные с народными промыслами России: дымковские и филимоновские,
городецкие и богородские игрушки, жостовские подносы, русские матрешки,
гжель и др.
Мини-музей является частью образовательного пространства детского
сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с
самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом
сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей
дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре,
общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего
развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности.
Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами,
изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в
музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного
возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого
ребенка.
На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим,
развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой,
изодеятельности, музыки. В настоящее время большая роль отводится
нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет
развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной
культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа,
закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры
на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером,
присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями
материальной и духовной среды.
На базе музея «Русская изба» проводятся занятия, экскурсии, досуги и
праздники для детей и родителей. На них дети и взрослые знакомятся с
произведениями устного народного творчества, народной музыки и
искусства, традициями и бытом русского народа и пр. Причем работа с
детьми предполагает не только качество и количество полученной
информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой
18
активности. Поэтому методика построения игровых занятий с
дошкольниками предусматривает обязательное включение практической
части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть,
сделать что-то своими руками.
Достижение наилучшего результата напрямую связано с умением
воспитателя составить психологический портрет группы, учесть возрастные
особенности конкретной детской аудитории. Поэтому, учитывая возрастные
особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия,
но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего
дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив
внимание, усидеть или устоять на одном месте.
Заключение
Анализ работы позволяет отметить, что в начале года высокий уровень
отзывчивости работы в мини-музеи был у 20% детей, а к концу года возрос
до 40%. Работа в мини-музеи через эмоциональное состояние детей, т.е.
важное значение для них имели игровые методы, обыгрывание предметов,
привлечение
к
проведению
самим
экскурсий
в
музее,
в
начале
года
составляло 60%, и к концу года осталось так же. Здесь мы убеждаемся в том,
что
дети
воспринимают
информацию
через
игру.С
удовольствием
выполняют поручение по изготовлению новых игрушек. И если на начало
года 20% детей были пассивными, они отвлекались, начинали играть то к
концу же года все дети с увлечением занимались в мини-музеии.
19
Конец года
высокий уровень
отзывчивости
эмоциональное
состояние
пассивность
Начало года
высокий уровень
отзывчивости
эмоциональное
состояние
пассивность
Использование музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ,
а особенно мини-музей «Музей игрушки», создает хороший фундамент для
воспитание дошкольника как человека культуры. По данным проведенной
диагностики
мы
можем
сказать
,что
использование
музейной
педагогике
актуально в образовательном процессе ДОУ .
Список литературы
1.
Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском
саду
Текст
: / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М.:Линко-пресс,2008.
С. - 21-41; 68-80.
2.
Микляева, Н.В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду
Текст
/
Н.В. Микляева, Н.Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011.
С. – 6-15; 67-71.
3.
Майбородова, Т.В. Мини-музейный комплекс в детском саду
Текст
/ Т.В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.
20
21