Напоминание

"Студенты СПО – Готовы к Труду и Обороне!"


Автор: Трушкина Валентина Викторовна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КонстПК"
Населённый пункт: город Константиновск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Студенты СПО – Готовы к Труду и Обороне!"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Студенты СПО – Готовы к Труду и Обороне!

В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 года «Рассказ о

неизвестном

герое»

пожарные,

милиция

и

фотографы

разыскивают

двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет – «среднего

роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО»

на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.

Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время

было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне.

Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три

заветные

буквы

ГТО,

или

«Готов

к

труду

и

обороне»

программу

физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и

поддерживаемой

государством

системе

патриотического

воспитания

населения. в 1991 году после развала СССР был забыт и комплекс ГТО.

Сегодня развитие физической культуры и спорта – важнейшая

составляющая

социальной

политики

государства,

обеспечивающая

воплощение

в

жизнь

гуманистических

идеалов,

ценностей

и

норм,

открывающих

широкий

простор

для

выявления

способностей

людей,

удовлетворения

их

интересов

и

потребностей,

укрепления

человеческого

потенциала и повышения качества жизни.

Многие ученые не раз упоминали о неразрывной связи физического

воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их

взаимосвязи

и

взаимообусловленности.

П.Ф.

Лесгафт

положил

начало

научному

анализу

физического

воспитания,

рассматривая

его

с

позиции

анатомии и физиологии, педагогики и психологии, он говорил о единстве

физического

и

духовного

развития

человека

при

решающей

роли

нравственного воспитания.

В марте 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин

подписал

Указ

о

возрождении

Всероссийского

физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В соответствии со «Стратегией

развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период

до

2020

года»

и

Государственной

программой

Российской

Федерации

«Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически

занимающегося

физической

культурой

и

спортом,

к

2020

году

должна

достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. В тексте стратегии отмечено,

что на сегодняшний день в целом в России не менее 60 % обучающихся

имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только

14%

обучающихся

старших

классов

считаются

практически

здоровыми.

Свыше

40%

допризывной

молодежи

не

соответствует

требованиям,

предъявляемым

армейской

службой,

в

том

числе

в

части

выполнения

минимальных нормативов физической подготовки. При этом большинство

граждан

не

имеют

возможности

систематически

заниматься

физической

культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65%

детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической

культурой и спортом.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер,

принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в

действие

с

1

сентября

2014

г.

в

Российской

Федерации

Всероссийского

физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО),

главной

целью

которого

является

охват

всего

населения

страны

общим

спортивным движением.

Тот, кто внедряет программу ГТО в среднем профессиональном

учреждении должен знать основные мотивы студентов, необходимые для

занятия

спортом

и

пользоваться

ими.

Среди

различных

мотивов

долженствования,

подражания,

соперничества,

дружеской

солидарности,

комфортности, игровым – наиболее актуальным мотивом был назван мотив

физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы

собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться

признания,

уважения

сокурсников,

получить

или

поддержать

высокий

социальный

статус

в

студенческой

среде.

Стремление

утвердить

себя

в

социуме

связано

с

чувством

собственного

достоинства,

честолюбием,

самолюбием.

Среди

других

мотивов

в

меньшей

степени,

однако,

определяющими

также

является

мотив

долженствования,

связанный

с

необходимостью

посещать

занятия

по

физической

культуре,

выполнять

требования

учебной

программы,

комфортности,

определяющий

желание

заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях.

Результаты исследований последних лет позволяют сделать вывод, что

стремление

к

самоутверждению,

к

повышению

своего

формального

и

неформального

статуса,

к

позитивной

оценке

своей

личности

существенный

мотивационный

фактор,

который

побуждает

человека

интенсивно работать и развиваться.

Задача

средних

профессиональных

учебных

заведений

заинтересовать

студентов к занятиям по физической культуре и стимулировать учащихся

регулярно и эффективно заниматься физической культурой. Для решения

этой задачи в своей статье «Модель внедрения ГТО в высшем учебном

заведении в Свердловской области: введение поощрений» А.В. Волынкина

предлагает систему поощрений за выполнение норм ГТО.

1. В текущей аттестации по балльно- рейтинговому оцениванию учебной

деятельности студентов ввести поощрительные баллы за выполнение норм

ГТО.

2.

Повышенную

стипендию

также

за

выполнение

нормативов

ГТО.

Студенты, сдавшие нормы ГТО на «отлично» будут получать стипендию с

надбавкой.

Размер

надбавок

будет

также

зависеть

от

уровня

сложности

нормативов ГТО: золотого, серебряного или бронзового.

На сегодняшний день велик процент студентов, не только не

занимающихся физкультурой или спортом регулярно, но и не посещающих

занятия

по

физической

культуре

в

высших

учебных

заведениях.

Она

предполагает

на

первом

этапе

внедрения

норм

ГТО

студенты

будут

стимулированы благодаря введению поощрений за сдачу норм: в погоне за

хорошей

отметкой

или

зачетом

учащиеся

будут

увлечены

физкультурой,

вследствие чего на следующих этапах внедрения ГТО выполнение норм будет

не

обязательством

или

повинностью,

а

достижением,

которому

будет

сопутствовать уважение и престиж среди молодежи.

Формирование здорового образа жизни населения нашей страны – одна

из

приоритетных

задач

государства.

Создание

эффективной

системы

физического

воспитания,

направленной

на

развитие

человеческого

потенциала и укрепление здоровья населения, является частью программы

совершенствования

государственной

политики

в

области

физической

культуры и спорта. Однако важно не просто ввести нормативы и обязать все

население их выполнять – насильственными методами можно сформировать

негативное отношение к занятиям спортом.

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный

компонент. Потребность в сохранении и укреплении здоровья, потребность в

физическом совершенствовании, потребность в достижении результата – вот

психологические

основы

мотивации

занятий

физической

культурой

и

спортом.

Список литературы:

1. Волынкина А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в

Свердловской области: введение поощрений / Волынкина А.В., Шемятихин

В.А. // Педагогическое образование в России. – №9. – 2014.

2. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» /

под ред. В.Л. Штейнбаха, М.Л. Амосовой. 6-е изд., доп. – М.: Физкультура и

спорт, 1981.

3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. – М.: ФиС, 1951.

20140324/1000855028.html.

4.

Стратегия

утверждена

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском

физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» //

Российская газета. 26.03.2014. № 68.



В раздел образования