Автор: Трушкина Валентина Викторовна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КонстПК"
Населённый пункт: город Константиновск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Студенты СПО – Готовы к Труду и Обороне!"
Раздел: среднее профессиональное
Студенты СПО – Готовы к Труду и Обороне!
В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 года «Рассказ о
неизвестном
герое»
пожарные,
милиция
и
фотографы
разыскивают
двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет – «среднего
роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО»
на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время
было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне.
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три
заветные
буквы
–
ГТО,
или
«Готов
к
труду
и
обороне»
—
программу
физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и
поддерживаемой
государством
системе
патриотического
воспитания
населения. в 1991 году после развала СССР был забыт и комплекс ГТО.
Сегодня развитие физической культуры и спорта – важнейшая
составляющая
социальной
политики
государства,
обеспечивающая
воплощение
в
жизнь
гуманистических
идеалов,
ценностей
и
норм,
открывающих
широкий
простор
для
выявления
способностей
людей,
удовлетворения
их
интересов
и
потребностей,
укрепления
человеческого
потенциала и повышения качества жизни.
Многие ученые не раз упоминали о неразрывной связи физического
воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их
взаимосвязи
и
взаимообусловленности.
П.Ф.
Лесгафт
положил
начало
научному
анализу
физического
воспитания,
рассматривая
его
с
позиции
анатомии и физиологии, педагогики и психологии, он говорил о единстве
физического
и
духовного
развития
человека
при
решающей
роли
нравственного воспитания.
В марте 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин
подписал
Указ
о
возрождении
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В соответствии со «Стратегией
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период
до
2020
года»
и
Государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически
занимающегося
физической
культурой
и
спортом,
к
2020
году
должна
достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. В тексте стратегии отмечено,
что на сегодняшний день в целом в России не менее 60 % обучающихся
имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только
14%
обучающихся
старших
классов
считаются
практически
здоровыми.
Свыше
40%
допризывной
молодежи
не
соответствует
требованиям,
предъявляемым
армейской
службой,
в
том
числе
в
части
выполнения
минимальных нормативов физической подготовки. При этом большинство
граждан
не
имеют
возможности
систематически
заниматься
физической
культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65%
детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической
культурой и спортом.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер,
принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в
действие
с
1
сентября
2014
г.
в
Российской
Федерации
Всероссийского
физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО),
главной
целью
которого
является
охват
всего
населения
страны
общим
спортивным движением.
Тот, кто внедряет программу ГТО в среднем профессиональном
учреждении должен знать основные мотивы студентов, необходимые для
занятия
спортом
и
пользоваться
ими.
Среди
различных
мотивов
–
долженствования,
подражания,
соперничества,
дружеской
солидарности,
комфортности, игровым – наиболее актуальным мотивом был назван мотив
физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы
собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться
признания,
уважения
сокурсников,
получить
или
поддержать
высокий
социальный
статус
в
студенческой
среде.
Стремление
утвердить
себя
в
социуме
связано
с
чувством
собственного
достоинства,
честолюбием,
самолюбием.
Среди
других
мотивов
в
меньшей
степени,
однако,
определяющими
также
является
мотив
долженствования,
связанный
с
необходимостью
посещать
занятия
по
физической
культуре,
выполнять
требования
учебной
программы,
комфортности,
определяющий
желание
заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях.
Результаты исследований последних лет позволяют сделать вывод, что
стремление
к
самоутверждению,
к
повышению
своего
формального
и
неформального
статуса,
к
позитивной
оценке
своей
личности
–
существенный
мотивационный
фактор,
который
побуждает
человека
интенсивно работать и развиваться.
Задача
средних
профессиональных
учебных
заведений
–
заинтересовать
студентов к занятиям по физической культуре и стимулировать учащихся
регулярно и эффективно заниматься физической культурой. Для решения
этой задачи в своей статье «Модель внедрения ГТО в высшем учебном
заведении в Свердловской области: введение поощрений» А.В. Волынкина
предлагает систему поощрений за выполнение норм ГТО.
1. В текущей аттестации по балльно- рейтинговому оцениванию учебной
деятельности студентов ввести поощрительные баллы за выполнение норм
ГТО.
2.
Повышенную
стипендию
–
также
за
выполнение
нормативов
ГТО.
Студенты, сдавшие нормы ГТО на «отлично» будут получать стипендию с
надбавкой.
Размер
надбавок
будет
также
зависеть
от
уровня
сложности
нормативов ГТО: золотого, серебряного или бронзового.
На сегодняшний день велик процент студентов, не только не
занимающихся физкультурой или спортом регулярно, но и не посещающих
занятия
по
физической
культуре
в
высших
учебных
заведениях.
Она
предполагает
–
на
первом
этапе
внедрения
норм
ГТО
студенты
будут
стимулированы благодаря введению поощрений за сдачу норм: в погоне за
хорошей
отметкой
или
зачетом
учащиеся
будут
увлечены
физкультурой,
вследствие чего на следующих этапах внедрения ГТО выполнение норм будет
не
обязательством
или
повинностью,
а
достижением,
которому
будет
сопутствовать уважение и престиж среди молодежи.
Формирование здорового образа жизни населения нашей страны – одна
из
приоритетных
задач
государства.
Создание
эффективной
системы
физического
воспитания,
направленной
на
развитие
человеческого
потенциала и укрепление здоровья населения, является частью программы
совершенствования
государственной
политики
в
области
физической
культуры и спорта. Однако важно не просто ввести нормативы и обязать все
население их выполнять – насильственными методами можно сформировать
негативное отношение к занятиям спортом.
Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный
компонент. Потребность в сохранении и укреплении здоровья, потребность в
физическом совершенствовании, потребность в достижении результата – вот
психологические
основы
мотивации
занятий
физической
культурой
и
спортом.
Список литературы:
1. Волынкина А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в
Свердловской области: введение поощрений / Волынкина А.В., Шемятихин
В.А. // Педагогическое образование в России. – №9. – 2014.
2. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» /
под ред. В.Л. Штейнбаха, М.Л. Амосовой. 6-е изд., доп. – М.: Физкультура и
спорт, 1981.
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. – М.: ФиС, 1951.
20140324/1000855028.html.
4.
Стратегия
утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» //
Российская газета. 26.03.2014. № 68.