Напоминание

"Ответственность"


Автор: Салихилаева Зарема Нуридиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школы–интернат №9
Населённый пункт: город Хасавюрт
Наименование материала: классный час
Тема: "Ответственность"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка классного часа "Поговорим об

ответственности"

Цели

:

1)Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности.

2)Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и

черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

3)Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои

поступки, достоин уважения.

Оборудование:

Таблички с высказываниями, с определением юридической ответственности, видами

ответственности, со случаями для определения вида ответственности.

Таблица для каждой группы с зашифрованным словом.

Ход классного часа.

1. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что

оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.

- А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю

небольшую разминку.

2. Актуализация знаний.

– На доске вывешены слова:

1) юридическая;

2) уголовная;

3) административная;

4) гражданско-правовая;

5) дисциплинарная.

– Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово.

234 135321454 13

58

1

4

78386779

1

0

88

ь

(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая

цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))

- Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема –

“Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания.

(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:

1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.

Сенека.

2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных –

опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.

Цицерон.

3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш

новых мерзостей”.

Ф.Шиллер).

- А сейчас попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”

(выслушиваются ответы)

- Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться,

что такое ответственность).

- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на

доске – табличка с определением):

Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению

требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки

перед государством, обществом.

4. Первичное закрепление.

- Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие

вопросы (вопросы выписаны на доске):

1. Каких видов бывает юридическая ответственность?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий

можно исправить?

3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают

человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

- Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой

группы).

- Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали –

это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная,

гражданско-правовая, дисциплинарная).

- Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают

решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.

- Давайте поговорим по второму вопросу. Я подготовила две колонки:

НЕПОПРАВИМЫЕ ПОСТУПКИ и ЖИТЕЙСКИЕ ПОСТУПКИ (действия которых

можно исправить). Давайте заполним их вместе.

(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые -

убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские –

опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)

- Таким образом, большинство житейских ошибочных действий и их последствия

нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие

люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка.

Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но

вспоминать и говорить о нём неприятно.

- Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства,

мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед

наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).

- Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто

ничего не делает”.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)

- Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

- Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в

некоторых

случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по

ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.

- Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия,

но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).

- Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут

сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

5. Самоконтроль.

- А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем

мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с

заданиями, на доске – таблички со случаями)

1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:

а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)

б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)

в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-

правовая)

г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)

2. Какие чувства побудили к данным поступкам:

а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)

б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?

(зависть к красоте и молодости Ивана)

в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность,

жажда наживы)

- Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на

доске располагает ситуации под видами ответственности)

- Что вы можете сказать по второму заданию? (выслушиваются варианты

ответов)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на

каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)

Тест “Ваше чувство ответственности”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые

соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на

дискотеку:

а) одолжить у друзей;

б) идти в том, что имеется;

в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;

б) остановить драку;

в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы

пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;

б) чтение и кроссворды;

в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть

долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;

б) попросили бы у родителей, объяснив причины;

в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы

постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;

б) отказались;

в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;

б) показываете родителям, звоните в милицию;

в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь,

то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;

б) чувствуете удовольствие или интерес;

в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;

б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;

в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами

нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас

практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом

горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В

ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь

сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы

убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его

примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих

неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как

все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в

зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не

беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь,

который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей

жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните

высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в

искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть

справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности

в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств,

как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех

перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь

от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом

сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время

и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше

не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от

неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими

действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на

труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело

идут ему навстречу”.

7. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось? Что не понравилось?

- Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?

- Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение.

Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги

пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)

- Спасибо за работу. До свидания.



В раздел образования