Напоминание

"НОД по развитию речи детей в подготовительной группе"


Автор: Липинская Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "НОД по развитию речи детей в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД

по

развитию

речи

детей

в

подготовительной

группе

Тема

:

Пересказ

были

«

Косточка

»

Льва

Толстого

.

Цель

:

Обучение

связному

последовательному

пересказу

с

наглядной

опорой

в

виде

графических

схем

,

отображающих

последовательность

событий

.

Основные

задачи

:

1.

Обучающие

:

Формировать

целенаправленное

восприятие

и

анализ

текста

,

закрепить

использование

разнообразных

грамматических

конструкций

в

формировании

речевых

высказываний

.

2.

Развивающие

:

Развивать

навыки

планирования

пересказа

(

с

опорой

на

наглядность

).

3.

Воспитательные

:

Воспитывать

у

детей

желание

быть

честным

и

справедливым

.

Методические

приёмы

:

Чтение

,

беседа

,

рассматривание

графических

схем

;

составление

графического

плана

рассказа

,

игры

на

развитие

лексически

грамматического

строя

речи

.

Оборудование

:

Мольберт

,

графические

схемы

,

портрет

писателя

Л

.

Н

.

Толстого

,

произведение

«

Косточка

»,

выставка

книг

,

мяч

.

Предварительная

работа

:

Чтение

произведений

на

тему

честности

и

справедливости

:

Е

.

Чарушин

. «

Страшный

рассказ

»;

Л

.

Толстой

. «

Девочка

и

грибы

»;

Л

.

Пантелеев

. «

Большая

страна

»;

разучивание

и

обсуждение

пословиц

и

поговорок

.

Лексический

материал

:

Горница

,

сочла

, «

покраснел

как

рак

»,

побледнел

.

Ход

НОД

1.

Организационный

момент

.

Дети

встают

в

круг

.

Педагог

:

Все

на

месте

?

Все

ли

здесь

?

Повернулись

,

оглянулись

,

И

друг

другу

улыбнулись

!

Педагог

приглашает

детей

сесть

на

стулья

.

Педагог

:

Ребята

,

приглашаю

поиграть

в

игру

«

Лишнее

слово

».

Я

назову

цепочку

слов

,

вы

внимательно

послушайте

и

скажите

,

какое

здесь

лишнее

слово

,

объясните

,

почему

оно

не

подходит

к

цепочке

слов

.

Используйте

развёрнутое

предложение

и

слова

«

потому

что

».

Дидактическая

игра

«

Лишнее

слово

»

-

Георгин

,

роза

,

астра

,

одуванчик

.

-

Мухомор

,

подберёзовик

,

лисичка

,

сыроежка

.

-

Помидор

,

кабачок

,

яблоко

,

капуста

.

-

Берёза

,

клён

,

сосна

,

липа

.

-

Слива

,

вишня

,

сосна

,

груша

.

(

Дети

выделяют

из

каждой

цепочке

«

лишнее

»

слово

и

объясняют

,

почему

оно

не

подходит

к

заданной

группе

слов

.

Дети

отвечают

развёрнутым

предложением

,

используя

союз

«

потому

что

».)

Педагог

:

Ребята

,

что

интересного

вы

заметили

,

когда

утром

пришли

в

нашу

группу

? (

Выставку

книг

).

-

Как

по

другому

можно

назвать

книги

? (

Литература

).

-

Художественная

литература

делится

на

жанры

.

Какие

жанры

художественной

литературы

вам

знакомы

? (

стихи

,

рассказы

,

басни

,

сказки

,

фольклор

:

поговорки

,

загадки

,

потешки

,

пословицы

).

-

Сегодня

я

познакомлю

вас

с

новым

литературным

жанром

былью

.

Быль

это

то

,

что

было

:

небольшой

рассказ

,

в

котором

говорится

о

происшествии

или

случае

,

который

произошёл

когда

-

то

давно

.

Послушайте

быль

,

которая

называется

«

Косточка

»,

написал

её

Лев

Николаевич

Толстой

.

(

Педагог

выставляет

на

мольберт

портрет

писателя

.)

Чтение

рассказа

.

Лев

Толстой

«

Косточка

».

Купила

мать

слив

и

хотела

их

дать

детям

после

обеда

.

Они

лежали

на

тарелке

.

Ваня

никогда

не

ел

слив

и

все

нюхал

их

.

И

очень

они

ему

нравились

.

Очень

хотелось

съесть

.

Он

все

ходил

мимо

слив

.

Когда

никого

не

было

в

горнице

,

он

не

удержался

,

схватил

одну

сливу

и

съел

.

Перед

обедом

мать

сочла

сливы

и

видит

,

одной

нет

.

Она

сказала

отцу

.

За

обедом

отец

и

говорит

:

«

А

что

,

дети

,

не

съел

ли

кто

-

нибудь

одну

сливу

Все

сказали

:

«

Нет

».

Ваня

покраснел

как

рак

,

и

сказал

тоже

: «

Нет

,

я

не

ел

».

Тогда

отец

сказал

: «

Что

съел

кто

-

нибудь

из

вас

,

это

нехорошо

;

но

не

в

том

беда

.

Беда

в

том

,

что

в

сливах

есть

косточки

,

и

если

кто

не

умеет

их

есть

и

проглотит

косточку

,

то

через

день

умрет

.

Я

этого

боюсь

».

Ваня

побледнел

и

сказал

: «

Нет

,

я

косточку

бросил

за

окошко

».

И

все

засмеялись

,

а

Ваня

заплакал

.

Беседа

по

содержанию

.

-

Что

купила

мама

?

-

Где

лежали

сливы

?

-

Почему

они

там

лежали

?

-

Что

сделала

мама

перед

обедом

?

-

Что

сделал

отец

?

-

Как

Ваня

обманул

отца

?

-

Как

отец

перехитрил

Ваню

?

-

Почему

Ваня

заплакал

?

-

В

рассказе

встречалось

такое

выражение

«

покраснел

как

рак

».

Как

вы

это

выражение

понимаете

?

Педагог

уточняет

значение

трудных

слов

(

горница

,

сочла

,

побледнел

).

Динамическая

пауза

Педагог

:

Предлагаю

поиграть

,

мяч

друг

другу

передать

.

Игра

«

Скажи

на

оборот

»

-

Погода

тёплая

а

наоборот

(

холодная

)

Осень

ранняя

– (

поздняя

)

Облако

белое

туча

(

чёрная

)

День

длинный

–(

короткий

)

Вода

замерзает

лёд

(

тает

)

Насекомые

засыпают

– (

просыпаются

)

День

грустный

- (

весёлый

)

Настроение

плохое

– (

хорошее

)

Урожай

маленький

- (

большой

).

Педагог

:

Я

предлагаю

ещё

раз

послушать

быль

Льва

Толстого

«

Косточка

»

и

после

прослушивания

пересказать

.

Повторное

чтение

рассказа

.

Пересказ

детьми

с

опорой

на

графический

план

.

1.

По

цепочке

.

2.

Индивидуальный

пересказ

.

Педагог

:

Про

лживых

людей

в

русском

народе

существует

много

пословиц

и

поговорок

.

Какие

пословицы

вам

знакомы

?

-

Раз

солгал

навек

лгуном

стал

.

-

Соврёшь

не

помрёшь

,

да

впредь

не

поверят

.

-

У

лжи

короткие

ножки

.

-

Один

раз

солгал

,

другой

раз

не

поверят

.

-

Тайное

всегда

становится

явным

.

-

Шило

в

мешке

не

утаишь

.

Педагог

:

Послушайте

шутку

про

лживого

мальчика

.

Я

думаю

,

что

в

нашей

группе

таких

детей

нет

.

Сценку

могут

разыграть

дети

.

-

Ты

конфету

съел

?

-

Нет

,

не

я

.

-

А

вкусные

были

?

-

Очень

.

Итог

.

Оценка

работы

детей

.

-

С

каким

жанром

художественной

литературы

вы

познакомились

?

-

Что

понравилось

?

Почему

?

-

Молодцы

,

все

справились

!



В раздел образования