Автор: Липинская Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "НОД по развитию речи детей в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
НОД
по
развитию
речи
детей
в
подготовительной
группе
Тема
:
Пересказ
были
«
Косточка
»
Льва
Толстого
.
Цель
:
Обучение
связному
последовательному
пересказу
с
наглядной
опорой
в
виде
графических
схем
,
отображающих
последовательность
событий
.
Основные
задачи
:
1.
Обучающие
:
Формировать
целенаправленное
восприятие
и
анализ
текста
,
закрепить
использование
разнообразных
грамматических
конструкций
в
формировании
речевых
высказываний
.
2.
Развивающие
:
Развивать
навыки
планирования
пересказа
(
с
опорой
на
наглядность
).
3.
Воспитательные
:
Воспитывать
у
детей
желание
быть
честным
и
справедливым
.
Методические
приёмы
:
Чтение
,
беседа
,
рассматривание
графических
схем
;
составление
графического
плана
рассказа
,
игры
на
развитие
лексически
–
грамматического
строя
речи
.
Оборудование
:
Мольберт
,
графические
схемы
,
портрет
писателя
Л
.
Н
.
Толстого
,
произведение
«
Косточка
»,
выставка
книг
,
мяч
.
Предварительная
работа
:
Чтение
произведений
на
тему
честности
и
справедливости
:
Е
.
Чарушин
. «
Страшный
рассказ
»;
Л
.
Толстой
. «
Девочка
и
грибы
»;
Л
.
Пантелеев
. «
Большая
страна
»;
разучивание
и
обсуждение
пословиц
и
поговорок
.
Лексический
материал
:
Горница
,
сочла
, «
покраснел
как
рак
»,
побледнел
.
Ход
НОД
1.
Организационный
момент
.
Дети
встают
в
круг
.
Педагог
:
Все
на
месте
?
Все
ли
здесь
?
Повернулись
,
оглянулись
,
И
друг
другу
улыбнулись
!
Педагог
приглашает
детей
сесть
на
стулья
.
Педагог
:
Ребята
,
приглашаю
поиграть
в
игру
«
Лишнее
слово
».
Я
назову
цепочку
слов
,
вы
внимательно
послушайте
и
скажите
,
какое
здесь
лишнее
слово
,
объясните
,
почему
оно
не
подходит
к
цепочке
слов
.
Используйте
развёрнутое
предложение
и
слова
«
потому
что
».
Дидактическая
игра
«
Лишнее
слово
»
-
Георгин
,
роза
,
астра
,
одуванчик
.
-
Мухомор
,
подберёзовик
,
лисичка
,
сыроежка
.
-
Помидор
,
кабачок
,
яблоко
,
капуста
.
-
Берёза
,
клён
,
сосна
,
липа
.
-
Слива
,
вишня
,
сосна
,
груша
.
(
Дети
выделяют
из
каждой
цепочке
«
лишнее
»
слово
и
объясняют
,
почему
оно
не
подходит
к
заданной
группе
слов
.
Дети
отвечают
развёрнутым
предложением
,
используя
союз
«
потому
что
».)
Педагог
:
Ребята
,
что
интересного
вы
заметили
,
когда
утром
пришли
в
нашу
группу
? (
Выставку
книг
).
-
Как
по
другому
можно
назвать
книги
? (
Литература
).
-
Художественная
литература
делится
на
жанры
.
Какие
жанры
художественной
литературы
вам
знакомы
? (
стихи
,
рассказы
,
басни
,
сказки
,
фольклор
:
поговорки
,
загадки
,
потешки
,
пословицы
).
-
Сегодня
я
познакомлю
вас
с
новым
литературным
жанром
–
былью
.
Быль
–
это
то
,
что
было
:
небольшой
рассказ
,
в
котором
говорится
о
происшествии
или
случае
,
который
произошёл
когда
-
то
давно
.
Послушайте
быль
,
которая
называется
«
Косточка
»,
написал
её
Лев
Николаевич
Толстой
.
(
Педагог
выставляет
на
мольберт
портрет
писателя
.)
Чтение
рассказа
.
Лев
Толстой
«
Косточка
».
Купила
мать
слив
и
хотела
их
дать
детям
после
обеда
.
Они
лежали
на
тарелке
.
Ваня
никогда
не
ел
слив
и
все
нюхал
их
.
И
очень
они
ему
нравились
.
Очень
хотелось
съесть
.
Он
все
ходил
мимо
слив
.
Когда
никого
не
было
в
горнице
,
он
не
удержался
,
схватил
одну
сливу
и
съел
.
Перед
обедом
мать
сочла
сливы
и
видит
,
одной
нет
.
Она
сказала
отцу
.
За
обедом
отец
и
говорит
:
«
А
что
,
дети
,
не
съел
ли
кто
-
нибудь
одну
сливу
?»
Все
сказали
:
«
Нет
».
Ваня
покраснел
как
рак
,
и
сказал
тоже
: «
Нет
,
я
не
ел
».
Тогда
отец
сказал
: «
Что
съел
кто
-
нибудь
из
вас
,
это
нехорошо
;
но
не
в
том
беда
.
Беда
в
том
,
что
в
сливах
есть
косточки
,
и
если
кто
не
умеет
их
есть
и
проглотит
косточку
,
то
через
день
умрет
.
Я
этого
боюсь
».
Ваня
побледнел
и
сказал
: «
Нет
,
я
косточку
бросил
за
окошко
».
И
все
засмеялись
,
а
Ваня
заплакал
.
Беседа
по
содержанию
.
-
Что
купила
мама
?
-
Где
лежали
сливы
?
-
Почему
они
там
лежали
?
-
Что
сделала
мама
перед
обедом
?
-
Что
сделал
отец
?
-
Как
Ваня
обманул
отца
?
-
Как
отец
перехитрил
Ваню
?
-
Почему
Ваня
заплакал
?
-
В
рассказе
встречалось
такое
выражение
«
покраснел
как
рак
».
Как
вы
это
выражение
понимаете
?
Педагог
уточняет
значение
трудных
слов
(
горница
,
сочла
,
побледнел
).
Динамическая
пауза
Педагог
:
Предлагаю
поиграть
,
мяч
друг
другу
передать
.
Игра
«
Скажи
на
оборот
»
-
Погода
тёплая
–
а
наоборот
(
холодная
)
Осень
ранняя
– (
поздняя
)
Облако
белое
–
туча
(
чёрная
)
День
длинный
–(
короткий
)
Вода
замерзает
–
лёд
(
тает
)
Насекомые
засыпают
– (
просыпаются
)
День
грустный
- (
весёлый
)
Настроение
плохое
– (
хорошее
)
Урожай
маленький
- (
большой
).
Педагог
:
Я
предлагаю
ещё
раз
послушать
быль
Льва
Толстого
«
Косточка
»
и
после
прослушивания
пересказать
.
Повторное
чтение
рассказа
.
Пересказ
детьми
с
опорой
на
графический
план
.
1.
По
цепочке
.
2.
Индивидуальный
пересказ
.
Педагог
:
Про
лживых
людей
в
русском
народе
существует
много
пословиц
и
поговорок
.
Какие
пословицы
вам
знакомы
?
-
Раз
солгал
–
навек
лгуном
стал
.
-
Соврёшь
–
не
помрёшь
,
да
впредь
не
поверят
.
-
У
лжи
короткие
ножки
.
-
Один
раз
солгал
,
другой
раз
не
поверят
.
-
Тайное
всегда
становится
явным
.
-
Шило
в
мешке
не
утаишь
.
Педагог
:
Послушайте
шутку
про
лживого
мальчика
.
Я
думаю
,
что
в
нашей
группе
таких
детей
нет
.
Сценку
могут
разыграть
дети
.
-
Ты
конфету
съел
?
-
Нет
,
не
я
.
-
А
вкусные
были
?
-
Очень
.
Итог
.
Оценка
работы
детей
.
-
С
каким
жанром
художественной
литературы
вы
познакомились
?
-
Что
понравилось
?
Почему
?
-
Молодцы
,
все
справились
!