Автор: Кайряк Наталия Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 126" г. Саратова
Населённый пункт: г Саратов
Наименование материала: конспект логопедического занятия для детей с ТНР
Тема: "Животные холодных стран"
Раздел: дошкольное образование
Животные холодных стран
I. Цель: Закрепление знаний детей о животных холодных стран.
II. Задачи: 1. Расширение и активизация словаря по теме.
2. Совершенствование навыков образования названий
членов семей животных:
- однокоренных слов;
- форм ед. и мн. числа названий детёнышей животных:
- слов с изменяющейся основой.
3. Различение оттенков значений однокоренных слов,
семантической близости слов с разными корнями.
4. Закрепление навыков образования притяжательных
прилагательных.
5. Закрепление навыков образования Р.п.
существительных.
6. Закрепление навыков звукового анализа.
7. Координация речи с движением, развитие общей и
мелкой моторики.
8. Развитие целостности восприятия, слухового и
зрительного внимания.
9. Воспитание любви и бережного отношения к родной
природе.
10. Воспитание чувства товарищества и
взаимоподдержки.
11. Соблюдение динамического режима занятия.
III. Оборудование: 1. Магнитная доска.
2. Игрушка Умка.
3. Предметные картинки: животные холодных
стран.
4. Д\и «Семьи животных».
5. Д\и «Кто плывёт на льдине?».
6. Мяч.
7. Раздаточный материал:
7.1. Д\и «Чего не хватает?»
7.2. Наборы для звукового анализа.
8. Физминутка.
9. CD: звуки: транспорт.
IY. Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Сядет тот, кто назовёт животное холодных стран. (На магнитную
доску выставляются картинки названных животных)
2. Д\и «Чего не стало?» (с выставленными картинками)
3. - Вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О
животных холодных стран).
Раздаётся звук летящего вертолёта, дети прислушиваются и
угадывают, что это за звук. Появляется игрушечный Умка.
- Белый медвежонок Умка прилетел к нам с Северного полюса.
Он хочет вам сказать, что животные, также как и мы, люди, живут
семьями. У них есть мамы, папы и детёныши. Знаете ли вы, как
называются члены семей животных холодных стран?
4. Д\и «Семьи животных».
На магнитную доску выставляются картинки с изображением
членов семьи человека (мама, папа, ребёнок). Под их изображения
помещается папа или мама животного, ребёнок выходит к доске и
дополняет
семью
животного,
называя
её
членов,
в
случае
затруднений за помощью обращается к группе. В конце работы
задаётся вопрос:
- Чья это семья? (Это моржовая семья.)
Изображение животного меняется для каждого ребёнка.
5. Д\и с мячом «Один-много» (с названиями детёнышей
живоных).
Дети встают в круг, логопед бросает мяч детям (с ударом об
пол)
по
очереди
и
называет
детёныша
животного,
а
ребёнок
возвращает мяч обратно (с ударом об пол), образовывая мн.ч.
названия детёныша.
(Оленёнок, моржонок, китёнок, медвежонок, пингвинёнок,
щенок, белёк, совёнок и т.д.)
6. Д\и «Чего не хватает?» (индивидуально).
Дети
берут
на
столе
изображение
животного
с
недостающими
частями тела. Логопед спрашивает у каждого ребёнка:
- Чего не хватает? (Не хватает носа)
Ребёнок ищет недостающую часть.
- Это чей нос? (Это медвежий нос)
7. Физминутка.
-А теперь мы с вами сами превратимся в зверят и поиграем.
Снег.
Снег сегодня шёл с утра, Дети опускают руки сверху вниз
Рада снегу детвора. Хлопают в ладоши
Снег на ветках, Тянутся вверх
На дорожках, Наклон вниз (колени прямые)
На носках Руки ан поясе, ноги по очереди
ставить на пятки
И на ладошках. «Фонарики»
8. Д\и «Кто плывёт на льдине?»
- Вот за детёнышами спешат их родители.
На
магнитной
доске
появляется
изображение
льдины
с
выглядывающими из-за неё частями тел животных.
- Ветер льдину к нам несёт,
Кто на льдине к нам плывёт?
Посмотри поскорей,
Назови всех гостей.
- Кто плывёт на льдине? (Медведь)
- Как ты догадался? (Я вижу медвежьи лапы)
- За кем плывёт медведь? (Медведь плывёт за медвежонком) и т.д.
9. Звуковой анализ.
- Умке пора домой. Давайте-ка сделаем ему подарки, мы зашифруем
его имя. Льдинки будут обозначать слоги, а разноцветное северное
сияние – звуки его имени.
На
голубых
листах
бумаги
дети
выкладывают
по
две
белые
льдинки (по кол-ву слогов), над ними фрагменты северного сияния:
красный, синий и синий, красный (по характеристикам звуков).
10. Подведение итогов.
- О ком мы сегодня говорили? Что понравилось?
11. Оценка деятельности каждого ребёнка.