Напоминание

"Проектирование и создание информационной системы. База данных и ее заполнение"


Автор: Лукьянцев Евгений Владимирович
Должность: преподаватель ЦМК ЕНД
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектирование и создание информационной системы. База данных и ее заполнение"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия по теме:

«Проектирование и создание информационной системы.

База данных и ее заполнение»

Составитель:

преподаватель ЦМК естественно –

научных дисциплин

Лукьянцев Евгений Владимирович

Утверждена на заседании ЦМК

естественно – научных дисциплин:

Протокол №____

от «___» ________ 2018 года

Председатель ЦМК

____________Скоробогатых М.Л

г. Ставрополь

Внутренняя рецензия

Общая

дидактическая

структура,

представленного

практического

занятия содержит все необходимые компоненты: актуализацию прежних и

приобретение

новых

знаний

и

способов

действий,

применение

и

формирование

умений.

В

УМК

представлена

актуальность

проблемы,

включены современные методики преподавания предмета. Для проведения

занятий используются современные технические средства обучения. В УМК

освещены методологические особенности проведения практического занятия

у студентов I курса по предмету «Информатика».

УМК

предназначен

для

студентов I

курса

по

специальности

«Сестринское дело» и «Фармация» на базе основного общего образования.

УМК

составлен

с

учетом

современных

данных,

содержит

все

необходимые

компоненты,

правильно

оформлен,

содержит

наглядные

пособия, которые способствуют лучшему усвоению учебного материала.

Рецензент: преподаватель высшей категории

ЦМК «Естественно – научных дисциплин»

Скоробогатых М.Л._____________

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического

занятия по разделу «Основные понятия баз данных. СУБД. Использование

базы данных. Запросы. Формы, отчеты», составлена в строгом соответствии с

рабочей

программой

и

требованиями

Государственного

образовательного

стандарта с учётом современных требований к оформлению методических

материалов.

Рецензируемый

материал

представлен

в

печатном

виде

объёмом

10

страниц формата А4; скомпонован в соответствии с принятой структурой в

доступной и профессионально грамотной форме.

Методическая разработка содержит следующие разделы:

Методический блок:

Мотивация

Характеристика занятия

Хронологический план занятия

Информационный блок

Терминологический словар,

Технологическая карта занятия

Приложения в виде иллюстративного материала.

Цели

занятия

представлены

в

соответствии

с

содержанием

рабочей

программы. Определены пути интеграции с другими дисциплинами.

Хронологическая структура занятия дополнена технологической картой,

где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе

учебного занятия.

Контроль

знаний

студентов

проводится

по

контрольным

вопросам

и

тестовым заданиям.

Методический блок

Мотивация

Проблема хранения и обработки больших объемов данных является одной

из

центральных

в

современном

обществе.

Продолжающийся

процесс

информатизации всех сфер человеческой деятельности не проходит стороной и

медицину. Базы данных и различные информационные системы, создаваемые на

их основе – это универсальный инструмент организации однотипных данных с

возможностью последующей их обработки и хранения, широко используемый

как

медицинскими

учреждениями,

так

и

человечеством

в

целом.

В

эпоху

обширной информатизации процесс освоения профессиональных компетенций

медицинского

работника

не

может

считаться

успешным

без

формирования

практических навыков компьютерной обработки данных.

Характеристика занятия

Дисциплина: информатика

Тема занятия: Проектирование и создание информационной системы. База

данных и ее заполнение

Вид занятия: практическое, комбинированное.

Курс: 1

Специальность: Сестринское дело / Фармация

Цели занятия

Образовательная:

Знать:

назначение и виды информационных моделей данных используемых в

Информационных системах;

основные

технологии

создания,

редактирования,

оформления

и

сохранения информационных объектов различного типа с помощью

с о в р е м е н н ы х

п р о г р а м м н ы х

с р ед с т в

и нформационных

и

коммуникационных технологий;

Уметь:

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе

информационные системы;

просматривать,

создавать,

редактировать,

сохранять

записи

в

базах

данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

Развивающая:

совершенствовать навыки самостоятельной работы студентов;

активизировать мышление студентов, умение самостоятельно делать

выводы, развивать речь.

Воспитательная:

Воспитать

познавательный

интерес

учащихся

к

дисциплине

«Информатика»

Во спитывать

такие

каче ства

лично сти,

как

а к т и в н о с т ь ,

самостоятельность и аккуратность в работе.

Контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: информатика

Обеспечиваемые: биология, грамматика русского языка, логика.

В н у т р и п р е д м е т н ы е

с в я з и :

И н ф о рма ц и о н н ы е

т ех н ол о г и и

в

профессиональной деятельности, Информационные системы и базы данных

Средства обучения:

Раздаточный материал: задание для практической работы.

Технические средства обучения:

Компьютеры с лицензионным программным

обеспечением Microsoft Office

, компьютерная мультимедийная презентация.

Литература:

Основная:

1.

MS ACCESS 2007: Учебно-методическое пособие для студентов всех

направлений

подготовки

/

Сост.

Г.А.

Косякова,

Н.И.

Погосова

Владикавказ. - Изд-во «Терек», 2014. – 134 с.

2.

Грошев А.С. Информатика: учебник – Архангельск, - 2010. – 470с.

Дополнительная

:

1.

Информатика: лабораторный практикум / А.С. Грошев.- Архангельск. –

2012., - 148 с.

Хронологический план занятия

Организационная часть - 2 мин.

Сообщение темы, цели, плана - 2 мин.

Актуализация опорных знаний – 3 мин.

Практическая работа - 30 мин.

Подведение итогов - 3 мин.

Домашнее задание - 2 мин.

Рефлексия - 3 мин.

Информационный блок

Терминологический словарь

База данных – именованная совокупность структурированных данных.

СУБД

(система

управления

базами

данных)

программный

комплекс, осуществляющий реализацию структуры новой базы данных, их

ввод и редактирование.

Модель данных

– это совокупность структур данных и операций их

обработки.

Таблицы

основные

объекты

базы

данных

(БД).

В

них

хранятся

данные.

Реляционная

база

данных

может

иметь

много

взаимосвязанных

таблиц. Сведения по разным вопросам следует хранить в разных таблицах.

Поле таблицы – столбец таблицы

Запись – строка таблицы.

Запрос

это

средство,

с

помощью

которого

извлекается

из

базы

данных

информация,

отвечающая

определенным

критериям.

Результаты

запроса

представляют

не

все

записи

из

таблицы,

а

только

те,

которые

удовлетворяют запросу.

Форма

средство

обеспечивающее

более

наглядную

работу

с

таблицами, с помощью форм в базу вводят новые данные или просматривают

имеющиеся.

Отчет – средство представления данных таблиц. Отчеты могут быть

оформлены

надлежащим

образом

и

распечатаны

в

том

виде,

в

котором

требуется пользователю.

Технологическая карта занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл

яемые

действия

Формиру

емые

способы

деятельн

ости

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

1.

Организационный момент

- приветствует обучающихся

- проверяет внешний вид и готовность студентов и аудитории к

занятию

- отмечает присутствующих

Приветству

ют

преподават

еля

Взаимоув

ажение,

вежливос

ть

Приводят

внешний

вид в

порядок,

настраиваю

тся на

работу

Дисципли

нированн

ость

2.

Сообщение темы и целей занятия

- сообщает тему и план занятия;

- ставит перед обучающимися цель занятия;

- характеризует этапы работы на занятии;

- знакомит с порядком оценки на занятии

Записываю

т тему и

цель

занятия

Слушают

Отмечают

для себя

план

занятия и

критерии

оценки

Настроен

ность на

результат,

собранно

сть

3.

Актуализация опорных знаний

- Активизация ранее изученного материала

Вопросы контроля:

1.

Что такое База данных?

2.

Что такое СУБД?

3.

Что является объектами БД

4.

Какие модели данных существуют

5.

Типы связей между таблицами

Отвечают

на

задаваемые

вопросы по

пройденно

му

материалу,

выявляют

Выражают

мысли по

обсуждаем

ым

вопросам

Ведение

дискуссии

,

аргумента

ция

Отмечают

трудности

и

«пробелы»

в своих

знаниях

Самооцен

ка

овладения

знаниями

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл

яемые

действия

Формиру

емые

способы

деятельн

ости

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

6.

Типы данных в MS Access

7.

Свойства реляционных таблиц

- Локализация индивидуальных затруднений

трудности

понимания

пройденны

х тем

4.

Самостоятельная работа обучающихся за компьютером

- Осуществляет рассадку студентов за ПК

- Предостерегает о неукоснительном следовании требованиям

техники безопасности при работе с электроприборами и

компьютерной техникой

- Раздает раздаточный материал «Практическая работа в MS

Access» (Приложение 1.)

- В процессе самостоятельной работы студентов осуществляет

мониторинг и поддержку.

Самостояте

льно

выполняют

практическ

ие задания.

Самообра

зование.

Умение

ориентир

оваться в

информа

ционной

среде с

целью

получени

я и

закрепле

ния

знаний

В случае

возникающ

их

затруднени

й

обращаютс

я за

помощью к

преподават

елю

Взаимоде

йствие с

окружаю

щими

людьми в

рамках

разрешен

ия

проблемм

Активизац

ия

мыслитель

ных и

познавател

ьных

процессов,

органов

чувств.

Соревноват

ельный

настрой

быть

лучше,

быстрее

Оценка

своих

способно

стей.

Выделени

е путей

развития.

5.

Закрепление изученного материала

- Проверяет и оценивает самостоятельную работу

обучающихся

- Активизирует внимание студентов на возникших в процессе

работы затруднениях

- Производит фронтальный опрос по отработанной теме

Проводят

«работу

над

ошибками»

,

Полученн

ые

практиче

ские

знания

Защищают

выполненн

ые задания,

отвечая на

вопросы

Умение

отстаиват

ь свою

точку

зрения

Самоанал

из и

стремлен

ие к

самосове

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл

яемые

действия

Формиру

емые

способы

деятельн

ости

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

повторяют

и

закрепляют

материал

закрепля

ются и

усваиваю

тся

ршенство

ванию

6.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

- Предлагает подготовить сообщения в реферативной форме:

1. Информационные системы в медицине

2. Программные средства Microsoft Office

По

желанию

определяю

т тему

сообщения

и

записываю

т домашнее

задание

Развитие

активной

жизненно

й позиции

7.

Рефлексия

- Предлагает обучаемым высказать свое отношение по поводу

проведенного урока

-

Систематиз

ируют

полученну

ю

информаци

ю

- Намечают

цели

последующ

ей

Интерес

к

информа

ционным

технолог

иям

- выражают

свое

мнение о

полученны

х знаниях

Умение

аргумент

ировать

свою

точку

зрения

-

оценивают

свою

деятельнос

ть на

занятии

Анализ

работы на

занятии и

ее

результат

ивность

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществл

яемые

действия

Формиру

емые

способы

деятельн

ости

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

Осуществл

яемые

действия

Формируе

мые

способы

деятельно

сти

деятельнос

ти

Приложение 1.

Задание для практической работы по теме:

«Проектирование и создание информационной системы.

База данных и ее заполнение»

ЗАДАНИЕ: В базу данных медицинской поликлиники занесены имя,

пол, дата рождения пациента, а также сведения о врачах. Всякий раз, когда

врач осматривает больного, явившегося к нему на прием, записываются имя и

данные

пациента,

имя

врача,

дата

проведения

осмотра,

симптомы

заболевания и поставленный врачом диагноз. Разработать информационную

систему ПОЛИКЛИНИКА.

Ход работы

1.

Создайте новый файл базы данных.

2.

Назовите созданный файл ПОЛИКЛИНИКА.

3.

Откройте файл ПОЛИКЛИНИКА.

4.

Для

формирования

структуры

базы

данных

Вам

понадобятся

3

таблицы:

Пациенты,

Врачи,

Учет

посещений.

Структуру

полей

таблиц См. на рисунках. Не забываем устанавливать ключевые поля.

Рис.1. Структура полей таблицы Пациенты

Для таблицы Пациенты: в свойствах поля «Дата рождения» установите

– Краткий формат даты.

В поле «Пол» удобнее сделать раскрывающийся список фиксированных

значений. Для создания Списка воспользуйтесь Мастером подстановок. Для

этого:

установите тип данных Мастер подстановок;

в появившемся диалоговом окне выберите строку «Будет введен

фиксированный набор значений» и нажмите кнопку Далее

число столбцов - 1;

введите в один столбец данные списка – мужской, женский

нажмите кнопку Готово.

Сохраните таблицу и переходите к следующей.

Рис. 2. Структура полей таблицы Врачи

В таблице Врачи

в свойствах поля «Дата приема» установите – Краткий

формат даты.

Рис.3. Структура полей таблицы Учет посещений

5.

Все

таблицы

базы

данных

созданы,

осталось

их

объединить

с

помощью реляционных связей.

6. Таблица Учет посещений содержит поля «Номер врача» и «Номер

пациента».

При

их

заполнении

могут

возникнуть

некоторые

трудности, так как не всегда удается запомнить всех пациентов,

которые обращались в поликлинику, и всех врачей с номером кода.

Для удобства можно создать раскрывающиеся списки с помощью

Мастера подстановок.

7. Откройте таблицу Учет посещений в режиме Конструктора.

8. Для поля «Номер врача» выберите тип данных Мастер подстановок.

9. В

появившемся

окне

выберите

команду Объект

"столбец

подстановки"

будет

использовать

значения

из

таблицы

или

запроса и щелкните на кнопке Далее.

10. В списке таблиц выберите таблицу Врачи и щелкните на кнопке

Далее.

11. В списке Доступные поля выберите поле Номер врача и щелкните

на кнопке со стрелкой, чтобы ввести поле в список Выбранные

поля. Таким же образом добавьте поле ФИО и щелкните на кнопке

Далее.

12. Выберите порядок сортировки списка по полю ФИО.

13.

В

следующем

диалоговом

окне

задайте

необходимую

ширину

столбцов

раскрывающегося

списка.

Установите

флажок Скрыть

ключевой столбец и нажмите кнопку Далее.

14.

На

по следнем

шаге Мастера

подстановок

замените

при

необходимости надпись для поля подстановок и щелкните на кнопке

Готово.

15.Аналогичным образом создайте раскрывающийся список для поля

Номер пациента, выбрав таблицу Пациенты для подстановки.

16.

Закройте все открытые таблицы, так как создавать или изменять

связи между открытыми таблицами нельзя.

17.Выполните

команду:

вкладка

ленты Работа

с

базами

данных-

кнопка

18. Если подстановки были созданны верно, то в открывшемся окне

Схемы данных вы увидите:

Рис. 4. Схема данных

19. Останется только внести изменения в связи, нажав правой кнопкой

мыши

на

них

и

выбрав

«Изменить

связь»,

расставить

флажки

обеспечения целостности данных, каскадного обновления и т.д. См.

рисунок.

Рис.5. Диалоговое окно «Изменение связей»

20.

Остается заполнить базу данных произвольными данными.



В раздел образования