Напоминание

"Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей".


Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ (Детский сад)
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Роль подвижных игр

в развитии основных движений

и воспитании детей».

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости

физических сил -важнейшим источником жизнерадостного

мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать любые

трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболевания ребёнок-

источник многочисленных невзгод.

В.А.Сухомлинский.

Исключительная роль игры в воспитательно-образовательном процессе

дошкольного учреждения является общепризнанной. В научно-методической

литературе и практике особо выделяется роль игры в качестве основной

деятельности дошкольника.

Игра выступает и как средство разностороннего развития ребёнка, и как

форма организации жизни, и как метод обучения.

Исследователи, изучающие психологические особенности детей в

интернатных учреждениях, указывают на ограниченность их игровых

умений, что связывают с депривационными условиями жизнедеятельности.

Не ставя под сомнение этот вывод, мы считаем, что одной из причин слабого

развития игровых мотиваций детей является в том числе их низкая

двигательная культура.

Недостаточные двигательные умения и однообразие движений создают

предпосылки к обеднению операционального состава игровой деятельности

дошкольника и, наряду с другими причинами, ограничивают его

возможности реализовать себя в игре со сверстниками.

Следует заметить, что в литературе обращается внимание на снижение

интереса к подвижным играм и у детей в массовых дошкольных

учреждениях. Это объясняется излишней заорганизованностью, когда игра из

детской самостоятельной превращается в деятельность по указанию.

Предлагается для инициации подвижных игр предоставлять детям больше

свободы, а взрослым — чаще брать на себя роль партнёра, а не руководителя.

По нашим наблюдениям, потребность детей-сирот в партнёрстве со

взрослыми в условиях интернатного учреждения особенно высока.

Учитывая этот факт и одновременно — ограниченные возможности в

общении по семейному принципу, важно метод партнёрства определить как

один из ведущих в развитии мотивации детей к играм и повышении

эффективности подвижных игр в целом.

Мы предполагаем, что игровую инициативу дошкольников можно

повысить при соблюдении трёх основных условий: частого соприкосновения

с играми в течение дня в разных видах и формах деятельности; разнообразия

игр и внесения в них элементов новизны; участия взрослых в играх на правах

партнёра.

Для эксперимента были отобраны разнообразные игры подвижного

характера. Среди них определённое место заняли общеизвестные подвижные

игры с движениями и правилами разной сложности.

Кроме того, были разработаны подвижно-дидактические

(обучающие) игры, главное назначение которых — научить детей осознавать

количественную и качественную стороны движения, вызвать у них желание и

потребность к состязанию, применяя при этом свой двигательный опыт.

Использовались

наиболее простые дидактические игры с движениями по ознакомлению с

природой. Предусматривалась вариантность игр с использованием

различных движений, спортивного инвентаря и атрибутики.

Игры подвижного характера включались в различные виды и формы

детской деятельности. В течение дня проводилось 10—15 игр: на прогулках

(по подгруппам 4—6 игр в день), на всех видах занятий (2—3 — на

физкультурных, 1—2 — в качестве физкультминуток), в коррекционной

работе (3—4 игры). Игры проводились только по желанию детей, поэтому

обязательное требование к ним — их кратковременность, прекращение

прежде, чем дети утратят к ним интерес. Такой подход позволяет сохранить

мотивацию и побуждение детей к повторению игры.

Партнёрство в играх считалось обязательным, более того, взрослые иногда

выполняли главную роль, демонстрируя эталон действий. Выступая в роли

рядового участника игры, они могли оказаться среди выигравших или

проигравших. Если они оставались руководителями игры, то в этом случае

выбирали себе активных помощников (одного-двух), передавая им часть

обязанностей (начертить необходимые линии, распределить роли, посчитать

количество пойманных, подвести итоги игры и т.п.).

Для повышения у воспитанников интереса к подвижным играм в них

вносили элементы сюжетно-ролевых игр. На основе таких комбинаций

создавались сюжетно-игровые ситуации, которые представляли интеграцию

различных видов игр, объединённых единым сюжетом. Рассмотрим их на

примере игры «Соревнование на стадионе». Сюжет её заключается в том, что

одни дети берут на себя роль спортсменов («выступают на стадионе») —

проигрывают 2—3 подвижные игры, остальные участники — болельщики.

Затем все «едут на поезде» на другой стадион, где свои игры представляют

дети-болельщики. Было разработано и апробировано несколько сюжетно-

игровых ситуаций. Наиболее интересными для детей оказались:

«Путешествие на лошадях (на поезде, теплоходе)», «По речке на лодке (на

плоту)», «Полёт на Луну», «Мы — туристы (альпинисты)», «Прогулка в лес

(на луг, в поле)», «В гости к Деду Морозу». Отмечено, что после их

проведения дети пытались повторять сюжетно-игровые ситуации в своей

самостоятельной деятельности.

Игры разучивались предварительно, выбор их определялся воспитателями

произвольно. Следует заметить, что при этом не наблюдалось высокого

интереса детей к ним. Их поведение становилось совсем другим, когда они

принимали на себя роли именно сюжетной игры и возникал элемент

соперничества, соревнования. Последнее обстоятельство послужило поводом

к проведению в детском доме «Праздника подвижной игры».

Среди игр подвижного характера значительное место заняли соревнования-

тренинги («Попади в цель», «Поймай мяч» и др.). Вначале они проводились в

паре «воспитатель-ребёнок». Затем педагог предлагал ребёнку выбрать себе

партнёра из сверстников. Постепенно эти игры дети стали использовать

самостоятельно. Они сами пытались менять не только роли, но и сюжетный

рисунок, экстраполируя свой двигательный опыт в новые варианты действи.

Нам всем известно , что В дошкольном детстве закладываются

фундамент физического и психологического здоровья личности ребёнка, а в

будущем и взрослого гражданина общества.

Очень важную роль при этом играет своевременное и правильно

организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого

является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребёнка в дошкольном

детстве осуществляется разными путями: С одной стороны,обогащению

двигательного опыта младших дошкольников, приобретение навыков и

умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой

стороны- специально организованные мероприятия по физической культуре,

направленные на решение задач как оздоровительного, так и

воспитательного характера.

Основной формой обучения движениям признаны – занятия. Но в то же

время очень большое место в системе физического воспитания

дошкольников занимают подвижные игры. Которые широко применяются во

всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и

характеру основных движений. Такие движения как : ходьба, бег,

подпрыгивание, перепрыгивания, ползание, которые применяются детьми в

самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются

неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр,

начиная с раннего возраста.

Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой

жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные

задачи: образовательные, воспитательные, и оздоровительные. В процессе

игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования

моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и

навыков жизни в коллективе.

Детям младшего возраста выполнение игровых заданий доставляет

большое удовольствие. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому

к них вырабатываются элементарные умения ориентироваться в

пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих,

и согласовывать свои движения в соответствии слов текста в игре. Игра

помогает преодолеть радость и застенчивость. В игре ребёнок подражая

действиям своих товарищей, он естественно и непринуждённо выполняет

самые различные движения.

Подчинениям правилам игры, воспитывает у детей организованность,

внимание, умение управлять своими движениями, способствуют проявлению

волевых усилий.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания

помогают детям и закреплять свои знания и представления о предметах и

явлениях окружающего их мира: о повадках птиц, их криках; о звуках ,

издаваемых машинами; о средствах их передвижения и правилах движения

поезда, автомобиля, самолёта.

Подвижные игры создают дополнительные возможности общения

воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям

содержание игр, их значение, а дети приучаются действовать в соответствии

с указаниями взрослого .

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности в

течении дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических

нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при

эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению

деятельности костно - мышечной, сердечно- сосудистой и дыхательной

систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме

и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: Содержания

игры, характера и интенсивности движений, от организации и методики её

проведения, а также от подготовленности дошкольников.

Одной из важных задач педагогического руководства подвижными играми

является поддержание в них активности всех детей, постепенное усложнение

всех движений в соответствии с возрастными особенностями детей

младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на воздухе.

На свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно,

увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное

влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,укрепляется

нервна система, повышается сопотивляемость организма к различным

заболеваниям. Педагоги детских садов должны по возможности увеличить

время прогулок детей, насыщать их играми и различными физиескими

упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать с

учётом времени дня, условий проведения, возраста детей. Их

подготовленности, а также с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организии детей, формирование необходимых

навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных

переживаний дошкольников воспитаие дружеских взаимоотношений и

элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе

сверстников, развитие речи и обогащение словаря - вот те основные

воспитательные задачи, которые педагог может осуществить при помощи

разнообразных игровых заданий.



В раздел образования