Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ (Детский сад)
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей".
Раздел: дошкольное образование
Статья «Роль подвижных игр
в развитии основных движений
и воспитании детей».
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости
физических сил -важнейшим источником жизнерадостного
мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать любые
трудности.
Больной, хилый, предрасположенный к заболевания ребёнок-
источник многочисленных невзгод.
В.А.Сухомлинский.
Исключительная роль игры в воспитательно-образовательном процессе
дошкольного учреждения является общепризнанной. В научно-методической
литературе и практике особо выделяется роль игры в качестве основной
деятельности дошкольника.
Игра выступает и как средство разностороннего развития ребёнка, и как
форма организации жизни, и как метод обучения.
Исследователи, изучающие психологические особенности детей в
интернатных учреждениях, указывают на ограниченность их игровых
умений, что связывают с депривационными условиями жизнедеятельности.
Не ставя под сомнение этот вывод, мы считаем, что одной из причин слабого
развития игровых мотиваций детей является в том числе их низкая
двигательная культура.
Недостаточные двигательные умения и однообразие движений создают
предпосылки к обеднению операционального состава игровой деятельности
дошкольника и, наряду с другими причинами, ограничивают его
возможности реализовать себя в игре со сверстниками.
Следует заметить, что в литературе обращается внимание на снижение
интереса к подвижным играм и у детей в массовых дошкольных
учреждениях. Это объясняется излишней заорганизованностью, когда игра из
детской самостоятельной превращается в деятельность по указанию.
Предлагается для инициации подвижных игр предоставлять детям больше
свободы, а взрослым — чаще брать на себя роль партнёра, а не руководителя.
По нашим наблюдениям, потребность детей-сирот в партнёрстве со
взрослыми в условиях интернатного учреждения особенно высока.
Учитывая этот факт и одновременно — ограниченные возможности в
общении по семейному принципу, важно метод партнёрства определить как
один из ведущих в развитии мотивации детей к играм и повышении
эффективности подвижных игр в целом.
Мы предполагаем, что игровую инициативу дошкольников можно
повысить при соблюдении трёх основных условий: частого соприкосновения
с играми в течение дня в разных видах и формах деятельности; разнообразия
игр и внесения в них элементов новизны; участия взрослых в играх на правах
партнёра.
Для эксперимента были отобраны разнообразные игры подвижного
характера. Среди них определённое место заняли общеизвестные подвижные
игры с движениями и правилами разной сложности.
Кроме того, были разработаны подвижно-дидактические
(обучающие) игры, главное назначение которых — научить детей осознавать
количественную и качественную стороны движения, вызвать у них желание и
потребность к состязанию, применяя при этом свой двигательный опыт.
Использовались
наиболее простые дидактические игры с движениями по ознакомлению с
природой. Предусматривалась вариантность игр с использованием
различных движений, спортивного инвентаря и атрибутики.
Игры подвижного характера включались в различные виды и формы
детской деятельности. В течение дня проводилось 10—15 игр: на прогулках
(по подгруппам 4—6 игр в день), на всех видах занятий (2—3 — на
физкультурных, 1—2 — в качестве физкультминуток), в коррекционной
работе (3—4 игры). Игры проводились только по желанию детей, поэтому
обязательное требование к ним — их кратковременность, прекращение
прежде, чем дети утратят к ним интерес. Такой подход позволяет сохранить
мотивацию и побуждение детей к повторению игры.
Партнёрство в играх считалось обязательным, более того, взрослые иногда
выполняли главную роль, демонстрируя эталон действий. Выступая в роли
рядового участника игры, они могли оказаться среди выигравших или
проигравших. Если они оставались руководителями игры, то в этом случае
выбирали себе активных помощников (одного-двух), передавая им часть
обязанностей (начертить необходимые линии, распределить роли, посчитать
количество пойманных, подвести итоги игры и т.п.).
Для повышения у воспитанников интереса к подвижным играм в них
вносили элементы сюжетно-ролевых игр. На основе таких комбинаций
создавались сюжетно-игровые ситуации, которые представляли интеграцию
различных видов игр, объединённых единым сюжетом. Рассмотрим их на
примере игры «Соревнование на стадионе». Сюжет её заключается в том, что
одни дети берут на себя роль спортсменов («выступают на стадионе») —
проигрывают 2—3 подвижные игры, остальные участники — болельщики.
Затем все «едут на поезде» на другой стадион, где свои игры представляют
дети-болельщики. Было разработано и апробировано несколько сюжетно-
игровых ситуаций. Наиболее интересными для детей оказались:
«Путешествие на лошадях (на поезде, теплоходе)», «По речке на лодке (на
плоту)», «Полёт на Луну», «Мы — туристы (альпинисты)», «Прогулка в лес
(на луг, в поле)», «В гости к Деду Морозу». Отмечено, что после их
проведения дети пытались повторять сюжетно-игровые ситуации в своей
самостоятельной деятельности.
Игры разучивались предварительно, выбор их определялся воспитателями
произвольно. Следует заметить, что при этом не наблюдалось высокого
интереса детей к ним. Их поведение становилось совсем другим, когда они
принимали на себя роли именно сюжетной игры и возникал элемент
соперничества, соревнования. Последнее обстоятельство послужило поводом
к проведению в детском доме «Праздника подвижной игры».
Среди игр подвижного характера значительное место заняли соревнования-
тренинги («Попади в цель», «Поймай мяч» и др.). Вначале они проводились в
паре «воспитатель-ребёнок». Затем педагог предлагал ребёнку выбрать себе
партнёра из сверстников. Постепенно эти игры дети стали использовать
самостоятельно. Они сами пытались менять не только роли, но и сюжетный
рисунок, экстраполируя свой двигательный опыт в новые варианты действи.
Нам всем известно , что В дошкольном детстве закладываются
фундамент физического и психологического здоровья личности ребёнка, а в
будущем и взрослого гражданина общества.
Очень важную роль при этом играет своевременное и правильно
организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого
является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребёнка в дошкольном
детстве осуществляется разными путями: С одной стороны,обогащению
двигательного опыта младших дошкольников, приобретение навыков и
умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой
стороны- специально организованные мероприятия по физической культуре,
направленные на решение задач как оздоровительного, так и
воспитательного характера.
Основной формой обучения движениям признаны – занятия. Но в то же
время очень большое место в системе физического воспитания
дошкольников занимают подвижные игры. Которые широко применяются во
всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и
характеру основных движений. Такие движения как : ходьба, бег,
подпрыгивание, перепрыгивания, ползание, которые применяются детьми в
самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются
неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр,
начиная с раннего возраста.
Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой
жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные
задачи: образовательные, воспитательные, и оздоровительные. В процессе
игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования
моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и
навыков жизни в коллективе.
Детям младшего возраста выполнение игровых заданий доставляет
большое удовольствие. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому
к них вырабатываются элементарные умения ориентироваться в
пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих,
и согласовывать свои движения в соответствии слов текста в игре. Игра
помогает преодолеть радость и застенчивость. В игре ребёнок подражая
действиям своих товарищей, он естественно и непринуждённо выполняет
самые различные движения.
Подчинениям правилам игры, воспитывает у детей организованность,
внимание, умение управлять своими движениями, способствуют проявлению
волевых усилий.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания
помогают детям и закреплять свои знания и представления о предметах и
явлениях окружающего их мира: о повадках птиц, их криках; о звуках ,
издаваемых машинами; о средствах их передвижения и правилах движения
поезда, автомобиля, самолёта.
Подвижные игры создают дополнительные возможности общения
воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям
содержание игр, их значение, а дети приучаются действовать в соответствии
с указаниями взрослого .
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности в
течении дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических
нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при
эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению
деятельности костно - мышечной, сердечно- сосудистой и дыхательной
систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме
и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: Содержания
игры, характера и интенсивности движений, от организации и методики её
проведения, а также от подготовленности дошкольников.
Одной из важных задач педагогического руководства подвижными играми
является поддержание в них активности всех детей, постепенное усложнение
всех движений в соответствии с возрастными особенностями детей
младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на воздухе.
На свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно,
увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное
влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,укрепляется
нервна система, повышается сопотивляемость организма к различным
заболеваниям. Педагоги детских садов должны по возможности увеличить
время прогулок детей, насыщать их играми и различными физиескими
упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать с
учётом времени дня, условий проведения, возраста детей. Их
подготовленности, а также с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организии детей, формирование необходимых
навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных
переживаний дошкольников воспитаие дружеских взаимоотношений и
элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе
сверстников, развитие речи и обогащение словаря - вот те основные
воспитательные задачи, которые педагог может осуществить при помощи
разнообразных игровых заданий.