Автор: Бахталиева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: город Крымск Краснодарского края
Наименование материала: рабочая программа кружка по внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС
Тема: кружок обще–интеллектуального направления" Мудрая Сова"
Раздел: начальное образование
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№1 города Крымска
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДАЮ
решением педсовета протокол№1
от31 августа 2015 года
Председатель педсовета
______________ Е.А. Першанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы образовательная программа по конкретным видам
внеурочной деятельности
КРУЖОК
"Мудрая сова"
Срок реализации программы: 4 года(1-4класс)
Возраст обучающихся 7- 11лет
Составила программу
Учитель: Бахталиева Татьяна Геннадьевна
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС
НОО, на основе
авторской программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Плешакова, М.
Ю. Новицкой, общеобразовательной программы "Перспектива"
Программа клуба
«Мудрая
сова»
позволяет
обеспечить
усвоение
учащимися
необходимых
знаний,
ответить
на
все
вопросы
ребят
и
удовлетворить
любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к
естественно-научным
дисциплинам,
экологическую
культуру.
Знакомство
с
целостной
картиной
мира
и
формирование
оценочного,
эмоционального
отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами
курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
-целостности
окружающей
среды,
направленный
на
формирование
у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей
среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
-междисциплинарности,
которая
предполагает
логическое
включение
и
объединение знаний различных наук: биологии, экологии, математики;
-взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению
экологических проблем;
-соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям
учащихся.
Программа кружка «Мудрая сова» строится с учетом приобретенных базовых
знаний учащихся по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура
учебного
материала
позволяет
расширять
знания,
полученные
в
школе,
обеспечивает
возможность
разнопланового
их
применения.
Логическая
связь
между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый
материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных
умений, обеспечивает различными видами деятельности познавательный интерес
и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При
разработке
программы
учитывались
психолого-педагогиче ские
закономерности
усвоения
знаний
учащихся,
их
доступность,
уровень
предшествующей подготовки.
В
содержании
программы
представлены
практические
работы,
отличающиеся
разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов,
уход
за
растениями
и
животными,
экскурсии
в
ближайшее
природное
и
социальное окружение.
Актуальность программы заключается в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и
обществе,
учатся
осмысливать
причинно-следственные
связи
в
окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс
обладает
широкими
возможностями
для
формирования
у
младших
школьников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих компетентностей, умений
проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, а также выполнить весь объём программного материала
по курсу «Окружающий мир»1-4 класс А.А. Плешакова
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений
наблюдать,
анализировать
и
обобщать
–
к
постановке
опытов,
проведению
экспериментов.
Все
практические
работы
имеют
четко
выраженный
характер
познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия
конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде
схем,
диаграмм,
выставок,
макетов,
проектных
работ
и
представляются
на
конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов
оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Используемые формы, методы и приёмы работы по данному курсу:
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная,
групповая, работа над проектом.
1.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи
руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
-
выявить
учащихся,
способных
самостоятельно
устанавливать
причинно-
следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок,
составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность
товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную
им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по
проверенной работе.
3.
Групповая работа
Работа
в
группе
убеждает
в
ценности
взаимопомощи,
укрепляет
дружбу,
прививает
навыки,
необходимые
в
жизни,
повышает
уважение
к
себе,
дает
возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Методы:
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в музеи; наблюдения;
• целевые прогулки;
• моделирование и показ сказок
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
•
проведение
разнообразных
игр
(малоподвижные,
сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
•проведение
игр
(строительные,
дидактические,
подвижные,
малоподвижные,
инсценировки и др.);
• изготовление кукол к сказкам;
•
постановка
сказок,
литературных
произведений,
праздничных
концертов,
конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности
Приёмы контроля:
•наблюдение за детьми в ходе работы;
•экологические игры;
•проведение практических работ;
•проведение конкурсов;
•выставки, презентации;
•акции;
•отчет о проведении опыта, эксперимента;
•папка исследователя;
•викторины;
•разработка и защита творческих проектов.
Формой
контроля
сформированности
представлений
об
окружающем
мире
являются
соревнования,
турниры,
спектакли,
игры,
конкурсы,
викторины,
изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников применять полученные знания.
Цель:
расширение
знаний,
повышение
экологической
грамотности
учащихся,
вооружение
их
навыками
бережного
использования
природных
ресурсов,
формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение
контактов
учащихся
с
природой,
вовлечение
их
в
реальную
деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
развитие
исследовательских
и
коммуникативных
умений,
навыков
сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить
пути их решения
Программа «Мудрая сова» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1
класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Периодичность занятий-1 час в
неделю по 35-40 минут. Наполняемость группы – от15 человек.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения ( 1 класс)
№
Название разделов и тем.
Количество
часов
Характеристика
деятельности
всего
ауди
торн
ые
вне
ауди
тори
и.
Как мы понимаем друг
друга
7ч
Познакомиться с
учителем и
одноклассниками
Познакомиться и
обсудить правила
поведения в школе.
Осуществлять поиск
новой информации по
данной тематике.
1
Вводное занятие.
1
1
2
Экскурсия в природу
Наблюдение за живой и
неживой природой.
1
1
3
Я – школьник. Школьник и его
жизнь в школе. (правила
повед.)
1
1
4
Классный коллектив
взаимоотношения, совместная
учеба ,игра ,отдых.
1
1
5
Правила взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
1
1
Развивать умение
выражать свои мысли и
чувства с помощью
речевых средств,
умение вести диалог с
другими людьми
6.
Ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи.
1
1
Развивать умение
учащихся уважать
личность других,
анализировать
ситуацию и делать
выводы
7.
Охрана здоровья в разное
время года.
1
1
Как мы узнаём, что перед
нами
3ч
Называть окружающие
предметы и их
признаки
Различать предметы и
выделять их признаки
7
Кто такой исследователь?
1
1
8
Что такое исследование.
1
1
9
Путешествие в «Угадайку».
1
1
Времена года
4ч
Различать времена
года по признакам,
устанавливать связи
особенностей
жизнедеятельности
10
Осенние посиделки.
1
1
11
Зимушка-зима.
1
1
растений и животных и
времени года
Проводить групповые
и самостоятельные
наблюдения на
экскурсии «Времена
года»
12
Пробуждение Земли. Праздник
встречи Весны.
1
1
13
Весёлое лето.
1
1
Как ты узнаёшь мир
3ч
Сопоставлять
признаки предметов и
органов чувств, с
помощью которых они
узнаются
.
14
Глаза – главные помощники
человека.
1
1
15
Память и ум – помощники
человека.
1
1
16
Жить – с книгою дружить.
КТД
1
1
Твоя семья и друзья
3ч
Подготовить рассказ о
семье, домашнем
хозяйстве, профессиях
членов семьи.
Объяснять основные
правила обращения с
газом, электричеством,
водой .
17
Наша дружная семья. Мои
обязанности в семье.
1
1
18
Что окружает нас дома? Что
вокруг нас может быть
опасным?
1
1
19
Без друга в жизни туго. Мои
друзья
1
1
Что нас окружает
7ч
Экскурсия по станице.
Выполнять правила
уличного движения в
ходе учебных игр.
Познакомиться с
20
Моя станица.
Достопримечательности
станицы.
1
1
21
Мы – пешеходы.
1
1
соблюдением
безопасности в дороге
домой во время
экскурсии .
Сравнивать и
различать твёрдые
тела, жидкости и газы
на примере воды и её
состояний
22
Что такое профессия? Какие
бывают профессии?
1
1
23
Из чего что сделано?
1
1
24
Водица-царица.(Три состояния
воды)
1
1
25
Транспорт. Мы – пассажиры.
1
1
26
Мой путь от дома до школы.
КТД
1
1
Живые обитатели планеты
5ч
Сравнивать и
различать объекты
живой или неживой
природы.
Обсуждать в группах и
объяснять правила
поведения в различных
ситуациях (в парке,
возле водоёма и т.д.)
Оценивать
конкретные примеры
поведения в природе.
Проводить диспут и
анализ жизненных
ситуаций и выбирать
допустимые формы
поведения, которые не
вредят природе.
27
Живое и неживое.
1
1
28
Какие бывают растения? Какие
бывают животные?
1
1
30
Домашние любимцы и
комнатные растения.
1
1
31
Собака – верный друг человека
1
1
32
Земля – наш общий дом.
Правила поведения в природе.
1
1
Итоговое занятие
1ч
33
Итоговое занятие Игра «Поле
чудес»
1
-
1
Итого
33ч
Второй год обучения( 2 класс)
№ Название разделов и тем.
Всего
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся
ауди
торн
ые
вне
ауди
торн
ые
НАША
ПЛАНЕТА
22 ч
1
Мир живой и неживой
природы.
1
1
2
Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
1
1
3
Как без часов определить
время суток?
1
1
Ориентироваться на
местности (в группе) с
помощью компаса и карты,
по местным признакам во
время экскурсий.
Извлекать необходимую
информацию о планетах
Солнечной системы.
4
Форма Земли.
1
1
5
О чём рассказывает Глобус.
1
1
6
Викторина «Занимательная
география»
1
1
7
Звёзды, созвездия,
планеты.
1
1
8
Земное притяжение.
1
1
Характеризовать влияние
притяжения Земли на
земные явления .
9
Почему день сменяется
ночью?
1
1
Сравнивать и различать
день и ночь.
Объяснять движение Земли
относительно Солнца и его
связь со сменой дня и ночи,
времён года
10
Почему бывает лето?
1
1
11
Где живут белые медведи и
слоны?
1
1
12
Прозрачный невидимка
(воздух)
1
1
Наблюдать погоду и
описывать её состояния
Измерять температуру
воздуха, воды с помощью
термометра
Сравнивать погоду и
климат
13
Создание проекта
«Солнечная система»
1
1
14
Путешествие по карте
России.
1
1
Моделировать формы
поверхности из песка, глины
или пластилина .
15
Адрес на глобусе и карте.
1
1
16
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
1
1
17
Путешествие по материкам
и океанам.
1
1
18
Куда текут реки?
1
1
Сравнивать и различать
разные формы земной
поверхности и водоёмы на
19
Как рождаются горы?
1
1
примере своей местности.
Находить на физической
карте России и полушарий
разные водоёмы, формы
земной поверхности,
равнины и горы, определять
их названия.
20
Моря и острова.
1
1
21
Обитатели морей.
1
1
22
Проект «Моя страна»
1
1
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ
ДОМ
12 ч
23
Великий круговорот жизни.
1
1
Характеризовать
экосистемы
24
Путешествие по
природным зонам.
1
1
Описывать климат,
особенности растительного
и животного мира, труда и
быта людей разных
природных зон
Объяснять влияния
человека на природу
изучаемых природных зон
Находить на карте
изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3
стран мира
Находить и показывать
изученные страны мира на
глобусе и политической
карте
25
Красная книга.
1
1
26
Жизнь леса.
1
1
27
Хрупкая природа степей и
пустынь.
1
1
28
Где растут тропические
леса.
1
1
29
Жизнь в горах.
1
1
1
1
30
Путешествуем по Европе.
31
Страны Африки и
Америки.
1
1
32
Австралия. Антарктида.
1
1
Показывать территорию
России, ее государственную
границу
Находить на карте России
родной регион.
33
Моя Родина – Россия.
1
1
34
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная
выставка»
1
1
ИТОГО:
34ч
Третий год обучения (3 класс)
№ Наименование разделов и
тем.
Всего
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся:
ауди
торн
ые
вне
ауди
торн
ые
ВЕЩЕСТВО И
ЭНЕРГИЯ
3 ч
1
Почему пластилин мягкий,
а стекло – твёрдое?
1
1
Приводить примеры
веществ
Сравнивать, различать и
характеризовать твёрдые
2
Энергия. Что происходит
при превращении энергии.
1
1
тела, жидкости и газы
3
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
1
1
ОБОЛОЧКА
ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ
ЖИЗНЬЮ
4 ч
4
Живая оболочка планеты.
1
1
Характеризовать место
обитания живых
организмов
5
О тех, кто всех кормит, всех
поедает, всё убирает.
1
1
Характеризовать
круговорот веществ как
пример единства живого и
неживого
6
Солнце - как источник
энергии.
1
1
Характеризовать роль
Солнца как главного
источника энергии для
жизни живых организмов
7
КВН «Планета загадок»
1
1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
4ч
8
Цепи питания
1
1
Характеризовать
экосистемы и природные
сообщества
Характеризовать влияние
человека на экосистемы и
природные сообщества.
9
Различные экосистемы и их
обитатели. Экскурсия.
1
1
10
Лесные заморочки. Игра
«Детектив»
1
1
11
Игра – турнир по экологии
«Что, где, когда?».
1
1
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА
ВЕЩЕСТВ
5 ч
12
Растения и их роль на
Земле
Экскурсия.
1
1
Выяснить роль растений
в природе и жизни людей
13
О братьях наших меньших.
1
1
Характеризовать условия,
необходимые для жизни
животных .
Характеризовать роль
животных в природе и
жизни людей .
14
Рыбы и их многообразие.
1
1
15
Час эрудитов «Птичьи
имена».
1
1
16
Проект «Сохраним красоту
природы»
1
1
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
3 ч
17
Человек и его корни.
Родословное древо семьи
1
1
Составлять вместе со
старшими родственниками
родословное древо своей
семьи, собирая и
представляя информацию
об именах, фамилиях и
родственных связях, а
также о судьбе
представителей разных
поколений.
18
Моя Родина – Россия!
1
1
19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
1
1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ
РУСИ,
МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР
13ч
20
Откуда пошла земля
Русская!
1
1
Изготавливать бумажные,
пластилиновые, цифровые
и прочие модели
самостоятельно выбранных
исторических явлений,
событий, памятников
культуры.
Собирать и оформлять
информацию (текст, набор
иллюстраций) о
культурных и природных
богатствах родного края в
ходе экскурсий в
краеведческий
(художественный) музей, к
местам исторических
событий и памятникам
истории и культуры.
Принять посильное
участие в их охране.
21
Ледовое побоище.
1
1
22
Слово о полку Игореве.
1
1
23
Московское государство.
1
1
24
Московский Кремль.
1
1
25
Смутное время в России.
1
1
26
Преобразования Петра I
1
1
27
Екатерина Великая
1
1
28
Михаил Васильевич
Ломоносов
1
1
29
Отечественная война 1812
года.
1
1
30
Император Александр II
1
1
31
Времена Советской власти
и СССР.
1
1
32
Выставка рисунков «Мой
предок – защитник Родины
в годы Великой
1
1
Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ
РОССИЯ
2 ч
33
Российская Федерация
1
1
Изготовить (по
возможности) элемент,
модель национального
костюма, кушаний,
народного обряда и т.д.
34
Проект «Сохраним
иоторию родного края»
1
1
ИТОГО:
34 ч
Четвёртый год обучения (4 класс)
№
Наименование разделов и
тем.
Все
го
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся
ауд
ито
рны
е
вне
аудит
орные
КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
7 ч
1
Основные системы
органов тела человека и
их роль в жизни
организма.
1
1
Участие в диспуте,
посвященном выбору
оптимальных форм
поведения на основе
изученных правил
сохранения и укрепления
здоровья
2
Кожа и ее роль. Узоры на
ладонях и пальцах.
1
1
3
Опора тела и движение
1
1
4
Наше питание
1
1
1
1
5
О дыхании и вреде
курения.
6
Органы чувств человека.
1
1
7
Диспут «Тело человека и
охрана здоровья»
1
1
РУКОТВОРНАЯ
ПРИРОДА
8 ч
8
Растения и животные на
службе у человека.
1
1
Доказать зависимость
удовлетворения
потребностей людей от
природы…
9
Изобретение рычага и
колеса и их применение
1
1
10
Свойства воды и воздуха
и их использование
человеком.
1
1
11
Как человек использует
горные породы и
минералы
1
1
12
Как обрабатывают
металлы.
1
1
13
Невидимая сила
1
1
14
Человек проникает в
тайны природы
1
1
15
Экологический проект
«Земля – планета жизни»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР
3 ч
16
Как стать личностью?
1
1
Выполнять в группе
задания по осмыслению
или оценке качеств
внутреннего мира человека
17
Эмоции и чувства
1
1
18
Как настроение?
1
1
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
ЛЮДЕЙ
3 ч
19
Почему возникают
конфликты?
1
1
Выявить опасные
ситуации, в которых может
быть нанесён вред жизни и
здоровью человека,
личному и общественному
имуществу, предлагать
пути безопасного выхода
из таких ситуаций
20
Совесть.
1
1
21
Путешествие по правам
человека.
1
1
ЧЕЛОВЕК И
ПРОШЛОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
4 ч
22
Добро и зло в
Первобытном мире
1
1
Оценивать легко
определяемые,
однозначные исторические
события и поступки
исторических деятелей как
вызывающие чувство
гордости, восхищения или
презрения, стыда.
23
Мир средневековых
цивилизаций
1
1
24
Технические достижения
эпохи Нового времени
1
1
25
21 век
ЧЕЛОВЕК И
МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
4 ч
26
« В некотором царстве, в
тридевятом
государстве…»
1
1
Находить и показывать
изученные страны мира на
глобусе и политической
карте.
27
Мы не похожи, ну и что
же?
1
1
28
Пути духовных исканий.
1
1
29
Выставка работ «Дети
разных народов»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
5 ч
30
Что такое деньги.
1
1
31
Почему разные страны
помогают друг другу?
1
1
32
Сказки разных народов
1
1
33
Глобальные проблемы
1
1
34
Проект «Моё
человечество»
1
1
ИТОГО:
34
ч
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения
1.Как мы понимаем друг друга.( 7ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.
2.Как мы узнаём, что перед нами (3 ч.)
Раскрытие понятия "исследователь", "исследование".
3.Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке,
художественной литературе.
4.Как ты узнаёшь мир (3 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5.Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
6.Что нас окружает( 7 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
7.Живые обитатели планеты (5 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8.Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
Второй год обучения.
1.Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает
лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание
проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и
карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
2. Земля – наш общий дом (12 ч)
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в
горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и
Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина Россия. Земля – наш общий
дом. Проект «Всемирная выставка»
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная
книга.
Жизнь
леса.
Хрупкая
природа
степей
и
пустынь.
Где
растут
тропические леса. Жизнь в горах. Путешествие по Европе. Страны Африки и
Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина- Россия. Земля – наш общий
дом. Проект « Всемирная выставка»
Третий год обучения.
1.Вещество и энергия (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
2.Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
3.Экологическая система ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
«Лесные заморочки». Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
4.Живые участники круговорота веществ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
5.Твои родные и твоя Родина( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
6.Времена Древней Руси, московского государства,
российской империи, советской России, СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой
Отечественной войны».
7.Современная Россия (2ч)
Четвёртый год обучения.
1.Как работает организм человека (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
2Рукотворная природа. (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
3.Человек и его внутренний мир (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
4.Человек в мире людей (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
5.Человек и прошлое человечества(4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
6.Человек и многоликое человечество (4ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
7.Человек и единое человечество (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы
Проект «Моё человечество»
Планируемые результаты результаты.
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Мудрая сова» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Мудрая сова» в 1-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Планируемые результаты 2 класс
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему
совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты 3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Планируемые результаты 4 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
Количест
во
1.Библиотечный фонд. ( для учителя)
1
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги
природу!
1
2
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
1
3
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для
учителей.
1
4
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-
методическое пособие.
1
5
Л.Экономов. Мир наших чувств
1
6
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для
учителя.
1
7
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
2.Библиотечный фонд. ( для учеников)
1
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
1
2
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
1
3
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева
1
4
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
1
5
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
1
6
Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия:
Цветущие травы
1
7
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
1
8
Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
1
9
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся
1
начальных классов
10
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
1
11
Тайны живой природы. Рик Моррис
1
3.Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование
1
натуральные живые пособия: растения, животные.
3
2
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
2
3
гербарии; коллекции насекомых;
3
4
изобразительные наглядные пособия – таблицы
5
5
предметы, представляющие быт традиционной и современной
семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и
многое другое из жизни общества
4.Технические средства обучения.
1
Диск. «Звуки живой природы»
1
2
Фильм «Многообразие животного мира»
1
3
Фильм «Природа в разное время года»
1
4
Фильм «Бережем природу»
1
5
Презентация «Человек как часть природы»
1
6
Презентация «Что такое снег»
1
7
Презентация «Мой город в разное время года»
1
8
Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
1
9
Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
1
10
Презентация «Звери и растения нашего края».
1
11
Презентация «Красная книга»
1
5.Оборудование класса
1
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
15
2
Стол учительский с тумбой.
1
3
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
3
пособий. Учебного оборудования и пр.
4
Настенные доски для вывешивания иллюстративного
материала.
2