Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ (Детский сад)
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание дружбы - в игре дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Воспитание дружбы - в игре дошкольников»
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу — все равно,
что лишить мир солнечного света.
Цицерон
Дружба- это своеобразный моральный опыт ребёнка, способствующий
развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек,
формирование устойчивфх фори поведения.
Конечно же первая дружба у детей возникает и протекает в игре.
Придя в детский сад, малыш спешит к тому сверстнику, с которым вчера
интересно играл. Он радуется встрече с ним, улыбается и что то
рассказывает ему.
Дети младшего дошкольного возраста не предьявляют никаких требований
к личным качествам и способностям своих товарищей, они не осознают
своих отношений и не понимают значения слова дружить, но выражают
желание играть только с определённым ребёнком. Эти первые детские
отношения в детских коллективах возникают на основе взаимной симпатии и
называются дружескими.
В обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее,
самостоятельнее, инициативнее. Нам, педагогам, которые работают с детьми
нескоько десятков лет, известно, что в игре возникают и укрепляются детские
коллективы. Ребята выбирают себе друзей, учаться согласовывать свои
интересы с желаниями товарищей.
Зхадача воспитателя - изучать взаимоотношния дошкольников и создавать
игровые коллективы с учётом чувств и симпатий детей, способствовать
укреплению отдельных дружеских объединений с целью формирования
дружного коллектива.
Любой ребенок должен иметь друзей. Даже если Вам кажется, что ему
достаточно общения с родственниками и игрушками, вы глубоко ошибаетесь.
Малыш должен учиться общаться со сверстниками. Вместе расти и играть
куда веселее. Чувство первой дружбы самое ценное, просто у кого-то оно
приходит раньше, у кого-то позже. Если ребенок научится дружить еще в
раннем детстве, многие проблемы в дальнейшем у него будут решаться легче,
чем у тех, кто в детстве был одинок.
Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают
в
дружеские,
которые
носят
более
интимный,
избирательный
характер,
охватывают более ограниченный круг детей — 2-4 человека.
Иногда поводом для сближения детей являются обстоятельства (живут в
одном доме, сидят за одним столом и т.п.). Эти отношения приобретают более
глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются
привязанность,
чувства
симпатии
и
тяготения
друг
к
другу,
стремление
сделать
приятное
другу,
готовность
помочь,
защитить,
поделиться
сокровенном, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам. По мере
того, как малыши все больше времени проводят без родителей и периоды их
непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется
возможность
более
широкого
общения
со
сверстниками.
Например,
двухлетний малыш скорее всего станет играть со сверстником, чем с мамой,
хотя
оба
находятся
рядом.
Несмотря
но
то,
что
малыши,
посещающие
детский сад, предпочитают играть не с воспитателем, а с другими детьми,
они редко отходят от воспитателя или от других взрослых.
Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или
предметов
—
это
первая
форма
социального
общения
между
ними.
Раз
появились
контакты,
значит
дети
будут
подражать
друг
другу,
координировать свои действия и стараться понять друг друга.
Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если
влияние этой дружбы на детей благотворно. Подружившихся детей вместе
назначают дежурить, ставят их в паре на прогулке, сажают за один стол.
Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям,
педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.
При
умелом
руководстве
воспитателя
жизнь
детей
в
коллективе
становится
интересной, содержательной, способствует созданию бодрого,
жизнерадостного настроения.
В дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в
контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с
возрастом. Для детей 6,5-7 лет друг выступает только как партнер по игре.
Основным
содержанием
развития
дружбы
в
этом
возрасте
является
формирование
стойкой
привязанности
к
сверстнику
с
участием
эмоциональных
и
личностных
компонент,
а
также
осознание
этой
привязанности.
Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве
одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-
личностной сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и
далее к подростковому возрасту.
Но совместные первые шаги можно делать, не дожидаясь того, когда ваш
малыш пойдет в детский сад.
В раннем возрасте дети только начинают играть рядом. Одним из самых
лучших мест для знакомства и начала дружбы является игровая площадка.
Там детей объединяют не только совместные игры и интересы, там даже сам
воздух пропитан дружбой. Главное — придерживаться основных правил, и
тогда друг обязательно будет найден.
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно
воспитание
дружеских
взаимоотношений
между
детьми.
Задача
педагога
состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам,
отражающим нормы поведения в коллективе.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не
мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для
себя другую, подождать, пока он поиграет и т.п.
Эта сторона жизни наших детей не требует больших усилий с нашей
стороны, и все-таки мы многое можем сделать для того, чтобы у нашего
ребенка было больше детей, притом хороших друзей. Советы, которые мы
рекомендуем,
особенно
важны
для
родителей,
чьи
дети
имеют
мало
настоящих товарищей или, похоже, с ними не очень дружат.
Вот некоторые самые эффективные способы для достижения подобной
цели.
1.
Нельзя
требовать
от
детей,
чтобы
они
поняли
значение
дружбы
задолго до того, как начнут ходить в детский сад. А к этому возрасту
они
приобретают
достаточно
большой
опыт
общения
с
ближними,
который
уже
накладывает
отпечаток
на
их
будущее
социальное
поведение, научится легко и свободно держаться с людьми.
2. Мы сами создаем модель, которую ребенок будет воспроизводить
позже.
Если
в
нашем
доме
мало
бывает
друзей,
если
мы
пренебрежительно
отзываемся
о
людях,
то,
конечно,
подаем
детям
пример недружелюбия. Они так или иначе все же научатся жить в
согласии с ближними, но уже не благодаря нам.
3.
Очень
часто
мы
сами
в
состоянии
помочь
ребенку
преодолеть
некоторые
трудности
общественной
жизни.
Если
наш
ребенок
единственный
кто
не
умеет
что-то
делать,
то
время,
которое
мы
потратим, помогая ему преодолеть это, будет вознаграждено радостью,
какую получит ребенок, делая это уже вместе с друзьями.
Вероятно,
самый
целесообразный
способ,
дарить
ребенку
игры,
в
которых
надо
участвовать
вместе
с
товарищами:
настольные
игры,
привлекать других детей в совместные подвижные игры. Как можно
чаще выезжать с друзьями, у которых тоже есть дети, на природу, вместе
с ними ходить на детские спектакли, праздники. Вообще, праздник —
это самое радостное событие для детей, так почему же не устраивать их
для своего ребенка и его друзей?
Взаимодействие между детьми, объединяющимися на основе интереса
друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и
благоприятныи для развития игр. Если дети дружат, то их отношения не
исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к
другу и в повседневной жизи.
Дружба детей трёхлетнего возраста в большенстве случаев длится не
долго но, иногда бывают случаи что продолжительных отношений
увеличивается , такая дружба может длиться в течении всего дошкольного
детства.
У дошкольников 5-6 лет интерес к игре в обществе сверстников заметно
усиливается, в данном возрасте начинают формироваться представвления
ребёнка о положительных и отрицательных качествах сверстника.с одним
сверстником ребята играют с желание и продолжительно, с другими
неохотно. А иньгда не принемают их в игру. Среди мотивов,побуждающих
детей к дружбе, удовольствие о общения в игре занимает первое место.
Дети подчёркивают положительные качества своих сверстников словами:
«она хорошая», «добрая», «он даёт мне игрушки», «он меня не обижает» и
т.д. И хотя дети этого возраста не могут оперировать такими понятиями как
«доброта», «отзывчивость», «чуткость», они выделяют из общей группы тех
ребят, с которыми приятно и интересно играть.
В играх старших дошкольников, уже глубже отображаютсяявления
общественной жизни, трудовая деятельность взрослых.Дети в своих играх
воспроизводят не только увиденное, но и то, о чём узнали израссказов и
книг, телепередач и кинофильмов.Замысел игры требует от ребят умений и
навыков , определённой планомерности, последовательности событий,
большого количества участников, умения договариваться, воспроизводить
характерные черты изображаемого образа, умение подражать его действиям и
образам, самостоятельно подбирать игрушки, игровые материалы и посрбия.
Общий интерес к игре - главный источник возникновения симпатии, а
затем и дружбы. Одним из важных мотивов побуждающих к дружеским
отношениям, является умение хорошо играть.
В подготовительной к школе группе количество отдельных детских
объединений, основанных на взаимной симпатии, как правилозначитеьно
больше, чем в других возрастных группах, и они вклюают большее число
детей.
Дошкольники седьмого года жизни уже начинают понимать дружбу как
форму взаимоотношений.
Положительные качества детей проявленные в игре, служат своеобразным
стимулом для возникновения дружбы, а заием и новых совместных
творческих игр. Наиболее высоко ценится взаимопомощь, трудолюбие,
доброта, ыдержка, смелость, умение мирно рещать конфликты.
Игра требует от участников и проявления определённых способностей,
тогда она будет интересней, содержатильней, увлекательной.Поэтому умение
рисовать, аккуратно наклеивать, выразительно читать стихи, петь, создавать
прочные и красивые постройки всегда отмечается детьми.
С одной стороны , в дружбе проявляются нравственные качества ребёнка, с
другой- она содействует развитию навыков позитивного поведения ребёнка,
углублению нравственных качеств.
Дружба детей для воспитателя является не только средством сплочения
коллектива, но и помогает ему узнать их внутренний мир, характеры,
наклонности, привычки и интересы.
Задача воспитателя детского сада- развивать игры, которые создавали бы
наибольшую возможность для воплощения детских интересов, для
выявления их способностей и знаний. Один ребёнок хорошо строит, другой
красиво лепит, третий вырезает интересные фигурки птиц, животных,
человека, четвёртый знает много стихов - всё это нужно для игры в детский
сад. Воспитатель создаёт необходимые условия, помогает договариваться,
подобрать нужные материалы и дети весело и долго интересно играют.
Длительные игры укрепляют дружеские связи детей. Ребята настолько
сближаются, что начинают испытывать потребность быть постоянно вместе.
Дети, у которых дружба имеет устойчивый характер, меньше нуждаются во
внимании педагога к их личным отношениям со сверстниками. В данном
случае задача воспитателя - способствовать обогащению содержания игр,
которые питают взаимоотношения дошкольников.
Другие дети, дружба , которых также основана на взаимной симпатии.
Общем интересе к книгам, умеющие помогать друг, готовые даже отказаться
от чего- то важного для себя ради товарищей.
Дружба рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверия,
стать самому лучше, смелее, активнее.
Таким образом, при формировании и укреплении дружеских отношений
детей значительная роль отводиться игре. Никакая другая деятельность, даже
самые совершенные в методическом отношении занятия, не смогут сделать
того, что может сделать игра. На занятии ребёнок, например, расскажет о
работу врача, даже изобразит это в рисунке, но показать в действии его
отношение к больному он сможет только в игре. Отсюда следует, что задача
воспитателя, не только позаботиться о необходимом оборудовании для игры,
но и раскрыть содержание, сущность взаимоотношений людей, в данном
случае врача и больного, отношений , проникнутых чуткостью,
гуманностью, заботой о здоровье.
Положительное влияние на развитие дружбы, особенно в старших группах,
оказывает детская литература. При этом воспитатель должен подбирать
такие произведения, в которых рассказывалось бы о дружбе людей, детей и
взрослых, чтобы в памяти остались добрые поступки и отношения героев.
Конечно же огромное влияние на развитие дружеских отношений детей
дошкольного возраста оказывает семья. Работа воспитателя должна быть
направлена на то,
чтобы родители осознали педагогическую истину: необходимо заботиться не
только о своём ребёнке, но и всех тех детях, вместе с которыми он растёт,
живёт и развивается.
Отсюда следует, что воспитание дружбы - процесс длительный и сложный.
Данная работа требует большого терпения, педагогического мастерства и
знаний индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Только тогда он
сможет педагогически правильно оценивать детские поступки, своевременно
помогать детям развивать их замыслы, превращая из в интересные игры.
Друзей имею много я,
Они со мной везде, всегда.
Они поддержат и помогут,
И от беды они не вздрогнут.
Но есть подруга у меня
Единственная, лучшая,
Красивая, прекрасная,
Как солнце в небе ясное!
Мы – неразлучные друзья,
Куда она – туда и я.
Мы вместе в одну школу ходим,
И дни вдвоём всегда проводим.
Смеёмся и гуляем,
Мы вместе не скучаем,
Танцуем и поём, –
Нам весело вдвоём!
Она меня от бед спасает,
Мои проблемы все решает,
И я ей помогу всегда.
У нас с ней добрая душа!
Мы с той не ссоримся подругой,
И с ней мы не были в разлуке.
Она мне даст совет полезный,
Совет разумный, интересный.
Мы просто вечные друзья,
Куда она – туда и я.
Я никогда тебя не брошу,
Ты друг мой верный и хороший!
Используемая литература:
1.Лисина М.И.Проблемы онтогинеза общения.М.Педагогика, 1986г.
2.Юркова Е.В..Проявление социальных представлений о дружбе в
межличностных отношениях,2004 г.
3.А.К.Бондаренко. Воспитание детей в игре. М.Просвещение 1985г.