Напоминание

"Воспитание дружбы - в игре дошкольников"


Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ (Детский сад)
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание дружбы - в игре дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Воспитание дружбы - в игре дошкольников»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу — все равно,

что лишить мир солнечного света.

Цицерон

Дружба- это своеобразный моральный опыт ребёнка, способствующий

развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек,

формирование устойчивфх фори поведения.

Конечно же первая дружба у детей возникает и протекает в игре.

Придя в детский сад, малыш спешит к тому сверстнику, с которым вчера

интересно играл. Он радуется встрече с ним, улыбается и что то

рассказывает ему.

Дети младшего дошкольного возраста не предьявляют никаких требований

к личным качествам и способностям своих товарищей, они не осознают

своих отношений и не понимают значения слова дружить, но выражают

желание играть только с определённым ребёнком. Эти первые детские

отношения в детских коллективах возникают на основе взаимной симпатии и

называются дружескими.

В обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее,

самостоятельнее, инициативнее. Нам, педагогам, которые работают с детьми

нескоько десятков лет, известно, что в игре возникают и укрепляются детские

коллективы. Ребята выбирают себе друзей, учаться согласовывать свои

интересы с желаниями товарищей.

Зхадача воспитателя - изучать взаимоотношния дошкольников и создавать

игровые коллективы с учётом чувств и симпатий детей, способствовать

укреплению отдельных дружеских объединений с целью формирования

дружного коллектива.

Любой ребенок должен иметь друзей. Даже если Вам кажется, что ему

достаточно общения с родственниками и игрушками, вы глубоко ошибаетесь.

Малыш должен учиться общаться со сверстниками. Вместе расти и играть

куда веселее. Чувство первой дружбы самое ценное, просто у кого-то оно

приходит раньше, у кого-то позже. Если ребенок научится дружить еще в

раннем детстве, многие проблемы в дальнейшем у него будут решаться легче,

чем у тех, кто в детстве был одинок.

Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают

в

дружеские,

которые

носят

более

интимный,

избирательный

характер,

охватывают более ограниченный круг детей — 2-4 человека.

Иногда поводом для сближения детей являются обстоятельства (живут в

одном доме, сидят за одним столом и т.п.). Эти отношения приобретают более

глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются

привязанность,

чувства

симпатии

и

тяготения

друг

к

другу,

стремление

сделать

приятное

другу,

готовность

помочь,

защитить,

поделиться

сокровенном, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам. По мере

того, как малыши все больше времени проводят без родителей и периоды их

непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется

возможность

более

широкого

общения

со

сверстниками.

Например,

двухлетний малыш скорее всего станет играть со сверстником, чем с мамой,

хотя

оба

находятся

рядом.

Несмотря

но

то,

что

малыши,

посещающие

детский сад, предпочитают играть не с воспитателем, а с другими детьми,

они редко отходят от воспитателя или от других взрослых.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или

предметов

это

первая

форма

социального

общения

между

ними.

Раз

появились

контакты,

значит

дети

будут

подражать

друг

другу,

координировать свои действия и стараться понять друг друга.

Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если

влияние этой дружбы на детей благотворно. Подружившихся детей вместе

назначают дежурить, ставят их в паре на прогулке, сажают за один стол.

Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям,

педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.

При

умелом

руководстве

воспитателя

жизнь

детей

в

коллективе

становится

интересной, содержательной, способствует созданию бодрого,

жизнерадостного настроения.

В дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в

контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с

возрастом. Для детей 6,5-7 лет друг выступает только как партнер по игре.

Основным

содержанием

развития

дружбы

в

этом

возрасте

является

формирование

стойкой

привязанности

к

сверстнику

с

участием

эмоциональных

и

личностных

компонент,

а

также

осознание

этой

привязанности.

Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве

одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-

личностной сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и

далее к подростковому возрасту.

Но совместные первые шаги можно делать, не дожидаясь того, когда ваш

малыш пойдет в детский сад.

В раннем возрасте дети только начинают играть рядом. Одним из самых

лучших мест для знакомства и начала дружбы является игровая площадка.

Там детей объединяют не только совместные игры и интересы, там даже сам

воздух пропитан дружбой. Главное — придерживаться основных правил, и

тогда друг обязательно будет найден.

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно

воспитание

дружеских

взаимоотношений

между

детьми.

Задача

педагога

состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам,

отражающим нормы поведения в коллективе.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не

мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для

себя другую, подождать, пока он поиграет и т.п.

Эта сторона жизни наших детей не требует больших усилий с нашей

стороны, и все-таки мы многое можем сделать для того, чтобы у нашего

ребенка было больше детей, притом хороших друзей. Советы, которые мы

рекомендуем,

особенно

важны

для

родителей,

чьи

дети

имеют

мало

настоящих товарищей или, похоже, с ними не очень дружат.

Вот некоторые самые эффективные способы для достижения подобной

цели.

1.

Нельзя

требовать

от

детей,

чтобы

они

поняли

значение

дружбы

задолго до того, как начнут ходить в детский сад. А к этому возрасту

они

приобретают

достаточно

большой

опыт

общения

с

ближними,

который

уже

накладывает

отпечаток

на

их

будущее

социальное

поведение, научится легко и свободно держаться с людьми.

2. Мы сами создаем модель, которую ребенок будет воспроизводить

позже.

Если

в

нашем

доме

мало

бывает

друзей,

если

мы

пренебрежительно

отзываемся

о

людях,

то,

конечно,

подаем

детям

пример недружелюбия. Они так или иначе все же научатся жить в

согласии с ближними, но уже не благодаря нам.

3.

Очень

часто

мы

сами

в

состоянии

помочь

ребенку

преодолеть

некоторые

трудности

общественной

жизни.

Если

наш

ребенок

единственный

кто

не

умеет

что-то

делать,

то

время,

которое

мы

потратим, помогая ему преодолеть это, будет вознаграждено радостью,

какую получит ребенок, делая это уже вместе с друзьями.

Вероятно,

самый

целесообразный

способ,

дарить

ребенку

игры,

в

которых

надо

участвовать

вместе

с

товарищами:

настольные

игры,

привлекать других детей в совместные подвижные игры. Как можно

чаще выезжать с друзьями, у которых тоже есть дети, на природу, вместе

с ними ходить на детские спектакли, праздники. Вообще, праздник —

это самое радостное событие для детей, так почему же не устраивать их

для своего ребенка и его друзей?

Взаимодействие между детьми, объединяющимися на основе интереса

друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и

благоприятныи для развития игр. Если дети дружат, то их отношения не

исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к

другу и в повседневной жизи.

Дружба детей трёхлетнего возраста в большенстве случаев длится не

долго но, иногда бывают случаи что продолжительных отношений

увеличивается , такая дружба может длиться в течении всего дошкольного

детства.

У дошкольников 5-6 лет интерес к игре в обществе сверстников заметно

усиливается, в данном возрасте начинают формироваться представвления

ребёнка о положительных и отрицательных качествах сверстника.с одним

сверстником ребята играют с желание и продолжительно, с другими

неохотно. А иньгда не принемают их в игру. Среди мотивов,побуждающих

детей к дружбе, удовольствие о общения в игре занимает первое место.

Дети подчёркивают положительные качества своих сверстников словами:

«она хорошая», «добрая», «он даёт мне игрушки», «он меня не обижает» и

т.д. И хотя дети этого возраста не могут оперировать такими понятиями как

«доброта», «отзывчивость», «чуткость», они выделяют из общей группы тех

ребят, с которыми приятно и интересно играть.

В играх старших дошкольников, уже глубже отображаютсяявления

общественной жизни, трудовая деятельность взрослых.Дети в своих играх

воспроизводят не только увиденное, но и то, о чём узнали израссказов и

книг, телепередач и кинофильмов.Замысел игры требует от ребят умений и

навыков , определённой планомерности, последовательности событий,

большого количества участников, умения договариваться, воспроизводить

характерные черты изображаемого образа, умение подражать его действиям и

образам, самостоятельно подбирать игрушки, игровые материалы и посрбия.

Общий интерес к игре - главный источник возникновения симпатии, а

затем и дружбы. Одним из важных мотивов побуждающих к дружеским

отношениям, является умение хорошо играть.

В подготовительной к школе группе количество отдельных детских

объединений, основанных на взаимной симпатии, как правилозначитеьно

больше, чем в других возрастных группах, и они вклюают большее число

детей.

Дошкольники седьмого года жизни уже начинают понимать дружбу как

форму взаимоотношений.

Положительные качества детей проявленные в игре, служат своеобразным

стимулом для возникновения дружбы, а заием и новых совместных

творческих игр. Наиболее высоко ценится взаимопомощь, трудолюбие,

доброта, ыдержка, смелость, умение мирно рещать конфликты.

Игра требует от участников и проявления определённых способностей,

тогда она будет интересней, содержатильней, увлекательной.Поэтому умение

рисовать, аккуратно наклеивать, выразительно читать стихи, петь, создавать

прочные и красивые постройки всегда отмечается детьми.

С одной стороны , в дружбе проявляются нравственные качества ребёнка, с

другой- она содействует развитию навыков позитивного поведения ребёнка,

углублению нравственных качеств.

Дружба детей для воспитателя является не только средством сплочения

коллектива, но и помогает ему узнать их внутренний мир, характеры,

наклонности, привычки и интересы.

Задача воспитателя детского сада- развивать игры, которые создавали бы

наибольшую возможность для воплощения детских интересов, для

выявления их способностей и знаний. Один ребёнок хорошо строит, другой

красиво лепит, третий вырезает интересные фигурки птиц, животных,

человека, четвёртый знает много стихов - всё это нужно для игры в детский

сад. Воспитатель создаёт необходимые условия, помогает договариваться,

подобрать нужные материалы и дети весело и долго интересно играют.

Длительные игры укрепляют дружеские связи детей. Ребята настолько

сближаются, что начинают испытывать потребность быть постоянно вместе.

Дети, у которых дружба имеет устойчивый характер, меньше нуждаются во

внимании педагога к их личным отношениям со сверстниками. В данном

случае задача воспитателя - способствовать обогащению содержания игр,

которые питают взаимоотношения дошкольников.

Другие дети, дружба , которых также основана на взаимной симпатии.

Общем интересе к книгам, умеющие помогать друг, готовые даже отказаться

от чего- то важного для себя ради товарищей.

Дружба рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверия,

стать самому лучше, смелее, активнее.

Таким образом, при формировании и укреплении дружеских отношений

детей значительная роль отводиться игре. Никакая другая деятельность, даже

самые совершенные в методическом отношении занятия, не смогут сделать

того, что может сделать игра. На занятии ребёнок, например, расскажет о

работу врача, даже изобразит это в рисунке, но показать в действии его

отношение к больному он сможет только в игре. Отсюда следует, что задача

воспитателя, не только позаботиться о необходимом оборудовании для игры,

но и раскрыть содержание, сущность взаимоотношений людей, в данном

случае врача и больного, отношений , проникнутых чуткостью,

гуманностью, заботой о здоровье.

Положительное влияние на развитие дружбы, особенно в старших группах,

оказывает детская литература. При этом воспитатель должен подбирать

такие произведения, в которых рассказывалось бы о дружбе людей, детей и

взрослых, чтобы в памяти остались добрые поступки и отношения героев.

Конечно же огромное влияние на развитие дружеских отношений детей

дошкольного возраста оказывает семья. Работа воспитателя должна быть

направлена на то,

чтобы родители осознали педагогическую истину: необходимо заботиться не

только о своём ребёнке, но и всех тех детях, вместе с которыми он растёт,

живёт и развивается.

Отсюда следует, что воспитание дружбы - процесс длительный и сложный.

Данная работа требует большого терпения, педагогического мастерства и

знаний индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Только тогда он

сможет педагогически правильно оценивать детские поступки, своевременно

помогать детям развивать их замыслы, превращая из в интересные игры.

Друзей имею много я,

Они со мной везде, всегда.

Они поддержат и помогут,

И от беды они не вздрогнут.

Но есть подруга у меня

Единственная, лучшая,

Красивая, прекрасная,

Как солнце в небе ясное!

Мы – неразлучные друзья,

Куда она – туда и я.

Мы вместе в одну школу ходим,

И дни вдвоём всегда проводим.

Смеёмся и гуляем,

Мы вместе не скучаем,

Танцуем и поём, –

Нам весело вдвоём!

Она меня от бед спасает,

Мои проблемы все решает,

И я ей помогу всегда.

У нас с ней добрая душа!

Мы с той не ссоримся подругой,

И с ней мы не были в разлуке.

Она мне даст совет полезный,

Совет разумный, интересный.

Мы просто вечные друзья,

Куда она – туда и я.

Я никогда тебя не брошу,

Ты друг мой верный и хороший!

Используемая литература:

1.Лисина М.И.Проблемы онтогинеза общения.М.Педагогика, 1986г.

2.Юркова Е.В..Проявление социальных представлений о дружбе в

межличностных отношениях,2004 г.

3.А.К.Бондаренко. Воспитание детей в игре. М.Просвещение 1985г.



В раздел образования