Автор: Наторова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры
Населённый пункт: г.Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Предметная неделя по ПМ 03. Выполнение каменных работ
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Российской Федерации
Департамент образования Администрации Ярославской области
ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры
Предметная неделя по ПМ. 03. Выполнение каменных работ
г. Рыбинск 2018 г
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
А.В. Шильников
«____» ____ 20__ г.
Методические
рекомендации
по
проведению предметной недели по
ПМ. 03. «Выполнение каменных работ».
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской
инфраструктуры
Коллективный продукт- разработчики:
Осокина Любовь Борисовна мастер п/о
Наторова Ирина Владимировна преподаватель специальных дисциплин
Оформление: Наторова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
СОГЛАСОВАНО
Председатель МК
И.В.Натороа
«___»____________20___г
Актуальность.
Предметная
неделя
один
из
самых
лучших
путей
выявления
познавательного
интереса
обучающихся
к
предметам
профессиональной
направленности.
Предметные
неделя
по
каменным
работам– это массовый вид соревнований обучающихся, цель проведения
которых – вовлечение большего числа обучающихся во внеклассную работу
по
данному
предмету,
повышение
их
интереса
к
специальным
знаниям,
развитие
самостоятельности,
совершенствование
общеучебных
и
специфических для спецпредмета умений и навыков обучающихся.
Такая
форма
проведения
внеклассной
работы,
благодаря
массовому
участию
в
ней
обучающихся,
помогает
более
глубокому
изучению
профессионального модуля «Выполнение каменных работ»
Цель:
Изучение
возможности
предметной
недели
по
ПМ.
03.
Выполнение каменных работ для выявления наиболее интересующихся и
способных обучающихся, повышения уровня мотивации к ПМ 03. А также
разработке
системы
предметных
недель
для
повышения
качества
образования.
Которые
впоследствии
можно
использовать
для
других
профессиональных модулей.
Задачи :
1.
Формирование умений интегрировать знания по МДК и УП;
2.
Развитие у обучающихся ИКТ
3.
В о с п и т а н и е
и н т е р е с а
и
м о т и в а ц и и
к
п р е д м е т а м
профессионального цикла;
4.
Формирование
личностных
качеств,
обучающихся:
чувство
товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде.
В качестве научного эксперимента в предметные недели принимают
участие обучающиеся группы КЭ10
Организаторами
предметной
недели
является
преподаватель
спецтехнологии
и
мастер
производственного
обучения
колледжа.
Этапы
предметной
недели
проводятся
по
заданиям,
составленным
на
основе
профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю
ПМ.03. Выполнение каменных работ.
Задания
ранжированы
по
сложности
выполнения,
номинациям
и
способам организации деятельности обучающихся.
Деятельность обучающихся по номинациям:
- практическая деятельность;
- теоретическая деятельность.
В
рамках
номинации
практической
деятельности
проходят
два
конкурса:
1.
Конкурс: «Правильно и безопасно»;
2.
Конкурс: «Кто быстрей»
В рамках номинации теоретической деятельности проходят:
1.
Презентация профессии: «Я- каменщик»;
2.
Викторина: «
3.
Конкурс сочинений «Я буду строить города».
В конкурсах «Правильно и безопасно» и «Кто быстрей» обучающиеся
работают
в
парах.
Номинации
теоретической
деятельности
проводятся
индивидуально.
Все конкурсные задания оценивает жюри по разработанным критериям.
Конкурс
«Правильно и безопасно»
Задание: выполнить кладку столба квадратного сечения 2*2 кирпича
по трехрядной системе перевязки швов в соответствии со схемой, соблюдая
правила охраны труда при организации рабочего места и в процессе работы.
Высота кладки-5 кирп. Полное заполнение шва. Толщина горизонтального
шва-10 мм. Толщина вертикального шва-10 мм. Время выполнения задания
1час 20 минут.
Ход конкурса:
1.Жеребьевка конкурсантов (разбивка на группы- пары)
2.Ознакомление с заданием конкурса и критериями оценки.
3.Выбор конкурсантами необходимых для работы инструментов и
материалов.
4.Выполнение задания.
5.Работа жюри
6.Сообщение результатов.
Критерии
оценки: По каждому из пунктов критериев
начисляется
один балл.
1.
Расположение материалов при кладке столбов в соответствии со
схемой.
2.
Использование инструмента в соответствии с его назначением.
3.
Чистота рабочего места в ходе работы и по окончании ее.
4.
Соблюдение технологической последовательности укладки рядов в
соответствии со схемой.
5.
Соблюдение перевязки швов.
6.
Толщина горизонтальных швов 10мм .
7.
Толщина вертикальных швов10мм.
8.
Заполненность швов.
9.
Вертикальность кладки-0 мм.
10.Горизонтальность кладки 0мм.
11.Использование контрольно-измерительного инструмента во время
выполнения задания.
Работа жюри:
Работа жюри производится в соответствии с критериями оценки.
Конкурс
« Кто быстрее»
Задание: Уложить в произвольную конструкцию (столб, перегородка в
1.2кирпича, глухая стена в 1; 1.5 кирпича. угловая, вертикальная, убежная
штраба, замащивание горизонтальной поверхности) на раствор 40 кирпичей.
затратив наименьшее количество времени.
Критерии оценки:
1.Устойчивость выполненной конструкции.
2. Время выполнения задания.
Ход конкурса:
1. Жеребьевка конкурсантов (разбивка на группы- пары)
2. Ознакомление с заданием конкурса и критериями оценки.
3.
Выбор
конкурсантами
необходимых
для
работы
инструментов
и
материалов.
4. Выполнение задания.
5. Работа жюри
6. Сообщение результатов.
Работа жюри:
Работа жюри производится в соответствии с критериями оценки.
Презентация профессии на тему: «Я- каменщик»
Рекомендации к содержанию презентации.
По содержанию
По объему презентация должна содержать от 4 до 6 слайдов.
Презентация может быть информационной или исследовательской.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит
докладчик.
Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова).
Если презентация является основой устного доклада, то по правилам,
второй
слайд
должен
содержать
краткое
перечисление
всех
основных
вопросов. Во время создания такого слайда от автора требуется очень четко
выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.
По оформлению
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена
авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.
Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не
только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории.
В
конце
презентации
представляется
список
использованных
источников, оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал
выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над
презентацией.
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта,
толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как
человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно
неважно
Презентация предполагает сочетание информации различных типов:
текста,
графических
изображений,
музыкальных
и
звуковых
эффектов,
анимации и видеофрагментов.
Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов
различного вида.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный
текст);
цвет
шрифта
и
цвет
фона
должны
контрастировать
(текст
должен
хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial,
Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт,
если он хорошо читаем;
курсив,
подчеркивание,
жирный
шрифт,
прописные
буквы
рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента
текста.
Анимация
Анимационные
эффекты
используются
для
привлечения
внимания
слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса.
В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно
насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную
реакцию аудитории.
Звук - звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать
особенность темы слайда, презентации.
Форма контроля и критерии оценки презентации
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в
электронном виде. Защита презентации проводится перед жюри и аудиторией
конкурсантов. Победители и призеры определяются голосованием жюри в
соответствии с критериями оценки презентаций по таблице 1.
Таблица 1.
«Отлично»
в ы с т а в л я е т с я
в
с л у ч а е ,
е с л и
презентация содержит элемент исследования,
личный опыт, выполнена аккуратно, примеры
проиллюстрированы,
полностью
освещены
все обозначенные вопросы.
«Хорошо»
выставляется
в
случае,
если
работа
содержит информационный элемент, личный
опыт, небольшие неточности.
«Удовлетворительно»
в случае, если презентация выполнена
аккуратно,
но
не
содержит
элементов
информации
или
исследования,
личного
опыта
не
полностью
освещены
заданные
вопросы.
Конкурс сочинений «Я буду строить города».
1 Сочинение пишется на свободную тему. Данное сочинение является
мини- сочинением содержит объем 0,5- 1 листа ( от100 до 250 слов).
Инструкция по написанию сочинения
Сначала посвятите несколько минут свободному размышлению на тему
сочинения.
Ничего
не
записывайте,
просто
постарайтесь
запомнить
пришедшие к вам мысли, определить свое отношение и эмоции. После этого
запишите основные моменты, которые вам хотелось бы указать в сочинении,
и
логически
их
выстройте.
На
их
основе
вы
сможете
составить
первоначальный план.
Составьте
четкий
план
сочинения.
В
композицию
сочинения
непременно входят три элемента: вступление, основная часть и заключение.
Обратите
особое
внимание
на
название
сочинения.
Определите
лексическое значения каждого слова в названии, а также общее значение
всего
высказывания.
Это
поможет
вам
убедиться,
что
вы
совершенно
правильно поняли тему сочинения.
Напишите
примерную
структуру
вступления.
Обдумайте
тему
сочинения,
определите,
что
в
этом
сочинении
является
самым
главным.
Однако основную мысль во вступлении писать не обязательно. Попытайтесь
дать
общее
представление
о
проблеме,
которая
скрывается
за
темой
сочинения,
не
раскрывая
ее
детально.
Предварительные
сведения
могут
включать ответ на заданный вопрос по теме. В зависимости от названия
сочинения вы можете указать ваше мнение.
Продумайте, что вы собираетесь написать в основной части. Здесь
должен содержаться анализ произведения согласно заданной теме. Избегайте
простого пересказа событий и не указывайте тех сведений, которые лишь
косвенно относятся к теме сочинения. Раскройте основную мысль. Излагайте
свои
мысли
логично
и
аргументировано,
не
забывайте
прибегать
к
стилистическим приемам. Разнообразьте свою речь образными эпитетами и
метафорами.
Не
повторяйте
одни
и
те
же
слова
и
словосочетания,
при
необходимости подберите синонимы.
В заключительной части подведите итоги, обобщите все ваши суждения
и еще раз укажите на главную мысль сочинения. Ваша задача – емко и
коротко
завершить
текст,
прийти
к
определенным
выводам.
Вы
можете
выразить свое личное отношения к теме сочинения.
Критерии оценки сочинения
№ п.п
Критерии
Баллы
Глубина раскрытия темы сочинения
Обучающийся раскрывает свою тему убедительно
3
Обучающийся
раскрывает
свою
тему
не
убедительно
2
О бу ч а ю щ и й с я
р а с к р ы в а е т
с в о ю
т е м у
поверхностно
1
Аргументация обучающимся собственного мнения
Обучающийся выразил свое мнение по проблеме
темы
сочинения
и
привел
не
менее
двух
аргументов подтверждение этого мнения
3
Обучающийся выразил свое мнение по проблеме
темы сочинения и привел только один аргумент в
подтверждение этого мнения
2
Обучающийся
выразил
свое
мнение
тему
сочинения,
но
не
привел
аргументов
в
1
подтверждение
Композиционная целостность и логичность сочинения
Сочинение
характеризуется
композиционной
цельностью,
части
высказывания
логически
связаны, мысль последовательно развивается, нет
необоснованных
повторов
и
нарушений
логической последовательности
3
Части сочинения логически связаны между
собой, но имеются нарушения композиционной
цельности:
мысль повторяется,
и / или
есть нарушения в последовательности изложения
(в том числе внутри смысловых частей
высказывания),
и / или
2
В сочинении не прослеживается
композиционного замысла,
и / или
допущены грубые нарушения в
последовательности изложения,
и / или
нет связи между частями и внутри частей
сочинения
1
Викторина
Ответьте на вопросы теста
1.Размеры утолщенного кирпича:
а) 350 х 220 х 165; б) 250 х 120 х 88; в) 488 х 238 х 108.
2.Какова ширина рабочего места каменщика:
а) 2,5 – 2,6 м.; б) 4,0 – 3,5 м.; в) 7,6 – 5,0 м.;
3
. Что
является
основным
материалом
для
производства
силикатного кирпича:
а) Песок и цемент; б) Песок и гипс; в) Песок и известь.
4. Влагоотдача – это:
а) Способность материалов пропускать влагу;
б) Способность материалов терять влагу;
в) Способность материалов поглощать влагу.
5. Минимальная допустимая температура раствора, используемого
при кладке
кирпича способом замораживания, при температуре воздуха
(-8 градусов С) в безветренную погоду:
а) 10 градусов. С; б) 15 градусов С; в) 5 градусов С.
6. Какая система перевязки применяется при кладке простенков
длиной до 1 метра:
а) Многорядная; б) Трехрядная; в) Однорядная.
7. Что называют парапетом?
а) Нижняя часть стены;
б) Треугольная часть стены;
в) Прямоугольное завершение стены
8. При помощи чего размечают ряды?
а) С помощью метра; б) С помощью уровня; в) С помощью порядовки.
9. Средняя толщина горизонтальных швов составляет:
а) 8 мм; б) 12 мм; в) 10 мм.
10.Какой длинны можно выкладывать перегородки толщиной ¼
кирпича?
а) До 10 м.; б) До 15 м.; в) До 3 м.
11.Минимальная толщина швов при выполнении армированной
кладки:
а) Не более 12 мм.; б) Не более 16 мм.; в) Не более 10 мм.
12. Толщина стены в 3 кирпича составляет:
а) 750 мм; б) 770 мм; в) 790 мм.
13. Кладка из природных камней неправильной формы, имеющих
две примерно параллельные поверхности (пастели) называют ...
а)
кирпичной кладкой;
б)
бутобетонной кладкой;
в)
бутовой кладкой.
1 4 . При
кладке
тычковых
рядов
камни
предварительно
раскладывают на стене на расстоянии...
а)
6-8 см
б)
8-10 см
в)
10-12 см
1 5 . Выберете
последовательность
кладки
из
керамических
пустотелых камней
а)
наружная верста - забутка - внутренняя верста;
б)
наружная верста - внутренняя верста - забутка;
в)
внутренняя верста - забутка - наружная верста
16. Процесс кладки состоит из рабочих операций, выполняемых
в определенном порядке, определите этот порядок:
а)
расстилание раствора под внутреннюю версту;
б)
укладка забутки;
в)
установка порядовок;
г)
перемешивание лопатой раствора в ящике;
д)
натягивание
причалок
для
обеспечения
правильности
укладки
кирпичей и рядов;
е)
укладка наружной версты;
ж)
подача и раскладка кирпичей на стене;
з)
подача раствора на стену и расстилание его под наружную версту;
и)
проверка правильности выложенного ряда кладки
к)
расстилание раствора под забутку;
л)
укладка внутренней версты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
17. Какой способ укладки кирпичей использует этот каменщик?
18.
Поясните
н а
ч т о
указывают
цифры
на
рисунке ?
1-
название
ряда-
2-
название
ряда-
Название
элементов
кладки
3-
4-
5-
19. Выполните расчет
1.
Для
постройки
забора
необходимо
возвести
10
кирпичных
столбов
высотой
1540мм,
каждый
ряд
столба
состоит
из
4
глиняных
кирпичей, сколько кирпичей понадобится каменщику?
2.
Каменщику
необходимо
возвести
простенок
толщиной
в
0,5
кирпича, его длинна составляет 2 метра а высота 1 метр какое количество
кирпичей для этого потребуется?
3.
Прорабу поручили возведение бокса под автомобиль. Согласно
требованиям проекта длинна боковых стен должна быть 5 метров, длинна
задней стены 2,5 метра. Высота строения 2 метра. В проекте записано, что
основная
часть
здания
должна
быть
выполнена
из
силикатного
кирпича
толщиной в 1,5 кирпича, А с наружи строение должно быть облицовано
керамическим кирпичом в 0,5 кирпича. Какое количество силикатного и
керамического кирпича следует заказать прорабу?
Максимальное количество баллов за викторину 35.
Спасибо за выполненное задание!
Заключение
В заключении необходимо отметить , что проведение внеаудиторных
соревновательных
мероприятий
будет
способствовать
формированию
устойчивого
интереса
к
выбранным
профессиям,
повысит
мотивацию
к
процессу обучения, будет способствовать совершенствованию общеучебных
и специфических для спецпредмета умений обучающихся.