Автор: Кавера Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 10
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: проект
Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей первой младшей группы"
Раздел: дошкольное образование
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
« Влияние мелкой моторики на развитие речи детей первой младшей группы»
Всем
известно,
что
мелкая
моторика
рук
и
развитие
речи
непосредственно взаимосвязаны друг с другом. При нормальном развитии
моторики, ребенок на определенных этапах роста выполняет определенные
действия по возрасту и, следовательно, развивается нормально и речь. Если
же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении
речи,
так
как
совершенствование
речевых
реакций
находится
в
тесной
взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Это является одним
из
показателей
хорошего
физического
и
нервно-психического
развития
ребенка
Замечательный
педагог
В.А.
Сухомлинский
писал:
"Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно
говоря,
идут
тончайшие
ручейки,
которые
питают
источник
творческой
мысли».
С. Л. Рубинштейн пишет, что ребенок нормально овладевает речью –
научается говорить – пользуясь речью в процессе общения, а, не изучая ее в
процессе учения. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву
для последующего формирования речи.
Именно поэтому данная тема проекта является актуальной, так как
благодаря воспитателю, ребенок будет получать дополнительное развитие
мелкой моторики, в первой младшей группе. Ведь этот ранний
возраст
благоприятный для данного развития.
Проблема заключается в том, что плохое развитие мелкой моторики
влияет непосредственно на развитие речи, и порой родители не всегда это
знают, или не находят для этого времени. А воспитатель, благодаря готовой
программе,
поможет
ребенку
развить
самые
важные
процессы,
в
столь
раннем возрасте.
Цели:
- развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы;
- развитие речи у детей первой младшей группы;
Задачи:
- изучить с детьми пальчиковые игры;
- разучить с детьми потешки;
- научить детей пальчиковому театру;
- изучить с детьми сказки по возрасту;
- развивать двигательную активность ребенка;
- формировать интерес к общению.
Результаты проекта:
Данный проект даст дополнительное развитие и занятость ребенка с пользой,
позволит воспитателю повысить свой опыт в работе с детьми, и повлияет на
совместную работу с родителями.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Механизм реализации проекта будет следующим:
Для того, чтобы воспитателю проанализировать свою деятельность в проекте,
нужно:
1)
Познакомиться
с
детьми
и
заполнить
протокол,
сколько
детей
на
момент знакомства в начале года, были активны в речевом развитии;
2)
После каждого занятия заполнять протокол, что ребенок узнал, чему
научился;
3)
Раз
в
месяц
делать
итоговое
задание
для
детей
по
пройденному
материалу, занося данные в протокол.
4)
К концу учебного года, подвести итоги, проанализировать, насколько
дети стали активнее в речевом развитии
Описание стратегии и методов достижения поставленных целей и задач
заключается в следующем: воспитатель два раза в неделю занимается с
детьми по данному проекту, в течении месяца занятия будут повторяться, так
как детки маленькие и им нужно больше времени для изучения материала. В
конце месяца знания проверяются воспитателем вопросами для детей, как по
картинке, так и устно.
К концу года воспитатель проводит рефлексию.
Сравнивает результаты с началом учебного года, и с концом года.
Характеристика рабочих ресурсов:
На начальном этапе могут возникнуть такие трудности, как незнание
материала, но после изучения потешек, игр и сказок, ребенку будет легче
принимать
на
слух
то,
что
говорит
воспитатель,
будет
улучшаться
произношение звуков.
В данном проекте мы используем следующие ресурсы :
пальчиковый
театр
–
благодаря
простым
упражнениям
и
движения
помогает
снять
напряжение
рук,
расслабить
мышцы,
это
улучшает
произношение звуков;
двигательные функции ребенка обеспечивают
формирование
различных
видов
восприятия
и
внимания;
так
же
пальчиковый театр помогает формировать позитивные эмоции;
потешки – их использование предполагает проговаривание речевых
упражнений. Дети с воспитателем проговаривают слова, стихи, что
укрепляют мышцы артикуляции, развивают воображение, музыкальный
слух;
пальчиковые игры – помогают так же изучать стихи, развивают память,
ребенок
выстраивает
пальцами
фигуры,
перебирает
пальчики,
выполняет пальчиковую гимнастику;
сказки – формируют у ребенка внимание, интерес, умение слушать и
воспринимать на слух другого человека, умение отвечать на вопросы,
учить договаривать слова и фразы, эмоционально переживать за героя.
ПЛАН РАБОТ ПО ПРОЕКТУ
Участник проекта: воспитатели, родители, дети первой младшей группы.
Срок реализации проекта - 1 год.
Начать работу предполагается с ноября месяца. Так как первые месяца уходят
на адаптацию ребенка и на формирование группы.
План составлен на 2019 – 2020 год.
№
п\п
Месяц
Недел
и
месяца
Название занятия
1.
Ноябрь
1
1.Сорока белобока
2.пальчиковый театр «коза хлопота»
2
1.Маша растеряша – сказка
2. Пальчиковая игра – кот на печи
3
1.Сказка – как гусенок потерялся
2.Потешка – ехали,, ехали
4
1.пальчиковая
игра
–
мы
вот
так
тесто
разминали.
2.пальчиковый театр – баю баюшки баю.
2
Декабрь
1
1.Потешка – курочка - рябушечка
2.сказка «кто сказал мяу».
2
1.потешка – трушки тутушки
2. пальчиковый театр – «коза хлопота»
3
1.сказка – «колобок»
2. потешка – ехали ехали.
4
1.сказка «Маша растеряша»
2. потешка «мы вот так тесто разминали».
3
Январь
2.
1.Сказка «кто сказал мяу»
2. Потешка – «сидит белка на тележке»
3.
1.Сказка «как поросенок говорить научился»
2.Потешка «петя петушок»
4.
1.потешка «трушки – тутушки»
2. пальчиковый театр «баю баюшки баю»
4
Февраль
1
1.Сказка Сутеева «яблоко»
2.пальчиковая
игра
«этот
пальчик
мой
танцует»
2
1 пальчиковая игра «пирог»
2. пальчиковый театр «мышка что не спишь»
3
1.Пальчиковая игра» Ладушки – ладошки»
2. сказка «ежик, которого можно погладить»
4
1.пальчиковая игра «пирог»
2.сказка Сутеева «яблоко»
5
Март
1
1.Сказка «Маша и медведь»
1.Потешка «девочки и мальчики»
2
1.Потешка «девочки и мальчики»
2.пальчиковый театр «курочка ряба».
3
1.потешка «на лесной лужайке»
2.сказка Сутеева «Яблоко».
4.
1.потешка «Ай качи качи качи»
2. пальчиковый театр «Шла собака»
6
Апрель
1
1.пальчиковая
игра
«игрушечный
зайчик
в
лесу»
2.потешка «пошел котик на Торжок»
2
1.сказка Сутеева «под грибом»
2.пальчиковый театр «лиса по лесу ходила»
3
1.пальчиковый театр «волк на лужайке»
2.сказка «сказка о не послушном мышонке»
4
1.сказка «теремок»
2.потешка «мы ногами топ топ»
7
Май
1.
1.потешка «застучали ножки»
2. потешка «уж я Танечке пирог испеку»
2
1.сказка «песенка мышонка»
2. потешка «я козлика привяжу»
3
1.Сказка «пузырь , соломинка и лопоть»
2.Пальчиковая игра «стрекоза»
4.
1.считалочка «раз, два, три, четыре, пять»
2.
подготовка
к
открытому
занятию.
Обсуждение
с
детьми,
какие
занятия
им
более интересны»
Открытое занятие, воспитатель прописывает сам, по своему
усмотрению и интересу детей.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Опис ание
оценки
эффективно сти
про ект а
о п р е д е л я е т с я
привлекательностью проекта для участников и дальнейшими результатами
проекта. Так как каждый родитель заинтересован в развитии своего ребенка,
то данный проект, будет для них интересен и продуктивен. Чтобы поставить
участников
проекта
в
известность,
воспитатель
проведет
собрание,
на
котором расскажет дальнейшие перспективы.
Для оценки выполнения целей проекта, будут использоваться данные
протоколов в начале учебного года и данные в конце года.
Оценка результатов проекта проводится с помощью рефлексии. Что мы
знали, что мы изучили, что мы умеем, покажем и расскажем. Воспитатель
может провести небольшое показательное выступление вместе с детьми.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
В данном проекте поставлены конкретные цели, задачи с которыми
соотнесены. Четко прописаны методы, используемые в проекте. Возрастная
категория для этого
проекта
- это то, что составляет важную его часть.
Эффективность, конечно же, будет зависеть от администрации учреждения,
какую роль понесет проект в целом в ДОУ, и так же от педагога, насколько он
заинтересован в данном развитии, как для детей, так и в развитии себя, как
педагога ДОУ.
Перспективой
дальнейшего
развития
проекта,
будет,
служит
его
заинтересованность.
Ведь
данный
проект
направлен
на
детей
первой
младшей группы. На маленьких детей. Проект можно пустить в дело не
только в сады, но различные учреждения, где маленькие детки нуждаются в
дополнительном развитии. Всегда обучение усугубляется тем, что нужны под
рукой материалы, с чем ты будешь работать и как. В данном же проекте уже
будет прописан план на год, где воспитателю нужно будет, только готовится к
занятию.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
В данном проекте воспитателю нужно вести четко поставленные цели и
задачи,
благодаря,
которым,
в
последующем
он
придет
к
хорошим
результатам.
Риском
будет
являться
лишь
не
заинтересованность
самого
педагога, ведь заинтересовать родителей это уже второе дело. Если у педагога
будут гореть глаза на новый опыт, то в дальнейшем ему не составит труда,
реализовать
проект
до
конца.
Промониторив
различные
проекты,
можно
сказать, что в ДОУ, многие проекты направлены на детей, более старшего
возраста. Почему бы не взяться за что - то
новое, и направить источник
энергии маленьких детей в более правильное русло.
Риски:
незаинтересованность педагога в работе;
способы коррекции могут быть следующие: если же проект окажется не
интересен, для детей, воспитатель может изменять план занятий.
Список литературы
1.
АРТ фантазия, программа
Разработана на основе программы Н.Ф.
Сорокиной и Л.Г. Миланович.«Театр – творчество - дети»
2.
Долгих Т. В. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и
упражнений // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 235-238.
3.
«Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий
центр», 2007 г.
4.
«Пальчиковые
игры
для
малышей»
-
Д.А.
Костраба,
журнал
«Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5.
Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова., 2009 г.
6.
Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова -
Ярославль: Академия развития, 1998. - с.103.
7.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -
Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705, [7] с.
8.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:
Пособие для родителей и педагогов. - М.: Издательство АСТ, 2001. -
с.48.
9.
Сухомлинский
В.А.
О
воспитании:
[выдержки
из
работ]
/
Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 269 с.