Автор: Сологубов Николай Геннадьевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4"
Населённый пункт: г. Десногорск, Смоленская обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный образовательный процесс
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №4"
муниципального образования "город Десногорск" Смоленской
области.
Доклад на тему:
«
Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный
образовательный процесс
».
Выполнил:
Сологубов Николай
Геннадьевич
Учитель информатики
МБОУ «СШ» №4 г.
Десногорск.
1
Век
компьютерных
технологий
набирает
обороты,
и
уже
нет
ни
одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое
применение.
В
Стратегии
модернизации
образования
подчеркивает ся
необходимость
изменения
методов
и
технологий
обучения
на
всех
ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические
навыки
ана лиза
информации,
с амообучения,
с т и м ул и р у ют
самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного
выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой
модели обучения, построенной на основе современных информационных
технологий,
реализующей
принципы
личностно-
ориентированного
образования.
Одним
из
приоритетных
направлений
Концепции
модернизации
российского образования является внедрение в образовательный процесс
информационно-коммуникативных
технологий.
Компьютер
–
универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со
всеми
видами
информации,
существующими
в
современном
мире.
Компьютер
органично
занимает
место
нового
универсального
технического средства обучения и развития.
Использование информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ)
в
образовательном
процессе
является
актуальной
проблемой
современного
образования.
Сегодня
необходимо,
чтобы
каждый
преподаватель
мог
подготовить
и
провести
учебное
занятие
с
использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность
сделать занятие более ярким и увлекательным.
Использование
ИКТ
в
образовательном
процессе
изменяет
роль
обучающегося на занятии - из пассивного слушателя он делается активным
2
участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником
и преподавателем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта
педагогического
воздействия
превращается
в
субъект
учебной
деятельности.
В
связи
с
этим
возникает
проблема
увеличения
интенсивности
занятия, его насыщенности.
Внедрение
ИКТ
в
учебный
процесс
имеет
два
основных
направления:
Первое - компьютер включается в обучающий процесс в качестве
«поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы
обучения.
Второе -
он
представляет
собой
технологизацию
обучающего
процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-
информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.
Применение современных технических средств обучения позволяет
добиться желаемого результата - делает обучение ярким, запоминающимся,
интересным,
формирует
эмоционально
положительное
отношение
к
изучаемым дисциплинам.
В
данное
время
меняются цели
и
задачи,
стоящие
перед
современным
образованием.
Происходит
смещение
усилий
с
усвоения
знаний
на
формирование
компетентностей,
акцент
переносится
на
личностно-ориентированное обучение. Качество подготовки обучающихся
определяется
содержанием
образования,
технологиями
проведения
3
занятий,
его
организационной
и
практической
направленностью,
его
атмосферой,
поэтому
необходимо применение
новых
педагогических
технологий в образовательном процессе.
Направления использования ИКТ.
При
изучении
дисциплин
по
информационным
системам
мы
выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование
компьютера:
наглядное
представление
о
возможности
использования
информационных технологий;
система
тестового
контроля
при
проверке
знаний
обучающихся,
позволяющая им самостоятельно контролировать свои знания.
Особенностью внедрения компьютера в образование является резкое
расширение
сектора
самостоятельной
учебной
работы,
и относится это
ко всем
учебным
дисциплинам.
Принципиальное
новшество,
вносимое
ком п ь ют е р ом
в образовательный
процесс —
интерактивно сть,
позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно
это
новое
качество
позволяет
надеяться
на реальную
возможность
расширения функционала самостоятельной учебной работы — полезного
с точки
зрения
целей
образования
и эффективного
с точки
зрения
временных затрат.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную
задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении
внимания, смене форм деятельности и т. д. Необходимо стремиться к
4
творческому эффективному сотрудничеству с обучающимся, заботиться о
наиболее полном их раскрепощении и
комфортности не только в своей
среде,
но
и
в
межличностном
общении
с
преподавателем.
Педагогу
отводится большая роль в формировании профессиональной мотивации,
чувства уверенности у обучающихся, в их ощущении безопасности.
Для успешного достижения образовательных результатов на занятиях
используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно
повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить
мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние.
Мультимедийные
средства
обучения
позволяют
повысить
наглядность
обучения;
повторить
наиболее
сложные
моменты
урока;
усилить
доступность
и
восприятие
информации
за
счет
параллельного
представления
информации
в
разных
формах:
визуальной
и
слуховой;
организовать внимание обучающихся в фазе его биологического снижения
(25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет
художественно-эстетического
оформления
электронного
ресурса
или
за
счет
разумно
применённой
анимации
и
звукового
эффекта;
провести
повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего
урока.
Безусловно,
мультимедийный
урок
не
должен
быть
полностью
демонстрационным.
Согласно
новым
требованиям
ФГОС
в
настоящее
время
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
является
не
только
самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная
работа.
Т.е.
это
деятельность
обучающихся,
выполняемая
по
заданию
преподавателя,
под
его
руководством,
но
без
его
непосредственного
участия.
В
основе
многих
новых
педагогических
технологий
лежит
практическая направленность, в том числе и поисково-исследовательские
5
методы. Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы
обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень
мотивации обучаемого.
Только
сталкиваясь
на
практике
с
конкретными
проблемами,
ситуациями,
проведя
социологические
исследования,
работая
с
литературой,
интернет
-
сайтами
обучающийся
накапливает
знания
и
приобретает личный опыт.
«Всякое знание остается мертвым, если в учащемся
не развивается инициатива и самостоятельность».
Н.А. Умнов.
Благодаря
широкому
внедрению
в
образовательный
процесс
компьютерных технологий на смену скучным и «сухим» традиционным
рефератам
появилась
возможность
подготовки
содержательных
мультимедийных информационно - иллюстрированных презентаций (в том
числе - в звуковом сопровождении), обучающих видеороликов.
Все
использованные
электронные
образовательные
ресурсы
позволяют представлять учебный материал как систему ярких опорных
конспектов,
наполненных
исчерпывающей
структурированной
информацией. При этом каждый обучающийся работает в темпе и с теми
нагрузками,
которые
оптимальны
для
него,
что
п о з в о л я е т
наилучшему усвоению учебного материала.
Проблемой, наверное, любого образовательного учреждения является
усвоение и запоминание новой специальной терминологии. Мобилизуют
зрительную память, заостряют внимание на правильном написании новых
слов так называемые опорные сигналы (или "сигнальные карточки" с ярко
выделенными новыми терминами по Шаталову). В этом плане в настоящее
6
время
значительно
облегчает
функции
преподавателя
использование
в
образовательном
процессе
мультимедиа.
Как
элемент
проблемно-
поискового
обучения
используются кроссворды,
их
также
можно
демонстрировать с помощью мультимедиа. Они являются эффективным
средством
дифференцированного
и
индивидуализированного
обучения,
контроля
и
самоконтроля,
а
также
воспитывают
усидчивость
и
настойчивость в достижении цели.
В том числе мультимедиа значительно позволяет сэкономить время,
сразу
же
обсудить
неясные
вопросы
и
ошибки
по средством
нетрадиционного
способа
проведения тест-программированного
контроля
знаний не
в
письменной,
а
в
устной
форме
(к
тому
же
-
экономия бумаги).
«Методы активного обучения приближают
учебный процесс к профессиональной деятельности»
Гросс.
В настоящее время существует потребность в таких технологиях, в
основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое
мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в
коллективе
и
другое.
Поэтому
под
термином
«новые
образовательные
технологии» можно представить и такие, как моделирование и имитация, в
том
числе
метод
конкретных
ситуаций
(КС).
Например, «Ситуация
-
оценка» -
прототип
реальной
ситуации
с
готовым
предполагаемым
решением,
которое
следует
оценить
«правильно
-
неправильно»
и
предложить свое адекватное решение. Данный вид КС можно применять
посредством видеороликов «Найди ошибки».
7
Ситуация - иллюстрация - прототип реальной ситуации - может
включаться в качестве факта в лекционный материал. Могут привлекаться
мультимедийные
ресурсы,
с
помощью
которых
демонстрируются
визуализированные
ситуационные
задачи. Например,
во
время
опроса
предлагается
применить метод
комментирования,
т.е.
размышления
вслух.
Объясняя
свои
суждения
и
действия,
обучающийся
постепенно
приходит к какому-то результату, итогу. Этот прием способствует не только
развитию речи, но и развитию логического мышления и самоанализа.
В
перечень
вопросов
таких
практико-ориентированных
задач
дополнительно
включаются
и
другие,
в
том
числе
вопро сы
дифференциальной диагностики, проблемные вопросы и др. Ситуация -
проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного
решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по
поиску оптимального решения.
Мы часто говорим об оптимизации учебно-воспитательного процесса
(УВП),
внедрении компьютерных
информационных
технологий.
Но
достичь этого в силу объективных причин не всем удается в полной мере,
как
этого
бы
хотелось.
Некоторые
учебные
кабинеты
не
оснащены
компьютерами
(ноутбуками),
либо
отсутствуют
мультимедийные
установки
(или
TV-экраны,
которые
можно
было
бы
подключить
к
ноутбуку). А это бы значительно облегчило восприятие и запоминание
(закрепление) учебного материала.
Освоение
учителями
компьютерных
технологий
идет
быстрыми
темпами, нам есть чем гордиться, однако, нерешенных вопросов еще много
и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем,
для
того
чтобы
этот
процесс
был
не
мучительным
и
тернистым,
а
творческим, целеустремленным и результативным.
8