Напоминание

Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный образовательный процесс


Автор: Сологубов Николай Геннадьевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4"
Населённый пункт: г. Десногорск, Смоленская обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный образовательный процесс
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №4"

муниципального образования "город Десногорск" Смоленской

области.

Доклад на тему:

«

Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный

образовательный процесс

».

Выполнил:

Сологубов Николай

Геннадьевич

Учитель информатики

МБОУ «СШ» №4 г.

Десногорск.

1

Век

компьютерных

технологий

набирает

обороты,

и

уже

нет

ни

одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое

применение.

В

Стратегии

модернизации

образования

подчеркивает ся

необходимость

изменения

методов

и

технологий

обучения

на

всех

ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические

навыки

ана лиза

информации,

с амообучения,

с т и м ул и р у ют

самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного

выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой

модели обучения, построенной на основе современных информационных

технологий,

реализующей

принципы

личностно-

ориентированного

образования.

Одним

из

приоритетных

направлений

Концепции

модернизации

российского образования является внедрение в образовательный процесс

информационно-коммуникативных

технологий.

Компьютер

универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со

всеми

видами

информации,

существующими

в

современном

мире.

Компьютер

органично

занимает

место

нового

универсального

технического средства обучения и развития.

Использование информационных и коммуникационных технологий

(ИКТ)

в

образовательном

процессе

является

актуальной

проблемой

современного

образования.

Сегодня

необходимо,

чтобы

каждый

преподаватель

мог

подготовить

и

провести

учебное

занятие

с

использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность

сделать занятие более ярким и увлекательным.

Использование

ИКТ

в

образовательном

процессе

изменяет

роль

обучающегося на занятии - из пассивного слушателя он делается активным

2

участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником

и преподавателем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта

педагогического

воздействия

превращается

в

субъект

учебной

деятельности.

В

связи

с

этим

возникает

проблема

увеличения

интенсивности

занятия, его насыщенности.

Внедрение

ИКТ

в

учебный

процесс

имеет

два

основных

направления:

Первое - компьютер включается в обучающий процесс в качестве

«поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы

обучения.

Второе -

он

представляет

собой

технологизацию

обучающего

процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-

информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.

Применение современных технических средств обучения позволяет

добиться желаемого результата - делает обучение ярким, запоминающимся,

интересным,

формирует

эмоционально

положительное

отношение

к

изучаемым дисциплинам.

В

данное

время

меняются цели

и

задачи,

стоящие

перед

современным

образованием.

Происходит

смещение

усилий

с

усвоения

знаний

на

формирование

компетентностей,

акцент

переносится

на

личностно-ориентированное обучение. Качество подготовки обучающихся

определяется

содержанием

образования,

технологиями

проведения

3

занятий,

его

организационной

и

практической

направленностью,

его

атмосферой,

поэтому

необходимо применение

новых

педагогических

технологий в образовательном процессе.

Направления использования ИКТ.

При

изучении

дисциплин

по

информационным

системам

мы

выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование

компьютера:

наглядное

представление

о

возможности

использования

информационных технологий;

система

тестового

контроля

при

проверке

знаний

обучающихся,

позволяющая им самостоятельно контролировать свои знания.

Особенностью внедрения компьютера в образование является резкое

расширение

сектора

самостоятельной

учебной

работы,

и относится это

ко всем

учебным

дисциплинам.

Принципиальное

новшество,

вносимое

ком п ь ют е р ом

в образовательный

процесс —

интерактивно сть,

позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно

это

новое

качество

позволяет

надеяться

на реальную

возможность

расширения функционала самостоятельной учебной работы — полезного

с точки

зрения

целей

образования

и эффективного

с точки

зрения

временных затрат.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную

задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении

внимания, смене форм деятельности и т. д. Необходимо стремиться к

4

творческому эффективному сотрудничеству с обучающимся, заботиться о

наиболее полном их раскрепощении и

комфортности не только в своей

среде,

но

и

в

межличностном

общении

с

преподавателем.

Педагогу

отводится большая роль в формировании профессиональной мотивации,

чувства уверенности у обучающихся, в их ощущении безопасности.

Для успешного достижения образовательных результатов на занятиях

используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно

повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить

мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние.

Мультимедийные

средства

обучения

позволяют

повысить

наглядность

обучения;

повторить

наиболее

сложные

моменты

урока;

усилить

доступность

и

восприятие

информации

за

счет

параллельного

представления

информации

в

разных

формах:

визуальной

и

слуховой;

организовать внимание обучающихся в фазе его биологического снижения

(25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет

художественно-эстетического

оформления

электронного

ресурса

или

за

счет

разумно

применённой

анимации

и

звукового

эффекта;

провести

повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего

урока.

Безусловно,

мультимедийный

урок

не

должен

быть

полностью

демонстрационным.

Согласно

новым

требованиям

ФГОС

в

настоящее

время

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

является

не

только

самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная

работа.

Т.е.

это

деятельность

обучающихся,

выполняемая

по

заданию

преподавателя,

под

его

руководством,

но

без

его

непосредственного

участия.

В

основе

многих

новых

педагогических

технологий

лежит

практическая направленность, в том числе и поисково-исследовательские

5

методы. Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы

обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень

мотивации обучаемого.

Только

сталкиваясь

на

практике

с

конкретными

проблемами,

ситуациями,

проведя

социологические

исследования,

работая

с

литературой,

интернет

-

сайтами

обучающийся

накапливает

знания

и

приобретает личный опыт.

«Всякое знание остается мертвым, если в учащемся

не развивается инициатива и самостоятельность».

Н.А. Умнов.

Благодаря

широкому

внедрению

в

образовательный

процесс

компьютерных технологий на смену скучным и «сухим» традиционным

рефератам

появилась

возможность

подготовки

содержательных

мультимедийных информационно - иллюстрированных презентаций (в том

числе - в звуковом сопровождении), обучающих видеороликов.

Все

использованные

электронные

образовательные

ресурсы

позволяют представлять учебный материал как систему ярких опорных

конспектов,

наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией. При этом каждый обучающийся работает в темпе и с теми

нагрузками,

которые

оптимальны

для

него,

что

п о з в о л я е т

наилучшему усвоению учебного материала.

Проблемой, наверное, любого образовательного учреждения является

усвоение и запоминание новой специальной терминологии. Мобилизуют

зрительную память, заостряют внимание на правильном написании новых

слов так называемые опорные сигналы (или "сигнальные карточки" с ярко

выделенными новыми терминами по Шаталову). В этом плане в настоящее

6

время

значительно

облегчает

функции

преподавателя

использование

в

образовательном

процессе

мультимедиа.

Как

элемент

проблемно-

поискового

обучения

используются кроссворды,

их

также

можно

демонстрировать с помощью мультимедиа. Они являются эффективным

средством

дифференцированного

и

индивидуализированного

обучения,

контроля

и

самоконтроля,

а

также

воспитывают

усидчивость

и

настойчивость в достижении цели.

В том числе мультимедиа значительно позволяет сэкономить время,

сразу

же

обсудить

неясные

вопросы

и

ошибки

по средством

нетрадиционного

способа

проведения тест-программированного

контроля

знаний не

в

письменной,

а

в

устной

форме

тому

же

-

экономия бумаги).

«Методы активного обучения приближают

учебный процесс к профессиональной деятельности»

Гросс.

В настоящее время существует потребность в таких технологиях, в

основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое

мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в

коллективе

и

другое.

Поэтому

под

термином

«новые

образовательные

технологии» можно представить и такие, как моделирование и имитация, в

том

числе

метод

конкретных

ситуаций

(КС).

Например, «Ситуация

-

оценка» -

прототип

реальной

ситуации

с

готовым

предполагаемым

решением,

которое

следует

оценить

«правильно

-

неправильно»

и

предложить свое адекватное решение. Данный вид КС можно применять

посредством видеороликов «Найди ошибки».

7

Ситуация - иллюстрация - прототип реальной ситуации - может

включаться в качестве факта в лекционный материал. Могут привлекаться

мультимедийные

ресурсы,

с

помощью

которых

демонстрируются

визуализированные

ситуационные

задачи. Например,

во

время

опроса

предлагается

применить метод

комментирования,

т.е.

размышления

вслух.

Объясняя

свои

суждения

и

действия,

обучающийся

постепенно

приходит к какому-то результату, итогу. Этот прием способствует не только

развитию речи, но и развитию логического мышления и самоанализа.

В

перечень

вопросов

таких

практико-ориентированных

задач

дополнительно

включаются

и

другие,

в

том

числе

вопро сы

дифференциальной диагностики, проблемные вопросы и др. Ситуация -

проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного

решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по

поиску оптимального решения.

Мы часто говорим об оптимизации учебно-воспитательного процесса

(УВП),

внедрении компьютерных

информационных

технологий.

Но

достичь этого в силу объективных причин не всем удается в полной мере,

как

этого

бы

хотелось.

Некоторые

учебные

кабинеты

не

оснащены

компьютерами

(ноутбуками),

либо

отсутствуют

мультимедийные

установки

(или

TV-экраны,

которые

можно

было

бы

подключить

к

ноутбуку). А это бы значительно облегчило восприятие и запоминание

(закрепление) учебного материала.

Освоение

учителями

компьютерных

технологий

идет

быстрыми

темпами, нам есть чем гордиться, однако, нерешенных вопросов еще много

и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем,

для

того

чтобы

этот

процесс

был

не

мучительным

и

тернистым,

а

творческим, целеустремленным и результативным.

8



В раздел образования