Автор: Слюсаренко Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №32
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе"
Раздел: начальное образование
1.
Слюсаренко Валентина Анатольевна
2.
МБОУ «Лицей №32» г. Костромы
3.
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Дидактическое
обоснование:
«Русский
язык
4
класс»
(1
часть)
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива».
Тема урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки».
Дидактическая
цель:
закреплять
умение
различать
написание
слов
с орфограммами
«Разделительный
мягкий
знак»
и
«Разделительный
твердый знак».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Задачи урока:
Метапредметные:
Личностные:
создавать условия для формирования положительной мотивации к
коллективной познавательной деятельности;
определять правила работы в парах, группах;
стремление оказать посильную помощь однокласснику при решении
поставленных задач;
положительное отношение к изучению русского языка.
Регулятивные:
адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности;
развивать способность к рефлексии собственной деятельности;
умение включаться в новые учебные виды деятельности и формы
сотрудничества с одноклассниками.
Познавательные:
уметь структурировать знания;
проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
взаимодействия
на
уроке;
слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки
зрения;
развивать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать
при работе в парах.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский.
Формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся :
индивидуальная, коллективная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, толковый словарь.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование
ЭОР
I.
Организационный
момент
Откройте
тетради,
приготовьтесь
к
письму,
сядьте правильно.
Подготовка класса к работе.
Настрой на дальнейшую работу.
(записывают
число,
к л ассная
работа)
II.
Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
одиннадцатая квартира;
богатая библиотека;
здесь магазин;
свободный вагон;
великолепная картина;
легкий завтрак;
волноваться за космонавтов;
багаж пассажира
Один ученик выполняет работу на
з а к р ы т о й
с т о р о н е
д о с к и .
Дети записывают в тетради.
Выполняют взаимопроверку. Работа
в парах.
III.
Самоопределение
к деятельности
Работа с индивидуальными карточками.
Вставьте пропущенные буквы:
об..единились,
руж..ё,
под..езд,
суч..я,
в..юга, об..явление, ш..ют, с..едобный,
коп..е,
от..ехать,
с..ёжился,
л..ют,
раз..ярённый,
с..ёмка,
сем..я,
варен..е,
об..едки,
пред..юбилейный,
жил..ё,
вз..ерошить, об..ём.
Какая орфограмма встретилась в словах?
Сформулируйте правило правописания
разделительных знаков (ъ, ь) в словах
схемой (моделью). Расшифруйте их.
Учащиеся вставляют пропущенные
разделительные знаки (ъ, ь).
Выполняется
в з а им о пр о ве р ка
(сверяются с записью на доске).
Дети
в
группах
обсуждают
и
на
листах составляют схемы:
¬
ъ + я, е, ё, ю
ь + я, е, ё, ю,
Использование
интерактивной
доски
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование
ЭОР
Какие
задачи
мы
сегодня
поставим
перед собой?
и
Выступает один ученик от группы.
Закрепить
знания
о
правилах
правописания
разделительного
твердого
Ъ
и
разделительного
мягкого Ь знаков.
Научиться различать и писать слова
с этими орфограммами.
(Дети
формулируют
учебную
задачу на данный урок)
IV.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику:
упр. 161 (стр. 98)
Назовите
слова,
в
которых
будем
записывать
разделительный
твердый
знак.
(объехали, съест, съел, объединяет)
На какой звук оканчивается приставка?
Назовите
буквы,
перед
которыми
написан разделительный твердый знак.
Какой звук произносится во всех словах
после приставки? [й’]
Прочитайте
слова
с
разделительным
мягким знаком.
(житьё, вьётся, с радостью, семьями,
бьют, овечьи)
В
к а ко й
ч а с т и
с л о в а
п и ш е т с я
разделительный мягкий знак?
Перед
какими
буквами
пишет ся
разделительный мягкий знак?
е, ё, я, ю, и
Какой
звук
произносится
п о с л е
С п и с ы ва ют
п р ед л оже н и я
и з
упражнения 161.
(Какие
знакомые
орфограммы
встретились – комментируют их)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование
ЭОР
Упр. 164
согласных перед этими буквами?
Выполните самостоятельно.
V.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем
И обратно опускаем:
Раз-два, три-четыре,
Раз-два, три-четыре.
А потом мы приседаем:
Раз-два, три-четыре,
Раз-два, три-четыре.
Плечиками поиграем:
Раз-два, три-четыре,
Раз-два, три-четыре.
Вправо-влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет.
VI.
1) Закрепление
изученного
материала.
Упр. 102 (с. 63).
2) Взаимодиктант.
1)
Работают в парах, объясняя
друг
другу
орфограммы.
Разбирают слова по составу.
2)
Дети
диктуют
пять
слов
с
разделительными
знаками.
Взаимопроверка.
VII.
Рефлексия. Работа по
карточкам.
1.
Чтобы
рыбку
съесть,
надо
в
воду
лезть.
2.
Тру.. людей об..единяет.
3.
(Не) учи бездел..ю – учи рукодел..ю.
4.
В су..оту на работу, в воскресен..е – на
весел..е.
Работают по карточкам.
Списывают предложения, вставляют
пропущенные буквы.
Читают по цепочке предложения и
объясняют орфограммы.
Взаимопроверка.
Использование
интерактивной
доски
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование
ЭОР
5.
Встречай не с лест..ю, а с чест..ю.
Оценивание.
VIII.
Подведение итогов
урока.
Домашнее
задание.
Какие
орфограммы
повторяли
на
уроке?
Как
определить,
когда
надо
писать
разделительный
мягкий
знак,
а
когда
разделительный твердый знак?
Встаньте те, кто считает, что он теперь
будет
более
уверенно
писать
слова
с
этой орфограммой.
Записать пять слов с разделительным
т в е р д ы м
з н а ко м
и
п я т ь
с л о в
с
разделительным
мягким
знаком.
Составить с ними два предложения.
Или
составить
рассказ
на
тему:
«Как узнать, какой знак надо писать
в
слове:
разделительный
Ъ
или
разделительный Ь?»