Напоминание

Урок литературы по рассказу В.Астафьева "Зачем я убил коростеля?"


Автор: Чамина Ольга Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: Тюменская область, г. Тобольск
Наименование материала: Статья
Тема: Урок литературы по рассказу В.Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева

«Зачем я убил коростеля?»

(для учащихся 5-х классов)

Актуальность

проекта: знакомство учащихся среднего звена с одной из

стратегий технологии

развития критического мышления средствами чтения и

письма (далее – РКМЧП); пробуждение у детей интереса к чтению как к процессу.

Цель: создать условия для ознакомления с

творчеством В.П. Астафьева;

обучить определению главной мысли произведения, оценке описываемых в нем

событий посредством «чтения с остановками»; способствовать развитию речи

учащихся, прививать любовь к чтению.

Задачи:

создание атмосферы любви к книге (чтению);

освоение технологии развития критического мышления;

развитие коммуникативной культуры;

формирование умения работать в группе.

Ожидаемые результаты:

гармоничное

развитие

личности

ребенка

путем

знакомства

с

одним

из

лучших произведений русской литературы XX века;

формирование

исследовательской

культуры,

культуры

чтения

и

общего

развития мыслящей личности.

Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов.

Методы: решение проблемных ситуаций, анализ информации на разных

уровнях, формулирование вопросов.

Формы: работа по группам (группы формируются по типу восприятия

информации: кинестетический, вербальный, визуальный).

Оборудование: рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»; книжная

выставка

с

детскими

произведениями

В.

Астафьева

(«Васюткино

озеро»,

«Милаха

и

кот

Громило»,

«Бойе»,

«Капля»,

«Не

хватает

сердца»,

«Царь-

рыба»);

портрет

В.П.

Астафьева,

картинки

с

изображением

птиц

т.ч.

коростеля), листы формата А4 с вопросами (прием «Дерево предсказаний»),

аудиозапись птичьих голосов.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Включается негромкая запись птичьих голосов.

Входя в класс, учащиеся получают от учителя карточки с вопросами, отвечая на

которые, дети занимают свои места за партами (работа в группах по 5-6 человек).

Например:

1)

Нравятся

ли

тебе

птицы,

которые

звонко

поют

(быстро

щебечут)?

Назови таких птиц.

2)

Каких птиц с ярким оперением ты знаешь?

3)

Какие птицы вьют гнезда на деревьях (на крышах домов, на земле)?

2.

Вводная беседа.

На экране телевизора (проектора)- портрет В.П. Астафьева с указанием дат

жизни.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с

рассказом выдающегося советского и российского писателя В.П. Астафьева,

который называется «Зачем я убил коростеля?». Как вы думаете, о чем может идти

речь в произведении с таким названием?

Варианты ответов детей: о птице, об убийстве, о размышлениях над своим

поступком.

Учитель: Внимание на экран. Виктор Петрович Астафьев: «Я писал о

природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что все, что

нас окружает: от зеленой травки, малой беззащитной птахи, таежного зверька,

земли,

рождающей

хлеб,

неба,

дающего

нам

возможность

дышать,

солнца,

согревающего нас. Все-все это есть часть нашей жизни, т.е. и нас самих, потому

что человек тоже есть создание природы и, как дитя родное, должно относиться к

своей

матери

-

земле,

дающей

нам

возможность

жить

и

радоваться

жизни»

.

Природа - неотъемлемая часть произведений писателя. Природа помогает постичь

красоту

и

необъятность

окружающего

мира,

пробуждает

человека

к

добру

и

справедливости.

Учитель задает несколько вопросов уточняющего характера, направленных

на развитие речи учащихся, а также с целью уточнить свои предположения,

прогнозы.

Учащиеся уточняют свои прогнозы, аргументируя данными, только что

сообщенными им учителем.

3.

Чтение с остановками.

Учитель: Сейчас мы начнем читать рассказ «Зачем я убил коростеля?».

Читать будем с остановками, обсуждая прочитанное.

(Читать учащиеся могут каждый про себя или кто-то один (например, учитель)

вслух).

В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался

с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой. За лето высохшей бочажины,

поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но

глаз

мой

чувствовала,

пугалась

его

и

вдруг

бросилась

бежать,

неуклюже

заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно

бросится он в погоню. Разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая

душа!

Учитель: Итак, мы уже кое-что узнали из прочитанного. Каждый из вас

взял из текста рассказа что-то для себя. Давайте поделимся этими мыслями.

Письменно

ответьте

на

вопросы:

«Что

будет

дальше?»,

«Чем

закончится

рассказ?». Варианты ответов запишите, аргументируя свою точку зрения. После

этого продолжим чтение рассказа.

Лист «Дерево предсказаний»

Вопросы

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти,

захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее

были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный

морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по

бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-

дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот

уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот

потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а

может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что

стал

я

руками

выгребать

ямку

в

борозде

и

хоронить

так

просто,

сдуру

загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не

стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето

жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу

пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на

последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то

недооформилось оно, что ли.

Учитель: Определите главную мысль рассказа? Зачем автор представляет

нам именно эти сведения и образы? Все ли слова, которые автор употребляет в

произведении, вам понятны?

Ответы

учащихся:

Идейный

смысл

рассказа

помогают

понять

взаимоотношения человека и природы, постижение тайн скрытого от нас мира,

осмысление

вечных

истин

любовь

к

родной

земле,

к

родному

языку.

В

произведении писателя встречаются слова, которые сейчас мало употребляются:

бочажина – глубокая лужа, яма с водой; тальник – кустарниковая ива.

Учитель: Читаем до третьей (финальной) остановки.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой

травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Значит, лето полное

началось, значит, сенокос скоро, значит все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это

тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того

несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к

нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда,

«…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете

тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…»

Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее

унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена

два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в

пути, и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один

город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции.

На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу,

здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста

фигурки этой птицы, как у нас , на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной,

и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался.

Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой,

дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я

убил коростеля? Зачем?

Учитель: Чему учит рассказ? Какую информацию вы получили, кроме

сведений о поступке главного героя? Ответьте на вопрос в финале произведения.

Задайте участникам групп свои вопросы по тексту.

Ответы

детей: Из рассказа В.П. Астафьева можно много узнать о жизни

птиц.

Писатель

учит

любить

природу

(проявлять

милосердие

к

пернатым

друзьям), обращает наше внимание на то, что иногда самыми необдуманными

поступками мы причиняем вред окружающему миру, не имея на это права.

Учитель: Чтение

завершено.

Составьте,

пожалуйста,

синквейн

по

теме

нашего урока, исходя из наших рассуждений по ходу чтения рассказа.

Пример синквейна:

1.

Поступок.

2.

Скверный, безнравственный.

3.

Мучает, терзает, «грызет».

4.

Зачем я убил коростеля?

5.

Воспитание.

4.

Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Продолжите предложения:

- Я сегодня на уроке узнал…

- Я был удивлен, что…

- Я задумался над тем, что…

5.

Домашнее задание.

Письменно обоснуйте свое мнение, какая цитата из трех подходит к

рассказу В.П. Астафьева?

Цитаты: «Каждому человеку судьбу создают его собственные нравы»

(Корнелий Непот), «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что

угодно» (А. Данте), «Жить на белом свете – значит постоянно бороться и

постоянно побеждать» (Н.И. Пирогов).

Список использованной литературы:

1.

Астафьев, В.П. Лучшие рассказы для детей / В. П. Астафьев. – Москва:

Издательство АСТ, 2016. – 253 с.

2.

Давтян, А.О. Книга мудрости. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2014. –

304 с.

3.

Загашев, И.О. Чтение в библиотеке. Стратегия «Чтение с остановками» /

И.О. Загашев, В.П. Гусева. – Москва: Чистые пруды, 2010. – 32 с.

4.

Грехно, С.В. Окружение, формирующее читающего человека / С.В.

Грехно // Школьная библиотека. – 2016. - № 7. – С.49-56.



В раздел образования