Напоминание

"Формирование у дошкольников пространственных ориентировок"


Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ– детский сад комбинированного вида № 123
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у дошкольников пространственных ориентировок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у дошкольников пространственных ориентировок.

Освоение предметного и социального пространства играет огромную роль в построении

ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Гармоничное развитие

ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ребенок

с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи

взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу,

в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении,

в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию

пространственного воображения у детей. Ориентировка в пространстве имеет универсальное

значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его

взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой

психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка

в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом,

является составной частью процесса социализации. Трудно назвать хотя бы одну область

деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы

существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем

фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой

деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у

дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного

восприятия и пространственных представлений.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у

дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи,

впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма.

У

детей

с

нарушениями

речи

часто

встречаются

следующие

трудности:

1)

сложности

в

определении

правых

и

левых

частей

предметов,

объектов;

2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека; В

дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного

листа листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные

требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или

клеточек,

выделение

красной

строки,

соблюдение

полей

письма

в

два-три

столбика,

р а в н о м е р н о е

з а п о л н е н и е

т е т р а д н о г о

л и с т а

т е к с т о м ) ;

3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов (эта особенность

сказывается

на

понимании

значения

пространственных

предлогов)

Дети,

не

используют

предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных

(«над»,

«под»).

Дошкольники,

а

иногда

и

младшие

школьники

затрудняются

в

дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко

они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо

«Шкаф

стоит

за

стулом».

Или

«Лето

бывает

перед

весной,

а

осень

после

зимы»;

4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности

при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.);

5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и

пр.).

После перечисления ошибок мы видим, что формирование пространственно-временных

представлений

является

важной

задачей

в

коррекционном

обучении

детей.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

логопедических

занятиях,

на

занятиях

по

формированию

элементарных

математических

представлений, изодеятельности, на индивидуальных , на музыкальных и физкультурных

занятиях. Так же пространственные представления у детей развивают во время режимных

процессов:

в

утренней

гимнастике,

во

время

умывания,

одевания,

приема

пищи,

в

дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни. И, конечно, мы надеемся на

помощь родителей, в освоении детьми этих трудных знаний.

Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.

Очень важно, чтобы задания детям предъявлялись в виде понятной им инструкции, например:

«Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых

частях тела.

Упражнение 1.

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта

рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети

повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что

названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять

игрушку левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3. Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором

схематически

изображены

левая

и

правая

рука.

Ребятам

предложить

подойти

к

схеме,

приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3

можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой

ноги, правого и левого глаза, уха.

Затем детям можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз,

правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Можно включать упражнения типа:

Нарисовать отражение домов.

Дорисовать правое ухо.

Дорисовать левое ухо.

Дорисовать левую бровь и правый глаз.

Соедини стрелками пару перчаток.

Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте

(повернувшись, для этого лицом друг к другу).

Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Очень важно совместно с ребенком сделать вывод, что при анализе отражения правая

рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком

правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Ряд

упражнений

по

формированию

ориентировки

в

окружающем

пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже

имеющихся

у

детей

представлениях

о

правой

и

левой

сторонах

тела,

а

также

речевых

обозначениях правой и левой руки.

Упражнение

направлено

на

формирование

у

ребенка умения, определять

пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

«Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.

Затем можно поочерёдно выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя;

вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с

левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

Игры, направленные на развитие пространственных ориентировок.

1. Для уточнений понятий « ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.

Мы в строю шагаем браво. Эта ручка – правая,

Мы науки познаём. Эта ручка – левая,

Знаем лево, знаем право. Я на мячик нажимаю,

И, конечно, же кругом. Я зарядку делаю.

Это правая рука, Будет сильной правая,

Ох наука нелегка! Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!

2.«Посмотри –назови- запомни» .

Ряд фигур , изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз,

запоминая последовательность. Закрыть. Дети должны перечислить. После проверяется

правильность выполненного задания.

3. Разрезные картинки .

Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного

мышления, графомоторных навыков.

4. «Кто за кем?»

Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов.

Работать по вопросам: -Кто находится с права? Слева? Кто стоит за? Перед?

Можно использовать предметные картинки из сказки «Репка». Сначала выставляются

фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных

предлогов.

5. «Художники»

Рисование картины по четкой инструкции взрослого. Взрослый использует слова : в центре,

справа, слева , над, перед, за, под и т.д. Ребенок рисует.

6. «Где спрятан предмет?»

Цель

:

Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы: Игрушка.

Ход игры:: Инструкция звучит следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это

будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Ребёнок

отворачивается. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и

приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего словами: выше,

ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

7. Д/и «Следопыт».

Цель:Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры: В игре участвуют двое : один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту»

завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик.

«Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди

прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!»

«Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.



В раздел образования