Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ– детский сад комбинированного вида № 123
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у дошкольников пространственных ориентировок"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников пространственных ориентировок.
Освоение предметного и социального пространства играет огромную роль в построении
ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Гармоничное развитие
ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ребенок
с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи
взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу,
в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении,
в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию
пространственного воображения у детей. Ориентировка в пространстве имеет универсальное
значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его
взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой
психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка
в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом,
является составной частью процесса социализации. Трудно назвать хотя бы одну область
деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы
существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем
фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой
деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у
дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного
восприятия и пространственных представлений.
Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у
дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи,
впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма.
У
детей
с
нарушениями
речи
часто
встречаются
следующие
трудности:
1)
сложности
в
определении
правых
и
левых
частей
предметов,
объектов;
2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека; В
дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного
листа листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные
требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или
клеточек,
выделение
красной
строки,
соблюдение
полей
письма
в
два-три
столбика,
р а в н о м е р н о е
з а п о л н е н и е
т е т р а д н о г о
л и с т а
т е к с т о м ) ;
3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов (эта особенность
сказывается
на
понимании
значения
пространственных
предлогов)
Дети,
не
используют
предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных
(«над»,
«под»).
Дошкольники,
а
иногда
и
младшие
школьники
затрудняются
в
дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко
они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо
«Шкаф
стоит
за
стулом».
Или
«Лето
бывает
перед
весной,
а
осень
после
зимы»;
4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности
при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.);
5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и
пр.).
После перечисления ошибок мы видим, что формирование пространственно-временных
представлений
является
важной
задачей
в
коррекционном
обучении
детей.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на
логопедических
занятиях,
на
занятиях
по
формированию
элементарных
математических
представлений, изодеятельности, на индивидуальных , на музыкальных и физкультурных
занятиях. Так же пространственные представления у детей развивают во время режимных
процессов:
в
утренней
гимнастике,
во
время
умывания,
одевания,
приема
пищи,
в
дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни. И, конечно, мы надеемся на
помощь родителей, в освоении детьми этих трудных знаний.
Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.
Очень важно, чтобы задания детям предъявлялись в виде понятной им инструкции, например:
«Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».
Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых
частях тела.
Упражнение 1.
Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта
рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети
повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что
названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.
Упражнение 2.
Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять
игрушку левой, правой рукой и т.п.
Упражнение 3. Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором
схематически
изображены
левая
и
правая
рука.
Ребятам
предложить
подойти
к
схеме,
приложить к ней кисть, определить руку.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3
можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой
ноги, правого и левого глаза, уха.
Затем детям можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз,
правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Можно включать упражнения типа:
Нарисовать отражение домов.
Дорисовать правое ухо.
Дорисовать левое ухо.
Дорисовать левую бровь и правый глаз.
Соедини стрелками пару перчаток.
Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте
(повернувшись, для этого лицом друг к другу).
Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.
Очень важно совместно с ребенком сделать вывод, что при анализе отражения правая
рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком
правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.
Ряд
упражнений
по
формированию
ориентировки
в
окружающем
пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже
имеющихся
у
детей
представлениях
о
правой
и
левой
сторонах
тела,
а
также
речевых
обозначениях правой и левой руки.
Упражнение
направлено
на
формирование
у
ребенка умения, определять
пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
«Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.
Затем можно поочерёдно выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя;
вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с
левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.
Игры, направленные на развитие пространственных ориентировок.
1. Для уточнений понятий « ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.
Мы в строю шагаем браво. Эта ручка – правая,
Мы науки познаём. Эта ручка – левая,
Знаем лево, знаем право. Я на мячик нажимаю,
И, конечно, же кругом. Я зарядку делаю.
Это правая рука, Будет сильной правая,
Ох наука нелегка! Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
2.«Посмотри –назови- запомни» .
Ряд фигур , изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз,
запоминая последовательность. Закрыть. Дети должны перечислить. После проверяется
правильность выполненного задания.
3. Разрезные картинки .
Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного
мышления, графомоторных навыков.
4. «Кто за кем?»
Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов.
Работать по вопросам: -Кто находится с права? Слева? Кто стоит за? Перед?
Можно использовать предметные картинки из сказки «Репка». Сначала выставляются
фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных
предлогов.
5. «Художники»
Рисование картины по четкой инструкции взрослого. Взрослый использует слова : в центре,
справа, слева , над, перед, за, под и т.д. Ребенок рисует.
6. «Где спрятан предмет?»
Цель
:
Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.
Материалы: Игрушка.
Ход игры:: Инструкция звучит следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это
будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Ребёнок
отворачивается. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и
приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего словами: выше,
ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.
7. Д/и «Следопыт».
Цель:Закрепление пространственных ориентировок.
Ход игры: В игре участвуют двое : один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту»
завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик.
«Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди
прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!»
«Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.