Автор: Куприянова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Финно–угорский детский сад комбинированного вида №20 «Лумикелло»
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Прогулка по зимнему парку"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД
воспитателя Куприяновой Светланы Викторовны
по познавательному развитию в старшей группе
«Прогулка по зимнему парку»
Цель: закрепление и расширение представлений детей о зимующих птицах
(внешний вид, повадки, питание)
Задачи:
Образовательные:
1.
закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде,
питании, особенностях жизни в зимних условиях;
2.
познакомить с новой птицей (совой);
Развивающие:
1.
учить отвечать на вопросы полным ответом с помощью речевого клеше
и моделей;
2.
закреплять навыки ориентировки в пространстве;
3.
развивать логическое мышление и наблюдательность, мелкую
моторику, умение сочетать речь с движением;
Воспитательные:
1.
воспитывать гуманное отношение к птицам, подвести к пониманию
того, что зимующим птицам необходима помощь;
2.
воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение
выслушивать друг друга, приходить на выручку;
Планируемый результат:
сформировать у детей обобщенное представление
о зимующих птицах, научить заботиться о птицах, помогать им в холодное
зимнее время
Оборудование: 2 ковролина (большой и малый), картинки с изображением
зимующих и домашних птиц, насекомых (бабочка, божья коровка),
маленькие картинки с изображением зимующих птиц и корма (модели),
ленточки для соединения картинок, закрытые картинки (снегирь, синица,
ворона, воробей, щегол, дятел), листы с изображением недорисованных птиц,
модели частей тела птицы,
проектор, ноутбук, экран, игрушка - синичка
Предварительная работа:
Чтение рассказов и стихов о зимующих птицах, разгадывание загадок,
рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение за
птицами на прогулке, изготовление кормушек, дидактические игры
«Зоологическое лото», «Угадай, кто спрятался», 2кому что на обед», «Чего не
хватает у птицы» и т. д.
Ход ООД:
Вводная часть (организационный момент):
Звучит музыка. Дети входят в группу и на ковре находят письмо: «Ребята, я
приглашаю вас на прогулку в зимний парк в гости к моим друзьям,
зимующим птицам. Синица».
Проблемная ситуация (или мотивация):
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в гости к зимующим птицам?
А на чём мы можем отправиться? (выслушав ответы детей, педагог
предлагает поехать на лыжах). Надеваем лыжи. Берём лыжные палки,
поехали.
Дети «едут на лыжах» (имитация движений) по кругу друг за другом, и
произносят «Ш-Ш-Ш». Сделав один круг, останавливаются у закрытого
ковролина, на котором находятся картинки с изображением зимующих и
домашних птиц, насекомых.
Основная часть:
Воспитатель обращается к детям: Приехали. Снимайте лыжи.
Детей встречает синичка (игрушка).
Воспитатель: Ой. ребята, мне кажется, что здесь что-то случилось
(воспитатель открывает большой ковролин на котором находятся картинки с
изображением зимующих и домашних птиц, насекомых). Хотите помочь
синичке отыскать её друзей. Кого мы можем встретить в зимнем парке? (дети
называют зимующую птицу, берут её и прикрепляют рядом с синичкой).
А почему только этих птиц? (ответы детей). Правильно, молодцы!
Вывод: синица, снегирь, сорока, воробей, ворона – это зимующие птицы. Их
мы можем встретить в зимнем парке, они не боятся мороза и могут найти
себе корм.
Воспитатель: Ребята хотите присесть? Посмотрите какое здесь брёвнышко
(дети садятся на скамеечку, напротив находится магнитная доска, на которой
прикреплены модели частей тела птицы).
Ребята, а почему это птицы? (дети, отвечая на вопрос, берут модель той части
тела птицы, которую называют, составляют полное предложение, используя
речевое клеше: это птицы, потому что….
Молодцы! Вы правильно назвали все части тела птицы.
«Открытие» детьми новых знаний:
Воспитатель: А как вы думаете все птицы летают? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и показывает слайды с
изображением страуса и пингвина, и даёт небольшой комментарий (страус и
пингвин не летают, потому что их тело очень тяжёлое, но зато страус умеет
очень быстро бегать, а пингвин плавать). Педагог демонстрирует видео как
бегает страус и плавает пингвин.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Вставайте в круг (игра «Снегири»):
Вот на ветках посмотри (дети стоят в кругу и показывают «грудку» снегиря)
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки (руки вниз в стороны, движение плечами)
Греются на солнышке.
Головой вертят (руки в том же положении, повороты головой)
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! (руки в стороны «крылья», бегут друг за другом по
кругу)
За метелью. За метелью!
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, к синичке в гости прилетела
птица, хотите с ней познакомиться? (воспитатель показывает слайд с
изображением Совы и рассказывает: я мудрая птица, днём сплю, а ночью
вылетаю на охоту, берегитесь прожорливые крысы и мыши моих когтей; я
вижу в темноте, слышу, как трава растёт, а летаю я бесшумно; у меня
большая голова, длинные крылья и хвост, огромные глаза и острый короткий
клюв)
Ребята, вы запомнили, как называется эта птица?
А как вы думаете, чего боятся птицы больше всего зимой (ответы детей).
Вывод: больше всего птицам страшен голод.
А как же им быть? (ответы детей)
Вывод: Мы можем сделать кормушки и класть в них корм (один из детей
находит в группе кормушку с кормом)
Посмотрите (пальчиковая гимнастика): сколько птиц к кормушке нашей
прилетело, мы расскажем (дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей, (при названии каждой птицы дети показывают один
палец)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой корм нужен зимующим птицам?
Синичка хочет с вами поиграть в игру «Угости птицу» (дети соединяют
ленточками маленькие карточки с изображением зимующих птиц, которые
находятся на маленьком ковролине, с нужным им кормом).
Молодцы. Всех птиц накормили.
Ребята, а вы не забыли на чём мы приехали в парк? Правильно на лыжах.
Хотите покататься по парку? Вставайте на лыжи и прокатимся по дорожкам
(дети передвигаются врассыпную по группе. Имитируя катание и произносят
«Ш-Ш-Ш»)
Звучит запись пения синички.
Воспитатель: Ребята а вы любите играть в прятки? Синичкины друзья тоже
любят эту игру. Угадайте, кто спрятался? (изображение птицы закрыто
листом бумаги, в котором вырезано окошечко, дети угадывают по видимой
части, какая птица спряталась).
Дети отвечают на вопрос, используя речевое клеше: я думаю, что это., потому
что….
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы! Синичка очень рада, что вы угадали всех её друзей.
Наша прогулка подошла к концу. Нам надо возвращаться в детский сад.
Ребята, вам понравилась наша прогулка? Хотите пригласить синичку к нам в
гости и сделать для неё подарок, нарисовать всех её друзей зимующих птиц?
Вставайте на лыжи и поедем в детский сад.
Дети подъезжают к своим столам на которых лежат листочки с
недорисованным изображением зимующих птиц, снимают лыжи и
дорисовывают части тела, которых не хватает, а затем раскрашивают птиц и
дарят синичке.