Напоминание

"Педагогическая этика руководителя образовательного учреждения"


Автор: Гагарова Ирина Игоревна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №18"
Населённый пункт: Забайкальский край г.Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая этика руководителя образовательного учреждения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гагарова Ирина Игоревна

директор

МБОУ «СОШ №18»

г. Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

«Педагогическая этика руководителя образовательного учреждения».

Мастерство учителя во многом определяется имеющимися у него качествами,

которые придают своеобразие его общению.

Динамичное

развитие

современного

общества

раскрывает

широкие

возможности

для

совершенствования

профессионального

потенциала

современного руководителя.

Чтобы управлять собой и своими подчиненными, на высоком уровне

представлять

свою

организацию,

современный

руководитель

должен

не

только владеть

профессиональными знаниями, умениями и навыками в

области экономики, права, менеджмента и т.д., но и обладать способностями

и стремлением к самосовершенствованию, созданию и оттачиванию всех

граней своего имиджа - позитивного образа руководителя, который во многом

определяет успех его деятельности.

Профессиональная

культура

педагога

это

сложная,

комплексная

составляющая

его

личности,

соединяющая

в

себе

социальные,

профессиональные

и

сугубо

личностные

характеристики.

Одной

их

немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

Педагогическая

этика

играет

большую

роль

в

создании

имиджа

педагога.

Этика

изучает

характер нравственной

деятельности

педагога

и

нравственных

отношений

в

профессиональной

среде,

разрабатываются

основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер,

поведения

людей,

профессионально

занимающихся

обучением

и

воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как

профессиональный

педагогический

долг,

педагогическую

справедливость,

педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и

педагогический такт.

Именно поэтому говоря о педагогической этике руководителя можно

говорить о формировании его имиджа.

Сформированный имидж руководителя – это не просто «свое лицо» -

это

постоянный,

неустанный

процесс

его

анализа,

изучения

деловых

и

творческих

связей

между

имиджем

руководителя

и

имиджем

всей

организации, это постоянная оптимизация одного из «ресурсов успеха», как

некоторые авторы называют имидж руководителя.

Имидж руководителя образовательного учреждения - это его образ,

устойчивое

представление

об

отличительных

или

исключительных

характеристиках, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из

ряда остальных руководителей.

Эффективное

управление

напрямую

зависит

от

привлекательного

облика того, кто им управляет.

Руководитель должен сочетать в себе различные качества личности.

Практика показывает, что 99 человек из 100 занимаются не своим делом, т.к.

не было у них возможности раскрыть свои способности.

Исследователи

утверждают,

что

92%

производимого

впечатления

зависит

от

того,

как

человек

выглядит

и

«звучит».

Поэтому

многие

руководители

осваивают

актерский

ликбез,

изучая:

искусство

улыбаться,

постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Показателем деловых и личностных качеств является деловой имидж,

который свидетельствует о знании правил делового этикета и умение их

творчески исполнять в соответствующей обстановке. Причем, многие авторы

отмечают,

что

«хорошее

знание

и

выполнение

норм

этикета

-

одна

из

составляющих привлекательного имиджа»

1

.

Чем привлекательнее деловой имидж, тем выше профессиональный

авторитет и общественная репутация представляемого учреждения

2

.

Нужно помнить, что манеры поведения руководителя образовательного

учреждения,

внешний

вид,

правила

этикета,

нравственные

качества

1

Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор - составитель И.Н. Кузнецов.

- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 431с.

2

Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник, М.: Издательство "Экзамен", 2007.- 591 с. (Серия "Учебник для

вузов"), С.257-265

- отражаются

на

сотрудниках,

а

также

существенно

влияет

и

на

приток

учеников и родителей, на получение высоких наград, а также на развитие

социального партнерства.

В

контексте

повседневной

работы

руководителя

проблемы

этики

кажутся менее важными, чем многие другие: однако поскольку этика так или

иначе влияет на решение всех других проблем без исключения, то в конечном

счете она может оказаться важнее всего остального. Негативное впечатление

от поступков руководителя, даже если оно беспочвенно или ошибочно, все

равно подрывает общественный престиж общеобразовательного учреждения

и

доверие

к

педагогическому

коллективу,

а,

следовательно,

ухудшается

имидж в глазах общественности. Таким образом, соответствие поведения

всех участников образовательного процесса достаточно высоким моральным

стандартам – это способность удерживать имидж среди других учреждений.

Гетте говорил, о том, что поведение – это зеркало, в котором каждый

показывает самого себя. И не только показывает. Существует своего рода

талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение

окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый

осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее

представление

о

своем

поведении,

основанное

на

реакции

людей,

тем

действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

В

большинстве

случаев

директорами

школы

назначают

женщин.

Коллектив в школах обычно сугубо женский, а в таком коллективе зачастую

бывают конфликтные ситуации.

Директор

школы

в

таком

коллективе

должен

обладать

такими

качествами,

как

справедливость,

внимательность

и

тактичность,

чтобы

вовремя заметить намечающиеся конфликты и попытаться их избежать.

Современный

директор

школы

-

это

профессионал,

эрудит,

добросовестный работник. Однако, общаются педагоги с директором школы

в основном по необходимости. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют

желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой,

что

свидетельствует

о

преобладании

в

педагогических

коллективах

формальных отношений с руководителями школ.

Успешный руководитель: что он собой представляет?

1. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.

2. Устойчивость в ситуации неопределенности.

3. Обладание высокой восприимчивостью и развитой интуицией.

4. Способность брать управление на себя.

5. Настойчивость.

6. Способность к сотрудничеству.

7. Инициативность.

8. Энергичность.

9. Способность делать ставку на других.

10. Идентификация себя с делом.

11. Способность к сочувствию.

12.

Заинтересованность

в

росте

организации,

а

не

в

собственной

карьере.

13. Независимость.

14. Гибкость.

15. Устойчивость к стрессу.

16. Наличие цели.

17. Руководство сообществом.

18. Чувство юмора.

19. Цельность личностного идеала.

Успешный

руководитель

должен

быть

таким

человеком,

чтобы

безоговорочная

вера

в

его

профессионализм,

опыт

и

правильность

предлагаемых решений магнетически вела за ним.

Руководитель

в

своей

деятельности

должен

относиться

к

людям

критически, требовать, контролировать, но общественность в руководителе

ценит также чуткость, понимание и терпение.

Персональный

имидж

директора,

который

включает

в

себя

педагогическую

этику,

напрямую

влияет

на

формирование

имиджа

образовательного

учреждения

и

оказывает

воздействие

на

имидж

сотрудников.

Создание самого себя – наиболее сложная работа, но она одновременно

представляет и наибольший интерес для каждого человека. Привлекательный

для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является

ключом к решению многих жизненных проблем.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать

себя

как

личность,

добиться

эффективного

выполнения

целей

обучения,

организовать

эффективное

учебное

сотрудничество

и

педагогическое

общение.

Для

этого

необходимо

осознавать

свои

профессионально-

личностные

качества

и

желать

их

совершенствовать,

работая

над

своим

имиджем.

Все

это

может

быть

осуществлено

на

основе

личностно-

деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые

предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к

педагогу.

Совершенствование самого себя не только внешне, но и внутренне,

представляет наибольший интерес для каждого человека.

Основы управленческой деятельности определяют несколько позиций:

1)успешность

в

реализации

административно-управленческих

функций;

2)культура принятия управленческого решения;

3) профессионально-педагогическая культура;

4) управление инновационной деятельностью;

5) мотивирование коллектива;

6) создание благоприятного психологического климата в коллективе;

7) культура общения руководителя; деловые и личностные качества.

Из

всего

вышесказанного

хочется

отметить,

что

современный

руководитель должен обладать достаточным уровнем научных знаний по

управлению, обдуманно планирует, организует, мотивирует и контролирует

деятельность всего педагогического коллектива.

Эффективное

управление

школой,

как

специфическим

социальным

объединением,

немыслимо

без

привлекательного

облика

того,

кто

по

должностному положению этим занимается.



В раздел образования