Автор: Гагарова Ирина Игоревна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №18"
Населённый пункт: Забайкальский край г.Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая этика руководителя образовательного учреждения"
Раздел: дополнительное образование
Гагарова Ирина Игоревна
директор
МБОУ «СОШ №18»
г. Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
«Педагогическая этика руководителя образовательного учреждения».
Мастерство учителя во многом определяется имеющимися у него качествами,
которые придают своеобразие его общению.
Динамичное
развитие
современного
общества
раскрывает
широкие
возможности
для
совершенствования
профессионального
потенциала
современного руководителя.
Чтобы управлять собой и своими подчиненными, на высоком уровне
представлять
свою
организацию,
современный
руководитель
должен
не
только владеть
профессиональными знаниями, умениями и навыками в
области экономики, права, менеджмента и т.д., но и обладать способностями
и стремлением к самосовершенствованию, созданию и оттачиванию всех
граней своего имиджа - позитивного образа руководителя, который во многом
определяет успех его деятельности.
Профессиональная
культура
педагога
–
это
сложная,
комплексная
составляющая
его
личности,
соединяющая
в
себе
социальные,
профессиональные
и
сугубо
личностные
характеристики.
Одной
их
немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
Педагогическая
этика
играет
большую
роль
в
создании
имиджа
педагога.
Этика
изучает
характер нравственной
деятельности
педагога
и
нравственных
отношений
в
профессиональной
среде,
разрабатываются
основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер,
поведения
людей,
профессионально
занимающихся
обучением
и
воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как
профессиональный
педагогический
долг,
педагогическую
справедливость,
педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и
педагогический такт.
Именно поэтому говоря о педагогической этике руководителя можно
говорить о формировании его имиджа.
Сформированный имидж руководителя – это не просто «свое лицо» -
это
постоянный,
неустанный
процесс
его
анализа,
изучения
деловых
и
творческих
связей
между
имиджем
руководителя
и
имиджем
всей
организации, это постоянная оптимизация одного из «ресурсов успеха», как
некоторые авторы называют имидж руководителя.
Имидж руководителя образовательного учреждения - это его образ,
устойчивое
представление
об
отличительных
или
исключительных
характеристиках, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из
ряда остальных руководителей.
Эффективное
управление
напрямую
зависит
от
привлекательного
облика того, кто им управляет.
Руководитель должен сочетать в себе различные качества личности.
Практика показывает, что 99 человек из 100 занимаются не своим делом, т.к.
не было у них возможности раскрыть свои способности.
Исследователи
утверждают,
что
92%
производимого
впечатления
зависит
от
того,
как
человек
выглядит
и
«звучит».
Поэтому
многие
руководители
осваивают
актерский
ликбез,
изучая:
искусство
улыбаться,
постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.
Показателем деловых и личностных качеств является деловой имидж,
который свидетельствует о знании правил делового этикета и умение их
творчески исполнять в соответствующей обстановке. Причем, многие авторы
отмечают,
что
«хорошее
знание
и
выполнение
норм
этикета
-
одна
из
составляющих привлекательного имиджа»
1
.
Чем привлекательнее деловой имидж, тем выше профессиональный
авторитет и общественная репутация представляемого учреждения
2
.
Нужно помнить, что манеры поведения руководителя образовательного
учреждения,
внешний
вид,
правила
этикета,
нравственные
качества
1
Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор - составитель И.Н. Кузнецов.
- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 431с.
2
Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник, М.: Издательство "Экзамен", 2007.- 591 с. (Серия "Учебник для
вузов"), С.257-265
- отражаются
на
сотрудниках,
а
также
существенно
влияет
и
на
приток
учеников и родителей, на получение высоких наград, а также на развитие
социального партнерства.
В
контексте
повседневной
работы
руководителя
проблемы
этики
кажутся менее важными, чем многие другие: однако поскольку этика так или
иначе влияет на решение всех других проблем без исключения, то в конечном
счете она может оказаться важнее всего остального. Негативное впечатление
от поступков руководителя, даже если оно беспочвенно или ошибочно, все
равно подрывает общественный престиж общеобразовательного учреждения
и
доверие
к
педагогическому
коллективу,
а,
следовательно,
ухудшается
имидж в глазах общественности. Таким образом, соответствие поведения
всех участников образовательного процесса достаточно высоким моральным
стандартам – это способность удерживать имидж среди других учреждений.
Гетте говорил, о том, что поведение – это зеркало, в котором каждый
показывает самого себя. И не только показывает. Существует своего рода
талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение
окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый
осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее
представление
о
своем
поведении,
основанное
на
реакции
людей,
тем
действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
В
большинстве
случаев
директорами
школы
назначают
женщин.
Коллектив в школах обычно сугубо женский, а в таком коллективе зачастую
бывают конфликтные ситуации.
Директор
школы
в
таком
коллективе
должен
обладать
такими
качествами,
как
справедливость,
внимательность
и
тактичность,
чтобы
вовремя заметить намечающиеся конфликты и попытаться их избежать.
Современный
директор
школы
-
это
профессионал,
эрудит,
добросовестный работник. Однако, общаются педагоги с директором школы
в основном по необходимости. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют
желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой,
что
свидетельствует
о
преобладании
в
педагогических
коллективах
формальных отношений с руководителями школ.
Успешный руководитель: что он собой представляет?
1. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.
2. Устойчивость в ситуации неопределенности.
3. Обладание высокой восприимчивостью и развитой интуицией.
4. Способность брать управление на себя.
5. Настойчивость.
6. Способность к сотрудничеству.
7. Инициативность.
8. Энергичность.
9. Способность делать ставку на других.
10. Идентификация себя с делом.
11. Способность к сочувствию.
12.
Заинтересованность
в
росте
организации,
а
не
в
собственной
карьере.
13. Независимость.
14. Гибкость.
15. Устойчивость к стрессу.
16. Наличие цели.
17. Руководство сообществом.
18. Чувство юмора.
19. Цельность личностного идеала.
Успешный
руководитель
должен
быть
таким
человеком,
чтобы
безоговорочная
вера
в
его
профессионализм,
опыт
и
правильность
предлагаемых решений магнетически вела за ним.
Руководитель
в
своей
деятельности
должен
относиться
к
людям
критически, требовать, контролировать, но общественность в руководителе
ценит также чуткость, понимание и терпение.
Персональный
имидж
директора,
который
включает
в
себя
педагогическую
этику,
напрямую
влияет
на
формирование
имиджа
образовательного
учреждения
и
оказывает
воздействие
на
имидж
сотрудников.
Создание самого себя – наиболее сложная работа, но она одновременно
представляет и наибольший интерес для каждого человека. Привлекательный
для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является
ключом к решению многих жизненных проблем.
Таким образом, современный педагог может полностью реализовать
себя
как
личность,
добиться
эффективного
выполнения
целей
обучения,
организовать
эффективное
учебное
сотрудничество
и
педагогическое
общение.
Для
этого
необходимо
осознавать
свои
профессионально-
личностные
качества
и
желать
их
совершенствовать,
работая
над
своим
имиджем.
Все
это
может
быть
осуществлено
на
основе
личностно-
деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые
предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к
педагогу.
Совершенствование самого себя не только внешне, но и внутренне,
представляет наибольший интерес для каждого человека.
Основы управленческой деятельности определяют несколько позиций:
1)успешность
в
реализации
административно-управленческих
функций;
2)культура принятия управленческого решения;
3) профессионально-педагогическая культура;
4) управление инновационной деятельностью;
5) мотивирование коллектива;
6) создание благоприятного психологического климата в коллективе;
7) культура общения руководителя; деловые и личностные качества.
Из
всего
вышесказанного
хочется
отметить,
что
современный
руководитель должен обладать достаточным уровнем научных знаний по
управлению, обдуманно планирует, организует, мотивирует и контролирует
деятельность всего педагогического коллектива.
Эффективное
управление
школой,
как
специфическим
социальным
объединением,
немыслимо
без
привлекательного
облика
того,
кто
по
должностному положению этим занимается.