Автор: Алешина Анна Геннадьевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МОУ "Петровская СОШ"
Населённый пункт: п.Петровское, Приозерский р–н
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена"
Раздел: среднее образование
Урок. Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
создать
условия
для
развития
умений
распознавать
одночлены,
записывать одночлен в стандартном виде, определять степень и коэффициент
одночлена.
Планируемые результаты.
Предметные:
познакомиться
с
одночленами,
научиться
распознавать
одночлены, записывать одночлен в стандартном виде, определять степень и
коэффициент одночлена.
Метапредметные:
Познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Регулятивные
–
учитывать
правило
в
планировании
и
контроле
способа
решения;
Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
формировать
ответственное
отношение
к
обучению,
готовность
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению и познанию.
Организационная структура урока
1.
Организационный этап. 1 мин
Ребята, я приветствую вас на своем уроке. Надеюсь, вы проведете 45
минут с большой пользой, приобретете новые знания, получите новые
навыки работы, станете умнее. А ведь для этого вы и приходите в
школу. Надеюсь вы будете удовлетворены нашей совместной работой.
2.
Актуализация знаний.
1.Устный счет – 4 минуты
Представь выражения в виде степени:
3
2
∗
3
3
=¿
2
4
∗
2
3
=¿
4
2
∗
4
3
∗
4
5
=¿
5
∗
5
3
=¿
6
2
∗
6
∗
6
5
=¿
0,5
2
∗
0,5
6
=¿
a
10
:a
5
=¿
2
8
: 2
4
=¿
10
9
:10
3
=¿
5
6
: 5
=¿
b
12
:b
3
=¿
0,1
15
: 0,1
5
=¿
a
( ¿¿
4
)
3
=¿
¿
0,5
( ¿¿
5
)
2
=¿
¿
c
( ¿¿
3
)
4
=¿
¿
3
( ¿¿
2
)
6
=¿
¿
m
( ¿¿
2
)
7
=¿
¿
0,3
( ¿¿
5
)
3
=¿
¿
Какими правилами вы пользовались? (слайд 2,3,4)
1. Правило умножения степеней с одинаковыми основаниями.
2. Правило деления степеней с одинаковыми основаниями.
3. Правило возведения в степень.
4.Если положительное число возвести в степень, то получится …
5. Если отрицательное число возвести в четную степень, то получится
…
6. Если отрицательное число возвести в нечетную степень, получится
…
3.
Изучение нового материала
Переходим к следующему заданию. У вас на парте есть заготовки,
работаем в парах. Один - у доски.
2. Распределите выражения на 2 группы ( 1 у доски) – 2 минуты.
Х
2
+ х; у
7
; а
4
– b ; m
3
– 5y
2
z; 2xy; 7mnx; 5x + 3yz
2
; 5; x
(Слайд 7)
(остальные работают в парах)
Попробуйте
назвать
эти
группы.
Правильно,
ребята.
Одна
из
групп
составляет
многочлены,
об
этой
группе
мы
будем
говорить
позже, а другая группа представляет одночлены. Как вы думаете, какова
тема нашего урока?
Сегодня
мы
продолжим
работу
со
степенями,
используем
полученные знания для введения очень важного понятия в математике
«Одночлены». Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока
«Одночлен и его стандартный вид».
(Слайд 8)
Цели урока:
Ввести понятие одночлена, стандартного вида одночлена.
Научиться приводить одночлен к стандартному виду.
Научиться находить коэффициент и степень одночлена.
Что общего у данных выражений?
Из чего состоят данные выражения?
Какой знак действий включают все выражения?
Как вы думаете, что такое одночлен? (ребята пытаются сами
сформулировать понятие) ( это произведение чисел, переменных (Х) и
их степеней (Х
4
).
Одночленами считаются также числа, переменные и их степени
-7; 15; 3
2
; Х; у
4
. (слайд 9)
Я вас прошу привести примеры одночленов.
Какие из данных выражений не являются одночленами?
(слайд 10)
Я предлагаю вам выполнить первое задание № 455 (устно)
Ребята, как вы думаете, можно ли записать одночлен в более
строгом, более логическом виде?
Да, я с вами согласна. Если выполнить все предложенные вами
преобразования, мы получим так называемый стандартный вид
одночлена. (слайд 11)
Рассмотрим это на конкретных примерах:
2х
2
у.9у
2
; 8х.9ху
Воспользуемся переместительным и сочетательным законами
умножения.
2х
2
у.9у
2
=2.9.х
2
.у.у
2
= 18х
2
у
3
8х.9ху = 8.9.х.х.у = 72х
2
у
Делаем вывод:
Стандартным видом одночлена называется произведение,
составленное из числового множителя, стоящего на первом месте и
степеней различных переменных.
Заполним таблицу (1 и 2 столбики) (слайд 12)
Одночлен
Стандартный вид
одночлена
коэффициент
Степень
одночлена
-3а
2
b
3
.a
- 3a
3
b
3
- 3
6
2a
2
b.b.a
2a
3
b
2
2
5
a
2
.3xxx
3a
2
x
3
3
5
5x.7y
35xy
35
2
-5abc.c
-5abc
2
-5
4
-xzxx
-x
3
z
-1
4
Числовой множитель (слайд 14) одночлена, записанного в
стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
12а
3
b коэффициент 12
0,8х
3
у коэффициент -0,8
а
4
с коэффициент 1
- ху коэффициент -1
Заполним 3 столбик в нашей таблице (слайд 15)
4.
Физкультминутка
Ребята, нам с вами предстоит ответить еще на один вопрос:
Что называется, степенью одночлена?
Послушайте меня внимательно:
Рассмотрим одночлен (слайд 16) 8х
4
у
3
Показатель степени Х равен 4
Показатель степени у равен 3
Найдите сумму показателей степеней х и у 4+3=7
7 – степень многочлена
Степень многочлена – сумма показателей всех входящих в него
переменных (слайд17)
11х
4
у
3
z
2
Степень: 4 + 3 +2 = 9 одночлен девятой степени
6а
3
b
2
Степень: 3 + 2 = 5 одночлен пятой степени
3х Степень: 1 одночлен первой степени
12 Степень: 0 одночлен нулевой степени
Заполним 4 столбик таблицы (слайд 18)
5.
Поведем итог урока.
Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданиями! У нас
остались считанные минуты до конца урока. А что мы сегодня
рассмотрели на уроке?
6.
Домашнее задание
Повторить свойства степеней
Выучить правила стр.
№
7.
Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Над чем вам еще нужно поработать?
- Вы удовлетворены рабочей обстановкой на уроке?
8.
Каждый выбирает настроение, с которым они уходят с урока.