Автор: Краева Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Калинка"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Это счастливое детство!!!"
Раздел: дошкольное образование
Краева Ирина Викторовна
старший воспитатель,
МАДОУ «Калинка», г. Черногорск,
Республика Хакасия
«Это счастливое детство!!!»
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена
добрыми
волшебниками
и
весёлыми
гномами,
тёплыми
лучами
солнца,
любовью
и
заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об
окружающем
мире,
добре
и
справедливости,
ответственности
и
долге.
Благодаря
родительской любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и
развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Именно
в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Детство
без
игрушек?
В
сегодняшнем
мире
это
невозможно.
Ребёнку
просто
необходимы игрушки! От них зависит детское развитие, игрушки служат той средой,
которая позволяет малышам выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К
тому же игрушки учат ребёнка общаться и познавать себя!
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы
и
машины.
У
кого-то
это
невзрачный
мишка,
переданный
по
наследству
мамой,
малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д.
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок
способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот
выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и
выбор
взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,
которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему
страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет
и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их
наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты
детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые
наряды, пришивают уши и хвосты.
При
покупке,
изготовлении
игрушек
пользуйтесь
простым
правилом:
игрушки
следует выбирать, а не собирать!
Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств:
глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки
малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать
стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких
– это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов –
пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской
формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна
быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из
3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг
в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает
интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то
получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Д л я 2-летних
детей
очень
хороши
большой
разноцветный
мяч,
который
не
закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые
дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая
машина
или
коробка
уже
с
этого
возраста
будет
приучать
ребёнка
к
аккуратности,
самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые
и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место
в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой
формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают
вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из
странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка.
На
этом
возрастном
этапе
ребёнок
начинает
активно
включаться
в
мир
реальных
жизненных
ситуаций,
узнаёт,
что
люди
заняты
в
жизни
работой
и
имеют
разные
профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Стремление
ребёнка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии
эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны
быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка.
Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская
фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш
может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты
на
бумаге
–
коврами
в
кукольной
квартире.
Именно
поэтому
в
таком
возрасте
наибольшую
пользу
ребёнку
принесут
не
дорогие
и
бесполезные
игрушки,
а
функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К
пяти
годам
крупные
игрушки
постепенно
перестают
занимать
ребёнка
и
перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек,
солдатиков,
кукольных
семей
завоёвывают
интерес
и
эмоции
ребёнка.
Появляется
большая
возможность
для
проигрывания
разных
вариантов
с
одними
и
теми
же
игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть
конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему
ребёнку
полезнее
и
интереснее
не
статичные
и
конкретные
игрушки
–
он
будет
рад
необычному
конструктору,
моделям
кораблей
и
самолётов,
красивым
фломастерам
и
занимательной
настольной
игре,
разборному
роботу-
трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные
собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят
в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения).
Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим
и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и
кому-то
подарить
должно,
приветствоваться
родителями,
если
они
хотят
развить
в
ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные
магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с
канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами.
Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В
дальнейшем
ребёнок
сам
сделает
"инвентаризацию"
своих
игрушек.
Никогда
не
заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки!
Для
него
это
символы
его
развития,
с
каждой
связаны
положительные
эмоции
и
переживания.
Это
его
детские
воспоминания,
это
его
друзья.
Намного
полезнее
отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не
повезло, и родители не покупают ему игрушек.
Помните,
что
всё,
кроме
любимой
игрушки,
надо
периодически
менять
и
обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит,
она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её
появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с
множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий
малышей
видели
сидящие
на
прилавках
новомодные
куклы,
машины
и
звери!
Эти
переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не
нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и
делайте ему праздник.
Есть
поговорка
«Нельзя
всю
жизнь
в
игрушки
играть».
Это
правда,
но
согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного
человека!
Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и
просто так, от хорошего настроения, делайте это от всей души и пусть каждая
игрушка будет вашему малышу в радость!