Автор: Гридина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ ДО ДДТ
Населённый пункт: р.п. Краснозерское
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка правильному понятию экологии?
Раздел: дошкольное образование
Как научить ребенка правильному понятию экологии?
В период дошкольного детства начинает
складываться эмоциональная сфера ребёнка. В этом возрасте он
отзывчив и чуток, сильно сопереживает героям мультфильмов и
сказок. Сочувствие подталкивает его помочь кому-либо, неважно,
плачущему сверстнику или хромой кошке. Но сочувствие больному
животному необязательно выльется в формирование экологического
сознания – ребёнок, любящий своего домашнего котёнка вполне
способен швырнуть камень в бездомного, поскольку ему много раз
говорили, что тот котёнок грязный и наверняка имеет блох. В этом
случае у малыша формируется следующее мировоззрение: чистота
должна быть только дома и достойна иметь место под солнцем лишь
его кошка (попугай, собака и т. д.). Подобное мировоззрение
прививается родителями, которые, только выйдя за домашний порог,
сразу же забывают о соблюдении чистоты вокруг, и, побывав на
пикнике в лесу, оставляют после себя кучи мусора и даже способны
развлечения ради поджечь муравейник.
Не так-то просто воспитывать у детей чувство причастности к
природе, научить их относиться к планете в целом и всему живому на
ней, как к непреложным ценностям. В такой ситуации совокупность
знаний о законах существования природы и декларативные призывы
к её охране окажутся бесполезными. Здесь требуется найти баланс
между наличием знаний о природе и воспитанием эмоционального к
ней отношения. Если ребёнку неизвестно, что происходит вне его
жилища и детского сада, то у него просто не может сформироваться
никакого отношения к окружающему миру.
В 5-6 лет у малыша значительно расширяется круг познавательных
интересов. На большой мир он смотрит зачарованно, ему всё
интересно, отсюда и множество «почему?». Наличие подобных
вопросов говорит о том, что малышу интересны не только сами
объекты, но и связь этих объектов или явлений внешнего мира.
Помимо этого формируется отношение ребёнка к окружающему. В
дошкольный период у детей развиваются синтетические виды
восприятия времени и пространства, творческое воображение,
наглядно-образное мышление – в большей степени их
формирование зависит от воспитания и условий их жизни. В
процессе практической и игровой деятельности ребёнка в случае
регулярного ориентирования на существенные признаки жизненных
проявлений живых организмов ему открывается как внешняя
видимость природных явлений, так и простейшие функциональные и
причинные связи между ними. В результате у ребёнка появляется
чувственное познание природы, важность которого существенна не
только для текущего его возраста, но и для последующей взрослой
жизни.
Кроме того, в дошкольный период у детей наблюдается также
активное социальное развитие, подпитываемое его взаимодействием
с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Во время этого
процесса малыш усваивает традиции, ценности, общественную
культуру и культуру того социума, где ему предстоит жить. Он учится
следовать установленным правилам поведения и общественным
нормам. Но чтобы экологическое воспитание не ограничило своё
влияние только детскими годами, а продолжало его и во взрослой
жизни, необходимо, чтобы в этот процесс было вовлечено не только
привитие положительного эмоционального отношения к
свежему
воздуху, чистой воде и солнцу, животным и растениям, но также таких
норм поведения, которые бы не наносили вреда живым существам,
готовности сберегать и восстанавливать природу.