Напоминание

Как научить ребенка правильному понятию экологии?


Автор: Гридина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ ДО ДДТ
Населённый пункт: р.п. Краснозерское
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка правильному понятию экологии?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как научить ребенка правильному понятию экологии?

В период дошкольного детства начинает

складываться эмоциональная сфера ребёнка. В этом возрасте он

отзывчив и чуток, сильно сопереживает героям мультфильмов и

сказок. Сочувствие подталкивает его помочь кому-либо, неважно,

плачущему сверстнику или хромой кошке. Но сочувствие больному

животному необязательно выльется в формирование экологического

сознания – ребёнок, любящий своего домашнего котёнка вполне

способен швырнуть камень в бездомного, поскольку ему много раз

говорили, что тот котёнок грязный и наверняка имеет блох. В этом

случае у малыша формируется следующее мировоззрение: чистота

должна быть только дома и достойна иметь место под солнцем лишь

его кошка (попугай, собака и т. д.). Подобное мировоззрение

прививается родителями, которые, только выйдя за домашний порог,

сразу же забывают о соблюдении чистоты вокруг, и, побывав на

пикнике в лесу, оставляют после себя кучи мусора и даже способны

развлечения ради поджечь муравейник.

Не так-то просто воспитывать у детей чувство причастности к

природе, научить их относиться к планете в целом и всему живому на

ней, как к непреложным ценностям. В такой ситуации совокупность

знаний о законах существования природы и декларативные призывы

к её охране окажутся бесполезными. Здесь требуется найти баланс

между наличием знаний о природе и воспитанием эмоционального к

ней отношения. Если ребёнку неизвестно, что происходит вне его

жилища и детского сада, то у него просто не может сформироваться

никакого отношения к окружающему миру.

В 5-6 лет у малыша значительно расширяется круг познавательных

интересов. На большой мир он смотрит зачарованно, ему всё

интересно, отсюда и множество «почему?». Наличие подобных

вопросов говорит о том, что малышу интересны не только сами

объекты, но и связь этих объектов или явлений внешнего мира.

Помимо этого формируется отношение ребёнка к окружающему. В

дошкольный период у детей развиваются синтетические виды

восприятия времени и пространства, творческое воображение,

наглядно-образное мышление – в большей степени их

формирование зависит от воспитания и условий их жизни. В

процессе практической и игровой деятельности ребёнка в случае

регулярного ориентирования на существенные признаки жизненных

проявлений живых организмов ему открывается как внешняя

видимость природных явлений, так и простейшие функциональные и

причинные связи между ними. В результате у ребёнка появляется

чувственное познание природы, важность которого существенна не

только для текущего его возраста, но и для последующей взрослой

жизни.

Кроме того, в дошкольный период у детей наблюдается также

активное социальное развитие, подпитываемое его взаимодействием

с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Во время этого

процесса малыш усваивает традиции, ценности, общественную

культуру и культуру того социума, где ему предстоит жить. Он учится

следовать установленным правилам поведения и общественным

нормам. Но чтобы экологическое воспитание не ограничило своё

влияние только детскими годами, а продолжало его и во взрослой

жизни, необходимо, чтобы в этот процесс было вовлечено не только

привитие положительного эмоционального отношения к

свежему

воздуху, чистой воде и солнцу, животным и растениям, но также таких

норм поведения, которые бы не наносили вреда живым существам,

готовности сберегать и восстанавливать природу.



В раздел образования