Напоминание

"Организация проектно исследовательской деятельности обучающегося с ограниченной возможностью здоровья на дому


Автор: Санникова Фекла Афанасьевна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: МБОУ "Намская СОШ №2" МО "Намский улус" РС(Я)
Населённый пункт: село Намцы Намский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья и презентация
Тема: "Организация проектно исследовательской деятельности обучающегося с ограниченной возможностью здоровья на дому
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектно-исследовательской деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на дому.

(из опыта работы)

Санникова Ф.А., учитель индивидуального обучения на дому

МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус»

На

современном

этапе

развития

общества

обозначилась

реальная

тенденция

ухудшения состояния здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей с

ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся

независимо

от

его

индивидуально-психологических

особенностей,

возможностей

и

склонностей – задача каждой школы, где обучается ребёнок

.(Презентации и работы детей прилагаются)

С 2012 года работаю с детьми – инвалидами и с ОВЗ, обучающимися на дому с

различными диагнозами: болезнь Дауна, ранний детский аутизм, ЗПР.

Как

индивидуально

построить

учебно-воспитательную

работу

ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья,

так, чтобы включить его в работу, дать ему

возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Многолетний опыт

работы с такими детьми привел нас к методу проектов. Проектно–исследовательская

деятельность является

наиболее эффективным инструментом

достижения цели – его

социальной адаптации и самореализации в жизни, так как имеет ряд преимуществ:

Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика.

Осваивая эту технологию, учащийся приобретает собственный жизненный

опыт.

Учащийся пробует анализировать и оценивать результаты своей работы.

Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Конечно,

у

учащегося

с

ОВЗ

закладывается

естественное

ограничение

на

организацию

проектной

деятельности,

однако

начинать

вовлекать

в

проектную

деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно для детей с ОВЗ младший

школьный возраст больше подходит для выявления и развития творческого потенциала

личности,

так

как

в

этом

возрасте

закладываются

основы

практического

и

образовательного потенциала, формируется комплекс ценностных качеств, способностей,

потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Цель

работы:

обучение

и

развитие

индивидуальности

и

творческой

самореализации

через

проектно

исследовательскую

деятельность

учащегося

с

ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза работы: проектно-исследовательская работа в обучении создает условия

для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует

развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений

планировать,

принимать

решения,

оценивать

результаты.

Школьники

с

нарушением

интеллекта

приобретают

опыт

решения

реальных

проблем,

что

очень

важно

для

их

самостоятельной жизни.

Прежде

чем

приступить

к

такому

методу

работы,

мы

изучили

психолого-

педагогическую,

методическую

литературу,

стандарты

в

области

образования

по

организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья. Но, к сожалению, описания такой индивидуальной практики

работы с детьми с ОВЗ в литературе мы почти не нашли.

Нам приходилось вести работу методом проб и ошибок, начиная с маленьких,

краткосрочных проектов и исследований. За годы работы пришли к следующим выводам

при организации проектно - исследовательской работы обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья:

1) Необходимость учёта интересов и возможностей детей. Они делают только то,

что им интересно.

1

2)

Организация

учения

через

деятельность.

Даже

если

они

не

обучаемы,

в

практической деятельности они могут усвоить некоторые умения и навыки.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь мы

можем

говорить не только о сотрудничестве между учителем и

учеником,

но

между

родителями

и

учеником,

учителями-предметниками

и

самими

учениками. Без родительской помощи и других членов семьи невозможно вести проектно-

исследовательскую работу с такими детьми.

5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.

Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода

проекта

дает

положительный

результат,

т.к.

позволяет

более

полно

учитывать

психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить

коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение

анализировать,

синтезировать,

классифицировать

получаемую

информацию),

речь

(устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.

Использование проектной

деятельности

в

работе

с

детьми

с

нарушением

интеллекта

будет

способствовать

развитию

всех

сторон

психики,

а,

самое

главное,

социализации детей с умственной отсталостью.

Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с

ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным

участником этого процесса,

позволяет учащемуся выйти за рамки объема школьных

предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с

новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать

имеющиеся творческие возможности.

Учащиеся, имеющий особые образовательные возможности здоровья, не похожи

друг на друга, и даже дети с одним и тем же диагнозом имеют различные степени тяжести

заболевания.

В

силу

индивидуальных

особенностей

(уровня

психического,

психологического и физического развития) такие дети - особенные, у них слабая память,

недостаточная полнота и точность восприятия,

неустойчивое внимание. В связи с этим

цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты

мы адаптируем,

исходя из особенностей ученика, совместно с ребенком

обсуждаем, определяем тему

проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы с

родителями.

Темы

проектов

должны

основываться

сначала

на

воспроизведении

ближайшего окружения детей (семья, дом, друзья, изученный материал) и.т.д.

Таким образом, при проектной деятельности в работе необходимо постоянная

корректирующая помощь учителя.

Наш ученик

Жирков Антон – ученик 9 «В» класса МБОУ «Намская средняя

общеобразовательная школа № 2» МО «Намского улуса». Согласно заключениям

МСЭ,

ему

поставлен

диагноз

-

«Болезнь

Дауна.

Умственная

отсталость

выраженной

степени. Оперированный ВПС, закрытие ДМЖП, ушивание ДМПП, пластика правый ЛА,

пластика ТК, перевязка ОПП(23.05.03. НТК 1 стНКО нейрогенный пузырь».

Первая наша работа – творческо-информационный проект: «Пуночка – вестница

весны» (6 класс). Работа началась с проблемы. Весной во дворе дома появилась стая

незнакомых птиц. Ребенок заинтересовался: «Что за птички?» С этого началась наша

работа по проекту. В самом начале работы для лучшего понимания исследования мы

выделили

наиболее главные

вопросы. У детей с

ОВЗ

более развито зрительное

запоминание, так как у них зрительный опыт богаче, поэтому в поиске материала для

проекта использовали наглядность, а именно картинки с изображениями птиц, применяя

интернет-ресурсы

по теме работы.

На уроках чтения прочитали стихи и рассказы о

пуночках. На уроках окружающего мира познакомились с перелетными птицами родного

края, обычаями, традициями, приметами, связанными с прилетом этих птиц. На уроках

ручного труда сделали панно - аппликацию из семян чечевицы. Работу отправили на VI

2

Всероссийский творческий конкурс детского творчества «Талантоха» и заняли II место в

номинации «Декоративно-прикладное творчество» (апрель 2014 г.).

Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно находить противоречия в

окружающем

мире,

выдвигать

гипотезы,

формулировать

проблему,

выступать

в

роли

организатора проектов, они с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в

сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и

отношений внутри и между объектами. Также эти дети с трудом овладевают логическими

связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Такие дети не

умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий, нередко смешивают

причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями,

событиями. Они часто отождествляют причинно - следственные связи и пространственно-

временные связи. Поэтому нужно неоднократное повторение материала. Например, по

проекту «Мой любимый герой» Антон сам начал собирать картинки, разные предметы

с изображением Человека-паука. Его любимый герой - Человек паук. Постепенно его

коллекция стала

увеличиваться.

Родные,

учителя, знакомые

стали ему приносить

предметы, книжки- раскраски,

наклейки, ручки, карандаши с изображением Человека-

паука. Так мы решили пополнить нашу коллекцию уже своими работами. За эти годы у

нас появились следующие работы:

картинка-раскраска, панно-аппликация из круп и

семян с изображениями этого героя.

На кружке мультипликации создали свой первый

мультик

«Человек-паук».

Изготовили

в

технике

папье-маше

куклу

Человека-паука.

Родители купили на Новый год маскарадный костюм Человека-паука. На всех новогодних

мероприятиях, куда его приглашали, он надевает этот костюм.

Проектная деятельность в образовательном процессе коррекционного обучения, как

правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.

Поэтому при работе обязательно привлекаю родителей, членов семьи: братьев и сестер.

В 7-м классе сделали экспериментально-исследовательский проект «Выращивание лука

на зелень в зимнее время в домашних условиях».

Работа началась со следующей

проблемы: Антон стал брать из холодильника репчатый лук, отламывать проросший

зелень лука и с аппетитом его есть. Обсудив и выяснив проблему, решили провести

исследование. Здесь к работе привлекли маму, которая сама занимается выращиванием

овощей,

цветов.

Изучили

интернет-

ресурсы,

нашли

вместе

с

Антоном

и

мамой

информацию.

Выяснили,

что

в

луке

есть

много

витаминов,

которые

полезны

для

здоровья.

Выбрали предметы исследования, все подготовили,

посадили, ухаживали,

поливали, вели

дневник наблюдения и обобщили итоги эксперимента. Исследовали

репчатый лук в почве, репчатый лук в воде, выращивали лук-севок, лук из семян. В

итоге пришли к такому выводу: репчатый лук, выращенный в почве, - сочный, вкусный,

быстро растет

в зимнее время в домашних условиях.

Отрадно то,

что в семье уже

постоянно стали использовать этот способ получения быстрого и полезного продукта

зимой, и Антон - активный помощник в этой деятельности.

Следующий

проект

- информационный

–исследовательский

-

«Подвиг

их

бессмертен», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проблема

такова: приближается юбилей 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что мы

знаем о наших прадедушках?

Привлекаем уже маму и брата. Тему проекта уже

усложняем. Собрали и изучили с помощью учителя материалы

в

сети интернет:

исторические

документы,

воспоминания

участников

Великой

Отечественной

войны.

Собрали материалы об участии

прадедушки Жиркова Т.Н. в

Великой Отечественной

войны в литературе, на страницах газет. Прочитали его воспоминания о боевом пути в

книге И.Петрова «Кыайыы саллааттара» («Солдаты победы») в статье «Комсорг полка».

Нарисовали портрет прадедушки

Жиркова Т.Н.

Нарисовали

рисунок

по его

воспоминаниям об одном сражении из его боевого пути во время Великой Отечественной

войны.

Изготовили

и

отправили

прадедушке

в

Сунтарский

улус

поздравительную

открытку с праздником Победы. Работу оформили как презентацию, в создании которой

3

Антон

принимал

посильную

помощь.

Участвовали

во

Всероссийском

творческом

конкурсе,

посвященном

70-летию

Победы

в

Великой

Отечественной

войне

образовательного центра «Путь знаний» «Подвиг нашего народа» и заняли

II место в

номинации «Фильм» (май 2015 г.). В ноябре 2015 г. предоставили на улусном этапе

научно-практической конференции «Шаг в будущее» доклад «Спасибо деду за Победу»

и заняли III место. В этом нам помогал брат Гриша, ученик 8 класса

.

Дети с ОВЗ

не могут свободно самостоятельно

передать содержание текста

своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению, а это очень

объемная работа. Поэтому ребенок с ОВЗ не всегда способен рассказать другим о том, что

узнал. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения,

выступить публично. Поэтому информация, которая должна быть защищена в проекте,

должна быть адаптирована и понятна для учащихся (например, изучена ранее). Также при

выступлении

этих

детей

перед

аудиторией

нужен

индивидуа льный

и

дифференцированный

подход.

Выступления

можно

подготовить

в

диалоговой

форме

учитель – ученик, родитель – ученик, ученик – брат. Таким образом, именно с помощью

проектной деятельности учитель старается развить и максимально приблизить детей с

нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для учителя,

работающего с детьми ОВЗ - это не простая задача, так как социум не всегда готов

принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально

продуманные действия не только при создании творческой деятельности в виде проекта,

но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися

детьми.

Например, работа над следующим долгосрочным проектом « Проект зоны отдыха

моего двора» также начался с проблемы: во дворе дома нет уголка отдыха. Мама Антона

во дворе дома постоянно сажает цветы, у них есть огород, теплицы для выращивания

огурцов и помидоров. Осенью в начале сентября обычно стоят очень теплые солнечные

дни. В хорошую погоду на перемене мы выходим во двор отдыхать и заметили, что негде

посидеть и поиграть. Решили поработать над проектом по созданию зоны отдыха с

клумбой для цветов во дворе своими силами. Форма работы -

групповая (семейная).

Нашли

также в интернет- ресурсах примеры уголков отдыха, клумб для цветов. При

изучении материала заметили, что Антон при выборе

уголков и клумб отнесся с

пониманием,

что

слишком

шикарные

готовые

варианты

нам

не

по

силам.

Такое

заключение

мальчика очень обрадовало и удивило нас, так как семья многодетная,

малоимущая, проживают только на пенсии Антона и мамы по его уходу, без помощи отца.

Составили предварительную смету работы – сможем ли мы осилить материально этот

проект.

Начали со сметы. При создании использовать имеющиеся в наличии у семьи

материалы. Антоша вместе с нами сидел, подсчитывал на калькуляторе. Подсчитали и

пришли к выводу, что сможем. Начали работу с января месяца. Выбрали место, какие

цветы будем сажать, определили, чего не хватает для оборудования клумбы, какие купить

недостающие семена,

как подготовить почву для рассады, как посадить семена, как

выращивать цветы и ухаживать за ними. Оборудовали клумбу своими силами, высадили

рассаду. В течение лета ухаживали, поливали,

пропалывали,

разрыхляли почву для

цветов. Проект завершили к осени. Приступили к завершающему этапу работы над

проектом. Проанализировали, что получилось, что не получилось. Работу оформили в

форме доклада. К выполнению данного этапа проекта привлекли опять маму и брата. В

оформлении презентации к докладу Антон принял активное участие. Печатал надписи

к фотографиям. Вставлял картинки и фото. Проект защитил сам Антон в школьном и

улусном

этапе научно-практической конференции

«Шаг в будущее»,

получили

сертификат за участие. Жюри улусной конференции дали рекомендацию на участие в

региональном

этапе научно-практической конференции

«Шаг в будущее». Результат

проекта:

Обучающийся

приобрел

знания, практические умения работы в группе, с

4

другими членами семьи. Приобрел опыт выступления в социуме. Уже строил планы

на будущее по оформлению уголка отдыха в дальнейшем.

Проект - «Всем сердцем поклонись». Проблема - к 74-й годовщине освобождения

города Ржева и 23-летнему юбилею мемориального комплекса воинам-землякам в Ржеве

решили

принять

участие

в

республиканской

научно-практической

конференции

в

номинации

«Рисунок».

Цель:

понять

и

прочувствовать

подвиг

воинов

-

якутян

в

освобождении г. Ржева во время ВОВ.

Изучили

материалы о боях под Ржевом, об

освобождении Ржева, об участии воинов - якутян

в освобождении города. Оформили

результат поисковой работы в рисунок из эпизода Ржевско-Вяземского плацдарма 1943

года

зимнего периода

воинов - якутян

лыжной бригады

«Воины- якутяне за

освобождение г. Ржева зимой 1943 г.» Приняли

участие

в республиканской научно-

практической

конференции

«Всем

сердцем

поклонись».

В

защите

соей

работы

использовали метод мнемотехники. Заняли III место, получили диплом и медаль.

Для успешной

самореализации

ребенка, обучающегося на дому,

в социуме

необходимо вывести ребенка за рамки

одного жилого дома,

в различные детские

организации, в секции, кружки и т. д. С 6-го класса посещаем с Антоном в

МБОУ

ДОД Детский Центр «ТУЭЛБЭ» детскую телестудию «Саьар5а», студию «Юный

мультипликатор». Студии приняли участие в создании следующих фильмов и мультиков.

2016 г. - фильм «Мин эбэм дойдута»; 2015 г. - фильм «Человек - паук»; 2016 г. - фильм

«Халк»; 2016 г. - фильм « Счастливое детство»; 2017 г. - клип «Если б не было войны»;

клип «Живые голоса ветеранов». Эти работы участвовали и занимали призовые места в

Республиканском

фестивале анимации в рамках фестиваля «Мир вокруг нас» (апрель

2016 г.) - I место; в Республиканском фестивале анимации «Мультляндия» в номинации

«Музыкальный клип» (апрель

2017 г.) - I место;

в IV республиканском

фестивале

детских телестудий «Живые голоса ветеранов» (май 2017 г.) - I место.

Также посещаем логопедический кабинет при центре МКУ «УО МО «Намский

улус» РС(Я)

Благотворительного

фонда

«Лебедь» Намского улуса,

занятия «Часа

психологии», часы лечебной физкультуры в школе.

Впоследствии Антон принимал участие в работе форума-семинара «Развитие

инклюзивного образования в МО «Намский улус» в ноябре 2016 года; форума-семинара

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов республиканского фонда «Харысхал» в г. Якутске в

2016 году; был приглашен на новогоднюю елку главы Намского улуса в 2017 году; также

был номинирован на встречу главы республики Е.А.Борисовым с одаренными детьми в

мае 2017 года в г. Якутске.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень

эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность

экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем

социуме.

Сопровождая проектно - исследовательскую деятельность детей с нарушениями в

развитии, учителю нужно всегда помнить о том, что:

Надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность,

сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым

менять что-то в себе;

Быть с ребенком в постоянном диалоге, исключить критические оценки,

обладать навыками активного слушания, гибкости и творческого подхода, так как дети с

особенностями

здоровья,

как

правило,

ранимы,

высоко

критичны

к

себе,

быстро

утомляемы;

5

Не торопить ребенка, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения:

спокойный тон, поддержка,

похвала – необходимы; быть внимательным к состоянию

ребёнка, так как дети с ОВЗ быстро устают и отвлекаются.

Использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, они

больше своего ребенка радуются успехам ребенка и имеют огромное желание помочь

своим детям развиваться и совершенствоваться.

6



В раздел образования