Автор: Санникова Фекла Афанасьевна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: МБОУ "Намская СОШ №2" МО "Намский улус" РС(Я)
Населённый пункт: село Намцы Намский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья и презентация
Тема: "Организация проектно исследовательской деятельности обучающегося с ограниченной возможностью здоровья на дому
Раздел: среднее образование
Организация проектно-исследовательской деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на дому.
(из опыта работы)
Санникова Ф.А., учитель индивидуального обучения на дому
МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус»
На
современном
этапе
развития
общества
обозначилась
реальная
тенденция
ухудшения состояния здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей с
ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся
независимо
от
его
индивидуально-психологических
особенностей,
возможностей
и
склонностей – задача каждой школы, где обучается ребёнок
.(Презентации и работы детей прилагаются)
С 2012 года работаю с детьми – инвалидами и с ОВЗ, обучающимися на дому с
различными диагнозами: болезнь Дауна, ранний детский аутизм, ЗПР.
Как
индивидуально
построить
учебно-воспитательную
работу
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья,
так, чтобы включить его в работу, дать ему
возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Многолетний опыт
работы с такими детьми привел нас к методу проектов. Проектно–исследовательская
деятельность является
наиболее эффективным инструментом
достижения цели – его
социальной адаптации и самореализации в жизни, так как имеет ряд преимуществ:
•
Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика.
•
Осваивая эту технологию, учащийся приобретает собственный жизненный
опыт.
•
Учащийся пробует анализировать и оценивать результаты своей работы.
•
Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Конечно,
у
учащегося
с
ОВЗ
закладывается
естественное
ограничение
на
организацию
проектной
деятельности,
однако
начинать
вовлекать
в
проектную
деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно для детей с ОВЗ младший
школьный возраст больше подходит для выявления и развития творческого потенциала
личности,
так
как
в
этом
возрасте
закладываются
основы
практического
и
образовательного потенциала, формируется комплекс ценностных качеств, способностей,
потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.
Цель
работы:
обучение
и
развитие
индивидуальности
и
творческой
самореализации
через
проектно
–
исследовательскую
деятельность
учащегося
с
ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза работы: проектно-исследовательская работа в обучении создает условия
для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует
развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений
планировать,
принимать
решения,
оценивать
результаты.
Школьники
с
нарушением
интеллекта
приобретают
опыт
решения
реальных
проблем,
что
очень
важно
для
их
самостоятельной жизни.
Прежде
чем
приступить
к
такому
методу
работы,
мы
изучили
психолого-
педагогическую,
методическую
литературу,
стандарты
в
области
образования
по
организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Но, к сожалению, описания такой индивидуальной практики
работы с детьми с ОВЗ в литературе мы почти не нашли.
Нам приходилось вести работу методом проб и ошибок, начиная с маленьких,
краткосрочных проектов и исследований. За годы работы пришли к следующим выводам
при организации проектно - исследовательской работы обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
1) Необходимость учёта интересов и возможностей детей. Они делают только то,
что им интересно.
1
2)
Организация
учения
через
деятельность.
Даже
если
они
не
обучаемы,
в
практической деятельности они могут усвоить некоторые умения и навыки.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь мы
можем
говорить не только о сотрудничестве между учителем и
учеником,
но
между
родителями
и
учеником,
учителями-предметниками
и
самими
учениками. Без родительской помощи и других членов семьи невозможно вести проектно-
исследовательскую работу с такими детьми.
5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.
Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода
проекта
дает
положительный
результат,
т.к.
позволяет
более
полно
учитывать
психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить
коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение
анализировать,
синтезировать,
классифицировать
получаемую
информацию),
речь
(устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.
Использование проектной
деятельности
в
работе
с
детьми
с
нарушением
интеллекта
будет
способствовать
развитию
всех
сторон
психики,
а,
самое
главное,
социализации детей с умственной отсталостью.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с
ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным
участником этого процесса,
позволяет учащемуся выйти за рамки объема школьных
предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с
новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать
имеющиеся творческие возможности.
Учащиеся, имеющий особые образовательные возможности здоровья, не похожи
друг на друга, и даже дети с одним и тем же диагнозом имеют различные степени тяжести
заболевания.
В
силу
индивидуальных
особенностей
(уровня
психического,
психологического и физического развития) такие дети - особенные, у них слабая память,
недостаточная полнота и точность восприятия,
неустойчивое внимание. В связи с этим
цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты
мы адаптируем,
исходя из особенностей ученика, совместно с ребенком
обсуждаем, определяем тему
проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы с
родителями.
Темы
проектов
должны
основываться
сначала
на
воспроизведении
ближайшего окружения детей (семья, дом, друзья, изученный материал) и.т.д.
Таким образом, при проектной деятельности в работе необходимо постоянная
корректирующая помощь учителя.
Наш ученик
Жирков Антон – ученик 9 «В» класса МБОУ «Намская средняя
общеобразовательная школа № 2» МО «Намского улуса». Согласно заключениям
МСЭ,
ему
поставлен
диагноз
-
«Болезнь
Дауна.
Умственная
отсталость
выраженной
степени. Оперированный ВПС, закрытие ДМЖП, ушивание ДМПП, пластика правый ЛА,
пластика ТК, перевязка ОПП(23.05.03. НТК 1 стНКО нейрогенный пузырь».
Первая наша работа – творческо-информационный проект: «Пуночка – вестница
весны» (6 класс). Работа началась с проблемы. Весной во дворе дома появилась стая
незнакомых птиц. Ребенок заинтересовался: «Что за птички?» С этого началась наша
работа по проекту. В самом начале работы для лучшего понимания исследования мы
выделили
наиболее главные
вопросы. У детей с
ОВЗ
более развито зрительное
запоминание, так как у них зрительный опыт богаче, поэтому в поиске материала для
проекта использовали наглядность, а именно картинки с изображениями птиц, применяя
интернет-ресурсы
по теме работы.
На уроках чтения прочитали стихи и рассказы о
пуночках. На уроках окружающего мира познакомились с перелетными птицами родного
края, обычаями, традициями, приметами, связанными с прилетом этих птиц. На уроках
ручного труда сделали панно - аппликацию из семян чечевицы. Работу отправили на VI
2
Всероссийский творческий конкурс детского творчества «Талантоха» и заняли II место в
номинации «Декоративно-прикладное творчество» (апрель 2014 г.).
Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно находить противоречия в
окружающем
мире,
выдвигать
гипотезы,
формулировать
проблему,
выступать
в
роли
организатора проектов, они с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в
сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и
отношений внутри и между объектами. Также эти дети с трудом овладевают логическими
связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Такие дети не
умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий, нередко смешивают
причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями,
событиями. Они часто отождествляют причинно - следственные связи и пространственно-
временные связи. Поэтому нужно неоднократное повторение материала. Например, по
проекту «Мой любимый герой» Антон сам начал собирать картинки, разные предметы
с изображением Человека-паука. Его любимый герой - Человек паук. Постепенно его
коллекция стала
увеличиваться.
Родные,
учителя, знакомые
стали ему приносить
предметы, книжки- раскраски,
наклейки, ручки, карандаши с изображением Человека-
паука. Так мы решили пополнить нашу коллекцию уже своими работами. За эти годы у
нас появились следующие работы:
картинка-раскраска, панно-аппликация из круп и
семян с изображениями этого героя.
На кружке мультипликации создали свой первый
мультик
«Человек-паук».
Изготовили
в
технике
папье-маше
куклу
Человека-паука.
Родители купили на Новый год маскарадный костюм Человека-паука. На всех новогодних
мероприятиях, куда его приглашали, он надевает этот костюм.
Проектная деятельность в образовательном процессе коррекционного обучения, как
правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.
Поэтому при работе обязательно привлекаю родителей, членов семьи: братьев и сестер.
В 7-м классе сделали экспериментально-исследовательский проект «Выращивание лука
на зелень в зимнее время в домашних условиях».
Работа началась со следующей
проблемы: Антон стал брать из холодильника репчатый лук, отламывать проросший
зелень лука и с аппетитом его есть. Обсудив и выяснив проблему, решили провести
исследование. Здесь к работе привлекли маму, которая сама занимается выращиванием
овощей,
цветов.
Изучили
интернет-
ресурсы,
нашли
вместе
с
Антоном
и
мамой
информацию.
Выяснили,
что
в
луке
есть
много
витаминов,
которые
полезны
для
здоровья.
Выбрали предметы исследования, все подготовили,
посадили, ухаживали,
поливали, вели
дневник наблюдения и обобщили итоги эксперимента. Исследовали
репчатый лук в почве, репчатый лук в воде, выращивали лук-севок, лук из семян. В
итоге пришли к такому выводу: репчатый лук, выращенный в почве, - сочный, вкусный,
быстро растет
в зимнее время в домашних условиях.
Отрадно то,
что в семье уже
постоянно стали использовать этот способ получения быстрого и полезного продукта
зимой, и Антон - активный помощник в этой деятельности.
Следующий
проект
- информационный
–исследовательский
-
«Подвиг
их
бессмертен», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проблема
такова: приближается юбилей 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что мы
знаем о наших прадедушках?
Привлекаем уже маму и брата. Тему проекта уже
усложняем. Собрали и изучили с помощью учителя материалы
в
сети интернет:
исторические
документы,
воспоминания
участников
Великой
Отечественной
войны.
Собрали материалы об участии
прадедушки Жиркова Т.Н. в
Великой Отечественной
войны в литературе, на страницах газет. Прочитали его воспоминания о боевом пути в
книге И.Петрова «Кыайыы саллааттара» («Солдаты победы») в статье «Комсорг полка».
Нарисовали портрет прадедушки
Жиркова Т.Н.
Нарисовали
рисунок
по его
воспоминаниям об одном сражении из его боевого пути во время Великой Отечественной
войны.
Изготовили
и
отправили
прадедушке
в
Сунтарский
улус
поздравительную
открытку с праздником Победы. Работу оформили как презентацию, в создании которой
3
Антон
принимал
посильную
помощь.
Участвовали
во
Всероссийском
творческом
конкурсе,
посвященном
70-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне
образовательного центра «Путь знаний» «Подвиг нашего народа» и заняли
II место в
номинации «Фильм» (май 2015 г.). В ноябре 2015 г. предоставили на улусном этапе
научно-практической конференции «Шаг в будущее» доклад «Спасибо деду за Победу»
и заняли III место. В этом нам помогал брат Гриша, ученик 8 класса
.
Дети с ОВЗ
не могут свободно самостоятельно
передать содержание текста
своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению, а это очень
объемная работа. Поэтому ребенок с ОВЗ не всегда способен рассказать другим о том, что
узнал. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения,
выступить публично. Поэтому информация, которая должна быть защищена в проекте,
должна быть адаптирована и понятна для учащихся (например, изучена ранее). Также при
выступлении
этих
детей
перед
аудиторией
нужен
индивидуа льный
и
дифференцированный
подход.
Выступления
можно
подготовить
в
диалоговой
форме
учитель – ученик, родитель – ученик, ученик – брат. Таким образом, именно с помощью
проектной деятельности учитель старается развить и максимально приблизить детей с
нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для учителя,
работающего с детьми ОВЗ - это не простая задача, так как социум не всегда готов
принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально
продуманные действия не только при создании творческой деятельности в виде проекта,
но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися
детьми.
Например, работа над следующим долгосрочным проектом « Проект зоны отдыха
моего двора» также начался с проблемы: во дворе дома нет уголка отдыха. Мама Антона
во дворе дома постоянно сажает цветы, у них есть огород, теплицы для выращивания
огурцов и помидоров. Осенью в начале сентября обычно стоят очень теплые солнечные
дни. В хорошую погоду на перемене мы выходим во двор отдыхать и заметили, что негде
посидеть и поиграть. Решили поработать над проектом по созданию зоны отдыха с
клумбой для цветов во дворе своими силами. Форма работы -
групповая (семейная).
Нашли
также в интернет- ресурсах примеры уголков отдыха, клумб для цветов. При
изучении материала заметили, что Антон при выборе
уголков и клумб отнесся с
пониманием,
что
слишком
шикарные
готовые
варианты
нам
не
по
силам.
Такое
заключение
мальчика очень обрадовало и удивило нас, так как семья многодетная,
малоимущая, проживают только на пенсии Антона и мамы по его уходу, без помощи отца.
Составили предварительную смету работы – сможем ли мы осилить материально этот
проект.
Начали со сметы. При создании использовать имеющиеся в наличии у семьи
материалы. Антоша вместе с нами сидел, подсчитывал на калькуляторе. Подсчитали и
пришли к выводу, что сможем. Начали работу с января месяца. Выбрали место, какие
цветы будем сажать, определили, чего не хватает для оборудования клумбы, какие купить
недостающие семена,
как подготовить почву для рассады, как посадить семена, как
выращивать цветы и ухаживать за ними. Оборудовали клумбу своими силами, высадили
рассаду. В течение лета ухаживали, поливали,
пропалывали,
разрыхляли почву для
цветов. Проект завершили к осени. Приступили к завершающему этапу работы над
проектом. Проанализировали, что получилось, что не получилось. Работу оформили в
форме доклада. К выполнению данного этапа проекта привлекли опять маму и брата. В
оформлении презентации к докладу Антон принял активное участие. Печатал надписи
к фотографиям. Вставлял картинки и фото. Проект защитил сам Антон в школьном и
улусном
этапе научно-практической конференции
«Шаг в будущее»,
получили
сертификат за участие. Жюри улусной конференции дали рекомендацию на участие в
региональном
этапе научно-практической конференции
«Шаг в будущее». Результат
проекта:
Обучающийся
приобрел
знания, практические умения работы в группе, с
4
другими членами семьи. Приобрел опыт выступления в социуме. Уже строил планы
на будущее по оформлению уголка отдыха в дальнейшем.
Проект - «Всем сердцем поклонись». Проблема - к 74-й годовщине освобождения
города Ржева и 23-летнему юбилею мемориального комплекса воинам-землякам в Ржеве
решили
принять
участие
в
республиканской
научно-практической
конференции
в
номинации
«Рисунок».
Цель:
понять
и
прочувствовать
подвиг
воинов
-
якутян
в
освобождении г. Ржева во время ВОВ.
Изучили
материалы о боях под Ржевом, об
освобождении Ржева, об участии воинов - якутян
в освобождении города. Оформили
результат поисковой работы в рисунок из эпизода Ржевско-Вяземского плацдарма 1943
года
зимнего периода
воинов - якутян
лыжной бригады
«Воины- якутяне за
освобождение г. Ржева зимой 1943 г.» Приняли
участие
в республиканской научно-
практической
конференции
«Всем
сердцем
поклонись».
В
защите
соей
работы
использовали метод мнемотехники. Заняли III место, получили диплом и медаль.
Для успешной
самореализации
ребенка, обучающегося на дому,
в социуме
необходимо вывести ребенка за рамки
одного жилого дома,
в различные детские
организации, в секции, кружки и т. д. С 6-го класса посещаем с Антоном в
МБОУ
ДОД Детский Центр «ТУЭЛБЭ» детскую телестудию «Саьар5а», студию «Юный
мультипликатор». Студии приняли участие в создании следующих фильмов и мультиков.
2016 г. - фильм «Мин эбэм дойдута»; 2015 г. - фильм «Человек - паук»; 2016 г. - фильм
«Халк»; 2016 г. - фильм « Счастливое детство»; 2017 г. - клип «Если б не было войны»;
клип «Живые голоса ветеранов». Эти работы участвовали и занимали призовые места в
Республиканском
фестивале анимации в рамках фестиваля «Мир вокруг нас» (апрель
2016 г.) - I место; в Республиканском фестивале анимации «Мультляндия» в номинации
«Музыкальный клип» (апрель
2017 г.) - I место;
в IV республиканском
фестивале
детских телестудий «Живые голоса ветеранов» (май 2017 г.) - I место.
Также посещаем логопедический кабинет при центре МКУ «УО МО «Намский
улус» РС(Я)
Благотворительного
фонда
«Лебедь» Намского улуса,
занятия «Часа
психологии», часы лечебной физкультуры в школе.
Впоследствии Антон принимал участие в работе форума-семинара «Развитие
инклюзивного образования в МО «Намский улус» в ноябре 2016 года; форума-семинара
для детей с ОВЗ и детей-инвалидов республиканского фонда «Харысхал» в г. Якутске в
2016 году; был приглашен на новогоднюю елку главы Намского улуса в 2017 году; также
был номинирован на встречу главы республики Е.А.Борисовым с одаренными детьми в
мае 2017 года в г. Якутске.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень
эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность
экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем
социуме.
Сопровождая проектно - исследовательскую деятельность детей с нарушениями в
развитии, учителю нужно всегда помнить о том, что:
Надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность,
сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым
менять что-то в себе;
Быть с ребенком в постоянном диалоге, исключить критические оценки,
обладать навыками активного слушания, гибкости и творческого подхода, так как дети с
особенностями
здоровья,
как
правило,
ранимы,
высоко
критичны
к
себе,
быстро
утомляемы;
5
Не торопить ребенка, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения:
спокойный тон, поддержка,
похвала – необходимы; быть внимательным к состоянию
ребёнка, так как дети с ОВЗ быстро устают и отвлекаются.
Использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, они
больше своего ребенка радуются успехам ребенка и имеют огромное желание помочь
своим детям развиваться и совершенствоваться.
6