Напоминание

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду


Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональное развитие ребенка в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

КАСЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396701 Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка. ул.Советская, 6

Тел. 5-8-270, e-mail: Kasyanka@yandex

Статья на тему:

Эмоциональное развитие ребёнка в детском саду.

«Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение

воспитателя к своему питомцу является в конечном счёте побуждением к

труду души, чем тоньше и нежнее оно, это бобуждение, тем больше силы,

исходящие из глубины души, тем в дольшей мере становится маленький

человек воспитателем самого себя».

В.А.Сухомлинский.

Ребёнок рождается на свет с определёнными рождёнными задатками, они

создают лишь некоторые предпосылки для его психического развития, ни

определяя ни характера, ни уровня этого развития, каждый ребёнок обладает

огромным потенциалом , но вся проблема заключается в том, чтобы создать

оптимальные условия для их выявления и реализации.

Процесс воспитания предпологает не только активное воздействие

взрослого на ребёнка, но и деятельность самого ребёнка (игровую, трудовую,

образовательную), имеющую свои цели, направленность, мотив. Вот поэтому

правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство

ею является важной воспитательно - образователной задачей.

А.С.Макаренко писал: «От того, как мы воспитаем ребёнка в дошкольном

возрасте, во многом зависит эффективность его обучения в школе, а также в

известной мере, его успехи в дальнейшей трудовой деятельности, в жизни».

На каждой возрастно ступени складывается определённый

психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат

развития, структура и функциональный возможности юудущей личности.

Так, при благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во

время игры, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно

развивается сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-

образного мышления, творческого воображения. В данном возрасте

складываются и взаимоотношния со взрослыми и сверстниками,

предпочтения и интересы. Если в данном возрасте эти процессы не будут

хорошо сформированны, то восполнить данный недостаток далее окажется

очень трудно. А подчас невозможно, что нанесёт огромный ущерб

воспитанию и обучению ребёнка в школе, и егодальнейшему развитию.

Развитие ребёнка, представляет собой не совокупность различног рода

интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное,

целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней

регуляции поведения и хаоактеризующееся системным соподчинением

мотивов деятельности ребёнка.

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий

социальный

мир,

установления

разнообразных

взаимоотношений

с

взрослыми

и

сверстниками,

пробуждению

гуманных

чувств.

Высокая

эмоциональная

отзывчивость,

яркая

окрашенность

психической

жизни

и

практического

опыта

составляет

характерную

особенность

дошкольного

возраста

.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное

направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой

детской

душе

гуманные

чувства,

стремление

к

сотрудничеству

и

положительному самоутверждению.

Современные научные данные убедительно показывают, что результатам

положительно-правильного эмоционального детского опыта является доверие

к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми.

Это

обеспечивает

основу

для

позитивной

самореализации

растущей

личности.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное

внимание

в

отличие

от

его

интеллектуального

развития.

Однако,

как

справедливо

указывали

Л.С.

Выготский

и

А.В.

Запорожец,

только

согласованное

функционирование

этих

двух

систем,

их

единство

может

обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной

сферы

должны

рассматриваться

в

качестве

одной

из

наиболее

важных,

приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере

ребенка.

Меняются

его

взгляды

на

мир

и

отношения

с

окружающими.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но

сама

по

себе

эмоциональная

сфера

качественно

не

изменяется.

Ее

необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах и планшетах, дети

стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в

значительной

степени

обогащает

чувственную

сферу.

Современные

дети

стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на

развитие эмоциональной сферы очень актуальна и

важна. Именно поэтому по

самообразованию я взяла тему «Развитие эмоциональной сферы ребенка 6-7 лет».

В нашем детском саду мы работаем по программе «Детство». Примерная

образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.

Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-

Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.

Социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается, как

центральное направление воспитательного процесса в соврименном ДОУ.

Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей

составляющей

образовательного

содержания

заданного

в

программе

«Детство».

Единый подход к развитию эмоционального мира ребенка в процессе

освоения

ведущих

сфер

действительности

составляет

важный

фактор

целостности его социально-эмоционального развития.

Образовательное

пространство

развития

современного

дошкольника,

обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия:

природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир

художественной литературы.

У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние

человека,

выраженное

разными

средствами:

языком

живописи,

музыки,

художественной

литературы,

театра,

кино,

фотографии.

Одновременно

развивается умение понимать и установление созвучность эмоционального

состояния

человека

и

соответствующего

настроения

в

музыке,

поэзии,

живописи, природе.

Эмоционально комфортное состояние каждого ребенка в детском саду

составляет

базовое

условие

реализации

программы

эмоционального

развития.

Все

акты

взаимодействия

воспитателя

с

детьми

должны

быть

обращены, в первую очередь, к их эмоциям.

Работая с ребятами,перед собой я поставила следующие задачи:

1.

Развивать

эмоциональную

отзывчивость

детей

по

отношению

к

важнейшим

объектам

в

каждой

сфере

(продукты

труда

людей,

объекты

природы, произведения искусства и т.п.);

2. Создание эмоциональной готовности детей, участвовать в том или ином

виде деятельности, субъективных побуждений к взаимодействию с разными

сферами бытия;

3. Обогащать

чувства детей, развитие способности пользоваться языком

эмоций,

адекватно

выражать

ситуации

и

регулировать

свои

чувства

во

взаимодействии

с

другими

людьми

в

каждой

из

осваиваемых

сфер

действительности.

В НОД, в процессе практической деятельности и общения я постоянно

опираюсь на положительные чувства детей, стараюсь поддерживать высокий

эмоциональный

настрой;

помогаю

детям

переживать

соответствующие

чувства в связи с процессом и результатами их деятельности. Например:

«Ребята, посмотрите какие красивые у нас получились рисунки, давайте

подарим их кукле Маше, чтобы она не грустила. А как мы еще можем ее

утешить? (Можно обнять, погладить по голове, улыбнуться…)».

Для детей в своей группе я провожу беседы. Основные темы:

– Давайте жить дружно и весело!

- Мы вместе в детском саду,- большая и дружная семья!

-Доброта, украшает человека!

– Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Основной задачей является: дать правильное направление эмоциональному

развитию

ребенка,

пробудить

в

восприимчивой

детской

душе

гуманные

чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

.

Основная цель

работы – ввести ребенка в сложный мир человеческих

эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить,

что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Задачи:

— Развивать навыки социального поведения;

Способствовать

повышению

уверенности

в

себе

и

развитию

самостоятельности;

— Формировать позитивное отношение к своему «Я»;

Учить

ребенка

выражать

свое

отношение

к

другим

людям

(разными

способами).

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их

и

позволяет

получить

более

яркий

опыт

проживания

эмоциональных

ситуаций.

На занятиях мы знакомимся с разным эмоциональным состоянием (робость,

радость, страх, самодовольство, стыд, вина и т.д.). И меня очень радует, что

дети моей группы могут различать основные эмоции и чувства. Большое

удовольствие им доставляет выражать их с помощью мимики и жестов.

Использую постоянный ритуал начала занятий: «волшебный клубочек»,

«Дружба начинается с улыбки», «комплименты». И заканчиваю ритуалом

прощания: «Круг друзей», «Солнечные лучики» и т.д.

Детям очень нравится слушать сказки, обращаться с вопросами по

поводу

событий

(«Как

вы

думаете,

что

будет

дальше?»).

Моя

задача

пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Чтобы повысить

интерес детей к занятиям, использую игры перевоплощения, игры-беседы с

обсуждением и анализом ситуации, этические сказки, пластические этюды,

музыкальная терапия.

Через эти игры учу детей находить различное эмоциональное состояние

людей,

видеть

выражение

разных

состояний

в

реальной

жизни

и

иллюстрациях.

А

такие

игры,

как

«Природа

и

настроение»,

«Цвет

и

настроение»,

учат

детей

видеть

связь

между

природными

явлениями

и

настроением, цветом и настроением.

В самостоятельной деятельности беседую с детьми на темы: «Ссора с

куклой»,

«Никтошки

пошли

гулять»

(кукольная

инсценировка).

Составь

рассказ «Когда мне плохо». Мои воспитанники хорошо сравнивают мимику и

жесты игрушек. Рассматриваю с детьми их фотографии, выясняю, какое

настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг,

радость, грусть и т.д

Свои чувства, эмоции, выражаем в рисунках. Темы рисования: «Мои сны»,

«Нарисуй свой страх», «Победи его», «Самый веселый праздник», «Я и мое

имя», «Подумай и изобрази», «Моя семья».

Оформила стенд «Какое у меня настроение». После занятий дети подходят к

стенду и прикрепляют свое фото к определенное пиктограмме (спокойный,

веселый, грустный

В группе организуем развивающую среду так, чтобы дети, приходя в

группу,

находили

для

себя

игру,

т.к.

она

является

основным

видом

деятельности

дошкольника.

Придуманные

детьми

игры

способствуют

развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных

задач, т.к. дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют.

Воспитательные задачи решаем ежедневно. И без тесной связи с семьей их

осуществить

практически

невозможно,

т.к.

именно

семья

закладывает

в

ребенке фундамент нравственных чувств и создает сердцевину человеческой

личности.

Я составила план работы с родителями. Оформила папки-передвижки: «Как

помочь ребенку преодолеть страх», «Родители, разоружайтесь!», «Когда дети

дерутся».

Поместила

статью

в

родительский

уголок

на

тему

«Развитие

эмоционального мира детей».

Провела консультацию «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»,

родители делились опытом, как они занимаются с детьми в свободное время.

Напомнила родителям, чтобы беседовали о прочитанном , задавали вопросы:

«Почему Диме было стыдно или страшно?»

Родители принимают активное участие в праздниках, в субботниках, в

походах. Это укрепляет семейные привязанности

Готовим родительское собрание с показом различных занятий.

Разнообразные события, переживаем с детьми в реальных игровых и

условных ситуациях, возникающих по инициативе воспитателя, и стихийно,

обогащают эмоциональный мир дошкольника, делают понятным язык эмоций

и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и

социального взаимодействия с окружающими людьми.

В дальнейшем я продолжу работу над этой темой. Для того, чтобы к концу

подготовительной

группы

дети

были

готовы

к

свободному

общению

с

сверстниками и взрослыми, научились управлять собственными эмоциями,

видели связь между поступками и чувствами, настроением и поведением. Это

поможет избежать многих трудностей, связанных с вхождением в школьный

коллектив.

Список литературы:

1. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов //

Дошкольное воспитание. - 1976 .

2. Бреслав, Г. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 1984.

3. Буров, А. Эмоция, чувство и отношение / А.И. Буров // Вопросы

психологии - 1966 - №1.

4. Воробьева, П. Программно-методическое руководство по организации

занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и

младшего школьного возраста / П. Воробьева. - М.: 1992.

5. Кряжева Н.Л., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.

6. Методические советы к программе «Детство» под редакцией Т.И. Батаевой.

– М.: Детство-Пресс, 2001.

Автор: Михайлова

Елена

Анатольевна,

воспитатель

ДОУ

МКОУ

Касьяновская

СОШ.

Статья размещена в авторской редакции.



В раздел образования