Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Касьяновская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональное развитие ребенка в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
КАСЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Кантемировского муниципального района Воронежской области
396701 Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка. ул.Советская, 6
Тел. 5-8-270, e-mail: Kasyanka@yandex
Статья на тему:
Эмоциональное развитие ребёнка в детском саду.
«Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение
воспитателя к своему питомцу является в конечном счёте побуждением к
труду души, чем тоньше и нежнее оно, это бобуждение, тем больше силы,
исходящие из глубины души, тем в дольшей мере становится маленький
человек воспитателем самого себя».
В.А.Сухомлинский.
Ребёнок рождается на свет с определёнными рождёнными задатками, они
создают лишь некоторые предпосылки для его психического развития, ни
определяя ни характера, ни уровня этого развития, каждый ребёнок обладает
огромным потенциалом , но вся проблема заключается в том, чтобы создать
оптимальные условия для их выявления и реализации.
Процесс воспитания предпологает не только активное воздействие
взрослого на ребёнка, но и деятельность самого ребёнка (игровую, трудовую,
образовательную), имеющую свои цели, направленность, мотив. Вот поэтому
правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство
ею является важной воспитательно - образователной задачей.
А.С.Макаренко писал: «От того, как мы воспитаем ребёнка в дошкольном
возрасте, во многом зависит эффективность его обучения в школе, а также в
известной мере, его успехи в дальнейшей трудовой деятельности, в жизни».
На каждой возрастно ступени складывается определённый
психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат
развития, структура и функциональный возможности юудущей личности.
Так, при благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во
время игры, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно
развивается сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-
образного мышления, творческого воображения. В данном возрасте
складываются и взаимоотношния со взрослыми и сверстниками,
предпочтения и интересы. Если в данном возрасте эти процессы не будут
хорошо сформированны, то восполнить данный недостаток далее окажется
очень трудно. А подчас невозможно, что нанесёт огромный ущерб
воспитанию и обучению ребёнка в школе, и егодальнейшему развитию.
Развитие ребёнка, представляет собой не совокупность различног рода
интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное,
целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней
регуляции поведения и хаоактеризующееся системным соподчинением
мотивов деятельности ребёнка.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий
социальный
мир,
установления
разнообразных
взаимоотношений
с
взрослыми
и
сверстниками,
пробуждению
гуманных
чувств.
Высокая
эмоциональная
отзывчивость,
яркая
окрашенность
психической
жизни
и
практического
опыта
составляет
характерную
особенность
дошкольного
возраста
.
Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное
направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой
детской
душе
гуманные
чувства,
стремление
к
сотрудничеству
и
положительному самоутверждению.
Современные научные данные убедительно показывают, что результатам
положительно-правильного эмоционального детского опыта является доверие
к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми.
Это
обеспечивает
основу
для
позитивной
самореализации
растущей
личности.
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное
внимание
в
отличие
от
его
интеллектуального
развития.
Однако,
как
справедливо
указывали
Л.С.
Выготский
и
А.В.
Запорожец,
только
согласованное
функционирование
этих
двух
систем,
их
единство
может
обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной
сферы
должны
рассматриваться
в
качестве
одной
из
наиболее
важных,
приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере
ребенка.
Меняются
его
взгляды
на
мир
и
отношения
с
окружающими.
Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но
сама
по
себе
эмоциональная
сфера
качественно
не
изменяется.
Ее
необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах и планшетах, дети
стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в
значительной
степени
обогащает
чувственную
сферу.
Современные
дети
стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на
развитие эмоциональной сферы очень актуальна и
важна. Именно поэтому по
самообразованию я взяла тему «Развитие эмоциональной сферы ребенка 6-7 лет».
В нашем детском саду мы работаем по программе «Детство». Примерная
образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-
Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
Социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается, как
центральное направление воспитательного процесса в соврименном ДОУ.
Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей
составляющей
образовательного
содержания
заданного
в
программе
«Детство».
Единый подход к развитию эмоционального мира ребенка в процессе
освоения
ведущих
сфер
действительности
составляет
важный
фактор
целостности его социально-эмоционального развития.
Образовательное
пространство
развития
современного
дошкольника,
обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия:
природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир
художественной литературы.
У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние
человека,
выраженное
разными
средствами:
языком
живописи,
музыки,
художественной
литературы,
театра,
кино,
фотографии.
Одновременно
развивается умение понимать и установление созвучность эмоционального
состояния
человека
и
соответствующего
настроения
в
музыке,
поэзии,
живописи, природе.
Эмоционально комфортное состояние каждого ребенка в детском саду
составляет
базовое
условие
реализации
программы
эмоционального
развития.
Все
акты
взаимодействия
воспитателя
с
детьми
должны
быть
обращены, в первую очередь, к их эмоциям.
Работая с ребятами,перед собой я поставила следующие задачи:
1.
Развивать
эмоциональную
отзывчивость
детей
по
отношению
к
важнейшим
объектам
в
каждой
сфере
(продукты
труда
людей,
объекты
природы, произведения искусства и т.п.);
2. Создание эмоциональной готовности детей, участвовать в том или ином
виде деятельности, субъективных побуждений к взаимодействию с разными
сферами бытия;
3. Обогащать
чувства детей, развитие способности пользоваться языком
эмоций,
адекватно
выражать
ситуации
и
регулировать
свои
чувства
во
взаимодействии
с
другими
людьми
в
каждой
из
осваиваемых
сфер
действительности.
В НОД, в процессе практической деятельности и общения я постоянно
опираюсь на положительные чувства детей, стараюсь поддерживать высокий
эмоциональный
настрой;
помогаю
детям
переживать
соответствующие
чувства в связи с процессом и результатами их деятельности. Например:
«Ребята, посмотрите какие красивые у нас получились рисунки, давайте
подарим их кукле Маше, чтобы она не грустила. А как мы еще можем ее
утешить? (Можно обнять, погладить по голове, улыбнуться…)».
Для детей в своей группе я провожу беседы. Основные темы:
– Давайте жить дружно и весело!
- Мы вместе в детском саду,- большая и дружная семья!
-Доброта, украшает человека!
– Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Основной задачей является: дать правильное направление эмоциональному
развитию
ребенка,
пробудить
в
восприимчивой
детской
душе
гуманные
чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
.
Основная цель
работы – ввести ребенка в сложный мир человеческих
эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить,
что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Задачи:
— Развивать навыки социального поведения;
—
Способствовать
повышению
уверенности
в
себе
и
развитию
самостоятельности;
— Формировать позитивное отношение к своему «Я»;
—
Учить
ребенка
выражать
свое
отношение
к
другим
людям
(разными
способами).
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их
и
позволяет
получить
более
яркий
опыт
проживания
эмоциональных
ситуаций.
На занятиях мы знакомимся с разным эмоциональным состоянием (робость,
радость, страх, самодовольство, стыд, вина и т.д.). И меня очень радует, что
дети моей группы могут различать основные эмоции и чувства. Большое
удовольствие им доставляет выражать их с помощью мимики и жестов.
Использую постоянный ритуал начала занятий: «волшебный клубочек»,
«Дружба начинается с улыбки», «комплименты». И заканчиваю ритуалом
прощания: «Круг друзей», «Солнечные лучики» и т.д.
Детям очень нравится слушать сказки, обращаться с вопросами по
поводу
событий
(«Как
вы
думаете,
что
будет
дальше?»).
Моя
задача
–
пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Чтобы повысить
интерес детей к занятиям, использую игры перевоплощения, игры-беседы с
обсуждением и анализом ситуации, этические сказки, пластические этюды,
музыкальная терапия.
Через эти игры учу детей находить различное эмоциональное состояние
людей,
видеть
выражение
разных
состояний
в
реальной
жизни
и
иллюстрациях.
А
такие
игры,
как
«Природа
и
настроение»,
«Цвет
и
настроение»,
учат
детей
видеть
связь
между
природными
явлениями
и
настроением, цветом и настроением.
В самостоятельной деятельности беседую с детьми на темы: «Ссора с
куклой»,
«Никтошки
пошли
гулять»
(кукольная
инсценировка).
Составь
рассказ «Когда мне плохо». Мои воспитанники хорошо сравнивают мимику и
жесты игрушек. Рассматриваю с детьми их фотографии, выясняю, какое
настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг,
радость, грусть и т.д
Свои чувства, эмоции, выражаем в рисунках. Темы рисования: «Мои сны»,
«Нарисуй свой страх», «Победи его», «Самый веселый праздник», «Я и мое
имя», «Подумай и изобрази», «Моя семья».
Оформила стенд «Какое у меня настроение». После занятий дети подходят к
стенду и прикрепляют свое фото к определенное пиктограмме (спокойный,
веселый, грустный
В группе организуем развивающую среду так, чтобы дети, приходя в
группу,
находили
для
себя
игру,
т.к.
она
является
основным
видом
деятельности
дошкольника.
Придуманные
детьми
игры
способствуют
развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных
задач, т.к. дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют.
Воспитательные задачи решаем ежедневно. И без тесной связи с семьей их
осуществить
практически
невозможно,
т.к.
именно
семья
закладывает
в
ребенке фундамент нравственных чувств и создает сердцевину человеческой
личности.
Я составила план работы с родителями. Оформила папки-передвижки: «Как
помочь ребенку преодолеть страх», «Родители, разоружайтесь!», «Когда дети
дерутся».
Поместила
статью
в
родительский
уголок
на
тему
«Развитие
эмоционального мира детей».
Провела консультацию «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»,
родители делились опытом, как они занимаются с детьми в свободное время.
Напомнила родителям, чтобы беседовали о прочитанном , задавали вопросы:
«Почему Диме было стыдно или страшно?»
Родители принимают активное участие в праздниках, в субботниках, в
походах. Это укрепляет семейные привязанности
Готовим родительское собрание с показом различных занятий.
Разнообразные события, переживаем с детьми в реальных игровых и
условных ситуациях, возникающих по инициативе воспитателя, и стихийно,
обогащают эмоциональный мир дошкольника, делают понятным язык эмоций
и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и
социального взаимодействия с окружающими людьми.
В дальнейшем я продолжу работу над этой темой. Для того, чтобы к концу
подготовительной
группы
дети
были
готовы
к
свободному
общению
с
сверстниками и взрослыми, научились управлять собственными эмоциями,
видели связь между поступками и чувствами, настроением и поведением. Это
поможет избежать многих трудностей, связанных с вхождением в школьный
коллектив.
Список литературы:
1. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов //
Дошкольное воспитание. - 1976 .
2. Бреслав, Г. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 1984.
3. Буров, А. Эмоция, чувство и отношение / А.И. Буров // Вопросы
психологии - 1966 - №1.
4. Воробьева, П. Программно-методическое руководство по организации
занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и
младшего школьного возраста / П. Воробьева. - М.: 1992.
5. Кряжева Н.Л., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.
6. Методические советы к программе «Детство» под редакцией Т.И. Батаевой.
– М.: Детство-Пресс, 2001.
Автор: Михайлова
Елена
Анатольевна,
воспитатель
ДОУ
МКОУ
Касьяновская
СОШ.
Статья размещена в авторской редакции.