Напоминание

"Арт терапия"


Автор: Жванкова Мария Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Арт терапия"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДХШ»

Конспект урока

на тему:

«Арт терапия»

Подготовила преподаватель

Жванкова Мария Михайловна

Ульяновск

2018

Искусство как терапия и терапия искусством

Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений

практической

психологии

и

психотерапии.

Методы

арт-терапии

весьма

разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода,

помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в

психотерапии.

Фото Василисы Русаковой, рисунок коллективного авторства

Содержание

[Скрыть]

1

Что такое арт-терапия?

2

Кто такой арт-терапевт?

3

Как это работает?

4

Кому нужно арт-терапия в первую очередь?

5

Как это делается?

o

5.1

Индивидуальная арт-терапия

o

5.2

Групповая арт-терапия

6

Как это бывает?

Что такое арт-терапия?

Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию

изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле

понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию,

танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы

методов для детей, подростков и взрослых.

Арт-терапия

используется

как

метод

психологической

коррекции

в

работе

с

детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.

Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-

терапия (англ.: expressive arts therapy), методики которой включают творческую

активность одновременно в разных областях:

в изобразительном искусстве;

в драме;

в движении;

в танце;

в музыке;

в литературном творчестве.

Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х

годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США,

Великобритании

и

других

странах

западной

Европы,

в

Израиле

и

несколько

меньше – России.

Кто такой арт-терапевт?

В арттерапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто

бывает

с

творческими

профессиями.

Пожалуй,

наиболее

важный

профессиональный

инструмент

арт-терапевта

это

его

личность.

Активное

собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-

терапевта. Как же стать арт-терапевтом:

1.

Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии

и затем начинают деятельность в арт-терапевтической студии, как

правило реализуя недирективный подход.

2.

Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое

образование, и затем использовать элементы арт-терапии в своей

обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.

3.

Медицинские работники, как правило – врачи-психиатры, также иногда

проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с

большей эффективностью.

От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его

подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны и это стоит иметь в

виду при выборе специалиста.

Автор: Анри Матисс

Как это работает?

Арт-терапевтические

методы

основаны

на

понимании

искусства

как

способа

выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом

процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной

жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как

цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.

В

творчестве

неизбежно

находят

отражение

внутренние

конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции – все

то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто

механизмами психических защит.

В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном

пространстве творческого объекта.

Этот

экспрессивный

творческий

процесс

терапевтичен

сам

по

себе,

за

счет

собственных ресурсов психики и ее способности к самоисцелению. Кроме того,

присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической

группы)

и

его

безусловное

принятие

пациента

в

творчестве

оказывает

трансформирующее воздействие на межличностном уровне.

Автор: Shin Kwang Ho

То есть, даже просто рисуя что-то свое, молча и на своей волне, в присутствии

арт-терапевта, пациент уже проходит терапию. Глубоко личный, эмоциональный

творческий процесс, разделенный с бережным и принимающим другим человеком

– иногда этого достаточно, чтобы активизировать собственные эмоциональные

ресурсы, гармонизировать душевное состояние и наладить контакт с собой.

Кроме того, созданные творческие работы могут становится

предметом обсуждения, и тогда воздействие осуществляется

за

счет

более

глубокого

понимания

и

принятия

клиентом

самого себя.

Психоаналитические

ориентированные

арт-терапевты

применяют

творческие

работы

как

материал

для

анализа,

интерпретации,

осмысления

символов,

рождения

ассоциаций.

Это

использование

арт-терапии

в

качестве

дорожку

к

бессознательному

клиента,

которая

помогает

ему

наладить

контакт

с

самим

собой.

Весьма популярны методы арт-терапии среди юнгианских аналитиков, которые

исследуют архетипические символы в творчестве и помогают понять, а порой и

изменить глубинную «историю» или «миф», сопровождающий жизненный путь

клиента.

Кому нужно арт-терапия в первую очередь?

Благодаря

тому,

что

арт-терапия

имеет

многоуровневый

терапевтический

потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов. В тех случаях, когда

вербальная

терапия

бесполезна

или

невозможна,

арт-терапия

становится

незаменимой помощью.

Например,

весьма

распространена

арт-терапия

психических

заболеваний

в

стационарных клиниках. Как правило в формате арт-терапевтической группы или

открытой

студии,

арт-терапия

показывает

свою

эффективность

даже

для

пациентов в состоянии острого психоза, когда никакое продуктивное общение

невозможно.

Также

полезна

арт-терапия

для

пожилых

людей,

страдающих

угнетением

ментальных функций (в том числе при старческой деменции), для пациентов с

тяжелыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития,

такими как:

аутизм;

гиперактивность;

задержка психического и речевого развития и другими.

Здоровым

детям,

которые

нуждаются

в

помощи

психолога

из-за

своего

эмоционального

состояния,

страхов

и

других

локальных

неприятностей,

арт-

терапия помогает в качестве диагностического и коррекционного инструмента,

который не требует высокой речевой активности ребенка.

Фото Василисы Русаковой

Среди клинически здоровых людей тоже много тех, кому подходит арт-терапия, так

как она дает возможность развиваться в личностном и в творческом смысле,

помогает

справиться

со

стрессами,

скорректировать

неврозы

и

фобии,

проработать семейные или детско-родительские отношения.

Автор: Paul Klee

Как это делается?

Занятия арт-терапией могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от

направления, формы работы и особенностей подхода. Обычно в начале сессии

происходит

короткое

вступительное

обсуждение,

затем

клиенту

предлагается

выбрать

материал

для

работы

хороших

кабинетах

или

студиях

выбор

материалов

максимально

широкий),

а

затем

взять

какое-то

время

для

самостоятельного

творчества,

после

чего

результат

работы

обсуждается,

анализируется

или

дорабатывается.

Как

создание

работы,

так

и

участие

в

обсуждениях всегда строго добровольно, в любой форме арт-терапии на клиента

не оказывается давление, и он легко может отказаться рисовать, танцевать или

говорить.

Существует

несколько

основных

форм

арт-терапевтической

работы.

Индивидуальная арт-терапия

Это вариант индивидуальной психотерапии или психологической консультации,

при котором клиент занимается творчеством в присутствии специалиста. Это

может быть рисунок на заданную тему или в заданной технике, последовательное

создание художественного образа с сопроводительным рассказом (сказкой), или

свободная спонтанная импровизация.

Обычно

арт-терапевтическая

сессия

длится

немного

дольше

обычной

консультации (от 45 до 120 минут), и за это время клиент успевает погрузиться в

состояние

творческого

потока,

создать

художественный

образ

и

затем

рассмотреть его вместе с терапевтом.

Групповая арт-терапия

Это

по

сути

психотерапевтическая

группа,

которая

может

проходить

в

двух

различных форматах по организации процесса:

1.

Закрытый формат, с постоянным составом участников.

2.

Открытой формат, с возможностью принятия новых членов.

По длительности различаются следующие виды арт-терапии:

1.

Краткосрочная, от нескольких недель до нескольких месяцев.

2.

Долгосрочная, длиной от одного до нескольких лет.

Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трех

часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и

принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои

чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои

собственные, парные или общегрупповые. Как правило до и после создания работ

происходит обсуждение между участниками группы.

Фото Василисы Русаковой

Обычно у группы есть ведущий – профессиональный арт-терапевт, который в той

или иной степени регулирует работу арт-группы. Вмешательство терапевта может

быть минимальным – например, организация занятий, контроль места и времени

проведения, озвучивание правил группы. А может быть и более директивное

участие, например – интерпретация элементов работ, инициативы в обсуждениях,

анализ групповой динамики, предложение тем или материалов для творчества и

так далее.

Групповая

арт-терапия

осуществляется

в

свободно

сформированных

группах,

либо в группах с определенным критерием:

по возрасту;

полу;

профессии;

диагнозу и так далее.

Довольно распространена групповая арт-терапия беременных, а также групповая

арт-терапия в разных видах клинической и социальной реабилитации. Помимо

того, популярностью пользуется:

1.

Детская арт-терапия. Может быть реализована как в индивидуальной,

так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает

насыщенность

занятий

разнообразными

формами

творчества.

В

работе с детьми часто применяется песочная арт-терапия, спонтанное

движение,

танце-двигательная

терапия,

игровая

терапия

и

сказкотерапия.

2.

Семейная

арт-терапия.

Обычно

семейная

арт-терапия,

как

и

семейное консультирование, фокусируется на повышении качества

коммуникации между членами семьи. Методики семейной арт-терапии

включают разнообразные техники совместного творчества, которые

помогают

разобраться

в

семейных

отношениях,

наладить

взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и

мыслями.

3.

Открытая арт-терапевтическая студия. Это одна из распространенных

форм

недирективной

арт-терапии.

Как

правило,

такие

открытые

студии работают при ментальных клиниках, центрах психологической

помощи

или

учреждениях

для

детей

с

особенностями

развития.

Студия может работать несколько раз в неделю или каждый день, и

каждый клиент такой студии имеет возможность добровольно прийти

или уйти в любой момент. В пространстве студии всегда присутствует

один или несколько арт-терапевтов, которые готовы уделить время и

внимание каждому участнику, если у него есть такая потребность. Все

клиенты

могут

использовать

любые

материалы,

которые

есть

в

студии, обсуждать свои чувства и мысли с терапевтами (иногда и с

другими

участниками),

пробовать

разные

формы

поведения

и

экспрессии в безопасной обстановке.

Для

всех

форм

существуют

определенные

общие

и

частные

методики,

упражнения и приемы арт-терапии.

Особенный интерес представляет технология арт-терапии в рамках некоторых

методов, которые стимулируют глубинные эмоциональные ресурсы личности и

обладают мощным трансформирующим потенциалом.

Как это бывает?

Кроме живописи и графики в арт-терапии часто используются и пластические

виды

искусств

создание

макетов

и

инсталляций,

скульптура,

лепка

из

пластилина и так далее.

Лепки

из

глины

в

арт-терапии

оказывает

эффект

за

счет

«переключения»

восприятия

на

сенсомоторный

уровень,

что

позволяет

активизировать

более

глубокие эмоциональные ресурсы.

Манипуляции с глиной расслабляют, снимают мышечное напряжение и позволяют

выразить большой спектр разнообразных чувств. Возможности этой технологии

арт-терапии позволяют осуществлять работу с глиной с теми пациентами, для

которых невозможна изо-терапия (со слепыми и слабовидящими).

Для здоровых людей, у которых развита способность к абстрактному мышлению и

символизации, хорошо подходят визуально-нарративные техники – когда помимо

создания художественных образов создается еще и нарративное сопровождение в

виде рассказа, эссе или комикса.

Такой подход позволяет пациенту выражать свои переживания одновременно на

нескольких уровнях:

телесном;

эмоциональном;

символическом.

Групповая

арт-терапия

позволяет

заниматься

коллективным

литературным

творчеством и исследовать внутригрупповые отношения.

Одним из самых современных направлений арт-терапии является ландшафтная

арт-терапия – этот подход осуществляется в тесном взаимодействии человека с

природой. В рамках таких занятий групповая арт-терапия подразумевает прогулки

и походы на природу, где участники наслаждаются контактом с растительным и

животным миром, погружаются в медитативное созерцание и создают арт-объекты

из

природных

материалов.

Ландшафтный

арт-терапевт

видит

природу

как

неиссякаемый источник ресурсов в эмоциональном и духовном смыслах, и кроме

того высоко ценит богатство символов, которыми наполнен мир живой природы.

Еще одно интересное направление арт-терапии – жестовое рисование. Автор

этого

метода,

шотландский

арт-терапевт

Беверли

О’Корт,

придерживается

холистического

подхода

к

пониманию

человека,

и

считает

важным

условием

успешной терапии хороший контакт пациента с собственным телом.

Беверли О’Корт в Московском центре арт-терапии

Жестовое рисование можно описать как телесную практику, так как в процессе

создания

рисунка

участвует

все

тело

человека,

который

двигается

в

своем

аутентичном внутреннем ритме, как бы танцует свой собственный танец, оставляя

следы краски на огромном полотне.

Для

многих

современных

людей

характерна

сдержанность,

тенденция

к

подавлению

эмоций,

что

отражается

в

телесном

напряжении

и

некоторой

мышечной скованности, поэтому свободное движение помогает им почувствовать

контакт с собственным «Я» и освободиться от внутреннего давления. Подобные

арт-терапевтические

техники,

связанные

с

движением,

могут

быть

весьма

эффективны

для

пациентов,

которые

испытывают

трудности

в

осознании

и

выражении собственных чувств.

Популярностью пользуются разнообразные техники самопомощи, в том числе –

самостоятельные творческие упражнения. Техника арт-терапии в строго научном

смысле не подразумевает самостоятельной практики, но тем не менее многие

находят вполне эффективными для саморегуляции эмоционального состояния

такие

техники,

как

рисование

мандал,

спонтанное

рисование,

раскрашивание

орнаментов и другие.

Во время занятий арт-терапией важна атмосфера, которую создает творческий

процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и

непосредственными, регрессировать к детству, вернуться к живым и ярким своим

чувствам. А творческая и теплая атмосфера арт-терапевтического пространства

располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.

Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на

достижение в...

Проблемы дошкольного образования

Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее

эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении

данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ

НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли

ведущее место по праву принад...

Радуга программа дошкольного образования

Программы краткое описание ПРОГРАММЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОГРАММА «РАДУГА» В 1989 году по заказу Министерства просвещения

РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский коллектив

возглавил...



В раздел образования