Автор: Жванкова Мария Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Арт терапия"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ДХШ»
Конспект урока
на тему:
«Арт терапия»
Подготовила преподаватель
Жванкова Мария Михайловна
Ульяновск
2018
Искусство как терапия и терапия искусством
Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений
практической
психологии
и
психотерапии.
Методы
арт-терапии
весьма
разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода,
помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в
психотерапии.
Фото Василисы Русаковой, рисунок коллективного авторства
Содержание
[Скрыть]
1
Что такое арт-терапия?
2
Кто такой арт-терапевт?
3
Как это работает?
4
Кому нужно арт-терапия в первую очередь?
5
Как это делается?
o
5.1
Индивидуальная арт-терапия
o
5.2
Групповая арт-терапия
6
Как это бывает?
Что такое арт-терапия?
Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию
изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле
понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию,
танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы
методов для детей, подростков и взрослых.
Арт-терапия
используется
как
метод
психологической
коррекции
в
работе
с
детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.
Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-
терапия (англ.: expressive arts therapy), методики которой включают творческую
активность одновременно в разных областях:
в изобразительном искусстве;
в драме;
в движении;
в танце;
в музыке;
в литературном творчестве.
Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х
годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США,
Великобритании
и
других
странах
западной
Европы,
в
Израиле
и
несколько
меньше – России.
Кто такой арт-терапевт?
В арттерапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто
бывает
с
творческими
профессиями.
Пожалуй,
наиболее
важный
профессиональный
инструмент
арт-терапевта
–
это
его
личность.
Активное
собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-
терапевта. Как же стать арт-терапевтом:
1.
Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии
и затем начинают деятельность в арт-терапевтической студии, как
правило реализуя недирективный подход.
2.
Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое
образование, и затем использовать элементы арт-терапии в своей
обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.
3.
Медицинские работники, как правило – врачи-психиатры, также иногда
проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с
большей эффективностью.
От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его
подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны и это стоит иметь в
виду при выборе специалиста.
Автор: Анри Матисс
Как это работает?
Арт-терапевтические
методы
основаны
на
понимании
искусства
как
способа
выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом
процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной
жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как
цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.
В
творчестве
неизбежно
находят
отражение
внутренние
конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции – все
то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто
механизмами психических защит.
В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном
пространстве творческого объекта.
Этот
экспрессивный
творческий
процесс
терапевтичен
сам
по
себе,
за
счет
собственных ресурсов психики и ее способности к самоисцелению. Кроме того,
присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической
группы)
и
его
безусловное
принятие
пациента
в
творчестве
оказывает
трансформирующее воздействие на межличностном уровне.
Автор: Shin Kwang Ho
То есть, даже просто рисуя что-то свое, молча и на своей волне, в присутствии
арт-терапевта, пациент уже проходит терапию. Глубоко личный, эмоциональный
творческий процесс, разделенный с бережным и принимающим другим человеком
– иногда этого достаточно, чтобы активизировать собственные эмоциональные
ресурсы, гармонизировать душевное состояние и наладить контакт с собой.
Кроме того, созданные творческие работы могут становится
предметом обсуждения, и тогда воздействие осуществляется
за
счет
более
глубокого
понимания
и
принятия
клиентом
самого себя.
Психоаналитические
ориентированные
арт-терапевты
применяют
творческие
работы
как
материал
для
анализа,
интерпретации,
осмысления
символов,
рождения
ассоциаций.
Это
использование
арт-терапии
в
качестве
дорожку
к
бессознательному
клиента,
которая
помогает
ему
наладить
контакт
с
самим
собой.
Весьма популярны методы арт-терапии среди юнгианских аналитиков, которые
исследуют архетипические символы в творчестве и помогают понять, а порой и
изменить глубинную «историю» или «миф», сопровождающий жизненный путь
клиента.
Кому нужно арт-терапия в первую очередь?
Благодаря
тому,
что
арт-терапия
имеет
многоуровневый
терапевтический
потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов. В тех случаях, когда
вербальная
терапия
бесполезна
или
невозможна,
арт-терапия
становится
незаменимой помощью.
Например,
весьма
распространена
арт-терапия
психических
заболеваний
в
стационарных клиниках. Как правило в формате арт-терапевтической группы или
открытой
студии,
арт-терапия
показывает
свою
эффективность
даже
для
пациентов в состоянии острого психоза, когда никакое продуктивное общение
невозможно.
Также
полезна
арт-терапия
для
пожилых
людей,
страдающих
угнетением
ментальных функций (в том числе при старческой деменции), для пациентов с
тяжелыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития,
такими как:
аутизм;
гиперактивность;
задержка психического и речевого развития и другими.
Здоровым
детям,
которые
нуждаются
в
помощи
психолога
из-за
своего
эмоционального
состояния,
страхов
и
других
локальных
неприятностей,
арт-
терапия помогает в качестве диагностического и коррекционного инструмента,
который не требует высокой речевой активности ребенка.
Фото Василисы Русаковой
Среди клинически здоровых людей тоже много тех, кому подходит арт-терапия, так
как она дает возможность развиваться в личностном и в творческом смысле,
помогает
справиться
со
стрессами,
скорректировать
неврозы
и
фобии,
проработать семейные или детско-родительские отношения.
Автор: Paul Klee
Как это делается?
Занятия арт-терапией могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от
направления, формы работы и особенностей подхода. Обычно в начале сессии
происходит
короткое
вступительное
обсуждение,
затем
клиенту
предлагается
выбрать
материал
для
работы
(в
хороших
кабинетах
или
студиях
выбор
материалов
максимально
широкий),
а
затем
взять
какое-то
время
для
самостоятельного
творчества,
после
чего
результат
работы
обсуждается,
анализируется
или
дорабатывается.
Как
создание
работы,
так
и
участие
в
обсуждениях всегда строго добровольно, в любой форме арт-терапии на клиента
не оказывается давление, и он легко может отказаться рисовать, танцевать или
говорить.
Существует
несколько
основных
форм
арт-терапевтической
работы.
Индивидуальная арт-терапия
Это вариант индивидуальной психотерапии или психологической консультации,
при котором клиент занимается творчеством в присутствии специалиста. Это
может быть рисунок на заданную тему или в заданной технике, последовательное
создание художественного образа с сопроводительным рассказом (сказкой), или
свободная спонтанная импровизация.
Обычно
арт-терапевтическая
сессия
длится
немного
дольше
обычной
консультации (от 45 до 120 минут), и за это время клиент успевает погрузиться в
состояние
творческого
потока,
создать
художественный
образ
и
затем
рассмотреть его вместе с терапевтом.
Групповая арт-терапия
Это
по
сути
психотерапевтическая
группа,
которая
может
проходить
в
двух
различных форматах по организации процесса:
1.
Закрытый формат, с постоянным составом участников.
2.
Открытой формат, с возможностью принятия новых членов.
По длительности различаются следующие виды арт-терапии:
1.
Краткосрочная, от нескольких недель до нескольких месяцев.
2.
Долгосрочная, длиной от одного до нескольких лет.
Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трех
часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и
принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои
чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои
собственные, парные или общегрупповые. Как правило до и после создания работ
происходит обсуждение между участниками группы.
Фото Василисы Русаковой
Обычно у группы есть ведущий – профессиональный арт-терапевт, который в той
или иной степени регулирует работу арт-группы. Вмешательство терапевта может
быть минимальным – например, организация занятий, контроль места и времени
проведения, озвучивание правил группы. А может быть и более директивное
участие, например – интерпретация элементов работ, инициативы в обсуждениях,
анализ групповой динамики, предложение тем или материалов для творчества и
так далее.
Групповая
арт-терапия
осуществляется
в
свободно
сформированных
группах,
либо в группах с определенным критерием:
по возрасту;
полу;
профессии;
диагнозу и так далее.
Довольно распространена групповая арт-терапия беременных, а также групповая
арт-терапия в разных видах клинической и социальной реабилитации. Помимо
того, популярностью пользуется:
1.
Детская арт-терапия. Может быть реализована как в индивидуальной,
так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает
насыщенность
занятий
разнообразными
формами
творчества.
В
работе с детьми часто применяется песочная арт-терапия, спонтанное
движение,
танце-двигательная
терапия,
игровая
терапия
и
сказкотерапия.
2.
Семейная
арт-терапия.
Обычно
семейная
арт-терапия,
как
и
семейное консультирование, фокусируется на повышении качества
коммуникации между членами семьи. Методики семейной арт-терапии
включают разнообразные техники совместного творчества, которые
помогают
разобраться
в
семейных
отношениях,
наладить
взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и
мыслями.
3.
Открытая арт-терапевтическая студия. Это одна из распространенных
форм
недирективной
арт-терапии.
Как
правило,
такие
открытые
студии работают при ментальных клиниках, центрах психологической
помощи
или
учреждениях
для
детей
с
особенностями
развития.
Студия может работать несколько раз в неделю или каждый день, и
каждый клиент такой студии имеет возможность добровольно прийти
или уйти в любой момент. В пространстве студии всегда присутствует
один или несколько арт-терапевтов, которые готовы уделить время и
внимание каждому участнику, если у него есть такая потребность. Все
клиенты
могут
использовать
любые
материалы,
которые
есть
в
студии, обсуждать свои чувства и мысли с терапевтами (иногда и с
другими
участниками),
пробовать
разные
формы
поведения
и
экспрессии в безопасной обстановке.
Для
всех
форм
существуют
определенные
общие
и
частные
методики,
упражнения и приемы арт-терапии.
Особенный интерес представляет технология арт-терапии в рамках некоторых
методов, которые стимулируют глубинные эмоциональные ресурсы личности и
обладают мощным трансформирующим потенциалом.
Как это бывает?
Кроме живописи и графики в арт-терапии часто используются и пластические
виды
искусств
–
создание
макетов
и
инсталляций,
скульптура,
лепка
из
пластилина и так далее.
Лепки
из
глины
в
арт-терапии
оказывает
эффект
за
счет
«переключения»
восприятия
на
сенсомоторный
уровень,
что
позволяет
активизировать
более
глубокие эмоциональные ресурсы.
Манипуляции с глиной расслабляют, снимают мышечное напряжение и позволяют
выразить большой спектр разнообразных чувств. Возможности этой технологии
арт-терапии позволяют осуществлять работу с глиной с теми пациентами, для
которых невозможна изо-терапия (со слепыми и слабовидящими).
Для здоровых людей, у которых развита способность к абстрактному мышлению и
символизации, хорошо подходят визуально-нарративные техники – когда помимо
создания художественных образов создается еще и нарративное сопровождение в
виде рассказа, эссе или комикса.
Такой подход позволяет пациенту выражать свои переживания одновременно на
нескольких уровнях:
телесном;
эмоциональном;
символическом.
Групповая
арт-терапия
позволяет
заниматься
коллективным
литературным
творчеством и исследовать внутригрупповые отношения.
Одним из самых современных направлений арт-терапии является ландшафтная
арт-терапия – этот подход осуществляется в тесном взаимодействии человека с
природой. В рамках таких занятий групповая арт-терапия подразумевает прогулки
и походы на природу, где участники наслаждаются контактом с растительным и
животным миром, погружаются в медитативное созерцание и создают арт-объекты
из
природных
материалов.
Ландшафтный
арт-терапевт
видит
природу
как
неиссякаемый источник ресурсов в эмоциональном и духовном смыслах, и кроме
того высоко ценит богатство символов, которыми наполнен мир живой природы.
Еще одно интересное направление арт-терапии – жестовое рисование. Автор
этого
метода,
шотландский
арт-терапевт
Беверли
О’Корт,
придерживается
холистического
подхода
к
пониманию
человека,
и
считает
важным
условием
успешной терапии хороший контакт пациента с собственным телом.
Беверли О’Корт в Московском центре арт-терапии
Жестовое рисование можно описать как телесную практику, так как в процессе
создания
рисунка
участвует
все
тело
человека,
который
двигается
в
своем
аутентичном внутреннем ритме, как бы танцует свой собственный танец, оставляя
следы краски на огромном полотне.
Для
многих
современных
людей
характерна
сдержанность,
тенденция
к
подавлению
эмоций,
что
отражается
в
телесном
напряжении
и
некоторой
мышечной скованности, поэтому свободное движение помогает им почувствовать
контакт с собственным «Я» и освободиться от внутреннего давления. Подобные
арт-терапевтические
техники,
связанные
с
движением,
могут
быть
весьма
эффективны
для
пациентов,
которые
испытывают
трудности
в
осознании
и
выражении собственных чувств.
Популярностью пользуются разнообразные техники самопомощи, в том числе –
самостоятельные творческие упражнения. Техника арт-терапии в строго научном
смысле не подразумевает самостоятельной практики, но тем не менее многие
находят вполне эффективными для саморегуляции эмоционального состояния
такие
техники,
как
рисование
мандал,
спонтанное
рисование,
раскрашивание
орнаментов и другие.
Во время занятий арт-терапией важна атмосфера, которую создает творческий
процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и
непосредственными, регрессировать к детству, вернуться к живым и ярким своим
чувствам. А творческая и теплая атмосфера арт-терапевтического пространства
располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.
Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова
взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на
достижение в...
Проблемы дошкольного образования
Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее
эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении
данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...
Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица
ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ
НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли
ведущее место по праву принад...
Радуга программа дошкольного образования
Программы краткое описание ПРОГРАММЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОГРАММА «РАДУГА» В 1989 году по заказу Министерства просвещения
РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский коллектив
возглавил...